Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)



 

Развитие детей этого возраста позволяет проводить планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в процессе использования музыки в повседневной жизни, а также в ходе культурно-досуговой деятельности.

Музыкальные занятия имеют ту же структуру (вводная часть, основная и заключительная), что и в первой младшей группе, и проводятся два раза в неделю. Занятия могут быть разных видов: типовые, тематические, доминантные, комплексные и интегрированные.

Музыкальному руководителю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать ребенка, а главное – формировать его базовую культуру. Музыкальные занятия включают слушание, пение, музыкально-ритмическую и игровую деятельность. Педагог должен создать эстетически-развивающую среду, содействующую целенаправленному обучению, развитию и вызывающую у ребят интерес к тому, что они делают.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения.

Слушание музыки

Следует исходить из того, что дети уже имеют некоторый навык в этом виде деятельности. Восприятие музыки становится более эмоциональным и дифференцированным. Произведения, предлагаемые для слушания, по своей музыкальной характеристике должны быть ярко эмоциональными. Их лучше давать попарно: вначале с резко контрастным характером, затем – с менее ярко выраженным. Детей учат сравнивать произведения, для чего целесообразно прослушивать их несколько раз; подсказывают соответствующие эпитеты для их характеристики. Первое прослушивание – это знакомство с произведением и его эстетическое восприятие в целом. Второе и третье прослушивания – это восприятие музыкального произведения с более подробным обсуждением характера и содержания, исполнение наиболее ярких фрагментов. На последующих занятиях дети, как правило, уже узнают произведение по вступлению, заключению и отдельным фрагментам.

С целью совершенствования умения вслушиваться в музыку педагогу следует больше внимания уделять выразительному, грамотному исполнению музыкального произведения. С самого начала следует приучать детей слушать музыку.

Музыкально-дидактические игры

В этой группе они более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, затем дети учат игру вместе с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь.

Пение

Являясь яркой и образной формой музыкальной деятельности, пение способствует углублению представлений детей об окружающей действительности. Это наиболее доступный детям вид музыкальной деятельности, развивающий умение воспринимать музыку, а также музыкальные способности в целом. Ребенок этого возраста пытается петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавать мелодию в диапазоне ми – си. Для того чтобы развить голос ребенка, приучить его петь чисто, правильно и согласованно с другими детьми, необходимо как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пению (на занятиях, в быту, играх, на прогулках). До разучивания песни необходимо сформировать у ребенка целостное представление о ее мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее характер и содержание, а затем идет работа над чистотой интонации: звукообразованием, дыханием, дикцией. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. Сначала поются упражнения, попевки. С целью достижения легкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу  ; используют упражнения для правильного формирования гласных, например, звук «а» – кукла плачет «а» или укачай мишку «а-а-а-а-а»…; звук «о» – курочка зовет цыплят «ко, ко, ко».

Для того чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, следует использовать комплекс методических приемов, которые дополняют друг друга: подчеркнуто четкое начало исполнения песни, соблюдение ритма пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов; протягивание концов музыкальных фраз и т. д. В зависимости от поставленной задачи изменяется характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к детскому мышлению, эмоциям) и прямые (направлены на понимание детьми требований педагога).

Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую установку, то есть правильную позу ребенка во время пения: дети сидят прямо и глубоко на стуле, прислонившись к спинке; не наклоняя корпус и голову вперед. Разучивание песни осуществляется, когда дети сидят на стуле. Стоя поют те песни, которые знакомы. Для того чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим требованиям: ясность ладового строения мелодии; доступность текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей. При этом не надо торопиться с расширением диапазона песенного репертуара.

В целях развития песенного исполнительства детям предлагают творческие задания, дидактические игры типа «Позови кошечку», «Курочка и цыплятки», «Покачай и убаюкай куколку» и др.

Музыкально-ритмические движения

Занятия музыкально-ритмическими движениями направлены на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку, и прежде всего чувства ритма. Ребенок этого возраста уже способен обращать внимание на качество движения – главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движений рук и ног при ходьбе.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений с учетом возрастных особенностей детей музыкальный руководитель использует различные методические приемы: выразительное исполнение музыки, наглядный показ отдельных танцевальных движений, объяснения того, как следует выполнять ритмическое упражнение; показ движений детьми или воспитателем. К концу года дети уже слышат трехчастную музыку, громко и тихо звучащую; эмоционально реагируют на разнохарактерную музыку (веселую, грустную).

В целях эффективного развития музыкально-ритмических движений педагогу целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций. Обучение движениям должно начинаться с восприятия музыки к игре (танцу, пляске), чтобы сформировать общее представление о ней. Разучивание игр и плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиваться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или игры. При этом следует добиваться не просто правильного и выразительного выполнения движения. Для этого педагог использует образные сравнения (идем как солдаты, прыгаем как зайчики, летаем как птички), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических движений в этом возрасте следует использовать следующие методические приемы: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

На занятиях и во время праздничных мероприятий не следует использовать аудиозаписи. Детям нужно танцевать под «живую» музыку, чтобы испытывать удовольствие от исполняемой пляски.

Игра на детских музыкальных инструментах

Продолжается закрепление знаний детей о музыкальных игрушках и детских инструментах: металлофоне и барабане. Малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы («до» первой октавы – «до» второй октавы), реагировать на тихое и громкое звучание, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка).

Знакомство с инструментом нужно проводить таким образом, чтобы у детей возник интерес к нему. Поэтому вначале целесообразно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесен в привлекательной форме. Так, знакомя детей с металлофоном, следует показать им пластинки, молоточек; сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить малышам попробовать самостоятельно извлечь звуки. В ходе обучения игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкальные дидактические игры.

Если программные задачи будут решены в полном объеме, то музыкальная активность детей проявится в следующем: они заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, узнают знакомые песни и пьесы, стремятся чисто интонировать мелодию, умеют передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях; подыгрывать на ударных инструментах ритм знакомых музыкальных произведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.006 с.)