История государства и права Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История государства и права Беларуси



Важнейшие этапы, причины и условия исторического развития государства и права Беларуси. Характерные черты и особенности общественно-политического строя, системы органов власти, судебных органов, тенденций в праве, изменений в законодательстве периода древних белорусских государств, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи. Государство и право Белорусской ССР в контексте СССР. Государственно-правовое строительство Республики Беларусь.

В результате изучения учебной дисциплины студент (курсант) должен:

знать:

- концептуальные основы истории государства и права Беларуси;

- основные этапы и хронологическую последовательность развития белорусской государственности;

- основные категории, понятия и достижения, характеризующие уровень исторического развития правовой культуры Беларуси;

- правовые источники, особенности функционирования и исторического развития государственных органов и законодательства;

- эволюцию правового положения населения;

- характерные черты и особенности исторического развития важнейших правовых институтов и отраслей права;

уметь:

- характеризовать важнейшие достижения правовой культуры белорусского народа;

- выявлять объективные закономерности эволюции правовых институтов и законодательства;

- объяснять проблемные вопросы истории государства и права Беларуси и аргументировать собственные позиции;

- использовать полученные знания для успешного усвоения отраслевых юридических дисциплин и формирования научного мировоззрения;

владеть:

- основными методами, способами и средствами получения, переработки историко-правовой информации;

- навыками освоения историко-правового материала;

- общими для юриспруденции категориями и понятиями;

- комплексом научных знаний по истории государства и права Беларуси.

 

История государства и права зарубежных стран

Существенные условия и основные этапы исторической эволюции государства и права зарубежных стран. Общее и особенное в государственном и общественном строе стран Древнего Востока, античных государств, стран Средневековья, ведущих государств эпохи Нового и Новейшего времени. Общее и особенное в источниках и тенденциях развития права.

В результате изучения учебной дисциплины студент (курсант) должен:

знать:

- хронологическую последовательность и этапы развития государства и права;

- общие тенденции и особенности развития зарубежного государства и права;

- основные категории и понятия, которые характеризуют уровень развития правовой культуры зарубежных стран;

- основные правовые акты в контексте исторического развития конкретных правовых систем;

- сущность и содержание важнейших памятников права зарубежных стран;

уметь:

- выявлять проблемные вопросы дисциплины, закономерности и особенности развития зарубежного государства и права;

- анализировать учебно-методическую и справочную литературу, нормативные документы историко-правового характера, монографии и научные статьи по дисциплине;

- определять объективные закономерности эволюции государственных и правовых институтов;

- использовать полученные знания в целях формирования научного мировоззрения и успешного освоения иных юридических дисциплин;

владеть:

- понятийным аппаратом по учебной дисциплине;

- основными методами, способами и средствами получения, переработки историко-правовой информации;

- навыками усвоения историко-правового материала;

- комплексом научных знаний по истории государства и права зарубежных стран;

- навыками исследовательской работы для решения задач в избранной сфере профессиональной деятельности.

 

Общая теория права

Понятие и структура юридической науки. Юридическая наука и мировоззрение. Предмет и методология общей теории права. Право в системе социального регулирования. Основные теории происхождения и сущности права. Принципы и функции права. Типология права. Правовое регулирование. Нормы права. Правовые отношения. Юридический факт. Правовая система. Власть, общество, личность и право. Правовой статус личности. Основные теории сущности и происхождения государства. Государственный аппарат. Функции и формы государства. Правовое государство. Гражданское общество. Права человека. Правосознание. Правовая культура. Правовое просвещение. Формы (источники) права. Правотворчество. Систематизация законодательства. Реализация права. Правоприменительный акт. Толкование права. Законность и правопорядок. Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Право, государство и инновационное развитие.

В результате изучения учебной дисциплины студент (курсант) должен:

знать:

- общие понятия, используемые в юридической науке, сущность, понятие, признаки, функции и содержание права и государства, закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства;

- методологию научного познания правовых явлений;

- принципы, формы (источники) права, понятие, признаки и виды правового акта, понятие и элементы правоотношений, понятие и структуру системы права, понятие, виды и стадии правотворческой и правоприменительной деятельности, понятие и виды правосознания и правовой культуры, механизм правового регулирования, понятие, признаки и виды юридической ответственности, состав правонарушения, понятие законности и правопорядка;

уметь:

- характеризовать право как верховенствующий, интегративный, наиболее значимый в обществе регулятор, лежащий в основе жизнедеятельности личности, общества и государства;

- анализировать основные теории сущности и происхождения права и государства, раскрывать процессы становления права и его развития по пути обеспечения социального прогресса;

- выявлять проблемы в возникновении, развитии и функционировании государства и права;

- описывать формы государства, характеризовать правовое государство и гражданское общество, характеризовать правовой статус личности в государстве;

- характеризовать структуру нормы права, ее отражение в нормативном предписании, анализировать структуру правоотношения и место нормы в системах права и законодательства;

- анализировать правотворческую и правоприменительную деятельность, раскрывать основные тенденции развития права и законодательства;

- раскрывать состав правонарушения;

владеть:

- понятийным аппаратом общей теории права;

- навыками обнаружения в теориях о сущности права и государства истинных и некорректных утверждений и положений;

- навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности, толкования права, обнаружения и преодоления коллизий и пробелов в праве, оценки эффективности законодательства;

- навыками поиска необходимой информации для пополнения профессиональных знаний;

- убеждениями в обязательности соблюдения прав и законных интересов личности, общества, государства, уважительном отношении к человеку и гражданину.

 

Судоустройство

Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Классификация нормативных правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов. Международно-правовые акты как источники судоустройства. Судебная власть и правосудие. Конституционные основы (принципы) судебной власти. Судебная система Республики Беларусь. Статус судей и народных заседателей. Органы судейского сообщества. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности суда. Прокуратура. Органы предварительного следствия и дознания. Адвокатура. Юстиция стран СНГ (Российская Федерация, Украина). Юстиция зарубежных государств (США, Англия, Франция, Германия, Польша, Япония).

(в ред. постановления Минобразования от 31.07.2017 N 97)

В результате изучения учебной дисциплины студент (курсант) должен:

знать:

- основные понятия и категории теории судоустройства, нормативные правовые акты, определяющие организацию суда и правоохранительных органов;

- понятие и отличительные черты судебной власти и правосудия, их соотношение;

- конституционные основы (принципы) судебной власти;

- правила организации судебной системы в Республике Беларусь;

- статус судей и народных заседателей;

- правила организации прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, адвокатуры современной Беларуси;

(в ред. постановления Минобразования от 31.07.2017 N 97)

- правила организации судебной системы и правоохранительных органов в Российской Федерации и в Украине, а также в некоторых других зарубежных государствах;

уметь:

- анализировать судоустройственное законодательство;

- грамотно излагать свои суждения по теории судоустройства, подкрепляя их ссылкой на нормы нормативных правовых актов;

- формулировать и обосновывать свою точку зрения по спорным вопросам науки судоустройства;

владеть:

- навыками анализа законодательства о судоустройстве и практики его применения в Республике Беларусь;

- навыками анализа законодательства зарубежных государств, регулирующего статус суда и органов, содействующих осуществлению правосудия;

- навыками поиска и работы с нормативными правовыми актами в сфере судоустройства.

 

7.5.4 Цикл специальных дисциплин

 

Административное право

Административное право как отрасль права, наука, учебная дисциплина. Понятие и признаки государственного управления. Общие положения о правовых актах управления, формах и методах государственного управления, способах обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Административно-правовой статус субъектов административного права. Органы государственного управления. Государственная служба. Правовой статус государственных служащих. Административно-правовые режимы и разрешительная система. Административно-правовые основы государственного управления сферами и входящими в них областями (отраслями).

В результате изучения учебной дисциплины студент (курсант) должен:

знать:

- сущность административного права, его систему и историю развития;

- основные административно-правовые понятия и категории;

- источники административного права и их нормы;

- основы государственного управления;

- правовое положение субъектов административного права;

- общие функции, формы и методы государственного управления;

- основное назначение, порядок образования, систему органов государственного управления;

- статус государственной службы и государственных служащих;

- понятие, основное назначение и виды способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

- общие характеристики разрешительной системы;

- административно-правовые основы государственного управления сферами и входящими в них областями (отраслями);

- основы научного анализа проблем государственного управления;

уметь:

- анализировать источники административного права, его нормы, применять их к управленческим общественным отношениям на практике;

- составлять проекты правовых актов государственного управления;

- анализировать правовое положение субъектов административного права;

- определять систему органов государственного управления и их компетенцию в различных сферах и областях государственного управления;

- осуществлять административные процедуры и вести работу по обращениям граждан;

- характеризовать административно-правовые режимы;

владеть:

- административно-правовой терминологией;

- навыками работы с правовыми актами управления;

- основными методами реализации функций государственного управления;

- основными формами осуществления государственного управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.028 с.)