Сценическая обработка фольклорного танца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценическая обработка фольклорного танца



Фольклорный танец (folk – народ, lore – знание, мудрость) – собственно народный танец или танец с народной первоосновой, сохранивший подлинно национальный характер. Использование фольклорного танца в работе над театрализованным представлением или праздником требует творческого труда. В первую очередь, это глубокий анализ танцевального первоисточника. Как правило, записи танцев получают из фольклорных экспедиций или публикаций. «Косвенные источники» зачастую являются главными в работе над фольклорным танцем. Это материал, в котором описываются игры, обряды, даются записи музыки и текста песен, а также рассказывается о быте, нравах и костюмах народов.

В работе над фольклорным танцем необходимо обратить внимание на то, что это уже готовое художественное произведение, не требующее ни доработки, ни тем более обработки. Но сценический народный танец живет по своим законам, фольклорный – по своим.

Обращаясь к фольклорному танцу в первую очередь необходимо проанализировать его с учетом будущей сценической постановки. Одним из важных свойств фольклора является коллективность, процесс создания и исполнения танца носит коллективный характер и отражает коллективное мышление и мировосприятие. Поэтому определение содержания фольклорного танца происходит, исходя из этих понятий.

Важно обратить внимание на выявление национальных особенностей в фольклоре как в его сюжетной основе, так и в характере исполнения. В фольклорном танце нет жесткого разделения на исполнителей и зрителей, поэтому его исполнение часто зависит от конкретного состава исполнителей. В отличии от сценического танца в фольклорном во время исполнения возникает возможность видоизменять произведение. В данном случае речь может идти об изменении танцевального текста.Традиционность исполнения различных форм танца сочетается с импровизационностью. Поэтому необходимо учитывать эти два компонента и рассматривать импровизационность не только в индивидуальном изменении танцевального текста, но и в личном отношении к неизменной традиционной танцевальной форме. Необходимо обратить внимание на то, что в фольклорном танце большое значение имеет «варьирование». Можно рассматривать как варьирование отдельных движений, комбинаций, рисунков, так и целых танцевальных композиций. Варьирование движений и рисунков танца очень тесно связано с их повторностью. Повторность способствует запоминанию движений, порой замедляет действие или выявляет основное в композиции. Варьирование и повторность как композиционные приемы создают условия для переноса в сценический танец характерных особенностей форм фольклорного танца.Искусственное выделение композиционного приема фольклорного танца без учета содержательной стороны этого приема в итоге уводит от сущности народного танца. Так, искусственное сокращение длиннот в танце /длительное проведение одного рисунка, неоднократная повторность одной фигуры, большое количество фигур, долгое исполнение танца и т.д./ может привести к разрушению не только содержания, но и всей формы танца. Необходимо разобраться в сущности и необходимости этих длиннот в фольклорном танце и в том, какую роль они играют в целостности содержания и его формы.

В природе фольклорный танец в «чистом» виде не существует. Как правило, мы его выделяем из обряда, игры и праздника. Поэтому создавая сценический танец на материале фольклорного мы обязаны воссоздать и передать ту ситуацию и атмосферу, в которой исполняется танец.

В процессе постановки сценического танца мы постоянно выявляем особенности фольклорного танца, его форму, приемы организации формы и содержания, соединения движения и рисунков, взаимосвязей содержания и формы, выявления характеров, образов, взаимосвязей музыки и танцевальной композиции, танца и костюма и т.д.

Часть 2.

Практические задания и учебные задачи

Подбирая практические задания, учебные задачи, необходимо ориентироваться на то, чтобы при их выполнении студенты постепенно привыкали думать самостоятельно, разумно использовать профессиональные законы режиссуры и хореографии в их сочетании, изыскивать многовариатность в решении учебных задач, учитывать различные факторы режиссерских ситуаций, влияющих на принятие решений, знать и уметь применять выразительные средства хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности.

Необходимо развивать самонаправленность в обучении, так как это помогает избежать слепого принятия существующих знаний, позволяет использовать возможности студента в целях, которые помогают развивать инициативу и творческие способности обучаемого.

В ходе проведения практических групповых и индивидуальных занятий по прикладной хореографии, режиссуре, актерскому мастерству учитывается специфика каждого предмета, используются такие формы деятельности студентов, которые способствуют развитию личностного, индивидуального потенциала каждого студента. Применяются разнообразные формы обучения, используемые в практике театральной педагогики высшей школы, - чтение лекций, работа в этюдах, задания на импровизацию, консультации, анализ художественного произведения, защита режиссерского замысла воплощения произведения. Все это способствует организации взаимодействия участников учебного процесса, включает студентов в самостоятельную активную познавательную деятельность.

1. В процессе изучения тем «Сценический этюд – способ овладения элементами актерской и режиссерской техники» и «Изучение перспективного построения хореографического эпизода, этюда, номера» по предметам «Основы классической режиссуры и мастерства актера» и «Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике» студентам читаются лекции, в которых раскрываются законы композиционного построения этюдов на основе хореографического материала, объясняются проблемные ситуации, важные с точки зрения развития режиссерского мышления, режиссерской чуткости. Они сопровождаются постановкой перед студентами комплекса соответствующих задач, предполагающих групповые формы взаимодействия и проведения исследовательской деятельности.

2. При изучении тем «Упражнения и этюды на основе жизненных наблюдений» и «Основы классического, историко-бытового и бального танцев» по предметам «Основы классической режиссуры и мастерства актера» и «Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике» проводятся практические занятия в этюдной форме, где студенты представляют варианты выполненных заданий.

3. На индивидуальных занятиях по темам «Режиссерско-постановочное воплощение литературно-драматической композиции, драматического отрывка или одноактной пьесы» и «Постановка танца по записи» по предметам «Основы классической режиссуры и мастерство актера» и «Прикладной хореографии в театрализованном представлении и празднике» студенты совместно с педагогами анализируются выбранные произведения, определяются формы и средства постановки будущего сценического произведения, учитываются навыки самостоятельно мыслить и действовать. 

4. В процессе изучения темы «Сценическая атмосфера» студентам было предлагается создать один из вариантов этюда на выразительных средствах хореографии, используя танцевальную лексику, которую они изучили на уроках хореографии. Таким образом, происходит взаимопроникновение предметов, их соединение, студенты понимают цели своей деятельности на уроках хореографии и видят результаты своего труда.

В работе над литературно-драматической композицией студенты в своем режиссерско-постановочном воплощении драматического отрывка или одноактной пьесы используют знания и навыки, полученные на уроках хореографии в разделах «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».

  Студенты необходимо провести исследовательскую работу, в ходе которой определить какой танец необходимо использовать в том или ином произведении, выбранном ими для постановки на сцене. Студенты как будущие режиссеры должны разработать пространственные рисунки танца, освоить лексику и затем выступить в качестве постановщика. Определяя границы включения хореографического элемента в композицию, они учатся понимать суть хореографии в театрализованном представлении.

3. В работе над номером в театрализованном представлении студенты осваиваивают методику и технику постановки концертного номера под руководством педагогов.

Практические задания, учебные задачи, ориентированы на то, чтобы при их выполнении студенты постепенно привыкали думать самостоятельно, постоянно анализируя проблемную ситуацию постановки номера, определяли жанровое решение, стилистику, изыскивали возможности танцевальной пластики в выражении главной мысли своей постановки, умели увлекать исполнителей – артистов своим творческим замыслом, проявляли свои профессиональные навыки в танцевальном искусстве и в искусстве режиссуры, что отвечало требованиям адекватной подготовки личности режиссера к условиям работы в творческом коллективе.

Приведем пример работы студентов над номером в театрализованном представлении по мотивам повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

На основе литературного произведения студентами разрабатывался сценарий будущей постановки, определялся жанр представления. Сюжет строился по законам драматургии. Построение сюжета происходило в тесной связи с построением и развитием хореографических образов. Сюжет разбивался на эпизоды. На постановку и разработку каждого эпизода назначался режиссер из числа студентов.

На следующем этапе студенты проводили исследовательскую работу: они изучали жизнь своих персонажей, определяли главные характерные черты, искали особенности их поведения.

Под руководством педагогов студенты анализировали музыкальный материал, рекомендованный для постановочной работы. На основе музыкального образа они находили пластическое (хореографическое) решение образа, используя для этого все многообразие танца.

После сочинения танцевальных эпизодов, студенты разучивали с исполнителями движения танца, «разводили» композиционные рисунки, выстраивали мизансцены.

На заключительном этапе педагоги режиссуры, актерского мастерства и хореографии совместно со студентами связывали все эпизоды (номера) единством действия, которое основывалось на сквозном действии и имело кульминационный момент.

Далее в процессе репетиций педагоги и студенты готовили театрализованное представление к показу перед аудиторией, после которого происходило обсуждение.

В сценарии театрализованного представления была сохранена литературная основа произведения. Были введены все главные герои, определялись танцы, посредством которых они существовали на сцене, общались с партнерами.

Танцевальная лексика была решена в таком виде хореографии как народный танец (русский и украинский народные танцы). Использовались формы танца: пляска, перепляс, дуэтный, сольный (видеоматериал театрализованного представления имеется в архиве кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств).

Методические рекомендации

В работе над номером в театрализованном представлении необходимо применять разнообразные формы обучения – чтение лекций, где объясняются основные законы постановки номера, разрабатываются этюды, даются задание на танцевальную импровизацию, консультации, студенты должны анализировать художественные произведения по просмотренным видеоматериалам, защитить режиссерский замысел воплощения произведения. В частности, каждому студенту предлагается:

1. определить жанр своего будущего номера;

2. основу номера (документ, литературное произведение, изобразительное искусство и т.д.);

3. стилистические особенности выбранного произведения;

4. тему, идею, сюжет номера;

5. выразительные средства, применяемые в постановке номера.

В центре учебного процесса находится студент как личность, как субъект учебной деятельности, что предполагает принятие им целей обучения, обсуждаемых совместно с преподавателями, ориентацию в ценностях режиссерской деятельности, осознанное профессиональное поведение, его оценка и корректировка во время учебной работы и выбор способов деятельности.

Во время практического воплощения номера студенты должны совершенствовать свои профессиональные навыки, приобретенные на уроках режиссуры и хореографии. Работая с исполнителями, они учатся правильному репетиционному процессу, где проявляются личные качества будущего специалиста, его манера профессионального поведения, способы общения с творческим коллективом. Педагоги на личных карточках студентов должны фиксировать успехи и ошибки, которые могут быть допущены в процессе работы.

После творческого показа перед аудиторией, педагогами режиссуры, актерского мастерства, хореографии и студентами обсуждаются произведения, поставленные молодыми режиссерами. Во время обсуждений у каждого студента необходимо стремиться развивать индивидуально-личностые качества будущего режиссера - постановщика, выражающие результат его нравственной, эстетической, профессиональной подготовки. Чтобы взаимодействие было продуктивным, студентам предлагается следующая схема обсуждения своих творческих показов и показов однокурсников:

· изложите в краткой форме, о чем говорилось в номере (задание направлено на тренировку профессионально излагать суть увиденного и делать выводы);

· расскажите о целях и задачах вашего номера и номера своего однокурсника (задание направлено на правильную оценку своего труда и труда своего товарища);

· сформулируйте, что не вызвало интереса в творческом показе. Обоснуйте ответ (в задании проявляются индивидуально-личностные качества будущего специалиста);

· выявите новую информацию для дальнейшего обучения (задание активизирует профессиональную деятельность в процессе обучения режиссуре, формирует потребность в совершенствовании профессиональных умений).

Педагогами режиссуры, актерского мастерства и хореографии резюмируется весь процесс обсуждения, зачитываются личные карточки студентов, делаются выводы и даются рекомендации для исправления профессиональных ошибок.

Составляя личные карточки студентов, необходимо обращать особое внимание на взаимосвязь данных заданий и учебного материала, на непрерывность обучения хореографии, режиссуре и актерскому мастерству. Так, например, в работе над номером в театрализованном представлении выполняется задания на освоение пространственного рисунка, лексики танца, актерских задач, композиционного построения, варьируются различные режиссерские приемы.

Приведем пример личной карточки студента:

1. Ф. И. студента

2. Группа

3. Описание режиссерского замысла (тема, идея, сюжет)

4. Определение жанра и стиля будущего номера

5. Режиссерское решение номера (исполнители, костюмы, сценографическое оформление, актерская задача)

6. Схемы композиционного построения номера

7. Выполнение задания

8. Выводы

9. Оценка

Проведенная работа позволит организовать педагогический процесс на основе интегративного подхода в преподавании спецкурса «Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике» и специальных дисциплин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.019 с.)