Экспертиза инвестиционного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертиза инвестиционного проекта



В последние годы под воздействием условий развития бизнеса активизировалась работа по разработке бизнес-планов. Этому способствуют такие направления развития белорусской экономики, как экспортная ориентация, открытость, поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, приоритет развития таких отраслей, как туризм по различным видам услуг, агропромышленные комплексы с соответствующими инфраструктурами. При этом особую поддержку получают субъекты хозяйственной деятельности в сельской местности, которым предоставляется облегченная налоговая нагрузка.

Разрабатываемые бизнес-планы, с учетом их количества, специфики этапа бизнес-планирования, занятости инвесторов и кредиторов, необходимости корректировки на основе текущего анализа состояния дел и т.п., могут быть подвергнуты экспертной оценке, экспресс-анализу, мониторингу.

Одной из важных задач инвестора является проведение экспертизы проектов, в результате которой он должен из большого числа предлагаемых проектов выбрать наиболее эффективные. Для этого должна быть разработана система оценочных критериев. Система критериев выполняет две функции:

-позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодного для вложения денег инвестиционного проекта;

-заставляет разработчика проекта предоставить исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы используют различные системы критериев. Одна из методик предполагает использование девяти групп критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемого проекта. Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:

– 2 – очень низкая оценка;

– 1 – низкая оценка;

0 – отсутствие оценки;

+ 1 – высока оценка;

+ 2 – очень высокая оценка.

Для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения коэффициентов весомости.

Ниже рассматривается рекомендуемый этой методикой перечень критериев по группам.

Группа № 1. Аспекты, характеризующие фирму в целом.

Здесь эксперты оценивают предприятие с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект. При этом используются критерии, имеющие два уровня весовых коэффициентов:

коэффициент весомости 3,0:

-квалификация административно-управленческого персонала

-квалификация специалистов по маркетингу;

-организационно-управленческая структура фирмы;

-система сбыта товаров (услуг);

-финансовое и экономическое положение фирмы;

коэффициент весомости 2,0:

-репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);

-квалификация научного и инженерного персонала;

-квалификация производственного персонала;

-технологический уровень производства;

-доступность источников сырья, материалов, комплектующих;

-доступность источников энергии и топлива;

-уровень развития транспортной сети;

-доступность рынка;

-культура производства;

-безопасность производства;

-экология производства.

Группа № 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок.

Здесь оцениваются перспективы развития отрасли, в которой будет реализовываться проект, и ее рынка по следующим критериям:

коэффициент весомости 3,0:

-перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

-уровень конкуренции;

-стабильность спроса;

-тенденции изменения спроса;

-затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

коэффициент весомости 2,0:

 

-емкость рынка;

-способность рынка к принятию товаров или услуг;

коэффициент весомости 1,0:

-влияние проекта на развитие смежных отраслей.

Группа № 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги.

Оценивается качество продукции/услуг по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения выбирается наилучший из существующих аналогов, включая зарубежные. Используются следующие критерии:

коэффициент весомости 3,0:

-функциональные и потребительские свойства товаров/услуг;

-надежность и долговечность;

-экологичность;

-безопасность для потребителя;

-цена;

-себестоимость товаров/услуг;

-коэффициент весомости 2,0:

-дизайн;

-возможность развития товаров/услуг;

-соответствие стандартам;

-технологичность;

коэффициент весомости 1,0:

-подготовка клиента к использованию товаров/услуг.

Группа № 4. Аспекты, характеризующие маркетинг.

Оценивается реалистичность программы маркетинга и ее эффективность по следующим критериям:

коэффициент весомости 3,0:

-исследование рынка;

-реклама;

-каналы сбыта товаров/услуг;

-методы стимулирования сбыта;

коэффициент весомости 2,0:

-предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа № 5. Производственные аспекты.

Оценивается производственный план предприятия с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала по критериям:

коэффициент весомости 3,0:

-система обеспечения и контроля качества товаров/услуг;

-накладные расходы;

коэффициент весомости 2,0:

-использование технологического потенциала;

-затраты на сырье, материалы и комплектующие;

-затраты на топливо и энергоносители;

-производственная кооперация.

Группа № 6. Финансовые аспекты.

Оценивается стратегия обеспечения финансирования проекта по следующим критериям:

коэффициент весомости 4,0:

-возможность привлечения средств из госбюджета;

-возможность привлечения средств населения;

-обеспечение финансовых гарантий;

коэффициент весомости 3,0:

-участие фирмы в финансировании проекта;

-возможность привлечения отечественных инвесторов;

-возможность привлечения зарубежных инвесторов;

-возможность получения кредитов в отечественных банках;

-возможность получения кредитов в зарубежных банках;

коэффициент весомости 2,0:

-общий объем финансирования проекта.

Группа № 7. Социально-экономические аспекты.

Проект оценивается с социальной точки зрения по критериям:

коэффициент весомости 3,0:

-обеспечение занятости населения;

-экспортный потенциал;

-экология региона;

-рост деловой активности;

коэффициент весомости 2,0:

-использование научно-технического потенциала;

-рост личных доходов населения региона;

-развитие отрасли;

-развитие производства, косвенно связанных с проектом;

-развитие объектов социальной сферы в регионе;

-решение демографических проблем;

-разработка новых рынков;

-рациональное использование природных ресурсов;

-безопасность населения;

-развитие региональной инфраструктуры.

Группа № 8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта.

Здесь анализируется уровень финансовых показателей эффективности проекта по следующим критериям:

коэффициент весомости 4,0:

-прибыльность проекта;

-коэффициент весомости 3,0:

-время окупаемости инвестиций;

-ликвидность и платежеспособность.

Группа № 9. Риск проекта.

Здесь эксперты оценивают риск потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов по критериям:

коэффициент весомости 3,0:

-экономический риск;

-риск сбыта;

-социально-политический риск;

коэффициент весомости 2,0:

-риск качества;

-риск обеспечения производства;

-бюджетный риск;

-природный риск;

-экологический риск;

-криминальный риск.

Для проведения качественной экспертизы инвестору необходимо сформировать группу квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а также выбрать методику обработки данных экспертизы.

В процессе экспертизы эксперты выбирают один из предложенных в опросном листе ответов (оценку). Результирующий рейтинг проекта рассчитывается алгебраическим суммированием произведений весовых коэффициентов критериев на значение их оценок:

где i – порядковый номер критерия; n – число критериев.

При этом рекомендуется:

-ранжировать проекты в зависимости от полученных величин рейтинга (Rnp);

-при значении Rnp < 200 баллов, следует считать данный проект неконкурентоспособным;

-при отклонениях значений Rnp для различных проектов в пределах 10 % они могут считаться равноценными.

 

Кроме экспертизы инвестиционного проекта, в оценочной практике также применяется так называемый экспресс-анализ бизнес-плана. Под экспресс-анализом, или экспресс-оценкой бизнес-плана инвестиционного проекта понимается определение за короткий промежуток времени (без детализированной проработки вопросов) пригодности или непригодности проекта для дальнейшего его рассмотрения и возможного финансирования. В первую очередь это касается бизнес-планов, которые претендуют на выделение централизованных инвестиционных ресурсов из бюджета развития белорусской экономики. Эта процедура, в основном, осуществляется на уровне отраслевого государственного управления с целью определения наиболее социально значимых идей и проектов.

Последовательность экспресс-анализа бизнес-плана предполагает оценку следующих моментов:

-определение момента старта проекта, начало которого должно быть позднее текущего момента рассмотрения;

-с помощью каких программных средств составлялся бизнес-план;

-установление типа используемых в расчете цен, их сопоставимость;

-определение связи между типом цен и ставкой дисконта;

-процент за кредит, который обычно не бывает больше, чем текущая ставка рефинансирования плюс 5-10 %;

-уровень превышения внутренней нормы доходности (ВНД) над кредитной ставкой (как правило, ВНД выше кредитного процента на 10-15 пунктов);

-уровень принятых в проекте ставок налогов;

-описание рынка с учетом величины, структуры и обоснования спроса;

-рассмотреть перечень переменных для анализа чувствительности и рассчитать границы безубыточности. Причем анализ устойчивости проекта имеет смысл только после правильного выполнения разделов «План маркетинга» и «Производственный план». Если граница безубыточности для спроса составляет 20 % (т.е. при снижении продаж на 20 % проект перестает быть прибыльным), а в маркетинговом плане надежно обосновано только 50 %-ное значение, то, скорее всего, денег на этот проект давать нельзя;

-если предусматривается финансирование из различных источников, необходимо внимательно проверять реальность условий кредитного договора: объема, сроков и величины процента

-при ориентации на государственную поддержку необходимы расчеты бюджетной и общественной эффективности.

 

Приведенная последовательность экспресс-оценки является условной, но тем не менее подобный подход вполне достаточен для того, чтобы выделить достойные проекты.

Кроме экпресс-анализа бизнес-плана проводится мониторинг бизнес-плана. Мониторинг – это процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений и оценки влияния данных отклонений на дальнейшую реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. То есть цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент однозначно определить, выполняются ли условия реализуемости и эффективности проекта. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости корректировки плана реализации проекта, либо принято решение о его прекращении.

Мониторинг относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. В отечественной практике мониторингу уделяется мало внимания, хотя часто оказывается, что первоначальные оценки по капиталовложениям и эксплуатационным затратам превышены, а сроки окупаемости, по сравнению с базовыми предположениями, значительно возрастают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.024 с.)