Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа учителя-логопедаСтр 1 из 9Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Акимовой Татьяны Николаевны Ф.И.О., (категория) по коррекции речевого развития учащихся Предмет, класс
2018-2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.1 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) МОУ «ТШИ СОО». Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми недостатками, у которых в результате логопедического обследования выявлены: фонематическое, фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, а также недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель программы: создание системы коррекционно-логопедическогосопровожденияосвоения АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Учитывая обширность речевого дефекта у обучающихся с ТНР нужно выделить следующие основные задачи коррекционного обучения: 1.Повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс. 2. Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие пространственно-временных представлений. 6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР. Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимися стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к АООП, может уточняться и корректироваться. Адресат: обучающиеся начальных классов с ОВЗ (1 класс) общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения устной и письменной речи. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 1. Приоритетности интересов ребёнка Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. 2. Системности Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. 3. Непрерывности Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности. 4. Вариативности Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. 5. Единства психолого-педагогических и медицинских средств Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. 6. Сотрудничество с семьей Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и его успешность в интеграции в общество. Общая характеристика адаптированной программы логопедического сопровождения обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) Вариант 5.1 разработан для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвития речи (дислалия, легкая выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III-IVуровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. Программа предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Особенность программы - не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Срок освоения коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для учащихся с ТНР составляет, приблизительно, 2 года. Тематический план имеет примерное содержание для первого года обучения и может корректироваться в зависимости от особенностей речевого нарушения, возраста ребенка или группы детей. Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР; - осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); - разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ТНР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; - оказание помощи в освоении обучающимися с ТНР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении; - возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Направления программы Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: · Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1) особых потребностей к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендация по оказанию психолоо-медико-педагогической помощи в условиях учреждения. · Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом, речевом развитии учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1); · Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1) в освоении АООП НОО, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1); · Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1), со всеми его участниками – обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками; · Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ТНР (ВАРИАНТ 5.1) Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно: 1. Информационно -аналитический этап предусматривает оценку контингента учащихся для учета особенностей психофизического развития детей с ТНР (ВАРИАНТ 5.1), определение их образовательных потребностей и компенсаторных возможностей; оценка образовательной среды. 2.Этап планирования и реализации предполагает организацию образовательного процесса, имеющую коррекционно-развивающую направленность и процесс комплексного коррекционного сопровождения специалистами учащегося с ТНР (ВАРИАНТ 5.1). 3. Контрольный этап обеспечивает диагностику соответствия созданных условий и выбранных методов, технологий, приёмов особым образовательным потребностям учащихсяс ТНР (ВАРИАНТ 5.1). 4. Этап регуляции и корректировки предполагает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс коррекционного сопровождения учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1). Содержание блоков коррекционно-развивающей области I. Произношение Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются: - развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской); - обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: - произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; - языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; - сложной слоговой структуры слова; - фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем). Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются: - формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта; - освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры; - формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных. Начиная с I класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии. Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные нетолько на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы: - развитие ручной и артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голосообразования; - формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков; - дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков; - формирование всех уровней языкового анализа и синтеза; - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения). Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы: Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте. Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа - формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа. Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками может быть представлена следующим образом: [c], [c’], дифференциация [с]- [с’]; [з], [з’], дифференциация [з]-[з’]; [л], [л’], дифференциация [л]-[л’]; [ш], [ж], дифференциация [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [р], [р’], дифференциация [р]- [р’], [р]- [л]; [ч], дифференциация [ч]-[т’], [ч]-[щ]; [ц], дифференциация [с]-[ц], [т]-[ц]; [щ], дифференциация [щ]-[с’], [щ]-[ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат - закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных). В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности: - двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный и т.д.); - двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа т.д.); - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т.д.); - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т.д.); - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т.д.); - двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т.д.); - двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т.д.); - двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т.д.); - двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т.д.); - двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т.д.); - двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т.д.); - трехсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, дедушка и т.д.); - трехсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, здоровый и т.д.); - трехсложные слова со стечением согласных с ударением на третьем слоге (глубина, колбаса, посмотреть и т.д.); - односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот, гром и т.д.) и в конце слова (куст, тигр, волк и т.д.); - четырехсложные слова, включающие открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жаворонок и т.д.), на втором слоге (планировать, дыхание, коричневый и т.д.), на третьем слоге (ежевика, оказаться, земляника и т.д.), на последнем слоге (колокола, велосипед, перепорхнуть и т.д.). Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи. Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико- грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. 14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда), 15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда. 16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля). 17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. Предметные результаты: - сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания); - нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой; - осознание единства звукового состава слова и его значения; - сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне слова: различать гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие звуки, различать акустически близкие звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, обозначать смешиваемые звуки схематично, производить фонетический разбор, подбирать слова на заданный звук; - сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения; - сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста); -осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой;
Следует отметить, что в поурочном годовом плане по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР невозможно четко указать количество часов отведенных на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков из-за индивидуальности нарушения, диагноза и процесса коррекции у каждого конкретного ребенка. II. Развитие речи. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи». 13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. 14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда), 15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда. 16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля). 17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. Слово. 1. Правильное понимание значений используемых слов. Названия деталей, частей и признаков окружающих предметов, основных действий людей, животных. 2. Понимание и употребление в диалогической речи следующих групп слов: - наиболее употребимых существительных по следующим темам: игрушки, учебные вещи, овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, домашние и дикие животные, транспорт, части тела, туалетные принадлежности, основные продукты питания, 2-3 комнатных растения, некоторые плодовые деревья, цветы, времена года, время суток, семья; - существительных со значением уменьшительности-ласкательности с суффиксами - ок, -ик, -к, -чик (грибок, домик, стульчик); - существительных, обозначающих животных и их детенышей; основных глаголов, обозначающих действия и состояния человека, передвижения человека и животных; - прилагательных, обозначающих признаки предмета по цвету, величине, форме, длине, ширине, вкусу, состоянию (грязный - чистый, хороший - плохой); - наречий, обозначающих направление, место действия (вправо, влево, вверх, вниз, позади, впереди, туда, сюда, там, здесь), обозначающих временные отношения (сейчас, сегодня, завтра, вчера), образ действия (красиво, быстро); - предлогов в, на, под, указывающих на местоположение предметов, направление действия, предлога у со значением принадлежности (у кошки), со значением места (у стола); -личных, указательных и некоторых притяжательных местоимений (я, ты, этот, тот, мой, твой, его). 3. Практическое различение слов, обозначающих предметы и действия. Предложение 1. Выделение предложения из речевого потока. 2. Различение повествовательных и вопросительных предложений по интонации и содержанию. Умение составлять простые нераспространенные предложения в которых подлежащее выражено именем существительным, сказуемое - глаголом. 3. Употребление в речи простых распространенных предложений (3-5 слов), в которых подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или личным местоимением, сказуемое - глаголом, а второстепенные члены: - отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются: существительными в винительном падеже без предлога - прямое дополнение (Мама кормит дочку), обозначающим объект, на который переходит действие; - существительными в родительном падеже со значением принадлежности (хвост лисы), в творительном со значением орудия действия (пишет ручкой), в дательном - со значением адресата действия без предлогов - косвенное дополнение (дает маме); - отвечают на вопросы где? куда? когда? как? и выражаются предложно-падежными конструкциями существительных в винительном, родительном творительном, предложном падежах с предлогами в, на, под, у со значением местонахождения и направления действия (в столе, в стол, на стол, на столе, под столом, у стола), а также наречиями (идет быстро); - отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? и выражаются притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои и т.д. (определения при подлежащем); - отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов и выражаются прилагательными (определения при подлежащем). - дифференциация вопросов кто? что? что делает? что делал? кому? чем? где? куда? как? в импрессивной и экспрессивной речи и соотношение их со словами предложения. Различение вопросов кто? что? с опорой на признак одушевленности и неодушевленности. Различение вопросов что делает? что делал? что будет делать? в соответствии со временем действия. Умение ставить к словам предложения указанные вопросы. 4. Выделение в предложении слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. 5. Закрепление в устной речи следующих моделей предложений: субъект - предикат - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение: девочка кормит кур); субъект - предикат - локатив, т. е. место, направление действия (подлежащее - глагольное сказуемое - обстоятельство места: Мальчик гуляет на улице); субъект - предикат - объект - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение: Мальчик кормит козу травой); субъект – предикат – объект – локатив (подлежащее глагольное – сказуемое – прямое дополнение – обстоятельство места или образа действия: Во дворе мальчик кормит козу. В саду девочка рвет груши). 6. Составление графических схем этих предложений на основе семантической структуры. Составление предложений по графической схеме. 7. Расширение структуры предложения с использованием прилагательных, обозначающих признаки субъекта действия (подлежащего), существительных в роли дополнения. 8. Закрепление в диалогической речи согласования существительного и глагола в настоящем времени в числе, в прошедшем времени - роде и числе; согласования прилагательных и притяжательных местоимений с существительными в роде и числе (именительный падеж); управления глаголов существительными в косвенных падежах единственного числа без предлогов и некоторыми простыми предложно-падежными конструкциями (с предлогами в, на, под, у). Связная речь 1.Понимание простых повествовательных высказываний, обращений, просьб, поручений. Различение побудительных обращений и высказываний. 2. Развитие диалогической речи. Точные и развернутые ответы на простые вопросы типа: кто это? что это? что делать? куда? где? чем? кому? и т.д. 3.Самостоятельное обращение к учителю, товарищу с предложениями, вопросами. 4. Правильное восприятие и понимание прослушиваемого короткого текста (уточнение по вопросам действующих лиц, отношений между ними, основного смысла сюжета). 5. Установление пространственных, временных, причинно-следственных отношений, логической последовательности событий небольшого текста. 6. Составление устных высказываний на основе прослушанного текста, мультфильма, диафильма, личных впечатлений и наблюдений с помощью вопросов учителя. 7. Формирование мотивов связного высказывания. 8. Составление пересказа услышанного краткого рассказа или сказки после предварительной беседы по содержанию текста с опорой на иллюстрации, серии сюжетных картинок. 9. Составление краткого связного высказывания (2-3 предложения) с помощью вопросов учителя. 10.Описание хорошо знакомых предметов, животных по вопросам учителя. 11. Заучивание наизусть загадок, стихотворений, скороговорок. Тематика для бесед. В разделе «Тематика для бесед» указаны темы, на основе которых строится лексическая и грамматическая работа. Формированием связной речи
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Акимовой Татьяны Николаевны Ф.И.О., (категория) по коррекции речевого развития учащихся Предмет, класс
2018-2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.1 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) МОУ «ТШИ СОО». Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми недостатками, у которых в результате логопедического обследования выявлены: фонематическое, фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, а также недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель программы: создание системы коррекционно-логопедическогосопровожденияосвоения АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.) |