Учебно – познавательные педагогические задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно – познавательные педагогические задачи



В целях развития у студентов познавательно-профессиональной потребности в ходе учебного процесса используются учебно-познавательные педагогические задачи.

Опираясь на теоретические знания, полученные в ходе изучения специальных дисциплин, свой жизненный опыт, в процессе обучения студенты решают следующие учебно-познавательные педагогические задачи, связанные с их будущей деятельностью режиссера:

· задачи на самостоятельное, разумное использование профессиональных законов режиссуры и хореографии в их сочетании;

· задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности режиссера;

· задачи по выбору приемов и методов постановки эпизода, этюда, номера;

· задачи по применению средств хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности;

· задачи на развитие и проявление творчества;

· задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развитие нравственных качеств личности профессионала - режиссера;

· задачи по самовоспитанию.

Приведем примеры некоторых учебно-познавательных задач.

1. Задача на самостоятельное, разумное использование профессиональных законов режиссуры и хореографии в их сочетании.

Студентам предлагается отрывок из пьесы Лопе де Вега «Учитель танцев», на основе текста разрабатываются несколько вариантов мизансцен этого отрывка. Студенты должны выбрать тот или иной вариант и определить, какой танец подходит к этому отрывку, затем распределить рисунок танца по сценической площадке.

Правильность решения задачи заключается в использовании режиссерских приемов и хореографического материала.

2. Задача по проектированию содержания и отбора способов деятельности режиссера.

На видеоматериале студентам предлагается просмотреть несколько отрывков классических пьес, поставленных известными режиссерами. Педагогами фиксируются отдельные мизансцены, где включена хореография. Студенты должны определить, какой из видов танца исполняется, каковы его форма, режиссерский способ воплощения.

Правильность решения задачи оценивалась педагогами.

3. Задача по выбору приемов и методов постановки эпизода, этюда, номера.

На карточках студентам предлагается описание этюда на сценическое отношение факта, где указывается несколько вариантов приемов и методов его режиссерской постановки. Студенты отбирают наиболее правильные варианты и воплощают на сценической площадке. Затем педагогами совместно со студентами обсуждаются представленные этюды и оцениваются по пятибалльной шкале.

4. Задача по применению средств хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности.

На практических занятиях по предмету «Основы классической режиссуры и мастерство актера» в разделе программного материала «Режиссерско-постановочное воплощение инсценировки миниатюры или рассказа» перед студентами ставится задача включить в свои постановки танцы, наиболее подходящие по смыслу сюжетной линии. Студенты сочиняют танцевальную лексику, рисунки танца, затем обучают артистов, которые исполняют роли в постановке.

При решении этой задачи студенты, прежде всего, должны ответить на вопрос: какую идею, мысль хотят донести до зрителя, какой цели и задаче служит их постановочная работа?

5. Задача на развитие и проявление творчества.

Педагогами актерского мастерства и хореографии ставится задача: на определенный музыкальный материал сочинить хореографический этюд. Студентам необходимо разобрать музыкальный отрывок, придумать образы исполнителей, предлагаемые обстоятельства, в которых находятся герои, разработать танцевальную лексику, поставить этюд.

Решением этой задачи является создание интересных хореографических композиций, сочетающих в себе разнообразие рисунка танца и развитой танцевальной лексики. Оно способствует развитию фантазии студента и его воображения, а также умения через хореографическую композицию пронести мысль, сюжет, штрихи сценического образа.

6. Задача на повышение ответственности, дисциплинированности и развитие нравственных качеств личности профессионала – режиссера.

Во время режиссерско-постановочной работы перед студентами ставится задача правильно и грамотно провести репетиционный процесс своего эпизода. Педагогами режиссуры и хореографии совместно разрабатывается план работы над эпизодом. Студентам необходимо осознать этапы работы над произведением, самим подобрать методику работы с исполнителями так, чтобы процесс обучения был доступен и эффективен. Им также необходимо понимать своих исполнителей, быть корректными в общении, работать с ними, исходя из их интересов, творческого замысла и актерских способностей. Находясь в роли режиссера – постановщика, студенты должны понимать меру своей ответственности, дисциплинированности.

Решение задачи будет успешным, если репетиционный процесс происходит в намеченные сроки и студентами выполняются разработанные планы.

7. Задача по самовоспитанию.

На практических занятиях по актерско-режиссерскому тренингу педагогами режиссуры, актерского мастерства и хореографии перед студентами ставится задача выполнения тех или иных упражнений на совершенствование психофизики. Работа ведется ими в три этапа: разучивание, тренировка, показ результата. Под руководством педагогов студенты осваивают упражнения, совершенствуют свое физическое самочувствие, добиваются положительных результатов.

Решение студентами учебно-познавательных задач обеспечивает смысловой контекст деятельности и отработку операционного компонента деятельности, что повышает не только их успешность учения, но и готовность к творческому решению последующих задач.

Активизация учебной деятельности студентов с помощью учебно-познавательных задач создает условия для возникновения и развития познавательных мотивов учения. В процессе применения знаний при решении учебно-познавательных задач студенты осознают значение прикладной хореографии, теории режиссуры для их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве режиссера. Вместе со знаниями и способами деятельности они усваивают общие подходы к исследованию учебно-воспитательного процесса, учатся видеть проблемы, ставить их и находить оптимальные решения.

Теоретические и практические задания

1. Теоретические и практические задания направлены на овладение студентами умениями анализировать опыт знаменитых театральных режиссеров и режиссеров массовых праздников. Занимаясь сбором материала, студенты фиксируют способы и приемы, используемые в постановках знаменитых режиссеров, анализируют индивидуальные особенности их профессиональной деятельности, составляют аннотации на лучшие спектакли, готовят научные доклады.

Необходимо обращать внимание студентов на форму и содержание спектаклей, выразительные средства, которые знаменитые режиссеры использовали в своих постановках, а также заострять внимание на хореографическом элементе как выразительном приеме режиссуры.

Приведем примеры некоторых тем научных докладов студентов:

- «Творческие идеи В.Э. Мейерхольда»;

- «Танец на эстраде»;

- «Место хореографии в драматическом театре»;

- «Игровая хореография в праздничной культуре»;

 - «Выразительные средства хореографии в театрализованном представлении».

Реферативная работа с докладом на аудиторию дает возможность углубить и систематизировать теоретические знания и сформированные профессиональные умения по прикладной хореографии и специальным дисциплинам, приобретенные во время обучения, и применить их для решения реальных задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью, повысить готовность студентов к дальнейшей творческой работе. 

3. Специфика практической работы студентов режиссерских специальностей в ходе эксперимента заключается в постановке ими самостоятельно этюдов, номеров, миниатюр, эпизодов, театрализованных представлений и праздников. Включение хореографии как выразительного средства сценической постановки в эти виды работ в ходе эксперимента есть обязательное условие.

  Самостоятельные практические работы по хореографии и режиссуре.

1. Практические работы по хореографии и режиссуре

 - работа по записи танца;

- работа над этюдом на развитие воображения и фантазии, используя все виды хореографии, изучаемые студентами на уроках;

- работа над эстрадным номером на основе хореографии;

- работа над эпизодами, включающими хореографический элемент в театрализованных представлениях;

- работа по созданию этюда, эпизода традиционного праздника с элементами народной хореографии;

- исследование народного праздника с точки зрения хореографической культуры.

Коллективное обсуждение и анализ результатов выполнения практических и исследовательских работ осуществляется на практических занятиях по хореографии и режиссуре, после творческих показов, концертных выступлений. Все это фиксируется на видео, описывается в методической литературе, а также публикуется в сборниках студенческих работ. Результаты можно использовать в процессе студенческой практики в школах, дворцах культуры, клубах и т.д., что позволяет более целенаправленно, с учетом особенностей отдельных участников и коллективов строить работу в процессе практики. 2. Практические работы, посвященные общевузовским праздникам и городские праздники Специфика подготовки профессиональных режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузе культуры и искусств предполагает практические работы, посвященные общевузовским праздникам, где непосредственное участие принимает кафедра режиссуры. Постановка таких праздников, как «Посвящение в студенты», «День знаний», «Новый год», а также городские праздники «День города», «Праздник Стрелы» и т.д. включают хореографический элемент или основаны на хореографии. Работы, в которых хореография выполняет интегрирующую функцию, дают возможность углубить и систематизировать знания и сформировать профессиональные умения и применить их для решения реальных задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью, повысить готовность студентов к дальнейшей творческой работе. Приобретение специальных знаний и умений в области хореографии основывается, прежде всего, на освоении огромного богатства художественного наследия через его полноценное восприятие; развитие художественно-образного мышления; формирование эстетического вкуса, ценностных ориентаций. Педагогическая практика показывает, что любые знания, которые получает студент, могут усваиваться им лишь в том случае, если постоянно совершенствуется вся система мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение и абстрагирование, наглядно-образное, пластическое и словесно-логическое мышление. Все вышеуказанные компоненты должны использоваться в совокупности, хотя каждый из них на определенном этапе выполняет свою роль.

Практические задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.009 с.)