Последние годы жизни писателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последние годы жизни писателя



Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полуношники» - к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Статьи Лескова на церковную тематику вызвали сомнения в благонадёжности автора. В 1883 году он был уволен со службы.

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию 10-томное собрание собственных сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно - 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы, в том числе роман «соборяне») задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).

Повесть «Заячий ремиз» (1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после революции.

Лесков был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.

Последние пять лет жизни Лескова мучили приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище. За два года до смерти писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

В 1974 году в Орле открылся музей Лескова.

Художественный мир Лескова

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».

У Лескова не найти устоявшихся типов «лишнего человека», «кающегося дворянина», «маленького человека». Герои Лескова ‒ крестьяне, мещане, священники, ремесленники и купцы – тот самый русский народ, который Лесков знал изнутри, в отличие от большинства писателей-народников: «Я…думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом…»

Но стоит заметить, что Лесков не идеализирует русский народ. Толстой считал крестьянина носителем жизненной мудрости и христианской правды. Достоевский верил, что «в народе всё наше спасение» и нужно «преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа». Лесков же говорил: «Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги».

В литературоведении есть понятие «лесковский человек». «Лесковский человек» – это образ, воплощающий народный характер. В нём простодушие сочетается с хитрецой, открытость с загадочностью, чистота с греховностью. Но при этом «лесковский человек» обладает невероятной духовной силой и живёт по закону совести. Это человек дела, а не человек идеи. Герои Николая Семёновича всегда находятся в гуще жизни, они действуют, а не рассуждают.

Он не скрывал тёмной стороны русского народа: дремучей необразованности, косности, а иногда и звериной жестокости. Приобщение народа к современным достижениям общества он считал необходимым.

Лесков был в вечном поиске положительных типов русских людей. Тех добрых, честных, художественно одарённых и богатых натур, которые были для него залогом будущего России.

Нельзя не сказать об артистичности лесковских героев, тонко чувствующих красоту окружающего мира. Для Лескова художником и артистом виделся любой человек, который талантливо и увлечённо делает своё дело. Будь то заводчик лошадей, прачка, портной и так далее. Например, главным героем рассказа «Тупейный художник» является талантливый парикмахер.

Лучшие черты лесковского стиля – великолепный характерный язык, бурлескные положения, поразительные истории. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Фольклорность многих произведений Лескова, использование простонародных словечек и выражений, необычные герои писателя и его идеи не находили понимания в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.005 с.)