Начало литературной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало литературной деятельности



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим, яснее видишь запутанного русского человека, который, даже когда он искренно верует красоте и свободе, ухитряется быть рабом веры своей и угнетателем ближнего».

Максим Горький

Сегодня на занятии мы:

– узнаем, как складывалась судьба Николая Семёновича Лескова;

– попытаемся разгадать особенности художественного мира Лескова;

– разберёмся, кто такой «лесковский человек» и какими качествами он обладает, каковы праведники Лескова;

– рассмотрим проблематику и образы романа «Соборяне».

  1. Детство, отрочество, юность

Николай Семёнович Лесков - один из крупнейших русских писателей, гений которого долгое время не был признан. В своих произведениях он воплотил «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет — и сладко, и горько, и нежно, и дымно». Писатель был убеждён, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям».

Николай Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников (тетки Лескова) гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.

В отличие от других крупных русских писателей своего времени, Лесков не принадлежал к столбовому дворянству. О своём происхождении Лесков говорил так: «мы из колокольных дворян». «Колокольными дворянами» называли выходцев из духовенства, недавно получивших дворянство. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

Лесков рос среди людей из разных сословий: из духовенства (дед), купечества (бабушка), чиновничества (отец), дворянства (мать), - людей очень разных по воспитанию и уровню образования. Единой культурной среды, в которой воспитывались, например, Пушкин или Тургенев, у Лескова не было. Мальчик находился под сильным религиозным влиянием матери и бабушки. С бабушкой он побывал в монастырях, заинтересовался  раскольниками.

В семье было пятеро детей, Николай - старший ребёнок.

Воспитывался в основном в с. Горохове в семье Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств на домашнее образование.

В 1839 году, когда отец покинул службу, семья переезжает в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Там Лесков знакомится с нравами простого народа. Позднее Лесков часто вспоминал Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я вырос в народе. Я с народом был свой человек...».

Учёба даётся Николаю тяжело. В результате учёбы в течение пяти лет в Орловской гимназии (в 1841-1846 гг.) ему удаётся получить свидетельство лишь об окончании двух классов. Сам он говорит: «В науках далеко не зашёлся». Бессмысленная зубрёжка, жестокие порядки и телесные наказания вызывали у него отвращение. Биографы винят в этом систему образования тех времён.

В 1847 г. поступил на службу в палату Орловского уголовного суда, где ранее работал его отец. В 1848 г. отец умер от холеры. Все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 г. при помощи дяди-профессора С.П. Алферьева перевёлся на службу в Киев чиновником казенной палаты, жил в семье дяди. В доме Алферьева собирался весь цвет киевской интеллигенции, преподаватели и лучшие студенты университета. Для молодого чиновника вдруг открылся целый мир. Лесков рьяно взялся за учёбу, вольнослушателем посещал лекции в университете, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами.

С 1857 г. поступил на коммерческую службу – стал разъездным агентом в торговой компании мужа тётки в Пензе, по делам предприятия отправлялся «в странствования по России», что способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. Вынесенные из этих поездок яркие впечатления и весьма любопытные наблюдения так и просились на белый лист.

Обзор романа «Соборяне»

История создания. Первая книга была опубликована - пока ещё под названием «Чающие движения воды» и под псевдонимом М. Стебницкий - в журнале «Отечественные записки». Издатель журнала А. Краевский начал самовольно его редактировать и сокращать. По требованию Лескова публикация была остановлена.

В 1868-м году Лесков отдал роман (под названием «Божедомы») в журнал «Литературная библиотека». На этот раз публикации помешало закрытие журнала. Предложив роман ещё нескольким изданиям, в конце концов Лесков остановился на «Русском вестнике» Михаила Каткова. Там роман и вышел под привычным нам названием. При публикации Лесков посвятил «Соборян» Алексею Константиновичу Толстому.

Жанр. На жанровом определении «романная хроника» настоял сам автор. И для понимания книги это принципиально важно. Лесков хотел написать роман бытовой, исторический, но без исторических лиц, где было бы описание времени, быта, нравов, воспроизведен язык того времени. У него все по-домашнему: повседневная, обывательская, мирная жизнь, но переполненная треволнениями. Он нашел такую форму романа, до которой другие не доходили - роман-хроника, роман-летопись. Это хроника не поколений, а отрезка времени. Характеры центральных персонажей автор проверяет ходом времени.

Смысл названия. В работе Лескова над хроникой одновременно с поиском формы изменялось и название: от изображения типов русского характера с их стремлением к духовному преобразованию («Чающие движения воды»), к православным корням национального характера («Божедомы»), и далее к изображению соборности русской души («Соборяне»).

Соборность – ведущая категория русского православия. Термин «соборность» отражает единение духовного бытия нации посредством божественной благодати и взаимной любви. Соборяне – это единство героев вокруг собора, Православной Церкви; это герои, объединенные, в первую очередь, единством своего духовного бытия со всей нацией посредством соборности Церкви.

Тема. Повествователь в начале хроники предупреждает, что предметом его рассказа будет «житье-бытье» обитателей старгородской соборной поповки. Их рачение, искренность, готовность бороться за веру не находят в России должного места.

Проблематика. В «Соборянах» в центре повествования анализ сложных, глубинных процессов разрушения общественной целостности, причин ослабления духовных связей между людьми, противодействие «истинного» христианства казённому. Священство в глазах Лескова противопоставлено священноначалию.

Сюжет. В центре повествования - жизнь протоиерея Савелия Туберозова, связанная с различными явлениями русской действительности и быта.

Основное действие «Соборян» происходит в середине 1860-х, но из дневника («демикотоновой книги») протопопа Савелия мы узнаём о его жизни - и, соответственно, о жизни и заботах русского духовенства - предыдущих тридцати пяти лет. Первая запись книги датирована 4 февраля 1831 года, последняя – 4 июня 1865 года. Туберозов был рукоположён в священники в 1831 году. За это время из молодого священника, мечтающего о духовном обновлении своей паствы, он превращается в умудрённого жизнью настоятеля. В 1837-м он произносит искреннюю проповедь, за которую его подвергают консисторскому взысканию, и после этого решает больше не проповедовать. У духовного начальства свои интересы: священник - инструмент церковной политики, и конкретно Туберозову предписано бороться с раскольниками (то есть со старообрядцами). При этом, когда он просит дозволения «иметь на Пасхе словопрение с раскольниками», ему в этом отказывают, - очевидно, опасаясь, «как бы чего не вышло». Церковная бюрократия требовала от священников отчитываться за «обращённых» и «возвращённых» в лоно Церкви, но средства для этого священники должны были изобретать сами. Иногда вмешивалось государство: в 1836 году Туберозов пишет о разрушении по приказу городничего староверческой часовни («Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное») и о том, как староверы собрались на её развалинах для молитвы.

Церковная бюрократия регулярно и попросту вымогала у священников деньги - в своём дневнике Туберозов гневно пишет о коррупции, к которой его склоняют: «…Всего что противнее, это сей презренный, наглый и бесстыжий тон консисторский, с которым говорится: «А не хочешь ли, поп, в консисторию съездить подоиться?» Нет, друже, не хочу, не хочу; поищите себе кормилицу подебелее». Доносить на проступки священника церковному начальству могут даже его собственные причетники, а начальство светское, в свою очередь, относится к священникам без должного почтения.

Из описания семинарского прошлого дьякона Ахиллы - выгнанного за «великовозрастие и малоуспешие» - можно узнать кое-какие подробности о духовных училищах в России, где были распространены пьянство, кулачные бои и воровство из бедности. Несмотря на всё умиление духовенством, Лесков не питал иллюзий о том, как обучали священников. Много в «Соборянах» сказано и о бедности, в которой жили провинциальные священники, церковнослужители и семинаристы. Савелию Туберозову не на что купить себе новую рясу. В дневнике он пересказывает анекдот о студенте духовной академии, который впоследствии сделался знаменитым проповедником: «дом его такого свойства, что коль скоро на него ветер подует, то он весь и движется… А недвижимость - матушка дьячиха да коровка бурая, кои обе ног не двигали, когда отбывал из дому, одна от старости, другая же от бескормицы».

Несмотря на все невзгоды и опалу со стороны властей предержащих, священник остаётся для простых мирян авторитетом и заступником: доброго Савелия называют «поп велий», прося обходить дома прихожан и молиться о ниспослании дождя. Сам он по неуёмности характера постоянно ввязывается в борьбу за веру - и терпит одно поражение за другим. Ничем не заканчивается его попытка основать в губернии общества трезвости, а противостояние учителю-нигилисту Препотенскому власти не принимают всерьёз. В то самое время, как вокруг Туберозова затягивается «длинная петля» чужих интриг, протопоп попадает в страшную грозу, которая чуть не губит его. Спасшись, он принимает это за знамение - и возвращается в город, чтобы отслужить торжественную литургию и уязвить сердца «торгующих во храме». Последнюю проповедь Туберозова народ - «чернь» - принимает с восторгом, а «старгородская интеллигенция», разумеется, в штыки. За протопопом по доносу провокатора Термосесова «выезжают» - увозят под конвоем давать объяснения в губернский город. За дерзкие ответы его в конце концов запрещают в служении, и вскоре он умирает.

После смерти протопопу удаётся победить своих врагов: к похоронам поспевает новость о том, что запрещение с него снято, и Туберозова хоронят в полном облачении. Мелкие бесы романа продолжают пакостить ему: Данилка пытается осквернить громадный надгробный памятник, который на собственные средства, продав всё своё имущество, установил дьякон Ахилла. Но памяти о протопопе это никак не вредит - наоборот, будто сообщает ей дополнительную ценность.

Система образов. Всесословный роман. В нем описаны духовенство, дворянство, нигилисты и народ во всех его проявлениях. Эти группы очень пестрые.

«Соборяне» - книга о бесконечно милом сердцу Лескова провинциальном духовенстве, о людях ревностных, смешных, трогательных. Савелий Туберозов, Ахилла, Захария… Среда русского духовенства обычно была объектом критики, изображалась только пародийно-сатирически. Н.С.Лесков же нарушает традицию, но жизнь его героев не напоминает житие канонических праведников, хотя и соотносится с ними.

В «Соборянах» изображается дворянский круг: градоначальник, почтмейстер, почтмейстерша - снисходительно относятся к Савелию, но в свой мир не допускают.

Положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа.

Здесь дается целая галерея нигилистов. Препотенский - антипод Туберозова, хотя они люди одного круга и одного воспитания. У Препотенского своя идея: он материалист, своего рода просветитель, выступает за свободу выражения чувств, человек образованный, редактор журнала, пишет. Но он сеет дух сомнения, раздора.

Главные герои. Отказавшись от поисков героя в современной ему действительности, писатель обращается к прошлому, в котором и обнаруживает героические характеры.

Глава духовенства, протопоп Туберозов – одно из самых удавшихся Лескову изображений «праведника». С первых же глав ясно, что Савелий Туберозов - личность исключительная; говорится даже, что его голову можно назвать «образцом мужественной красоты». Ему за 60, он высок и полон, но при этом сохранил бодрость и подвижность.

Лесков показывает Туберозова в рясе и без, как проповедника и самокритичного человека. Писатель раскрывает мир его идей, страстей, работы интеллекта. Туберозов знает, во что верит. И эту веру он может передать другим.

Демикотоновая книга раскрывает образ отца протопопа как человека, убежденного в том, что религия – та единственная сфера деятельности, где проявляется любовь к человеку. Савелий – главный герой борьбы с «вредителями русского развития» – бессердечной породой людей «банкового периода». Туберозов страдает от легкомысленного отношения людей к России, к ее истории. Люди много смеются, повсюду ложь, непонимание фатальности, которая лежит на человеке.

Однако, по определению самого автора, Туберозов «самое драматическое лицо хроники». Н. С. Лесков на протяжении всего повествования постоянно подчеркивает, что Туберозов одинок в своей борьбе, его критицизм и бунтарство по отношению к миру официальных властей носит весьма своеобразный характер: идеалом этого персонажа является возвращение русской духовности, которая не существует вне евангельских заповедей. Истина для него – всегда истина веры, и поэтому мучительные сомнения не указывают ему дороги. Идеал России видится ему в заветах прошлого: «Без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих <…> это сгубит <...> сгубит Россию!»

Смысл праведнической жизни Савелия Туберозова - в жертвенном служении пастве. Не сворачивающий со своего пути, несмотря на преграды, Туберозов - один из тех праведников, которые всегда восхищали Лескова, в каком-то смысле идеальный лесковский герой: находясь на своём месте, он делает то, к чему призван.

Священник Захария Бенефактов, маленький и худой, кроткий и смиренный. Слабый духом, он остался хранителем поповки.

Дьяк Ахилла Десницын, бездетный вдовец, богатырь возрастом далеко за сорок, отличавшийся силой и бестолковостью. Человеком он был веселым, смешливым, простодушным, озорным и «безмерно увлекающимся». Это личность с огромной внутренней перспективой, живущая вне сферы идей, не разумом, а сердцем постигающая мир. Н. С. Лесков показывает, что в человеке подобного типа заложены самые разные возможности. Дьякон Ахилла – великолепно написанный характер, один из самых изумительных во всей портретной галерее русской литературы.

Три главных персонажа - Савелий Туберозов, Ахилла Десницын и несколько теряющийся на их фоне Захария Бенефактов - воплощают совершенно разные качества, которыми богато русское священство. Причём речь не только о достоинствах, но и о недостатках. Савелий мудр, готов страдать и яро бороться за веру - но в своей борьбе горделив; Ахилла простодушен и истово верует, но ни в чём не знает меры и удержу; Захария добр и кроток - но почти что бесхарактерен.

Разность характеров лесковских героев подчёркивается разностью их жилищ: дом отца Туберозова - маленький, красивый, чистый, крепкий и украшенный резьбой, дом отца Бенефактова - большой и не слишком опрятный из-за того, что в нём множество детей (Бенефактов многочаден, Туберозов бездетен); дом Ахиллы - «мазаная малороссийская хата» с аскетическим убранством (Ахилла происходит из малороссийских казаков). Работает на ощущение разности и разнообразия этих характеров и речевая характеристика - торжественная и патетическая речь Туберозова противопоставлена народной, часто панибратской и уж совсем не книжной речи Ахиллы.

Авторская характеристика героев «Соборян» несколько схематична, что объяснимо созданием не индивидуальных образов, а типов русского национального характера: Савелий – мудрость, Захария – смирение и кротость, Ахилла – сила.

Всегда готовая услужить своему мужу, обласкать его, приготовить ему постель и трапезу, «не слышащая в нём души» протопопица Наталья - пример идеальной, кроткой, жертвенной, истинно христианской любви. «Поведайте мне времена и народы, где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?» - записывает в своём дневнике отец Савелий, когда жена, горюя о своей бездетности, спрашивает мужа: не было ли у него до брака незаконнорождённых детей, чтобы они могли воспитать их. Картины семейного счастья отношений отца протопопа с протопопицей трогают читателя лиризмом: «Получив взаимные благословения, супруги напутствовали друг друга и взаимным поцелуем, причем отец протопоп целовал свою низенькую жену в лоб, а она его в сердце…»

Упрекнуть протопопицу совершенно не в чем - разве только в том, что она «светит отражённым светом». Когда отец Савелий попадает в очередную, роковую для него, опалу, его жена приезжает ухаживать за ним, заболевает и умирает. Сцена кончины протопопицы - одна из самых трогающих в русской литературе.

Произведение впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевшим значительный успех и получившим положительный отзыв императрицы Марии Александровны.

Праведники Н.С.Лескова

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» (1876-1889). Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникает у Лескова в 1870-е годы после спора с писателем Писемским, который считал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и собрата по перу поражает Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни?»

Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Эпиграфом к книге «Праведники» были слова: «Без трёх праведных несть граду стояния». Раскрывая смысл эпиграфа, Лесков писал: «Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один град, то как устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе, мой читатель».

По мнению писателя, духовная жизнь народа определяется верой: «Народ не расположен жить без веры». С христианской верой Лесков связывал народные этические и эстетические нормы жизни, национальное сознание и самосознание, национальный русский характер.

Своих праведников Лесков находил в самых разных слоях русского общества: среди духовенства, крестьянства, чиновничества, мещанства.

Выделяя в характерах героев идеи праведничества, Лесков представляет их как лучшие черты русского национального характера. Концепция праведничества в творчестве Лескова базируется на глубокой христианской вере. Праведник живёт в миру. Его взаимоотношения с людьми строятся на любви и всепрощении, милосердии. Праведник Лескова деятелен и добр, скромен, в глазах обывателей он почти смешон, для окружающих он блаженный, юродивый.

Юродство в толковании Лескова часто выступает как одно из проявлений святости. Подобно Л.Н. Толстому, он разделял народное представление о юродивых как о Божьих людях.

Праведник: 1) Верующий человек, живущий праведной жизнью.

2) Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности и морали.

Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом. Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).

Художественный мир Лескова

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».

У Лескова не найти устоявшихся типов «лишнего человека», «кающегося дворянина», «маленького человека». Герои Лескова ‒ крестьяне, мещане, священники, ремесленники и купцы – тот самый русский народ, который Лесков знал изнутри, в отличие от большинства писателей-народников: «Я…думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом…»

Но стоит заметить, что Лесков не идеализирует русский народ. Толстой считал крестьянина носителем жизненной мудрости и христианской правды. Достоевский верил, что «в народе всё наше спасение» и нужно «преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа». Лесков же говорил: «Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги».

В литературоведении есть понятие «лесковский человек». «Лесковский человек» – это образ, воплощающий народный характер. В нём простодушие сочетается с хитрецой, открытость с загадочностью, чистота с греховностью. Но при этом «лесковский человек» обладает невероятной духовной силой и живёт по закону совести. Это человек дела, а не человек идеи. Герои Николая Семёновича всегда находятся в гуще жизни, они действуют, а не рассуждают.

Он не скрывал тёмной стороны русского народа: дремучей необразованности, косности, а иногда и звериной жестокости. Приобщение народа к современным достижениям общества он считал необходимым.

Лесков был в вечном поиске положительных типов русских людей. Тех добрых, честных, художественно одарённых и богатых натур, которые были для него залогом будущего России.

Нельзя не сказать об артистичности лесковских героев, тонко чувствующих красоту окружающего мира. Для Лескова художником и артистом виделся любой человек, который талантливо и увлечённо делает своё дело. Будь то заводчик лошадей, прачка, портной и так далее. Например, главным героем рассказа «Тупейный художник» является талантливый парикмахер.

Лучшие черты лесковского стиля – великолепный характерный язык, бурлескные положения, поразительные истории. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Фольклорность многих произведений Лескова, использование простонародных словечек и выражений, необычные герои писателя и его идеи не находили понимания в обществе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим, яснее видишь запутанного русского человека, который, даже когда он искренно верует красоте и свободе, ухитряется быть рабом веры своей и угнетателем ближнего».

Максим Горький

Сегодня на занятии мы:

– узнаем, как складывалась судьба Николая Семёновича Лескова;

– попытаемся разгадать особенности художественного мира Лескова;

– разберёмся, кто такой «лесковский человек» и какими качествами он обладает, каковы праведники Лескова;

– рассмотрим проблематику и образы романа «Соборяне».

  1. Детство, отрочество, юность

Николай Семёнович Лесков - один из крупнейших русских писателей, гений которого долгое время не был признан. В своих произведениях он воплотил «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет — и сладко, и горько, и нежно, и дымно». Писатель был убеждён, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям».

Николай Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников (тетки Лескова) гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.

В отличие от других крупных русских писателей своего времени, Лесков не принадлежал к столбовому дворянству. О своём происхождении Лесков говорил так: «мы из колокольных дворян». «Колокольными дворянами» называли выходцев из духовенства, недавно получивших дворянство. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

Лесков рос среди людей из разных сословий: из духовенства (дед), купечества (бабушка), чиновничества (отец), дворянства (мать), - людей очень разных по воспитанию и уровню образования. Единой культурной среды, в которой воспитывались, например, Пушкин или Тургенев, у Лескова не было. Мальчик находился под сильным религиозным влиянием матери и бабушки. С бабушкой он побывал в монастырях, заинтересовался  раскольниками.

В семье было пятеро детей, Николай - старший ребёнок.

Воспитывался в основном в с. Горохове в семье Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств на домашнее образование.

В 1839 году, когда отец покинул службу, семья переезжает в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Там Лесков знакомится с нравами простого народа. Позднее Лесков часто вспоминал Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я вырос в народе. Я с народом был свой человек...».

Учёба даётся Николаю тяжело. В результате учёбы в течение пяти лет в Орловской гимназии (в 1841-1846 гг.) ему удаётся получить свидетельство лишь об окончании двух классов. Сам он говорит: «В науках далеко не зашёлся». Бессмысленная зубрёжка, жестокие порядки и телесные наказания вызывали у него отвращение. Биографы винят в этом систему образования тех времён.

В 1847 г. поступил на службу в палату Орловского уголовного суда, где ранее работал его отец. В 1848 г. отец умер от холеры. Все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 г. при помощи дяди-профессора С.П. Алферьева перевёлся на службу в Киев чиновником казенной палаты, жил в семье дяди. В доме Алферьева собирался весь цвет киевской интеллигенции, преподаватели и лучшие студенты университета. Для молодого чиновника вдруг открылся целый мир. Лесков рьяно взялся за учёбу, вольнослушателем посещал лекции в университете, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами.

С 1857 г. поступил на коммерческую службу – стал разъездным агентом в торговой компании мужа тётки в Пензе, по делам предприятия отправлялся «в странствования по России», что способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. Вынесенные из этих поездок яркие впечатления и весьма любопытные наблюдения так и просились на белый лист.

Начало литературной деятельности

Официально началом творчества Лескова считают 1860 год. Начинал он как публицист. Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», напечатанные в «Отечественных записках». В газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в киевском издании «Современная медицина» выходят несколько заметок и несколько статей автора. Николай Семёнович Лесков печатался в журналах «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Современная Медицина», «Экономический Указатель», газете «Северная пчела» и многих других. Одно за другим появляются его произведения - рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Интересно, что Лесков не только активно использовал псевдонимы, но и был весьма изобретателен в них. Самым известным его псевдонимом был М. Стебницкий (появился 25 марта 1862 года). Лесков подписывался Николаем Гороховым, Николаем Понукаловым, В. Пересветовым, священником П. Касторским. Выдумывал он и такие оригинальные псевдонимы, как Любитель часов, Проезжий, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель старины, Кто-то. Эту игру в псевдонимы позже довёл до абсолюта Антон Павлович Чехов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.052 с.)