О «Программе воспитания и обучения в детском саду» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О «Программе воспитания и обучения в детском саду»



О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

 

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Музыкальное воспитание в детском саду», «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа

 

Приложение 1 Конспекты занятий

 

Приложение 2 Музыкальные дидактические игры

 

Сколько птичек поет

 

Дидактическая задача.  Развивать у детей музыкальный слух.

Материал.  Большая карточка размером 5х15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ребенка).

Ход игры

Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т. д.

Примечание.  Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.

Угадай, на чем играю

 

Дидактическая задача.  Учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Материал.  Ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан.

Ход игры

Ведущий (педагог) ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая:

Я зайчик-побегайчик,

На погремушке играю,

Вас веселю и развлекаю.

 

Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Ведущий показывает детям медведя, идущего в перевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму.

Ведущий.  

Мишка с Зайкой убежали, нам загадку загадали,

Кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.

 

Примечание.  В данной игре можно добавить количество детских инструментов (3–4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т. д.) определить, какой звучит инструмент?».

Мама и детки

 

Дидактическая задача.  Развивать звуковысотный слух.

Материал.  Игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребенка).

Ход игры

Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Ведущий (педагог) поочередно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой ответ на звуке «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря – мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня.

Примечание.  В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.

Веселые петрушки

 

Дидактическая задача.  Развивать звуковысотный слух.

Материал.  Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем – на нижней линейке.

Ход игры

Ведущий играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.

Примечание.  В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней елке: «На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: “Бом-дили, бом-дили”. Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком.

На лугу

 

Дидактическая задача.  Учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.

Материал.  Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка).

Ход игры

На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок».

Примечание.  Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко– красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: “Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые”. Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке.

Прогулка в парке

 

Дидактическая задача.  Развивать у детей чувство ритма.

Материал.  Металлофоны (по числу играющих).

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон.

Воспитатель рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.

Воспитатель  . Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:

Вот качели на лугу,

Я качаться побегу,

Вверх – вниз,

Вверх – вниз.

 

Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах.

Воспитатель  . Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь!

 

Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах.

Воспитатель  . Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап… кап… (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ…

Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит.

Примечание.  После того как дети поймут смысл игры, они могут сами рассказывать истории о себе или о своих товарищах, озвучивая их на металлофоне.

Найди шарик

 

Дидактическая задача.  Учить детей различать динамику звучания «громко – тихо».

Материал.  Шарик.

Ход игры

В этой игре дети знакомятся с тем, что звучание может быть разным по силе. Дети стоят стайкой или сидят. Взрослый просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют:

Шарик спрятался от нас,

Разыщи его сейчас,

Поищи, поищи

И скорей к нам принеси.

Если громко будем петь,

Значит, шарик где-то здесь.

Если шарик далеко,

Поем тихо и легко.

Поищи, поищи

И скорей к нам принеси!

 

Дети поют то громко, то тихо – в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика.

Примечание.  Следует обращать внимание на то, как дети поют припев. Звук должен быть легким, сила звучания должна меняться. Не следует допускать крика и напряженного пения.

Птичий концерт

 

Дидактическая задача.  Учить детей различать высоту звука.

Материал.  Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий.  

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

 

Дети  . Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий.  

А синица целый день

Поет громко:

 

Дети  . Тень-тень, тень-тень!

Ведущий.  

Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети. Тук-тук-тук!

 

Примечание.  Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие – синицу, третьи – дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.

Приложение 3 Виды музыкальной деятельности

 

Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель  научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

 

 

Перечислим основные элементы музыкально-эстетического сознания.

Потребность в музыке.  Потребность (надобность, требующая удовлетворения) как стимулятор активности человека необходима в любой деятельности для самореализации и самоутверждения. Она является отправной точкой формирования и развития эстетического отношения ребенка к музыке.

Эстетическое переживание.  Душевное состояние, вызванное какими-либо сильными ощущениями, впечатлениями и выступающее для человека как событие собственной жизни. При слушании музыки у ребенка возникают положительные или отрицательные эмоции определенной силы, отражающие его психическое состояние.

Эстетическая оценка.  Художественная форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки зрения искусства. В данном случае – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения.

Примечание.  Использованы схема и материалы учебника Радыновой О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998. – С. 33–36.

 

 

Музыкальность – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребенка. Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.

Особое значение имеют различение высоты, тембра, силы и длительности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируются более сложные навыки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психических особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь общий характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если упражнять детей в условиях ладовой настройки.

Основные музыкальные способности:

• способность переживать, различать, представлять и воспроизводить ладовые соотношения (ладовысотный слух);

• способность переживать, различать, представлять и воспроизводить музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспринимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять ее точно, непринужденно и эмоционально.

 

 

Для осуществления музыкальной деятельности – слушания, исполнения и творчества – ребенок должен обладать следующими способностями:

• способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности);

• исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

• способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки; в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Примечание.  Использованы схема и материалы учебного пособия: Ветлугиной Н. А., Кенеман А. В.. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. – С. 84–86.

 

Пение  – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Основная цель  научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

• следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;

• необходимо обращать внимание на диапазон (нельзя исполнять трудные песни);

•дети не должны петь на улице при температуре –18ОС и влажности 40–60%;

• дети могут исполнять не более 3–5 песен (в зависимости от возраста);

• тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;

• песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам.

 

Самостоятельная музыкальная деятельность детей  проявляется в музицировании, включающем в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

 

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Музыкальное воспитание в детском саду», «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.055 с.)