Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.



 

6.2 Стадии развития коллектива

 

       ♦ «Песчаная россыпь»

       В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепило», соединяло людей.

Здесь люди или ещё мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твёрдого, чёткого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

       Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

       ♦ «Мягкая глина»

       В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь ещё является дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

       ♦ «Мерцающий маяк»

       Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путём. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даёт погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всём общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своём коллективе, но и в целом в лагере. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

       ♦ «Алый парус»

       Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

       У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

       ♦ «Горящий факел»

       Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это ещё не всё. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая всё, чтобы принести пользу людям.

           

Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

 

7. Этика

 

       Вожатый / воспитатель должен обладать определёнными качествами, умениями и навыками, чтобы дети к нему тянулись. Выполняя следующие рекомендации вы станете отличным примером для детей вашего отряда и всего лагеря.

           

7.1 Профессиональные и личные качества вожатого / воспитателя

 

       Во время одной организационно-деятельностной игры, проводимой на Слёте московских вожатых в 1998 году студентам в качестве задания было предложено, исходя из сложившихся собственных взглядов, дать своё определение понятию «вожатый».

       И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами:

       Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

       - это лидер;

       - организатор детского досуга;

       - друг и помощник детей;

       - «ящик» с советами и играми;

       - «жилетка», в которую можно поплакать;

       - добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

       - остроумный и симпатичный;

       - человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов.

       Вожатый – это состояние души.

 

       Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива – то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства.

· доминантность;

· уверенность в себе;

· эмоциональная уравновешенность;

· стрессо-устойчивость;

· креативность;

· стремление к достижению цели;

· предприимчивость;

· ответственность;

· надёжность в выполнении заданий;

· независимость и общительность.

 

7.2 Табу вожатого / воспитателя

 

       - НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии детей.

       - НЕ навязывай детям свою волю.

       - НЕ держись изолированно от детей.

       - НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчинения.

       - НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и коллег.

       - НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.

       - НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.

       - НЕ слушай только себя.

       - НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.

       - НЕ потакай ленивым.

       - НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.

       - НЕ веди беседы на запрещённые темы в присутствии детей.

       - НЕ срывай своё плохое настроение на детях.

       - НЕ командуй.

       - НЕ унижай детей и не смейся над ними.

НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.

 

7.3 Этика отношения к детям

 

       Заповеди вожатого / воспитателя

- главная цель воспитания – счастливый человек;

- помни, что ты существуешь ради ребёнка, а не он ради тебя;

- люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе;

- прими всё, что есть в ребёнке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Найдите добрые начала и опирайтесь на них в работе;

- покажи ребёнку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения;

- помогай ему строить свои собственные планы и принимать решения.

 

7.4 Этика общения с родителями

 

    В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

    Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагают не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чём они ошибаются, учесть вредные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей.

    Если замечания высказываются грубо – не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

    Жаловаться на ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям – значит провоцировать их на разбирательство с ребёнком.

 

7.5 Этика отношений с коллегами

 

    Всегда помните, что вы – единый коллектив. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключённой. Место критики – лишь вожатский коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

    В случаях беды, горя у одного из членов коллектива – единственно моральным является сочувствие, моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни.

    Скромность во всём, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны видеть.

 

 

7.6 Вожатый – вожатый (воспитатель - воспитатель)

 

1. Вожатый / воспитатель не имеет право повышать голос.

2. Вожатый / воспитатель обязан преследовать совместно – поставленные цели. «Мы – команда!»

3. Вожатый / воспитатель не имеет право обсуждать личные качества и поступки других вожатых / воспитателей в его или её отсутствие.

4. Вожатый / воспитатель не имеет право обсуждать других вожатых / воспитателей и конфликтовать в присутствии детей.

5. Решения, принимаемые на планёрках и на собраниях, являются строго конфиденциальными.

6. Вожатый / воспитатель не имеет право перебивать другого вожатого / воспитателя, высказывающего свою точку зрения.

7. Вожатый / воспитатель обязан соблюдать нормы речевого общения.

 

7.7 Кодекс поведения вожатого / воспитателя

 

1. Когда говорит один, все остальные молчат. Это касается и случаев, когда говорит ребёнок. В случае желания высказаться, мы поднимаем руку.

2. Соблюдение личной дистанции с детьми, отношение к детям с позиции родители (схема мать-дитя). Это касается и после лагеря. Помни: «Вожатый и в Африке вожатый».

3. Мы любим детей одинаково. (Индивидуальный подход к каждому).

4. «Чужих детей не бывает! Не проходи мимо!»

5. Физические контакты, превышающие нормы общественного поведения строго запрещены.

 

7.8 Взаимоотношения вожатого / воспитателя с детьми

 

       В общении с детьми вожатые / воспитатели часто впадают в крайности, т.е. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого / воспитателя. Какой он?

       Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатый / воспитатель должен всеми способами. И, конечно же, ребёнок должен чувствовать со стороны вожатого / воспитателя уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребёнка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым / воспитателем должен вас считать каждый ребёнок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребёнка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут.

Справедливый. Не забывайте, что у ребёнка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребёнок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Добрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый / воспитатель должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость всё повторять несколько раз – всё это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый / воспитатель не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый / воспитатель. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно.

 

7.9 Советы

 

· считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком;

· помни, серьёзное разрушается смехом, смех серьёзным;

· воспитание без уважения – подавление;

· воспитание должно быть системным;

· воспринимай вопросы и высказывания ребёнка всерьёз;

· приучай ребёнка мыслить самостоятельно;

· хвали ребёнка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне;

· давай ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;

· научись всё видеть, и кое-чего не замечать, всё слушать, но кое-чего не слышать;

· не увлекайся нотациями;

· никогда не делай сам того, что можно поручить детям;

· развивай в себе незаурядность;

· говори, что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно;

· дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей;

· не будь занудой: не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно;

· работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять;

· будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их;

· никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе;

· никогда не кричи на ребят: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика;

· не сердись долго на ребёнка, это непрофессионально;

· не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять;

· не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному;

· внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической и эмоциональной перегрузки;

· не забывай народную мудрость: начал говорить – договаривай, начал строить – достраивай, начал делать – доделывай;

· будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди;

· если ты входишь в комнату, пусть у тебя будут тёплые руки, приветливое лицо и доброе сердце;

· если ребёнку плохо, поставь себя на его место;

· если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами;

· если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие;

· если ты не понимаешь шуток…пиши пропало;

· если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя;

· если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они и не могут быть дружными;

· улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ;

· бери ребят в советники и союзники, и они всё будут делать вместе с тобой;

· хвали. Похвала повышает самооценку.

 

 

P. S. Вожатый / воспитатель всегда должен быть твёрд в словах и поступках и соблюдать свои же установленные правила. К вожатому / воспитателю обращаются за помощью – и ждут реакции, нельзя оставлять это без внимания, а сразу реагировать. Нужно добиться доверия ребёнка. Если у ребёнка что-то случилось, он должен довериться вожатому. Если он заболел, либо у него расстройство желудка и он стесняется, если он описался ночью и боится сказать – нужно по секрету от других поменять ему постель и помочь ребёнку. Нельзя ему об этом напоминать потом. Нельзя его унижать или высмеивать (это касается всех случаев, даже если ребёнок совершил злостный поступок).

Всегда нужно поддерживать и хвалить хорошие стороны. Стараться привлечь для участия в конкурсах вместе со всеми, всем отрядом – и дать почувствовать, что он что-то может, что может гордиться собой, что он тоже – личность.

 

8. Конфликты

8.1 Решение конфликтов

 

       Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Почему мы тратим свои бесценные нервы и силы на участие в конфликтах? Потому, что это привычно!

       Почему некоторые люди способны предупреждать и решать конфликты, а другие нет?

       Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.

       Вот некоторые особенности поведения в конфликтной ситуации:

       - «открытость» ума (человек с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоду, так и потери.);

       - позитивное (положительное) отношение к оппоненту (попробуй увидеть «друга» в своём оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договариваться, чем с врагом.);

- рациональное мышление (контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существуют две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом.);

- сотрудничество (типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побеждённый. Только установка на равенство и сотрудничество даёт выход из конфликта.).

 

8.2 Правила поведения в конфликте

1. Дай партнёру «выпустить пар».

2. Если Ваш партнёр раздражён и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдёт, договариваться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший приём в эти минуты – представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надёжно защищён, как в защитном коконе.

3. Потребуй от него спокойно обосновать претензии.

4. Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.

5. Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признать свои ошибки.

6. Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения.

7. Вырази своё уважение и расположение, согласись с наличием определённых трудностей.

 

8.3 10 «Нельзя» в конфликтной ситуации

 

1. Критически оценивать партнёра.

2. Приписывать ему негативное поведение и нечестные намерения.

3. Демонстрировать своё превосходство.

4. Игнорировать интересы оппонента.

5. Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на себя).

6. Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.

7. Преувеличивать свои заслуги.

8. Нервничать, кричать, оскорблять.

9. Напоминать об ошибках и промахах собеседника.

10. Демонстрировать недовольство и обиду на партнёра.

 

8.4 Научись отказываться от конфликта

 

       - Откажись от ссоры (если хочешь избежать скандалов и ссор – научись сознательно отказываться от участия в них);

       - Не доказывай (во время конфликта отрицательные эмоции блокируют способность понимать, анализировать. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, его рациональная часть мозга выключена, то незачем и пытаться что-то доказать. Это – бесполезное и пустое занятие);

       - Сделай паузу (если Вы оказались втянутым в конфликт, попытайся сделать единственное возможное – замолчи, не жди, что это сделает кто-то другой);

       - Одностороннего конфликта не бывает (Ваше молчание позволит выйти из ссоры и прекратить её. В любом конфликте участвуют две стороны. А если одна исчезла – с кем ссориться?);

       - Уходя, не хлопай дверью (ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы);

       - Говори, когда партнёр остыл и сможет услышать доводы (побеждает тот, кто сможет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона).

 

 

9. Методики работы в детском профильном лагере

 

9.1 Психологические и педагогические методики в практике вожатого / воспитателя детского профильного лагеря

 

       Вожатым / воспитателям, которые непосредственно работают с детьми и подростками, важно уметь самостоятельно использовать в своей работе некоторые диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностические игры, психотехнические упражнения и пр.), позволяющие своевременно решать и предупреждать те или иные психолого-педагогические проблемы. В работе с детьми вожатому / воспитателю необходимо уметь контролировать все стадии формирования и развития межличностных отношений.

 

 

В этом разделе описаны различные методики, которые можно использовать для диагностики межличностных отношений в отряде. Применять их нужно с умом и только тогда, когда в них есть необходимость. В этой главе можно найти информацию о цветовой диагностике, методике «цветопись», треннинговые упражнения и игры на выявление эмоционально – психологический климата в отряде, тест «Я лидер» и др. В методичке они представлены не по дням смены, когда их нужно использовать, а объединены по схожести методик.

 

Цветовая диагностика

 

Различные формы цветовой диагностики помогают наглядно представить настроение отряда на протяжении смены. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное – тёмными цветами.

       Изготовить рисунки цветовой диагностики лучше всего вместе с детьми.

Это занятие их увлекает; здесь раскрываются и проявляются творческие способности ребят. К тому же личные сектора диагностики по окончании смены могут являться замечательным сувениром на память о пребывании в лагере.

В зависимости от возраста, наклонностей, интересов ребят, можно варьировать рисованные формы цветовой диагностики. Это может быть для всех общий рисунок или индивидуальный по выбору ребёнка. Ежедневно, желательно в вечернее время, дети фиксируют своё настроение – закрашивают сегменты определённым цветом. На основании преобладания цветов в сегментах педагог может сделать вывод об эмоциональном благополучии ребёнка, его физическом состоянии. Также возможно предупреждение негативных действий посредством выяснения причины плохого настроения в беседе с ребёнком.

 

«Сороконожка»

 

Диагностика для детей любого возраста. Над каждым сегментом тела сороконожки надписывается имя ребёнка. Сегмент расчерчивается на клеточки соответственно количеству дней смены. Каждая клеточка раскрашивается цветом, соответствующим настроению дня. Если настроение было изменчивым, переменным, то в клеточке может присутствовать несколько цветов.

«Мишень»

 

Каждый круг мишени отражает различное настроение: всё отлично, нормально, могло быть и лучше, так себе, плохо и т.д. Ребёнок определённым значком отмечает своё настроение на «мишени» - в том или ином кругу. Значком может служить написанное имя, лично придуманный символ, наклеенная геометрическая фигура.

 

«Роза настроения»

 

Внутри маленького круга нарисована весёлая картинка. Пространство вокруг делиться на сектора, соответствующие количеству детей в отряде.

Чем ярче цвета лепестков – тем лучше эмоциональный настрой отряда.   

 

Методика «Цветопись»

 

Цель: использование наглядных средств в оценке проведённых дел, выявлении эмоционального состояния человека в процессе жизнедеятельности организации, определение общего эмоционального состояния коллектива.

1. Перед проведением дела ребят предупреждают, что по его окончании необходимо будет цветом оценить прошедшее дело, называют параметры оценки. Они могут быть различными:

а) с точки зрения качества дел, например:

- всё было хорошо;

- было хорошо, но были и неудачные моменты;

- получилось «ничего», было немало недостатков;

- в основном дело не удалось, хотя были и отдельные удачные моменты;

- дело полностью не удалось.

б) с точки зрения произведённого делом впечатления:

- дело очень понравилось;

- понравилось, но не всё;

- не очень понравилось;

- не понравилось совсем.

Каждый параметр оценки именуется своим цветом. После завершения дела, ребята берут один квадратик бумаги того цвета, который соответствует их оценке дела. По итогам подсчитываются результаты, создаётся графическое изображение – радуга, салют, букет цветов, по которому наглядно видно, как оценено дело.

 

 

 


 

Карточка оценки дела по методике «Цветопись» может выглядеть так:

 

 

 

Графическое изображение

оценки дела

- было хорошо, но были и неудачные моменты    

- получилось «ничего», было немало недостатков

 

- в основном дело не удалось, хотя были и

отдельные удачные моменты

 

- дело полностью не удалось

- всё было отлично подготовлено и выполнено

 

 

Методика «Недописанный тезис»

 

Эта методика заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он выражает своё отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п. Например:

- Хороший детский лагерь – это

- Если бы я был начальником лагеря, то непременно -

- Самое главное в жизни нашего отряда – это

- В нашем лагере больше всего ценится -  

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она всегда вызывает интерес у ребят и позволяет получить качественную информацию, так как рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надумано.Время на ответы даётся ограниченное, с учётом возраста от 15 секунд до 1 минуты.

 

Эмоционально психологический климат (ЭПК)

 Изучение эмоционально – психологического климата отряда проводиться в середине и конце смены.

 Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем даётся инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». желательно рассмотреть первую пару с ребятами.

 

Бланк опроса.

 

В нашем отряде всегда весело   Все ребята в общем-то добрые   Мы никогда не ссоримся     Ребята в отряде вежливые, воспитанные   Мне в нашем отряде хорошо, спокойно   У нас все равны   Мы все сплочённые, все дела делаем вместе 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 В нашем отряде всегда скучно   В нашем отряде много злых, равнодушных   Мы часто ссоримся, конфликтуем   Ребята часто грубят, ругаются   Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно   Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими   Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе  

Обработка результатов:

Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 8 баллов (7 утверждений по максимуму баллов- 4). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК каждого ребёнка, для чего суммируем отмеченные ребёнком цифры по каждому из семи показателей. Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).

Оценочная шкала:

23-28 баллов – очень высокий

19-22 балла – высокий

12-18 баллов – средний

0-11 баллов – низкий

 

«Игра в слова»

 

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда»:

 Наш отряд – это __________ и ________________ребята. Они собрались для того, чтобы _________ и _______, провести время и научиться _________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________и ________________. Наш отряд объединяет ________ мальчишек и _______ девчонок, а также _________ вожатых, которые _______________ здесь в детском лагере «Интеллект». Наши вожатые помогают нам в _______ и нам вместе с ними _____________ и _______________.

 Обработка результатов данной методики аналогична предыдущей, однако вожатому / воспитателю необходимо помнить, что групповое заполнение карточки, как правило, сопровождается общим весельем и не всегда отражает объективный портрет, а, напротив, желаемый.

Игра «Цветик - семицветик»

 

Цель: определение направленности потребностей, устремлений младшего подростка по его заветным желаниям.

 Ребята просматривают мультфильм по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». Каждому из подростков предлагается сделать из бумаги цветик-семицветик и даётся возможность поставить себя на место девочки из сказки и задумать желания. Желания пишутся на лепестках или проговариваются вслух по данному в сказке стихотворному образцу: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели. Вели, чтобы…»

Вожатый / воспитатель, проводящий игру должен фиксировать желания ребят в заранее подготовленной таблице:

 

Фамилия, имя

Желания

  1 2 3 4 5 6 7

 

 По итогам игры хорошо бы определить не только направленность желаний каждого подростка (на себя. на людей вообще, на свой коллектив, на близких людей), но и степень ценностного единства всех ребят по схожести желаний.

Данные таблицы можно проанализировать и по вертикальным столбцам. Если в детском объединении существуют сложившиеся микрогруппы, то можно также провести вариант игры, составляя цветочки коллективно. При этом каждый ребёнок получает лепесток определённого цвета, записывает на нём совё желание одновременно с другими ребятами микрогруппы – в результате получается «семицветик» (или «пятицветик», или «четырёхцветик»,отражающий групповые ценности, групповое ценностное единство или разобщённость.

 

Тест «Я лидер»

 

  (методика самооценки лидерских качеств)

Цель: изучение особенностей лидерских качеству подростков.

Инструкция:

Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен – «1», полностью не согласен – «0».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.19 с.)