Принципы лидерства: влияние, уважение, доверие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы лидерства: влияние, уважение, доверие.



Сущность лидерства.

Сущность лидерства

Для любой социально-экономической системы, стремящейся к развитию, чрезвычайно важен вопрос о лидерстве. Основными ресурсами развития являются человеческий потенциал, талант, инициатива, сила и энергия сотрудников, мобилизуемые лидером. На высшем уровне лидерство проявляется как вдохновляющий, генерирующий и стратегический фактор развития; на среднем уровне более очевидна его генерирующая и направляющая роль; на исполнительском — оперативная, ситуативно-инициативная, заключающаяся в "поддержании огня". Оно может проявляться в умении и способности организовать рабочий процесс в зависимости от сложности задач, в умении убеждать людей добиваться поставленных целей, в способности создавать видение картины будущего, а также в желании проявлять инициативу в стандартных рабочих процессах. Термин "лидерство" происходит от немецкого lead, означающего "путь", "дорога". Таким образом, лидер — это тот, кто показывает дорогу.

Лидерство — это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, высвобождающей сознание человека, путем формирования и использования его знаний, интеллекта, творческой активности в интересах организации. Ключевая роль лидерства проявляется в запуске и направлении организационных изменений.

Основная задача лидера — помочь подопечным выработать способность адаптироваться к постоянным изменениям, работать творчески и быстро в постоянно меняющейся среде. Это одно из отличий лидера от менеджера. Понятие "менеджер" происходит от латинского слова manus — рука, которое легло в основу итальянского maneggiare и французского manege, что означает "тренировать лошадей". Более подробно различия понятий лидера и менеджера см. в табл. 14.1.

Таблица 14.1 Различия понятий "лидер" и "менеджер"

Критерии сравнения Менеджер Лидер
Общий подход Анализирует, использует различные рычаги, находит оптимальные варианты, организует, контролирует работу подчиненных Делает, исправляет, пробует, изменяет
Показатели успеха Уровень чистой прибыли на одну акцию, размер рыночной доли компании, преимущества в доступе к ресурсам, карьерный рост Созданная ценность для клиентов, сотрудников и владельцев компании, лояльность клиентов, преимущества в ключевых навыках и знаниях, профессиональное и личностное развитие
Философия руководства Движущая сила — стратегия. Решает, распределяет задания, контролирует, проверяет. Занимается глобальными вопросами. Эффективно управляет своим временем Движущая сила — стремление к изменениям, инновациям. Выполняет реальную работу. Занимается тем, что важно для людей. Развивает свои лидерские способности
Основной принцип организации работы Несколько преданных помощников, помогающих добиться результатов Способствует реализации потенциала каждого сотрудника
Эффективность Эффективность инвестиций, использование передовых технологий, контроль над процессами, рациональное использование человеческих ресурсов Производительность труда, выдающиеся люди, совершенствование процессов, формирование и развитие человеческого капитала
Отношение к людям Люди — используемый ресурс Люди — самый ценный ресурс
Ответственность Достижение установленных уровней показателей но всем направлениям. Индивидуальная ответственность Достижение уровня ключевых показателей в приоритетных направлениях. Индивидуальная и коллективная ответственность
Риски и награды Избегает неудачи любой ценой, полагается на испытанные методы, ограничивает риск. Анализирует информацию, пока не достигнет полной уверенности в точности выводов Не боится ошибаться, учиться и делает выводы. Использует наиболее перспективные способы. Не боится рисковать карьерой. В случае сомнения действует

Кроме того, лидерство направлено на поощрение обмена знаниями между всеми участниками процесса, накопление знаний путем самостоятельного и корпоративного обучения, генерирование новых знаний.

Когда речь идет о руководителе, многие специалисты сходятся на том, что руководитель, будучи главным ориентиром движения, должен одновременно обладать лидерскими качествами. Руководитель, ощутив, почувствовав, увидев будущее организации или территориального образования, описав его мотивирующим и вдохновляющим языком, "заряжает" других, помогает им подняться на вершину. Дальше следующий виток: помогая кому-то, сам поднимаешься на вершину гораздо быстрее и видишь следующую ступень. Передавая видение своим подчиненным, руководитель способствует созданию конкурентных преимуществ социально-экономической системы, которую он возглавляет: повышается взаимная ответственность, у каждого появляется возможность реализовать потенциал, активизируется самостоятельность, возникает множество альтернативных путей для достижения целей. В результате простое исполнение обязанностей превращается в осуществление дела, позволяет отвечать не только на вопросы, что делать и как делать, но и почему, для чего, зачем это делать.

Доверие.

Вначале необходимо заработать доверие, без него нет самого лидерства. Затем можно предлагать идеи, чтобы стать отличным лидером. Если люди доверяют идее, но не доверяют лидеру, они ищут другого лидера, если доверяют лидеру и не доверяют идее, они ждут другой идеи того же лидера и следуют за данным лидером только на основе доверия к нему и идее.

Доверие приобретают не те, кто был «прав» в которых сам не участвовал, а те, кто реально достигал намеченного результата и приводил людей туда, куда они хотели и должны были попасть. Принцип доверия имеет свои подводные камни и «троянских коней». Когда речь заходит о доверии, то надо иметь в виду и его противоположное проявление – недоверие. «Каждый, кто начинает «воспитывать в себе лидера сталкивается с тем, что определенная степень доверия к нему уже сформировалась во многом его биографией, прошлым опытом, успехами и неудачами в работе недавнего времени. Доверие либо наращивается либо растрачивается, тоже относится к кредиту доверия. Прежде чем завоевать доверие к себе необходимо, чтобы предполагаемые последователи признали у вас наличие коммуникабельности, силы влияния и честности.

Функции лидера.

· лидер формулирует вдохновляющие других участников группы цели;

· лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Он в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы группы;

· лидер побуждает других участников группы к определенному типу поведения и корректирует уже осуществляемое поведение;

· лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;

· лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формулирует нормы групповой культуры.

Образование формального и неформального лидерства.

В любой организации различают:

- формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

- неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Неформальный лидер – это лицо, не занимающее высоких административных должностей, но при этом способное оказывать существенное воздействие на команду. В силу личных особенностей его тактической целью является контроль над ситуацией, а стратегической – управление коллективом.

Независимо от типа неформального лидерства, руководителю рекомендуется придерживаться следующих правил:

- привлечение лидера на свою сторону и использование его качеств во благо организации;

- желательное решение проблем, на основе которых выдвигается неформальный лидер;

- сохранение авторитета формального руководителя, одновременное определение позиции неформального лидера в коллективе.

Стратегии влияния.

Люди, обладающие властью, понимаемой как процесс воздействия на мысли и поведение других людей, могут использовать различные стратегии влияния. Принято выделять шесть общих стратегий.

Существует несколько видов стратегий влияния:

· 1. Стратегия подталкивания заключается во влиянии на людей посредством наказаний или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии - демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.

· 2. Стратегия приманивания заключается во влиянии на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии - не каждому человеку подойдёт то, что руководитель может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это может вызвать зависть или возмущение, что в конечном итоге вызовет снижение мотивации и конфликты.

· 3. Использование убеждения - это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток - не всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.

· 4. Подготовительные стратегии заключаются в подготовке почвы для оказания влияния на людей.

· 5. Превентивные стратегии заключаются в оказании влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток - разоблачение тайных действий может привести к ухудшению общения и конфликтам.

Умение слушать

Навык коммуникации

Компетентность в своем деле

Проницательность

Сфокусированность. Для того, чтобы стать эффективным лидером, требуются приоритеты и концентрация.

Инициативность

Самодисциплина. Без самодисциплины невозможно достичь успеха и преуспевающим человеком. Независимо от ого, насколько одарен лидер, он не может максимально развиться без самодисциплины.

Сущность лидерства.

Сущность лидерства

Для любой социально-экономической системы, стремящейся к развитию, чрезвычайно важен вопрос о лидерстве. Основными ресурсами развития являются человеческий потенциал, талант, инициатива, сила и энергия сотрудников, мобилизуемые лидером. На высшем уровне лидерство проявляется как вдохновляющий, генерирующий и стратегический фактор развития; на среднем уровне более очевидна его генерирующая и направляющая роль; на исполнительском — оперативная, ситуативно-инициативная, заключающаяся в "поддержании огня". Оно может проявляться в умении и способности организовать рабочий процесс в зависимости от сложности задач, в умении убеждать людей добиваться поставленных целей, в способности создавать видение картины будущего, а также в желании проявлять инициативу в стандартных рабочих процессах. Термин "лидерство" происходит от немецкого lead, означающего "путь", "дорога". Таким образом, лидер — это тот, кто показывает дорогу.

Лидерство — это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, высвобождающей сознание человека, путем формирования и использования его знаний, интеллекта, творческой активности в интересах организации. Ключевая роль лидерства проявляется в запуске и направлении организационных изменений.

Основная задача лидера — помочь подопечным выработать способность адаптироваться к постоянным изменениям, работать творчески и быстро в постоянно меняющейся среде. Это одно из отличий лидера от менеджера. Понятие "менеджер" происходит от латинского слова manus — рука, которое легло в основу итальянского maneggiare и французского manege, что означает "тренировать лошадей". Более подробно различия понятий лидера и менеджера см. в табл. 14.1.

Таблица 14.1 Различия понятий "лидер" и "менеджер"

Критерии сравнения Менеджер Лидер
Общий подход Анализирует, использует различные рычаги, находит оптимальные варианты, организует, контролирует работу подчиненных Делает, исправляет, пробует, изменяет
Показатели успеха Уровень чистой прибыли на одну акцию, размер рыночной доли компании, преимущества в доступе к ресурсам, карьерный рост Созданная ценность для клиентов, сотрудников и владельцев компании, лояльность клиентов, преимущества в ключевых навыках и знаниях, профессиональное и личностное развитие
Философия руководства Движущая сила — стратегия. Решает, распределяет задания, контролирует, проверяет. Занимается глобальными вопросами. Эффективно управляет своим временем Движущая сила — стремление к изменениям, инновациям. Выполняет реальную работу. Занимается тем, что важно для людей. Развивает свои лидерские способности
Основной принцип организации работы Несколько преданных помощников, помогающих добиться результатов Способствует реализации потенциала каждого сотрудника
Эффективность Эффективность инвестиций, использование передовых технологий, контроль над процессами, рациональное использование человеческих ресурсов Производительность труда, выдающиеся люди, совершенствование процессов, формирование и развитие человеческого капитала
Отношение к людям Люди — используемый ресурс Люди — самый ценный ресурс
Ответственность Достижение установленных уровней показателей но всем направлениям. Индивидуальная ответственность Достижение уровня ключевых показателей в приоритетных направлениях. Индивидуальная и коллективная ответственность
Риски и награды Избегает неудачи любой ценой, полагается на испытанные методы, ограничивает риск. Анализирует информацию, пока не достигнет полной уверенности в точности выводов Не боится ошибаться, учиться и делает выводы. Использует наиболее перспективные способы. Не боится рисковать карьерой. В случае сомнения действует

Кроме того, лидерство направлено на поощрение обмена знаниями между всеми участниками процесса, накопление знаний путем самостоятельного и корпоративного обучения, генерирование новых знаний.

Когда речь идет о руководителе, многие специалисты сходятся на том, что руководитель, будучи главным ориентиром движения, должен одновременно обладать лидерскими качествами. Руководитель, ощутив, почувствовав, увидев будущее организации или территориального образования, описав его мотивирующим и вдохновляющим языком, "заряжает" других, помогает им подняться на вершину. Дальше следующий виток: помогая кому-то, сам поднимаешься на вершину гораздо быстрее и видишь следующую ступень. Передавая видение своим подчиненным, руководитель способствует созданию конкурентных преимуществ социально-экономической системы, которую он возглавляет: повышается взаимная ответственность, у каждого появляется возможность реализовать потенциал, активизируется самостоятельность, возникает множество альтернативных путей для достижения целей. В результате простое исполнение обязанностей превращается в осуществление дела, позволяет отвечать не только на вопросы, что делать и как делать, но и почему, для чего, зачем это делать.

Принципы лидерства: влияние, уважение, доверие.

Влияние — это воздействие человека на установки, ценности, убеждения и поступки других людей.

Власть является потенциальной причиной изменений человека, а влияние — степенью реальных изменений.

Достаточно часто лидеру необходимо использовать власть для выполнения решений, проведения изменений и достижения корпоративных целей. Иными словами, лидеры должны оказывать влияние на окружающих, что требует особых навыков. Значительное влияние оказывается в процессе межличностного и индивидуального общения. Это социальное влияние, и оно предполагает использование вознаграждений и воодушевление подчиненных.

Другой тип влияния может охватывать организацию в целом или выходить за ее пределы. Иногда подчиненные не признают власть лидера, особенно когда видят, что тот печется исключительно о собственных интересах. Лидеру необходимо найти оптимальный способ использования власти, чтобы он позволил оказать наиболее сильное влияние на отдельных людей и группы. Кроме того, лидер должен понять основные принципы, с помощью которых он может изменять поведение и психологические установки сотрудников. Лидеры обычно применяют различные приемы влияния. Чем шире спектр используемых приемов, тем большее влияние лидер может оказать на своих последователей.

Уважение вносит свой независимый вклад в силу лидерства, что позволяет его рассматривать в качестве самостоятельного принципа.

Сущность принципа уважения состоит в том, что если люди уважают кого-то как лидера, то они следуют за ним. Данный принцип находит свое проявление в условиях группового лидерства. Следует иметь в виду, два обстоятельства:

а) оценка лидерских способностей, всегда относительна определенной группы, внутри которой она и происходит, и такое обстоятельство порождает дискретность лидерства, когда лидер в одной группе (ситуации) становится последователем в другой группе (ситуации).

б) обстоятельства могут привести к тому, что в ряде эпизодов сильный лидер предпочтет остаться в тени и последовать за более слабым, чем сам, из уважения, например, к его прошлым заслугам или соблюдая субординацию.

Таким образом, принцип уважения развивает силу лидерства путем использования духовной власти, власти авторитета и опыта. Его сущность в том, что менее опытные следуют за более опытными.

Доверие.

Вначале необходимо заработать доверие, без него нет самого лидерства. Затем можно предлагать идеи, чтобы стать отличным лидером. Если люди доверяют идее, но не доверяют лидеру, они ищут другого лидера, если доверяют лидеру и не доверяют идее, они ждут другой идеи того же лидера и следуют за данным лидером только на основе доверия к нему и идее.

Доверие приобретают не те, кто был «прав» в которых сам не участвовал, а те, кто реально достигал намеченного результата и приводил людей туда, куда они хотели и должны были попасть. Принцип доверия имеет свои подводные камни и «троянских коней». Когда речь заходит о доверии, то надо иметь в виду и его противоположное проявление – недоверие. «Каждый, кто начинает «воспитывать в себе лидера сталкивается с тем, что определенная степень доверия к нему уже сформировалась во многом его биографией, прошлым опытом, успехами и неудачами в работе недавнего времени. Доверие либо наращивается либо растрачивается, тоже относится к кредиту доверия. Прежде чем завоевать доверие к себе необходимо, чтобы предполагаемые последователи признали у вас наличие коммуникабельности, силы влияния и честности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.028 с.)