Глава  5. Парапсихология  как  наука и социально-культурный  феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава  5. Парапсихология  как  наука и социально-культурный  феномен



 

В последнее время происходит существенное «размывание» понятийных и феноменологических основ парапсихологии [76]. Это обусловлено не столько научными проблемами парапсихологии, сколько причинами социального и культурного характера, так как парапсихология в какой-то момент стала модной.

Многие люди для описания и для истолкования собственного опыта и необычных субъективных переживаний используют на бытовом уровне парапсихологическую терминологию и феноменологию (ясновидение, телепатия, выход из тела, биоэнергия, информационные поля и т.д.). Поскольку этими терминами пользуются неспециалисты, то происходит их расширенное толкование: разные люди вкладывают в них разное содержание. Если раньше для этих целей применяли религиозно-мистическую терминологию, то теперь — парапсихологическую. Биоэнергетика и экстрасенсорика в нашей стране стали своеобразным аналогом психоанализа на Западе: выполняя примерно одинаковые функции, они вошли в нашу культуру и речь.

Для широкого круга людей парапсихология и соответствующая терминология стали своеобразной формой общения по интересам. Такого рода общение приобретает в последнее время интернациональный характер. Особенно ярко этот процесс проявляется в глобальных коммуникационных сетях — например, в Интернете. Для людей, входящих в этот круг, характерен определённый уровень образования, социального положения, мышления. Формируется своеобразный язык и жаргон, который может быть понят и использован множеством людей. Это естественным образом ведёт к изменению понятийного и содержательного аппарата парапсихологии как научной дисциплины и, если уместно так выразиться, профанирует её.

Складывается впечатление, что парапсихология (или её образ) в настоящее время становится как бы своеобразной философией, мировоззрением, а используемые в ней термины и понятия (биоэнергии, энергоинформационного обмена, единого информационного поля и т.д.) стали способом мышления достаточно большого круга людей. Такое мировоззрение включает сознание человека в физическую картину мира и непротиворечиво объясняет все явления, в том числе и социальные.

Такое положение дел обусловлено тем, что в какой-то момент в обществе образовался идеологический вакуум, который стал заполняться различного рода философскими учениями и течениями, и в этот ряд попала, по-видимому, и парапсихология. Людям нужно во что-то верить, иначе им трудно жить. Философские догмы стали замещаться пси-феноменами, которые стали активно выводиться из области научного анализа и критики, их стали возводить в абсолют, делая своего рода символом веры.

И это не случайно. В пси-феноменах, особенно ясновидении и дальновидении, предсказании событий, ретроспекции и реинкарнации, телекинезе, особенно на большие расстояния, есть элементы, притягивающие людей, они в какой-то мере заменяют им или могут служить основой для формирования своеобразного философского и даже квазирелигиозного мировоззрения. Они обосновываются современными физическими теориями, а именно: свойствами квантово-коррелированных систем, квантово-механическими подходами, теориями синхронизации полей и др.

Эти элементы включают следующие понятия:

— идея всеобщей взаимосвязи и взаимодействия между живой и неживой природой, а также взаимосвязи и взаимодействия всего живого между собой;

— представления об общем энергоинформационном поле Земли (и всего Космоса) и сохранении в нём информации, в том числе о действиях и даже мыслях людей, живых и умерших;

— о возможности отдельного индивида влиять на мировые процессы, на общественные процессы и даже физические процессы и явления, что предполагает не пассивную, а активную роль личности в протекающих вокруг неё событиях.

Как следствие всего вышеперечисленного, выводится необходимость саморазвития, самосовершенствования и развития своих способностей для совершенствования мира вокруг себя, что даёт внутренний потенциал для духовного роста и развития.

Не исключено, что со временем пси-феномены и теоретические подходы, разрабатываемые в парапсихологии, лягут в основу нового мировоззрения людей. В этом видится перспектива парапсихологии как науки и благородный стимул для дальнейшей научной деятельности её последователей. Если государственные границы, национальные и религиозные предрассудки разобщают людей, то парапсихология объединяет людей самых различных верований и убеждений во всём мире, независимо от государственных границ, вероисповедания, языка и пр.

Сейчас мало кого можно заставить принять те или другие догмы на веру. Для современного человека нужно научное обоснование его убеждений. Это хорошая тенденция. Но когда это обоснование ему предоставляют психофизика и парапсихология, разнообразные пси-феномены, а также соответствующие методологические и теоретические подходы, всё может оказаться не очень просто.

Потребность в научном обосновании рождает и негативные тенденции, в первую очередь желание использовать авторитет парапсихологии в качестве инструмента для создания новой сомнительной идеологии, для возвеличивания некоторых её адептов и их обогащения. Именно поэтому часто факты приносят в жертву фантазиям и домыслам, и тогда в парапсихологии создаются новые мифы. В парапсихологии афористичность и догматизм заключаются в чрезмерной интерполяции данных из различных областей физики на явления, проявляющиеся в человеческом обществе.

В последнее время появилось очень много целителей, предсказателей, разных парапсихологов, колдунов, магов, использующих парапсихологическую терминологию и заполнивших экраны телевизоров, страницы журналов и газет, которые вызывают настороженность и отрицательную реакцию общества на парапсихологию вообще. Задача научной парапсихологии состоит в том, чтобы сохранить её серьёзные научные достижения и рациональные разработки, которые были, есть и будут.

Таким образом, следует чётко различать парапсихологию как общественное и культурное явление и как область науки.

Примером неоднозначного, мягко говоря, использования парапсихологических категорий может служить шумиха, поднявшая некогда вокруг так называемой пси-хирургии и филиппинских хилеров.

В далёком уже марте 1996 года двое сотрудников Фонда парапсихологии им.Л.Л.Васильева предприняли двухнедельную поездку на Филиппины. Целью поездки являлось знакомство на месте с филиппинским феноменом целительства и пси-хирургией.

Меня как учёного, доктора медицинских и кандидата технических наук, в первую очередь интересовала пси-хирургия — возможность раздвижения тканей и проникновения внутрь человеческого тела без ножа и других инструментов, а также оценка эффективности лечения филиппинских хилеров, показаний, противопоказаний и отдалённых последствий лечения. Ниже под термином «пси-хирургия» понимается именно возможность раздвижения (а не разрыва или разреза) тканей с последующим полным закрытием раны, без шва.

Другим участником поездки была известный московский целитель, мастер Рэйки восточной школы, преподаватель курсов по подготовке целителей Института общей и медицинской парапсихологии Нонна Константиновна Козина. Её интересовали новые методики биоэнергетического лечения, лечения методом Рэйки, а также методы народной филиппинской медицины.

Из проведённого мною до начала поездки анализа литературы складывалось крайне противоречивое мнение о самом факте существования феномена филиппинской пси-хирургии: от полного отрицания до восторженных отзывов.

Личные беседы со специалистами-врачами, бывавшими на Филиппинах либо по служебным делам, либо в составе туристических групп, также не внесли ясности в вопрос существования возможности раздвижения тканей: во всех случаях не было проведено убедительных профессионально выполненных исследований, не было представлено грамотно подготовленной документации.

При обращении в официальные органы власти на Филиппинах удалось установить, что официально зарегистрирован 21 хилер, из них 16 практикуют пси-хирургию. Здесь же мы получили их адреса и объяснение того, как можно их найти. Следует сразу отметить, что отношение к целителям на Филиппинах крайне сложное и неоднозначное. Однако существование филиппинских пси-хирургов является одной из достопримечательностей Филиппин, а иностранный туризм — одной из существенных статей дохода страны, поэтому в департаменте туризма отношение к хилерам отличалось от отношения департамента здравоохранения — оно было скептическим, но в целом благожелательным.

Нам рассказали, что основные центры и наиболее известные хилеры, использующие в своей работе приёмы пси-хирургии, практикуют в основном в трёх регионах: в столице Филиппин Маниле, на горном курорте Багио (летней резиденции правительства) и его окрестностях и в провинции Пангасинан, которая находится между Манилой и Багио и представляет собой конгломерат небольших городков и деревень.

Взяв в аренду автомобиль, в сопровождении переводчика, владеющего местными диалектами, мы отправились в глубь страны.

В процессе встреч с хилерами мы производили видеосъёмку самого процесса целительства, а также в ряде случаев нам удалось взять на исследование образцы крови и тканей, удалённых у пациентов в процессе пси-хирургических операций. Все этапы пси-операции, в результате которых были получёны образцы крови и тканей, снимали на видеокамеру. Образцы крови были разделены на несколько частей, были приготовлены стёкла с мазками крови, часть образцов тканей и крови была заморожена, другая высушена. Все образцы мы доставили в Москву и подвергли всестороннему анализу и судебно-медицинской экспертизе.

Уже на первых этапах экспертизы было выявлено несоответствие групп крови в привезённых образцах группам крови прооперированных пациентов. При покадровом просмотре видеоматериалов пси-операций специалистам удалось обнаружить факты фокусничества.

На основании проведённых нами исследований можно утверждать, что в процессе пси-хирургии не происходит раздвижения тканей человека, проникновения внутрь тела и последующего «мгновенного» заживления раны.

Тем не менее многие пациенты после лечения отмечали улучшение самочувствия, появление «жизненной энергии», укрепление желания выздороветь, появление веры в возможность выздоровления. С чем это может быть связано?

Необходимо помнить, что Филиппины — замечательное место отдыха: тёплое море с прекрасными пляжами, влажный тёплый климат в равнинной части страны и более прохладный и сухой — в высокогорных курортах Багио и его окрестностях, разнообразные фрукты и хорошее питание, просто отдых, так как длительность лечения у хилера, как правило, составляет не менее 7‑12 дней. Всё это вместе само по себе приводит к существенному улучшению самочувствия и здоровья.

Многие хилеры в процессе работы используют для лечения местные травы и другие препараты растительного и животного происхождения, масла (чаще всего кокосовое), грязи, массаж, мануальную терапию, приёмы висцеральной хиропрактики, акупунктуру и рефлексотерапию в различных вариантах и многое другое.

Хочу отметить следующую тонкость. Следует отличать пси-хирургию от так называемой транс-хирургии. В процессе пси-хирургии исцеление и раздвижение тканей как один из этапов лечения, по мнению хилеров, является результатом проявления Веры, демонстрацией силы Веры в даре целительства, когда раздвижение ткани и подвод «энергии» непосредственно к больному органу осуществляется без применения каких-либо инструментов. При транс-хирургии «хирург» впадает в состояние транса, и в этом особом состоянии сознания он, используя разного рода инструменты, часто не отдавая себе отчёта в своих действиях (как будто кто-то «двигает» его руками или «руководит» им) производит разрезы тканей без анестезии. Филиппинские хилеры часто транс-хирургию также называют пси-хирургией, что, конечно, неправильно.

Пси-хирургия у филиппинских хилеров составляет только часть процесса целительства. У разных хилеров доля этой части разная. У одних пси-хирургия является основой. Пси-операции поставлены на поток, сопровождаются огромным количеством «крови». У других она занимает крайне незначительную часть, основной упор в лечебной работе делается на так называемое магнетическое лечение и духовное целительство. В России принято другое обозначение этих же видов лечения: лечение биоэнергией, биоэнерготерапия, экстрасенсорная диагностика и биокоррекция и лечение методом Рэйки. Во втором случае в процессе инициации целитель становится проводником универсальной жизненной энергии.

Оба этих метода широко известны в России и эффективно используются для лечебной и оздоровительной работы. В процессе личных бесед у меня сложилось впечатление, что биоэнергетика в нашей стране развита значительно лучше, чем на Филиппинах. В нашей стране много прекрасных биоэнерготерапевтов и целителей, в том числе и специалистов в области Рэйки, понимание биоэнергетики в России носит более научный и естественный характер. Следует отослать интересующихся к таким прекрасным работам, как [1‑3]. Понимание же биоэнергетики у многих филиппинских хилеров весьма хаотично, в нём причудливо перемешались христианская религия, пантеизм и откровенный спиритизм.

Долгое время существовал и активно поддерживался миф об особой роли и положении Филиппин, проникновении космической энергии через особую «дыру», которая делает возможным пси-хирургию и лечение Верой вообще. Однако это далеко не так. Известно много хилеров, практикующих пси-операции в Европе, Северной и Южной Америке, Азии. В последнее время филиппинские хилеры часто бывают в России и выполняют здесь пси-операции (в том числе «кровавые») даже в зимнее время. Следовательно, «особое место» Филиппины здесь ни при чём и какой-то специальной важной роли не играет.

Кого хилеры берут на лечение? Всех! Однако никто из хилеров не гарантирует эффективность результатов лечения, потому что лечение идёт именем Бога, и как Господь Бог распорядится, так и будет. С другой стороны, лечение оплачивается независимо от результатов лечения, а стоимость одного сеанса составляет 50‑150 и более долларов США, а если учесть, что часто делается 2‑3 сеанса в день при продолжительности курса от недели, стоимость такого лечения оказывается очень высокой без каких-либо гарантий. Местные жители, как правило, совсем ничего не платят, поскольку в их среде традиционно считается, что способность к целительству — это Божий дар, поэтому за него нельзя брать деньги. Во время посещения наиболее известных хилеров мы в основном наблюдали пациентов из России, что, по-видимому, можно объяснить здоровым любопытством, большой наивностью и доверчивостью российских граждан. Изредка встречались туристы из Японии и один-два человека из Германии и США. Наиболее известных хилеров «опекают» различного рода туристические агентства, которые поставляют им клиентов для лечения. Какой-либо медицинской документации хилеры не ведут, так же как и фирмы, поставляющие им пациентов.

Среди 26 пациентов, которых мне удалось осмотреть во время наших поездок по целительским центрам Филиппин, все изменения, которые я наблюдал, можно было бы объяснить воздействием вышеперечисленных факторов, результатами биоэнергетического лечения и лечения методом Рэйки.

Несмотря на то, что все пациенты знают, что филиппинские операции безболезненны, всегда «полезны» и никогда не приносят вреда, идя на первую операцию, люди испытывают крайне тяжёлые и острые переживания — они боятся, то есть переживают глубокий и тяжёлый стресс. Можно допускать, что «филиппинская операция» посредством этого переживания стресса в ряде случаев действительно способна нормализовать жизненно важные функции организма.

В настоящее время я склонен рассматривать «кровавые» пси-операции как один из методов изощрённой и вследствие этого очень эффективной психотерапии.

Хочу напомнить, что среди пациентов хилеров много крайне тяжёлых больных, больных с последними стадиями онкологических заболеваний, больных с заболеваниями, перед которыми бессильна официальная медицина. Больные обращаются к хилерам как к последней надежде, с огромной верой, от них ждут чуда, ждут возвращения к жизни. Эту веру, конечно, нельзя отнимать у больного человека.

Многие привозят дорогих им близких людей, тяжело больных и заведомо неизлечимых, чтобы отдать последний долг. Они это знают и делают совершенно сознательно. Возможно, это объясняет такую долгую жизнь феномена филиппинской пси-хирургии. С этой точки зрения филиппинское целительство оправдано и существует, несмотря на крайне противоречивое и часто отрицательное отношение к нему со стороны официальной медицины во всех развитых странах (включая и департамент здравоохранения самих Филиппин).

С другой стороны, с точки зрения научной медицины нами в настоящее время не установлено факта раздвижения тканей и проникновения внутрь тела человека, о чём много говорят сами филиппинские хилеры, и этот «миф», к сожалению, поддерживается в нашей стране различного рода коммерческими организациями, заинтересованными в получении прибыли любыми средствами.

Во время наших встреч с филиппинскими хилерами нам удалось увидеть, заснять и освоить много новых интересных биоэнергетических методов лечения, найти новые крайне интересные и эффективные подходы к лечению ряда заболеваний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.016 с.)