Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы



В 1870-е годыписатель создает роман-хронику «Соборяне», повести «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Детские годы», хронику «Захудалый род», цикл рассказов «Праведники», рождественский рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни» и др. Размах и масштабность лесковских творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Размах и масштабность лесковских творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

Главной в творчестве Лескова 1870-х годов становится тема праведничества, впервые заявленная в повести «Овцебык» (1862). Как отмечал Максим Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Разрозненные отрывки и очерки о представителях русского духовенства стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике».

В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н.С.Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях».

В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий».

С 1874 по 1883 год Лесков работал в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по «рассмотрению книг, издаваемых для народа». В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни.

Обзор романа «Соборяне»

История создания. Первая книга была опубликована - пока ещё под названием «Чающие движения воды» и под псевдонимом М. Стебницкий - в журнале «Отечественные записки». Издатель журнала А. Краевский начал самовольно его редактировать и сокращать. По требованию Лескова публикация была остановлена.

В 1868-м году Лесков отдал роман (под названием «Божедомы») в журнал «Литературная библиотека». На этот раз публикации помешало закрытие журнала. Предложив роман ещё нескольким изданиям, в конце концов Лесков остановился на «Русском вестнике» Михаила Каткова. Там роман и вышел под привычным нам названием. При публикации Лесков посвятил «Соборян» Алексею Константиновичу Толстому.

Жанр. На жанровом определении «романная хроника» настоял сам автор. И для понимания книги это принципиально важно. Лесков хотел написать роман бытовой, исторический, но без исторических лиц, где было бы описание времени, быта, нравов, воспроизведен язык того времени. У него все по-домашнему: повседневная, обывательская, мирная жизнь, но переполненная треволнениями. Он нашел такую форму романа, до которой другие не доходили - роман-хроника, роман-летопись. Это хроника не поколений, а отрезка времени. Характеры центральных персонажей автор проверяет ходом времени.

Смысл названия. В работе Лескова над хроникой одновременно с поиском формы изменялось и название: от изображения типов русского характера с их стремлением к духовному преобразованию («Чающие движения воды»), к православным корням национального характера («Божедомы»), и далее к изображению соборности русской души («Соборяне»).

Соборность – ведущая категория русского православия. Термин «соборность» отражает единение духовного бытия нации посредством божественной благодати и взаимной любви. Соборяне – это единство героев вокруг собора, Православной Церкви; это герои, объединенные, в первую очередь, единством своего духовного бытия со всей нацией посредством соборности Церкви.

Тема. Повествователь в начале хроники предупреждает, что предметом его рассказа будет «житье-бытье» обитателей старгородской соборной поповки. Их рачение, искренность, готовность бороться за веру не находят в России должного места.

Проблематика. В «Соборянах» в центре повествования анализ сложных, глубинных процессов разрушения общественной целостности, причин ослабления духовных связей между людьми, противодействие «истинного» христианства казённому. Священство в глазах Лескова противопоставлено священноначалию.

Сюжет. В центре повествования - жизнь протоиерея Савелия Туберозова, связанная с различными явлениями русской действительности и быта.

Основное действие «Соборян» происходит в середине 1860-х, но из дневника («демикотоновой книги») протопопа Савелия мы узнаём о его жизни - и, соответственно, о жизни и заботах русского духовенства - предыдущих тридцати пяти лет. Первая запись книги датирована 4 февраля 1831 года, последняя – 4 июня 1865 года. Туберозов был рукоположён в священники в 1831 году. За это время из молодого священника, мечтающего о духовном обновлении своей паствы, он превращается в умудрённого жизнью настоятеля. В 1837-м он произносит искреннюю проповедь, за которую его подвергают консисторскому взысканию, и после этого решает больше не проповедовать. У духовного начальства свои интересы: священник - инструмент церковной политики, и конкретно Туберозову предписано бороться с раскольниками (то есть со старообрядцами). При этом, когда он просит дозволения «иметь на Пасхе словопрение с раскольниками», ему в этом отказывают, - очевидно, опасаясь, «как бы чего не вышло». Церковная бюрократия требовала от священников отчитываться за «обращённых» и «возвращённых» в лоно Церкви, но средства для этого священники должны были изобретать сами. Иногда вмешивалось государство: в 1836 году Туберозов пишет о разрушении по приказу городничего староверческой часовни («Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное») и о том, как староверы собрались на её развалинах для молитвы.

Церковная бюрократия регулярно и попросту вымогала у священников деньги - в своём дневнике Туберозов гневно пишет о коррупции, к которой его склоняют: «…Всего что противнее, это сей презренный, наглый и бесстыжий тон консисторский, с которым говорится: «А не хочешь ли, поп, в консисторию съездить подоиться?» Нет, друже, не хочу, не хочу; поищите себе кормилицу подебелее». Доносить на проступки священника церковному начальству могут даже его собственные причетники, а начальство светское, в свою очередь, относится к священникам без должного почтения.

Из описания семинарского прошлого дьякона Ахиллы - выгнанного за «великовозрастие и малоуспешие» - можно узнать кое-какие подробности о духовных училищах в России, где были распространены пьянство, кулачные бои и воровство из бедности. Несмотря на всё умиление духовенством, Лесков не питал иллюзий о том, как обучали священников. Много в «Соборянах» сказано и о бедности, в которой жили провинциальные священники, церковнослужители и семинаристы. Савелию Туберозову не на что купить себе новую рясу. В дневнике он пересказывает анекдот о студенте духовной академии, который впоследствии сделался знаменитым проповедником: «дом его такого свойства, что коль скоро на него ветер подует, то он весь и движется… А недвижимость - матушка дьячиха да коровка бурая, кои обе ног не двигали, когда отбывал из дому, одна от старости, другая же от бескормицы».

Несмотря на все невзгоды и опалу со стороны властей предержащих, священник остаётся для простых мирян авторитетом и заступником: доброго Савелия называют «поп велий», прося обходить дома прихожан и молиться о ниспослании дождя. Сам он по неуёмности характера постоянно ввязывается в борьбу за веру - и терпит одно поражение за другим. Ничем не заканчивается его попытка основать в губернии общества трезвости, а противостояние учителю-нигилисту Препотенскому власти не принимают всерьёз. В то самое время, как вокруг Туберозова затягивается «длинная петля» чужих интриг, протопоп попадает в страшную грозу, которая чуть не губит его. Спасшись, он принимает это за знамение - и возвращается в город, чтобы отслужить торжественную литургию и уязвить сердца «торгующих во храме». Последнюю проповедь Туберозова народ - «чернь» - принимает с восторгом, а «старгородская интеллигенция», разумеется, в штыки. За протопопом по доносу провокатора Термосесова «выезжают» - увозят под конвоем давать объяснения в губернский город. За дерзкие ответы его в конце концов запрещают в служении, и вскоре он умирает.

После смерти протопопу удаётся победить своих врагов: к похоронам поспевает новость о том, что запрещение с него снято, и Туберозова хоронят в полном облачении. Мелкие бесы романа продолжают пакостить ему: Данилка пытается осквернить громадный надгробный памятник, который на собственные средства, продав всё своё имущество, установил дьякон Ахилла. Но памяти о протопопе это никак не вредит - наоборот, будто сообщает ей дополнительную ценность.

Система образов. Всесословный роман. В нем описаны духовенство, дворянство, нигилисты и народ во всех его проявлениях. Эти группы очень пестрые.

«Соборяне» - книга о бесконечно милом сердцу Лескова провинциальном духовенстве, о людях ревностных, смешных, трогательных. Савелий Туберозов, Ахилла, Захария… Среда русского духовенства обычно была объектом критики, изображалась только пародийно-сатирически. Н.С.Лесков же нарушает традицию, но жизнь его героев не напоминает житие канонических праведников, хотя и соотносится с ними.

В «Соборянах» изображается дворянский круг: градоначальник, почтмейстер, почтмейстерша - снисходительно относятся к Савелию, но в свой мир не допускают.

Положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа.

Здесь дается целая галерея нигилистов. Препотенский - антипод Туберозова, хотя они люди одного круга и одного воспитания. У Препотенского своя идея: он материалист, своего рода просветитель, выступает за свободу выражения чувств, человек образованный, редактор журнала, пишет. Но он сеет дух сомнения, раздора.

Главные герои. Отказавшись от поисков героя в современной ему действительности, писатель обращается к прошлому, в котором и обнаруживает героические характеры.

Глава духовенства, протопоп Туберозов – одно из самых удавшихся Лескову изображений «праведника». С первых же глав ясно, что Савелий Туберозов - личность исключительная; говорится даже, что его голову можно назвать «образцом мужественной красоты». Ему за 60, он высок и полон, но при этом сохранил бодрость и подвижность.

Лесков показывает Туберозова в рясе и без, как проповедника и самокритичного человека. Писатель раскрывает мир его идей, страстей, работы интеллекта. Туберозов знает, во что верит. И эту веру он может передать другим.

Демикотоновая книга раскрывает образ отца протопопа как человека, убежденного в том, что религия – та единственная сфера деятельности, где проявляется любовь к человеку. Савелий – главный герой борьбы с «вредителями русского развития» – бессердечной породой людей «банкового периода». Туберозов страдает от легкомысленного отношения людей к России, к ее истории. Люди много смеются, повсюду ложь, непонимание фатальности, которая лежит на человеке.

Однако, по определению самого автора, Туберозов «самое драматическое лицо хроники». Н. С. Лесков на протяжении всего повествования постоянно подчеркивает, что Туберозов одинок в своей борьбе, его критицизм и бунтарство по отношению к миру официальных властей носит весьма своеобразный характер: идеалом этого персонажа является возвращение русской духовности, которая не существует вне евангельских заповедей. Истина для него – всегда истина веры, и поэтому мучительные сомнения не указывают ему дороги. Идеал России видится ему в заветах прошлого: «Без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих <…> это сгубит <...> сгубит Россию!»

Смысл праведнической жизни Савелия Туберозова - в жертвенном служении пастве. Не сворачивающий со своего пути, несмотря на преграды, Туберозов - один из тех праведников, которые всегда восхищали Лескова, в каком-то смысле идеальный лесковский герой: находясь на своём месте, он делает то, к чему призван.

Священник Захария Бенефактов, маленький и худой, кроткий и смиренный. Слабый духом, он остался хранителем поповки.

Дьяк Ахилла Десницын, бездетный вдовец, богатырь возрастом далеко за сорок, отличавшийся силой и бестолковостью. Человеком он был веселым, смешливым, простодушным, озорным и «безмерно увлекающимся». Это личность с огромной внутренней перспективой, живущая вне сферы идей, не разумом, а сердцем постигающая мир. Н. С. Лесков показывает, что в человеке подобного типа заложены самые разные возможности. Дьякон Ахилла – великолепно написанный характер, один из самых изумительных во всей портретной галерее русской литературы.

Три главных персонажа - Савелий Туберозов, Ахилла Десницын и несколько теряющийся на их фоне Захария Бенефактов - воплощают совершенно разные качества, которыми богато русское священство. Причём речь не только о достоинствах, но и о недостатках. Савелий мудр, готов страдать и яро бороться за веру - но в своей борьбе горделив; Ахилла простодушен и истово верует, но ни в чём не знает меры и удержу; Захария добр и кроток - но почти что бесхарактерен.

Разность характеров лесковских героев подчёркивается разностью их жилищ: дом отца Туберозова - маленький, красивый, чистый, крепкий и украшенный резьбой, дом отца Бенефактова - большой и не слишком опрятный из-за того, что в нём множество детей (Бенефактов многочаден, Туберозов бездетен); дом Ахиллы - «мазаная малороссийская хата» с аскетическим убранством (Ахилла происходит из малороссийских казаков). Работает на ощущение разности и разнообразия этих характеров и речевая характеристика - торжественная и патетическая речь Туберозова противопоставлена народной, часто панибратской и уж совсем не книжной речи Ахиллы.

Авторская характеристика героев «Соборян» несколько схематична, что объяснимо созданием не индивидуальных образов, а типов русского национального характера: Савелий – мудрость, Захария – смирение и кротость, Ахилла – сила.

Всегда готовая услужить своему мужу, обласкать его, приготовить ему постель и трапезу, «не слышащая в нём души» протопопица Наталья - пример идеальной, кроткой, жертвенной, истинно христианской любви. «Поведайте мне времена и народы, где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?» - записывает в своём дневнике отец Савелий, когда жена, горюя о своей бездетности, спрашивает мужа: не было ли у него до брака незаконнорождённых детей, чтобы они могли воспитать их. Картины семейного счастья отношений отца протопопа с протопопицей трогают читателя лиризмом: «Получив взаимные благословения, супруги напутствовали друг друга и взаимным поцелуем, причем отец протопоп целовал свою низенькую жену в лоб, а она его в сердце…»

Упрекнуть протопопицу совершенно не в чем - разве только в том, что она «светит отражённым светом». Когда отец Савелий попадает в очередную, роковую для него, опалу, его жена приезжает ухаживать за ним, заболевает и умирает. Сцена кончины протопопицы - одна из самых трогающих в русской литературе.

Произведение впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевшим значительный успех и получившим положительный отзыв императрицы Марии Александровны.

Праведники Н.С.Лескова

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» (1876-1889). Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникает у Лескова в 1870-е годы после спора с писателем Писемским, который считал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и собрата по перу поражает Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни?»

Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Эпиграфом к книге «Праведники» были слова: «Без трёх праведных несть граду стояния». Раскрывая смысл эпиграфа, Лесков писал: «Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один град, то как устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе, мой читатель».

По мнению писателя, духовная жизнь народа определяется верой: «Народ не расположен жить без веры». С христианской верой Лесков связывал народные этические и эстетические нормы жизни, национальное сознание и самосознание, национальный русский характер.

Своих праведников Лесков находил в самых разных слоях русского общества: среди духовенства, крестьянства, чиновничества, мещанства.

Выделяя в характерах героев идеи праведничества, Лесков представляет их как лучшие черты русского национального характера. Концепция праведничества в творчестве Лескова базируется на глубокой христианской вере. Праведник живёт в миру. Его взаимоотношения с людьми строятся на любви и всепрощении, милосердии. Праведник Лескова деятелен и добр, скромен, в глазах обывателей он почти смешон, для окружающих он блаженный, юродивый.

Юродство в толковании Лескова часто выступает как одно из проявлений святости. Подобно Л.Н. Толстому, он разделял народное представление о юродивых как о Божьих людях.

Праведник: 1) Верующий человек, живущий праведной жизнью.

2) Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности и морали.

Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом. Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.032 с.)