Глава  10.  управление  коллективными неосознаваемыми  психическими процессами  и  телекинез 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава  10.  управление  коллективными неосознаваемыми  психическими процессами  и  телекинез



 

Разработка способов синхронизации усилий в группах операторов для реализации явления телекинеза.   Среди психофизических феноменов (ясновидения, телепатии, проскопии и др.) явление телекинеза — одно из самых интригующих. В истории известен ряд имён выдающихся феноменов, демонстрировавших уникальные способности без непосредственного участия мышечных усилий, как бы «силой мысли» передвигать большие предметы (Н.С.Кулагина), подвешивать их в воздухе и удерживать на весу длительное время (Э.Д.Шевчик), уменьшать вес своего тела, подниматься в воздух и др. [97, 99, 109, 62]. За рубежом профессор Роберт Джан [69] вёл интенсивное изучение явления микротелекинеза — воздействия человека на работу радиоэлектронных устройств, полупроводниковых приборов, генераторов случайных чисел и многого другого. Для физиков, инженеров, представителей точных наук явление телекинеза кажется привлекательным и потому ещё, что, в отличие от экстрасенсорного восприятия (ЭСВ), изучение которого основано на анализе субъективных ощущений операторов, явление телекинеза может быть зафиксировано с помощью объективных методов, заснято на видео, подвергнуто исследованию известными методами.

Трудность изучения феномена телекинеза обусловлена в первую очередь тем, что встречается оно чрезвычайно редко и в выраженной форме проявляется у единиц. Результаты опытов по телекинезу плохо воспроизводимы, а это затрудняет его изучение общепринятыми в современном естествознании методами.

Низкая воспроизводимость, в свою очередь, обусловлена низкой воспроизводимостью тех особых состояний сознания и мозга операторов, во время которых реализуется телекинез. Часто испытуемые не могут сами объяснить, как у них всё это получается, не в силах по своему желанию управлять этим состоянием и с трудом воспроизводят его при проведении последующих опытов.

В связи с вышеперечисленным центральной проблемой является воспроизводимое получение явления телекинеза в лабораторных условиях. Ясно, что для этого необходимо сделать — необходимо научиться управлять состояниями мозга и воспроизводимо вызывать особые состояния сознания, что, в свою очередь, позволит воспроизводимо получать эффект телекинеза.

Имеется и другая проблема: опыты по телекинезу даже с выдающимися людьми-феноменами нельзя проводить бесконечно, поскольку проявление данного эффекта связано с чрезвычайным напряжением физических и психических сил испытуемого, что может нанести существенный вред его здоровью. Во время демонстрации феноменов происходит резкая активация психических процессов, повышение артериального давления, частоты сердцебиения и пр., даже после окончания эксперимента испытуемый длительное время не может вернуться в исходное нормальное состояние.

Возникает серьёзная проблема этического плана. Разрабатываемые способы управления состояниями сознания не должны наносить ущерба здоровью испытуемых во время эксперимента и не должны вызывать отрицательных последствий для их здоровья в будущем, а также нарушать закон.

Как преодолеть возникающие трудности? С одной стороны, крайняя редкость выдающихся феноменов, подчас трудность работы с ними в человеческом плане, возможный вред их здоровью в результате многократного повторения сложных и напряжённых опытов, с другой стороны, необходимость многократного воспроизводимого получения эффектов для их изучения в лабораторных условиях, необходимость проведения опытов по телекинезу в независимых исследовательских коллективах для получения независимых результатов.

Один из путей решения этой проблемы — объединение нескольких операторов с обычными способностями в группы, когда усилия распределяются небольшими частями между участниками группы. При таком подходе на первый план выходят проблемы подбора операторов в группы, формирование коллектива, способного решить конкретную задачу: объединив свои усилия, вызвать телекинез. Как показывает опыт работы в Фонде парапсихологии им. Л.Л.Васильева, эта задача может быть решена достаточно простыми средствами, в том числе с привлечением известных методологических и психотехнических приёмов, разрабатываемых в психологии, психофизиологии, психиатрии, психотерапии и биоэнергетике.

В ряде работ было показано, что целенаправленное управление особыми состояниями сознания путём активного и пассивного воздействия позволяет существенно повысить эффективность и воспроизводимость экстрасенсорного восприятия, в частности была показана высокая эффективность использования неглубоких стадий гипноза (например, [178, 75, 20, 162]). При работе в группах эффективность суггестивного воздействия на испытуемого многократно усиливается по сравнению с индивидуальной работой.

 

Методика эксперимента и результаты опытов по телекинезу.   Перед группой, в которую входили от 3 до 7 человек, ставили задачу: вызвать вращение горизонтально расположенной вертушки, насаженной на остриё вертикально стоящей иглы по или против часовой стрелки. Вертушки, которые изготавливали из различных материалов (металлическая фольга, бумага, пенопласт), имели вес от 0,3 до 2,5 грамма. Вертушку размещали в центре группы внутри стеклянного прозрачного колпака с распылённой внутри проводящей углеродной плёнкой. Никто из участников до проведения групповых занятий способностей к телекинезу не проявлял (не мог раскрутить вертушку под колпаком).

На исследовательском столе размещали обычно 2‑3 вертушки. В задачу группы входило раскрутить одну из них, которую, как правило, располагали в центре (в дальнейшем мы будем называть её опытной), а другие служили для контроля.

Все действия группы от начала работы, включая действия во время сеанса гипноза, а также до и после него, непрерывно фиксировали с помощью видеокамеры. В процессе анализа видеозаписей оценивали любые перемещения опытной и контрольной вертушек. Количественную оценку величины эффекта проводили по суммарному углу поворота вертушки, скорости и воспроизводимости её вращения.

Для раскрытия способностей, обучения операторов и закрепления навыков использовали неглубокие стадии гипноза (I и II). Продолжительность одного сеанса — 1‑1,5 часа, всего сеансов с одной группой — от 5 до 7. Испытуемых располагали на кушетках в положении лёжа на спине, головами к центру. Кушетки были расположены по звездообразной схеме. В центре на уровне кушёток находился лабораторный стол с расположенными на них опытными и контрольными вертушками и стеклянным колпаком. Расстояние между испытуемыми и столом было не менее 80 сантиметров. В процессе проведения сеанса гипноза и в процессе выполнения задания каких-либо движений никто из участников группы не производил.

Всего обследованы 80 человек в 12 группах. Первоначально состав групп подбирался случайным образом: в группы были включены все, кто хотел раскрыть у себя необычные способности. Занятия в группах в процессе сеанса гипноза проводили по единой методике. У всех участников группы проводили определение индивидуального профиля функциональной асимметрии (ИПФА) по экспресс-методике, описанной в [178, 75, 20], определяли способности к экстрасенсорному восприятию по тестам Райна, на биолокацию и кожно-оптический гнозис [178, 162], а также проводили психологическое тестирование по методам, описанным ниже в следующем разделе.

В процессе работы использовали различные психотехнические приёмы, взятые в том числе из старинных книг по магии, культовых книг Египта, Китая и Тибета. В их числе были, например, сцепление рук участников группы в кольцо, пропускание по кругу «энергии», вращение руками над вертушкой всеми участниками группы перед началом воздействия, различного рода захваты рук и размещение участников по видам их «индивидуальной энергетики» (включая учёт индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга человека и «рабочей» руки), ряд классических психотехнических приёмов, заимствованных из практики групповых видов спорта (хоккея и баскетбола).

Сопоставительное изучение различных психотехнических приёмов позволило остановиться на следующей последовательности работы с группой любого состава. Предварительно до начала сеанса гипноза группа предпринимает попытки раскрутить вертушку под колпаком или без колпака. Колпак или любой другой экран на первых этапах обучения представляет для участников сложный психологический барьер. В то же время важно на первых этапах обучения любым способом дать почувствовать возможность вращения вертушки, пусть даже таковое может быть порождено электростатическими полями. Впоследствии, после формирования и закрепления уверенности в себе, «психологический» барьер колпака перестаёт играть существенную роль. Во время первых попыток — как правило, неудачных — происходит взаимный контакт участников группы, определяются цели совместной деятельности, у каждого участника создаётся единый образ схемы проведения опыта. Затем проводится сеанс гипноза, во время которого испытуемым внушают наличие у них способностей, веру в свои силы, в безграничность их возможностей и возможностей психики человека, разрушают психологические барьеры. В процессе работы используются медитативные приёмы с представлением различно «окрашенных» энергий (участники, как правило, предварительно ознакомлены с теорией чакр и их символическими цветовыми соответствиями), затем длительная (до 5 минут) синхронизация усилий, а после получения эффекта — окончание сеанса.

После окончания сеанса участники группы повторяют попытку вызвать вращение вертушки под колпаком, реализуя постгипнотическое внушение. Как правило, вращение вертушки под гипнозом отмечается во время 3‑4‑го сеанса, тогда же эффект телекинеза начинает проявляться в группе и в обычном (постгипнотическом) состоянии. К пятому сеансу величина эффекта достигает максимального значения, испытуемые могут в течение получаса несколько раз подряд (от 2 до 5) вызвать вращение вертушки с большой скоростью на значительные углы (от 700 до 5600 градусов). Начиная с шестого сеанса эффекты уменьшаются, группа «выдыхается». При повторном проведении сеансов через 2‑3 недели эффект вращения может быть получен без гипноза, но, как правило, он значительно слабее по величине и «даётся» группе с большим трудом.

Наилучшие результаты во время сеансов гипноза получены при использовании медитативных образов энергий «оранжевого» и «фиолетового» цветов, которые первоначально концентрировали «внутри» оператора, а затем «выводили» в окружающее пространство. В процессе работы использовали образ слияния «энергий» отдельных операторов с образованием «единого поля группы», «окрашенного» в тот или другой цвет. Образуемое «единое поле», «вихрь», вращалось по или против часовой стрелки над вертушкой в течение 3‑5 минут. В процессе этого коллективного действия происходила синхронизация физиологических показателей участников группы, биоэлектрических процессов в мозге, что подтверждалось данными ЭКГ, КГР, ЭМГ, а также показателями частоты дыхания и сердцебиения. Затем по команде участники уменьшали радиус «вихря» («облака, непрозрачного, плотного на ощупь, как туман над рекой» и т.д.) с максимальной концентрацией на концах вертушки. Наиболее ярко выраженные эффекты получаются в начале процесса синхронизации (например, по команде «внимание, начинаем опыт, сконцентрировать внимание...») и в конце опыта (например, по команде «внимание, начинаем уменьшать радиус “вихря”»). В некоторых случаях эффект вращения вертушки отмечен за несколько секунд до начала выполнения опыта и через некоторое время (до нескольких минут) после его окончания (когда уже была дана команда «окончили опыт, всем расслабиться, сбросить напряжение»).

В ряде опытов для синхронизации усилий были использованы технические средства. Над группой располагали источник звуковых сигналов с рупором, который мог вращаться по или против часовой стрелки (устройство было изготовлено М.В.Барсуковым). Исследователь мог регулировать скорость и радиус вращения источника звука. На него подавали напряжение от звукового генератора, позволяющего изменять частоту и интенсивность звуковых колебаний. Вращение источника звуковых сигналов в сочетании со звуками разной частоты и интенсивности над группой создавало субъективное ощущение объёмного перемещения «энергии», «окрашенной» в различные цвета в зависимости от частоты звука. Совместным изменением радиуса, скорости вращения источника, частоты и интенсивности звука можно было создать образ «вихря», уменьшающегося по радиусу и убыстряющего скорость вращения. Такой технический приём позволял облегчить выработку единого для всех участников группы образа. Другие комбинации параметров звука позволяли создавать другие медитативные образы.

В ряде случаев использовали изготовленное из толстого провода кольцо диаметром 3‑5 метров, которое располагали на кушетках под спинами испытуемых — в области поясницы. Во время проведения сеансов гипноза испытуемые могли держать кольцо рабочей рукой. В процессе синхронизации деятельности в группе кольцо облегчало задачу сосредоточения внимания для «концентрации энергии» в определённом объёме.

Были предприняты также попытки импульсного, «взрывного» воздействия на вертушку энергией «белого цвета» по команде. В этом случае эффект вращения всегда был меньше.

Во всех 12 группах в процессе сеанса гипноза отмечены движения вертушки разного характера и степени выраженности. На первых сеансах наблюдали незначительные по величине (от 30 до 560 градусов) хаотические, скачкообразные, резкие движения в различных направлениях. Отмечали вращение как опытной, так и контрольной вертушек. В последующих сеансах качественные характеристики воздействия улучшались, а воздействие приобретало целенаправленный характер: происходило вращение только опытной вертушки при неподвижной контрольной (хочу напомнить, что испытуемые лежали на кушетках на спине с закрытыми глазами и видеть объект воздействия не могли).

После окончания сеанса после непродолжительного отдыха и разбора субъективных ощущений испытуемые предпринимали повторные попытки вызвать вращение. Они усаживались вокруг вертушки, работали с открытыми глазами и могли наблюдать за её движениями. В ряде случаев для стимуляции активности группы им показывали на видеомагнитофоне только что отснятые результаты их деятельности во время сеанса гипноза. После окончания сеанса группа работала ещё в течение 30‑90 минут.

Способность к телекинезу вне сеансов гипноза сохранилась в 3 из 12 групп. При работе в обычном (до и после сеансов гипноза) состоянии, а также в процессе реализации постгипнотического внушения величина эффекта в этих группах была всегда значительно больше, чем во время сеанса гипноза: суммарный угол поворота достигал от 90 до 5600 градусов. Происходило вращение только опытной вертушки, при неподвижном контроле, вращение носило плавный характер, осуществлялось продолжительное время (до 45 секунд) и могло быть воспроизведено после небольшого отдыха и расслабления (10‑60 секунд) в течение нескольких раз (от 2 до 5) на примерно одинаковый угол (от 90 до 5600 градусов).

Возникают вопросы.

Почему в одних группах способность к телекинезу сохраняется и вне сеансов гипноза, а в других — нет?

Чем отличаются эти группы?

Для ответа на них исследовали ИПФА, проводили психологическое тестирование и определение ЭСВ с помощью объективных тестов. Для определения условий, благоприятствующих проявлению телекинеза, сравнивали данные в группах, в которых эффект телекинеза сохранился вне сеансов гипноза, с результатами в группах, где эффекта не было.

 

Результаты психологических исследований.   При использовании психологических методов исследования возникает принципиальная трудность, которая, по-видимому, в рамках только психологии преодолена быть не может. А именно! Результаты психологического тестирования позволяют дать рекомендации по подбору людей в группу, которая работала бы как единое целое, как инструментальная группа. Однако психологические тесты не позволяют выработать критерии отбора по биоэнергетическим возможностям, не позволяют выявить специфические способности к телекинезу. Группа может быть удачно подобрана как единый коллектив, но не решить задачу реализации телекинеза.

Такого рода способности могут быть определены другими экстрасенсами, ощущающими потоки специфической энергии. Мы прибегали в процессе работы в группах к услугам экспертов-экстрасенсов, которые часто давали полезные рекомендации по размещению операторов в группе, снятию «блоков» и «зажимов». Однако их оценки всё же основаны на субъективных ощущениях, которые плохо формализуются и научной оценке поддаются с трудом. Поэтому ниже приведены в основном данные психологических исследований.

 

Целью настоящего исследования являлся поиск возможности сопряжения психологических характеристик группы со способностью осуществлять телекинез.

Проводили исследования по ценностным ориентациям (по методике М.Рокича), по эмоциональным установкам (по рекомендациям С.А.Будасси), осуществляли экспресс-диагностику для выявления акцентуаций (по К.Леонгарду), анализировали защитные механизмы личности (по А.Адлеру), исследовали структуру темперамента (по В.Н.Русалову), оценивали уровень тревожности (по Д.Тейлор) и «восприятие человеком своего состояния» (по Озгуту) [107, 371, 4]. Психологические исследования проведены в последних 6 из 12 групп.

В обычном состоянии (до и после сеансов гипноза) телекинез зафиксирован в 3 группах, в одной группе — неопределённый эффект, в 2 группах отмечен отрицательный результат.

Номера групп образуют ранжированный ряд в направлении ослабления эффекта телекинеза (в I, II, III группах — максимально выраженный эффект, в IV группе — неопределённый результат, в V и VI группах эффект не наблюдали).

При исследовании ценностных ориентаций с целью некоторого преодоления неоднородности критериев ранжирования испытуемым предлагали оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. При анализе оценивали близость индивидуальной иерархии к обобщённой иерархии группы. Мерой сходства выступал коэффициент ранговой корреляции Спирмена (при n = 18; pKp = 0,41 для 5 % уровня значимости). Но при анализе результатов значимыми оказались лишь результаты тестирования по терминальным (целевым) ценностям: при сравнении двух групп большее сходство по инструментальным ценностям (средствам) оказалось в той группе, где эффект отсутствовал, чем в группе, где он имел место.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.018 с.)