Средняя группа (от четырех до пяти лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средняя группа (от четырех до пяти лет)



 

Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько меняется. Детям дают более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся как обычно два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, изложенных в программе.

Выбор методических приемов зависит не только от этапа разучивания произведения, но и от особенностей возраста и возможностей детей. По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется возможность самостоятельно искать выразительные средства передачи художественного образа. Также активно используются наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес и эмоциональное отношение к деятельности, активность.

Слушание музыки

Дети этого возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня), начинают высказывать свое отношение к нему. В этой группе продолжают воспитывать навыки восприятия. При этом важным является создание непринужденной обстановки во время слушания музыки. Положительный эмоциональный настрой возникает у ребенка в том случае, если ему интересно; он является соучастником происходящего, поэтому педагогу следует исполнять произведение эмоционально. Разбудить фантазию и воображение детей помогут строчки из поэтических произведений, показ иллюстраций или краткая беседа, нацеленная на развитие эмоциональных чувств ребенка при восприятии художественного образа. Мастерство педагога проявляется в том, что его слова и действия должны вызывать у детей активность при восприятии и обсуждении музыкального произведения.

Для того чтобы научить ребенка слушать музыку, развивать его слуховое восприятие и музыкальную память, следует широко использовать музыкально-дидактические игры («Буратино», «Узнай песню по ритму», «Подумай и узнай»). Методика их разучивания имеет свою специфику: сначала дети слушают произведение, обращая внимание на выразительные средства; затем запоминают мелодию, под которую будут действовать; на последнем этапе при помощи воспитателя включаются в игру и затем играют самостоятельно.

Пение

Дети этого возраста уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

Для правильной организации работы над песней необходимо знать возможности и особенности детей, их голосовой диапазон и на каких звуках им удобно петь. В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы. Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог должен вселять в них уверенность в том, что у них все получится; что они могут и умеют петь выразительно и красиво, постоянно работать над чистотой интонации и звукообразованием. При этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия; произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

Когда затруднено пропевание какого-либо интервала, можно поупражнять детей и использовать характерную интонацию для выраженного в песне художественного образа. Например, если разучивается песня «Кукушечка», муз. М. Красева, то используется звукоподражание «ку-ку».

Для развития координации голоса и слуха используются попевки и песни, состоящие из слоговых сочетаний. Их регулярное пропевание содействует развитию диапазона, но петь необходимо без сопровождения. Целесообразно детям давать музыкальные дидактические игры для различения звуков по высоте («Эхо», муз. Е. Тиличеевой, «Дождик», муз. М. Красева и др.).

Необходимо развивать детское песенное творчество с помощью заданий: «Спой собственную колыбельную», «Допой песенку», «Позови подругу или друга», «Вопросы и ответы» и т. п.

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей детей, стимулируют их на прослушивание произведения, узнавание, сравнение или выделение выразительных музыкальных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). В среднем за год разучивается 10–12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Музыкально-ритмические движения

Дети этого возраста уже могут проявлять самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений: начинать движения после вступления, менять их в зависимости от формы (двух– или трехчастной), динамики (громко – тихо), регистра (высокий – низкий); выполнять движения согласованно, соблюдая заданный темп; передавать игровые и танцевальные художественные образы; двигаться по кругу.

На занятиях активно используются игровые методы и приемы, которые помогают обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Например, при исполнении вальса детям можно дать в руки шарики, цветы; а русской пляски – платки, ленты и др.

Обучая музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Это позволяет учитывать возможности каждого ребенка и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни нужно учить инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, импровизации плясок. Для развития их творческого потенциала необходимы определенные условия: навыки и умения исполнять разнообразные движения, их повторение и закрепление; наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики, которая вызывает желание проявлять свою творческую активность в различных ситуациях. В этом возрасте можно инсценировать песни: «Конь», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и гуси», муз. Ф. Гершевой; «Воробей», муз. А. Филиппенко.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение происходит систематически на занятиях и в повседневной жизни. Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента); постановка корпуса, рук; освоение основных приемов звукоизвлечения; разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко. При этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя – в той или иной степени – участвуют плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий, а умения вырабатываются в процессе специальных упражнений. Необходимо формировать у детей интерес и желание музицировать на детских инструментах.

При правильной постановке работы по музыкальному развитию к концу пятого года жизни дети могут высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество пения; у них уже есть любимые произведения; проявляют самостоятельность при исполнении песен, танцев; интерес к коллективному пению с сопровождением фортепиано, без него и восприятию музыки; узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.005 с.)