Расчет экономического эффекта, прогнозирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет экономического эффекта, прогнозирование



Цель: ознакомить студентов с основными методами оценки эффективности разрабатываемого проекта, рассмотреть основные показатели и научиться прогнозировать полученный эффект на будущее

Задача: в завершение изучения данного курса каждый студент должен определить эффективность разработанного проекта бизнеса, обосновать его экономическую целесообразность с учетом всех аспектов, рассматриваемых в ранее представленных темах.

 

Теоретический материал

Ключевые показатели эффективности – это целая система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей. Их использование дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.

Оценка экономической эффективности проекта – это сложный и трудоемкий процесс, учитывающий множество факторов как внутренH ней, так и внешней среды во временном разрезе. Давайте рассмотрим основные показатели, которые позволят определить целесообразность вложений в создаваемый проект.

 

Показателями эффективности бизнес – проекта являются:

1. Прибыль

2. Рентабельность

3. Точка безубыточности

4. Запас финансовой прочности

5. Срок окупаемости

6. Принятая ставка дисконтирования

7. Дисконтированный срок окупаемости

8. Чистая приведенная стоимость

9. Внутренняя норма доходности

10. Срок возврата заемных средств

11. Коэффициент покрытия ссудной задолженности (возврат заемных средств)

На какие аспекты необходимо обращать внимание при оценке эффективности бизнесHпроекта? Прежде всего, при анализе проектов следует придерживаться комплексного, пошагового подхода. Такой


подход дает возможность остановиться, что называется вовремя, то есть проект может быть отклонен на любом из этапов анализа, что позволяет сэкономить время и деньги. Также применение данного подхода позволяет не только выявить плюсы и минусы бизнесHпроекта, но и увидеть его отличительные черты от аналогичных проектов, а такH же сделать прогноз, что инвесторы получат при успешной реализации проекта.

Применение комплексного подхода подразумевает следующую схему пошагового анализа: институциональный анализ (факторов внешней среды), маркетинговый (коммерческий) анализ, технический анализ, организационный анализ, финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков и обследование предприятия «на месте».

Институциональный анализ оценивает возможность успешного осуществления бизнесHпроекта с учетом влияния факторов внешней среды: политической, правовой, административной и экономической обстановки как в отдельном регионе, так в стране в целом. При анализе положения дел в отрасли рассматривают прогнозы развития отрасли в целом, анализируют динамику продаж по отрасли и оценивают темпы их прироста. Объектами анализа также выступают уровень конкуH ренции в отрасли и потенциальные конкуренты, что в итоге позволяет оценить общую конкурентоспособность бизнесHпроекта.

Маркетинговый (коммерческий) анализ важен для оценки общей результативности проекта: конкурентоспособен ли продукт (услуга), насколько реально этот продукт (услугу) продать и будет ли, в результате, получен достаточный объем прибыли, чтобы оправдать инвестиции. Оценивается весь «маркетинговый коктейль» – сам проH дукт (услуга), политика ценообразования, комплекс планируемых мероприятий по сбыту и продвижению товара, реклама, маркетинговая стратегия в целом. Обращается внимание и на качество продукции (услуг).

Проведение технического анализа бизнесHпроекта имеет целью проверить потенциальные возможности реализации проекта исходя их местных условий. Обращается внимание на структуру себестоимости продукции (услуг), уровень доступности сырья (поставщики и цены), потребность в оборудовании, в дополнительных производственных помещениях, в трудовых ресурсах, энергозатратность, структуру произH водственных потоков, наличие субподрядчиков и финансовые взаимоH отношения с ними, уровень новизны и сложности производственного процесса в данном бизнесHпроекте.

Организационный анализ направлен на оценку руководящего состава проекта, на его потенциал и способность успешно реализовать


проект. Проводится анализ организационной структуры компании, уровень         централизации (децентрализации) управления, системы менеджмента. Также анализируется способность управленческого перH сонала осуществлять эффективное руководство предприятием в целом. Финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков (или так называемая оценка эффективности инвестиционного проекта) являются наиболее трудоемкими. Его основные показатели являются исходными для дальнейшего определения эффективности проекта в целом. При проведении анализа возможно использование различных обобщающих показателей и методов их расчета. Тем не менее, для наиболее точной оценки эффективности бизнесHпроекта рассчитыH

ваются и анализируются следующие показатели:

· точка безубыточности – минимально допустимый (критический) уровень производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков. Чем ниже этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредсказуемого поведения рынка;

· запас финансовой прочности – коэффициенты финансовой автономии, финансовой зависимости, финансового риска и финанH совой устойчивости. Коэффициент финансовой автономии показывает долю активов, которые обеспечиваются собственными средствами и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности предприятия, потенциального денежного дефицита у предприятия. Если коэффиH циент равен «1», деятельность компании полностью финансируется за счет собственных средств. Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость от внешних займов. Рассчитывается как отношение заемных средств к совокупным активам. Чем выше значеH ние коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности предH приятия, потенциального денежного дефицита у предприятия. Коэф- фициент финансового риска – отношение заемного капитала к собственному. Чем меньше коэффициент финансового риска, ближе к

«0», тем финансово более устойчив данный бизнесHпроект. Коэф- фициент финансовой устойчивости характеризует долю в капитале предприятия, приходящуюся на собственный капитал компании и на ее долгосрочный долг. Рассчитывается как отношение собственного капитала к заемному капиталу. Чем выше этот показатель, тем проект более устойчив;


· срок окупаемости инвестиций, PBP – период времени, в течение которого чистый доход от вложений капитала становится равным величине вложений. Определяется как ожидаемое число лет, в течение которых будут возмещены исходные инвестиции. Этот критерий игнорирует денежные потоки за пределами срока окупаемости, а также не учитывает временной стоимости денег. Срок окупаемости позволяет разделять проекты на долгосрочные и краткосрочные и дает, таким образом, некоторое представление о степени риска, но не позволяет судить о прибыльности инвестиций;

· дисконтированный срок окупаемости, DPBP (модификация критерия «срок окупаемости инвестиций») – определяется по такому же алгоритму, но на основе денежного потока, дисконтированного по цене капитала этого проекта. Показатель свободен от игнорирования факта неравноценности денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Принятая ставка дисконтирования (D) – процентH ная ставка, используемая для перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости;

· чистая приведенная стоимость, NPV – текущая стоимость будущих денежных потоков бизнесHпроектов, рассчитанная с учетом дисконтирования, за вычетом инвестиций. Используется для оценки проектов, требующих капиталовложений. Чистая приведенная стоиH мость характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для проекта (темпа инфляции, миниH мальной нормы прибыли и поправки на риск проекта). При положительном значении чистой приведенной стоимости считается, что данное вложение капитала является эффективным и проект является реализуемым;

· внутренняя нома доходности, IRR – ставка дисконтирования, приравнивающая сумму приведенных доходов от проекта к величине инвестиций, то есть вложения окупаются, но не приносят прибыль. Величина этой ставки полностью определяется «внутренними» услоH виями, характеризующими проект. Рассчитанная величина сравниH вается с требуемой нормой дохода на вкладываемый капитал. Если она равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то вложение инвестиций экономически оправдано, если меньше – инвесH тиции в рассматриваемый проект нецелесообразны. Таким образом, значение внутренней нормы доходности должно быть больше годовой ставки процента по инвестиционному кредиту;

· операционный рычаг – количественная оценка изменения прибыH ли в зависимости от изменения объемов реализации, отношение вклада на покрытие постоянных затрат к величине прибыли, прогрессивное


нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.

Наиболее простым методом оценки эффективности бизнесHпроекта является расчет срока окупаемости:

Срок Окупаемости = Инвестиции / Годовой Доход, где Годовой Доход = Выручка – (Затраты + Отчисления в Бюджет).

Заключительным этапом является «внекабинетный» анализ, или обследование предприятия на месте. Анализируются формальная и неформальная организационная структура предприятия, отдельные аспекты его деятельности, состояние подразделений и другие хозяйстH венные аспекты деятельности предприятия.

В дополнение к вышеуказанным критериям финансовой и эконоH мической эффективности, бизнесHпроекты также оцениваются на основе бюджетной и социальной (народнохозяйственной) эффекH тивности.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так регионального или местного уровня управления. Здесь основным показателем выступает бюджетный эффект. Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществH ления данного проекта и рассчитывается по формуле:

B(t) = D(t) – P(t), где B(t) – бюджетный эффект за период внедреH ния проекта, D(t) – доходы бюджета за данный период, P(t) – расходы бюджета за этот же срок.

Показатели социальной (народнохозяйственной) эффективнос- ти определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других оргаH низаций и хозяйственных субъектов. При расчете показателей эффекH тивности на уровне неродного хозяйства в их состав включаются в стоимостном измерении следующие показатели:

1. Конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализации всей продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынке, а также доходы от продажи имущества и интеллектуальной собстH венности;

2. Социальные результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на рост человеческого капитала;

3. Прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков и другие поступления средств;


4. Косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осуществления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц;

5. Экологические результаты, воздействующие на улучшение окруH жающей среды и здоровье работников.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Байкалова А.И.. БизнесHпланирование: Учебное пособие. – Томск, 2010. – 53 с, 2010

2. Бизнес журнал. Деловая социальная сеть. http://timesnet.ru/

3. Блог Ланиты Кругловой о начале собственного дела «БизнесH планирование» http://bizlana.ru/about/

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]. Ч. 4от 18.12.2006 №230HФЗ принят ГД ФС РФ 24.11.2006. Ред. от 04.10.2010.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Лукьянов, А. Как создать «пробивное» резюме [Текст] / А. Лукьянов. — М.: Феникс, 2011. — С. 160. – (БизнесHкласс).

2. Байкалова, А.И. БизнесHпланирование [Текст]: учеб. посоH бие. – Томск, 2010. – 53 с.

3. Бизнес журнал [Текст]. Деловая социальная сеть. http:// timesnet.ru/.

4. Блог Ланиты Кругловой о начале собственного дела «БизH несHпланирование» http://bizlana.ru/about/.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]. Ч. 4 от 18.12.2006 № 230HФЗ принят ГД ФС РФ 24.11.2006. Ред. от 04.10.2010.

6. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимаH тельство [Текст]. / В.П. Грузинов. – М.: СОФИТ, 2010. – 496 с.

7. Как составить резюме о фирме. http://www.kakprosto.ru/kakH 62596HkakHsostavitHrezyumeHoHfirme

8. Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства [Текст] / Н.И. Новицкий. – М.: ФиH нансы и статистика, 2008. – 208 с.

9. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. СПб.: ИздHво СПбГУЭФ, 2009. – 231 с.

10. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебник / М.Г. Лапуста. — М.: ИНФРАHМ, 2011. — 608 с. — (Высшее образоH вание).

11. Резник С.Д. Организационное поведение [Текст]: учебник.

– 2Hе изд., перераб. и доп. / С.Д. Резник. – М.: ИНФРАHМ, 2008. – 430 с. – (Высшее образование).

12. Розанова, В.А. Психология управления [Текст]. учеб. посоH бие / В.А. Розанова. – М.: АльфаHпресс, 20099. – 384 с.

13. Студент вуза: технологии и организация обучения [Текст]. учеб. пособие / под ред. дHра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРАHМ, 2009. – 475 с. – (Менеджмент в высшей школе).

14. Фролова, Т.А. Экономика предприятия [Текст]: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.


15. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия[Текст]: КратH кий курс. учеб. пособие для студентов вузов и средних специальH ных заведений / Т.В. Яркина. – М., 2009.

16. http://blanker.ru/.

17. HRHPortal. Сообщество HRHМенеджеров. http://www.hrH portal.ru/.

18. https://rosreestr.ru/wps/portal/.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

РЕЗЮМЕ ФИРМЫ


 

 

П р и л о ж е н и е 1


КОНДИТЕРСКАЯ «СЛАДКИЕ СНЫ»

Год основания: 2013.

Адрес: г. Пенза, ул. Аустрина, 3е.

Суть проекта: Открытие пекарниHкондитерской в арендуемом помещении с ежемесячным оборотом... руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.026 с.)