Факторы опасности и факторы риска. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы опасности и факторы риска.



 

Фактор опасности - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов (РФ). Опасность (опасный фактор, фактор опасности - состояние или предмет, обладающий̆ потенциальной̆ возможностью нанести травмы персоналу, причинить ущерб оборудованию или конструкциям, вызвать уничтожение материалов или понизить способность осуществлять предписанную функцию

•  

• Риск (фактор риска): влияние неопределенности на цели безопасности полетов (Авиашельф).

• Риск для безопасности полетов - предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности (ИКАО, Авиашельф)

Риск - прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности (РФ)

 

 Факторы опасности можно подразделить на три группы: 1) естественные факторы (климатические, экологические и т.д.); 2) технические факторы (особенности конструкция АТ, технические характеристики инфраструктуры авиапредприятия и т.п.); 3) экономические факторы (состояние бюджета авиапредприятия, рост или спад экономики отрасли, уровень цен и т.д.). Последствия определяются как реальный или возможный результат проявления фактора опасности. Они могут быть локализованы или иметь несколько видов последствий из-за проявления одного или нескольких факторов опасности. При выявлении факторов опасности применительно к разработке АТ необходимо в рамках СУБП обеспечить отслеживание довольно протяженной цепочки, связывающей конкретный фактор опасности, рассмотренный еще на стадии разработки АТ с его возможными последствиями на стадии производства и эксплуатации АТ. Примером тому является многопараметрическая связь между совершенством конструктивной проработки узлов крыла, потенциально опасных по их усталостной прочности, и возможными последствиями упущений в процессе разработки и изготовления таких узлов.

На авиапредприятии может быть несколько способов выявления факторов опасности, как на основе внутренних источников, так и внешних. Примерами внутренних источников могут служить:. данные сертификационных и заводских испытаний ВС;. система добровольных сообщений об угрозах ЛГ и БП внутри авиапредприятия;. систематический анализ состояния БП;. общие программы постоянного мониторинга деятельности авиапредприятия;. обратная связь, реализуемая в процессе подготовки и переподготовки персонала авиапредприятия;. результаты расследование АП и инцидентов с ВС. Примерами внешних источников могут служить:. данные парка ВС, эксплуатируемые авиакомпанией;. результаты расследования АП и инцидентов с эксплуатируемыми в авиакомпаниях ВС;. данные государственных систем обязательного информационного обмена (в том числе - государственных систем добровольного информирования об угрозах БП);. результаты государственного надзора и контроля. В процессе выявления факторов опасности следует обратить внимание обратить на ситуации, при которых необходимо проведение исследований и разработки мероприятий по отдельным факторам опасности:. случаи, когда в организации происходит необъяснимое увеличение числа связанных с БП событий или нарушений нормативных положений;. планирование и проведение радикальных изменений в процессах разработки или производства, включая замену ключевых технологий или персонала;. планирование и проведение радикальных изменений в организационной структуре (диверсификация или сокращение производства, резкий рост объемов производства, корпоративное слияние, расширение или сокращение отдельных подразделений)

 

 

Выявление факторов опасности является первым шагом в процессе сбора, учета и использования информации о рисках для БП в основной производственной деятельности авиапредприятия. В рамках СУБП следует разумно комбинировать три известных метода управления рисками [3]:. «реактивный» - работа только по анализу последствий событий, негативно влияющих на летную годность (ЛГ) и БП авиационной техники (АТ);. «проактивный» - работа по выявлению и анализу событий, имевших место, но не завер шившихся авиационных происшествий (АП) и содержащих признаки существующих угроз и требующих анализа и оценки рисков для БП;. «прогностический» – работа по выявлению и анализу вероятных угроз с оценкой соответствующих рисков. Все три метода включают этапы разработки и принятия корректирующих мер для исключения угроз или снижения рисков для БП.

 

 

Особые ситуации и их виды.

 

 

Под особой ситуацией понимают ситуацию, возникающую в полёте в результате воздействия неблагоприятного фактора или сочетания неблагоприятных факторов и приводящую к снижению БП. К таким факторам относятся: отказы и неисправности отдельных элементов функциональных систем, воздействие неблагоприятных внешних условий, недостатки в наземном обеспечении полёта, ошибки и нарушения правил экс-плуатации функциональных систем и пилотирования, проявление неблагоприятных ха-рактеристик аэродинамики и прочности ВС.

По степени опасности особые ситуации подразделяются на усложнение условий полёта, сложную, аварийную и катастрофическую ситуации

Усложнение условий полёта (УУП) – особая ситуация, характеризующаяся незна-чительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж либо незначитель-ным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или лётных характери-стик. Усложнение условий полёта не приводит к необходимости немедленного или не-предусмотренного заранее изменения плана полёта и не препятствует его благополуч-ному завершению, за исключением случаев, указанных в руководствах по лётной экс-плуатации (РЛЭ).

Сложная ситуация (СС) – особая ситуация, характеризующаяся заметным повы-шением психофизиологической нагрузки на экипаж или заметным ухудшением лётных характеристик, устойчивости и управляемости, а также выходом одного или несколь-ких параметров полёта за эксплуатационные ограничения, но без достижения предель-ных ограничений и расчётных условий. Предотвращение перехода сложной ситуации в аварийную или катастрофическую может быть обеспечено своевременными и правиль-ными действиями членов экипажа, в том числе немедленным изменением плана, про-филя или режима полёта. При этом под эксплуатационными ограничениями следует понимать условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации ВС. Предельные ограничения – ограни-чения режимов полёта, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.

Аварийная ситуация (АС) – особая ситуация, характеризующаяся значительным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж, значительным ухудшением лётных характеристик, устойчивости и управляемости и приводящая к достижению (превышению) предельных ограничений и расчётных условий.

Предотвращение перехода аварийной ситуации в катастрофическую требует высо-кого профессионального мастерства членов экипажа.

Катастрофическая ситуация (КС) – особая ситуация, для которой принимается, что при её возникновении предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.008 с.)