Организационный (адаптационный) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный (адаптационный)



Профильная программа

Основная часть смены будет разделена на 5 основных направлений, продолжительностью 2-3 дня. Каждый из блоков будет посвящён одному из типов профессии:

- человек – художественный образ

- человек – природа

- человек – техника

- человек – человек

- человек – знаковая система.

   Во время этих дней дети и подростки познакомятся с профессиями, соответствующими каждому из этих типов, получат первичные профессиональные навыки и знания, необходимые для их освоения.

   Заканчивается каждое направление – образовательной ярмаркой. В ходе ярмарки, дети и подростки узнают в какие учебные заведения и на каких условиях нужно поступить, чтобы получить необходимое образование для представленных в данном направлении профессий. Знакомство с профессиями будет проходить в различных формах:

- человек – художественный образ (в данном блоке будут представленыпрофессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью): творческие мастерские по изготовлению сценических декораций, актерскому мастерству, вокалу, хореографии, дизайну, моделированию из одежды и воздушных шаров. Все полученные знания будут закреплены участниками смены в ходе вечерних творческих дел, на которые они будут готовить творческие выступления, изготавливать костюмы и декорации. В конце направления состоится образовательная ярмарка, которая познакомит участников смены с профильными учебными заведениями, в которых можно получить образование по представленным в данном направлении профессиям. 

- человек – природа (в данном направлении представлены профессии, связанные с живой природой, ориентироваться в которых  помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология,  общая биология): экологические акции, походы. В конце направления состоится образовательная ярмарка, которая познакомит участников смены с профильными учебными заведениями, в которых можно получить образование по представленным профессиям. 

- человек – техника – ( в данном направлении представлены профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования, профессии, вязанные с применением вычислительной техники, использованием фото и видеотехники). В рамках данного направления в лагере будет организована работа компьютерного класса, в котором участники смены познакомятся с программами по компьютерному дизайну, фото и видеомонтажу. В рамках этого направления также будут проведены фотокроссы и тематические фото- вертушки. В конце данного направления состоится образовательная ярмарка, которая познакомит участников смены с профильными учебными заведениями, в которых можно получить образование по представленным в направлении профессиям. 

- человек – человек – ( в данном направлении представлены профессии,  связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и связанные с информационным обслуживанием людей). Мероприятия этого направления включают в себя знакомство с молодёжными общественными организация Волгоградской области: «Российский Союз Молодёжи», «Участие», «ФДО», «Новые люди», «Пионерская организация», «Преодоление». Для знакомства с ними будут организованы демонстрации рекламных видеороликов, встречи с активом этих общественных организации (в лагере будет проведён день социальной активности, на который будут приглашены представители общественных организаций). Кроме того участники смены познакомятся с деятельностью МУ «Молодежно-подростковый центр Советского района». В конце направления состоится образовательная ярмарка, которая познакомит участников смены с профильными учебными заведениями, в которых можно получить образование по представленным в данном направлении профессиям. 

- человек – знаковая система – ( в данном направлении представленыпрофессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование). В рамках данного направления дети посетят мастер-классы  по созданию печатных СМИ, конструированию и моделированию одежды. Для них будут проведены логические интеллектуальные командные игры. В рамках данного направления состоится конкурс на лучшее оформление личных профессиональных портфолио, а также профильный день молодёжной школы предпринимательства.  В конце состоится образовательная ярмарка, которая познакомит участников смены с профильными учебными заведениями, в которых можно получить образование по представленным в данном направлении профессиям.

 

Для того, чтобы учесть возрастные особенности каждого ребёнка при разработке и реализации профильной программы лагеря, все участники смены будут разделены на две дружины: «Профиль-kids» - от 8 до 11 лет, «Профиль-master» - от 12 до 17 лет. Для каждой дружины в лагере будет реализована профильная, культурно-досуговая и спортивно-оздоровительные программы.

           

Профильная программа для дружины «Профиль-master»:

       В рамках профильной программы его участники познакомятся с различными интересными профессиями, смогут получить первичные навыки для овладения новыми профессиональными знаниями. Узнают где и как можно получить образование, чтобы работать по заинтересовавшей их профессии. Каждый из них выстроит свою стратегию профессионального развития и карьеры, составит личное профессиональное портфолио.

В рамках программы пройдут: встречи с профессионалами в различных сферах жизни; школы проф.мастерства; образовательные ярмарки; профориентационные тренинги.

        Профильная программа для дружины «Профиль-kids»:

       Профильная программа делает акцент на развитие творческих способностей детей и самоопределение. Знакомство с профессиями будет проходить через активные творческие, интеллектуальные познавательные и ролевые игры.

В рамках программы пройдут игры: «Супермаркет», «Модельное агентство», «Цирк», «Исследователи космоса», «Банк», «Дизайнерская студия», «Экология».

 

Программа культурно - досуговой деятельности разработана с учётом специфики смены, для закрепления полученных в мастер-классах и в профильной программе  знаний и навыков разработаны вечерние дела и вертушки. Все игры, тренинги, упражнения имитируют те или иные реальные ситуации, не теряя своей творческой привлекательности. Вожатые / воспитатели исполняют роль коммуникаторов. Они ставят перед собой задачу не мешать общению детей, а лишь корректировать те или иные реакции на сложившиеся ситуации, и направлять процесс взаимодействия детей между собой в социально-приемлемое русло.

Для развития творческих способностей, получения новых знаний и умений, а также для того, что бы смена была веселой и интересной, мы предлагаем проведение: тематических молодёжных вечеринок, тематических вертушек, фестиваля хип-хопа и брейкданса, театральные постановки, выставки детских творческих работы, просмотр новых молодёжных фильмов.  

 

Спортивно-оздоровительная включает в себя проведение танцевальных утренних гимнастик, занятий по фитнесу, хореографии и аэробике.

Для мальчиков, принимающих участие в смене, будут проведены групповые занятия по основам рукопашного боя и самообороны, чемпионат по футболу. Общая спортивно-оздоровительная программа включает в себя: соревнования по волейболу и баскетболу, купание, пляжные спортивные командные игры. Кроме того, для детей и подростков будет проведёны спортивные фестивали, которые проходят в городе, области и России.

 

 

2. Обращение к вожатому / воспитателю

 

Ты вожатый / воспитатель лагеря «Профиль» и тебе очень повезло, потому что ТЫ попал в педагогический отряд, где тебя все очень любят и никогда не откажут в помощи. Это методическое пособие создано специально для тебя, чтобы помочь справиться с трудной и очень ответственной работой ВОЖАТОГО / ВОСПИТАТЕЛИ детского профильного лагеря.

 

   

Ерспективность

 абота в команде

рганизованность

антазия

 ндивидуальность

 идерство

 Творчество

 

Будущим вожатым / воспитателям:

- фиксируйте, запоминайте, записывайте;

- сочиняйте, разрабатывайте, готовьте заранее;

- чётко и ежедневно планируйте свою работу;

- любите детей;

- всегда говорите детям правду;

- не добивайтесь успеха давлением;

- будьте доброжелательны, великодушны;

- не забывайте хвалить ребят, утверждая что они самые необыкновенные, но не лучшие;

- не убивайте в детях фантазию и сказку;

- позаботьтесь о создании детского банка счастливых воспоминаний;

- не торопитесь наказывать детей;

- помните: все дети лагеря – ваши дети;

- не зарабатывайте дешёвый авторитет постоянными уступками;

- держите любую ситуацию под контролем;

- относитесь с вниманием к каждому ребёнку. Помните, что они всего лишь дети, а вы – самый нужный и близкий для них в данный момент человек;

- проводите больше творческих конкурсов, требующих фантазии;

- одевайтесь всегда красиво и по разному (в случае если нет лагерной формы).

 

Чего хотят дети???

Хочу того, не знаю чего,

Но точно знаю, что очень хочу!!!

 

Очень незначительный процент детей знают чего хотят, но у них нет чёткого понимания, чего именно хочется. Дети любого возраста перенимают то, что видят в лагере: стиль одежды, причёску, привычки, вкусы – музыкальные, спортивные и прочее…

 Им свойственна подражательность. Некоторые специально говорят, что они не такие как все и хотят индивидуальности. Но эти дети тоже перенимают чужие взгляды, хотя не признают себе в этом.

При этом индивидуальность ребёнка сохраняется, просто в процессе тесных контактов идёт обмен увлечениями. Если кто-то в отряде часто слушает определённую песню, то она постепенно и другим понравится, либо если все её критикуют, то и тот перестаёт её слушать.

       Подростковый капризный возраст очень эмоционально сенситивен. Эти дети не сознают, чего хотят в лагере. Что бы они не говорили, все дети хотят:

1 – признания (сверстников)

2 – любви и заботы (взрослых)

3 – поощрения и похвалы (и тех и других)

Все эти пункты тесно переплетаются и тесно взаимосвязаны.

       Любой ребёнок хочет признания, хочет быть принятым в «свой» круг, хочет общения и чувства нужности, полезности. Если ребёнок чувствует себя никчёмным – не способным на что-либо, тогда вожатый / воспитатель работает над его самооценкой. В мире нет ни одного ребёнка, который полностью собой доволен. Любовь к ребёнку поднимет его самооценку – он почувствует, что нужен кому-то. Доверие к нему, несмотря на его успехи, его умения или неумения, укрепляет уверенность в себе. Малыш не умеет рисовать – пусть сделает надпись и какой-либо рисунок, не важно какой «шедевр» - мы его хвалим, можем немного помочь, но с опорой на самостоятельность, а затем ценить его произведение, применить в чём-то. Пусть напишет название отряда и прикрепит его на двери комнаты. Если говорит; что вообще не умеет рисовать – можно устроить конкурс карикатур. Каждый рисует себя по смешнее. Затем все шедевры укрепить на стене с подписью. Даже тот, кто не умеет рисовать, сможет нарисовать своё лицо смешно.

       Некоторые дети из гордости считают, что им не нужна похвала. Вожатый / воспитатель говорит ему, что очень гордится им, а тот отвечает – «на меня это не действует». Вожатый / воспитатель исправляется и говорит, что сказал это не для того, чтоб подействовало, а просто, чтобы ребёнок это знал.

       Один подросток постоянно утверждал, что ему не нужна похвала и слова поддержки. Гордость не позволяла. Но перед дискотекой в лагере этот мальчик целый час потратил на внешний вид. И причёску гелем уложил, и рубашку долго перебирал, и банданы перемерил … зачем, если не для одобрения окружающих??? Он тоже хочет понравиться, выделиться и получить свою порцию эмоций. На дискотеке я попросил девочек сделать ему комплимент. Это парень весь изменился: его пассив куда-то пропал, он прыгал и танцевал изо всех сил в тот вечер и вернулся в отряд весь сияющий от счастья.

       Пусть он не знает, но если это влияет на его настроение, то вожатый / воспитатель это использует.

       Все дети хотят победы в чём-то. Они стремятся, мечтают, фантазируют, готовятся. В лагере проходят игры и мероприятия. Победа в них очень желанна для детей. Не все это признают. Их пассив объясняется тем, что они не получили удовлетворения от этих игр, участвуя ранее. Если вожатый / воспитатель их подготовит, то будет и удовлетворение. Подготовить их можно и морально. В одном лагере один отряд всегда был в хорошем расположении и не жаловались, когда в мероприятиях занимали 5-6 место. Ни разу они ничего не выиграли, но всегда их выступления были приятны, т.к. они всегда были в хорошем настроении и выступали с улыбкой. Это подготовка вожатого / воспитателя реально оценивавшего ситуацию. Дети перенимали его настроение. Вожатый / воспитатель говорил, что не пришёл выигрывать, а пришёл сделать отряд, отдыхать с отрядом, радоваться. Это самый примерный отряд, т.к. даже те, кто выигрывал, были чем-то недовольны. У них оставалась горечь, а эти, на 6 месте, были счастливы от радости, свободы участия.

       Вожатый / воспитатель может подготовить детей психологически и с радостью участвовать, не смотря на результат.

       Дети всё равно хотят победы и в конце смены можно подготовить для них приз.

       Вожатый / воспитатель отвечает за подготовку детей. Он с ними репетирует, обсуждает, но самое главное – это их настроение. Поэтому, как только все выступили, реализовали то, что готовили, нужна реакция – похвала. Есть дети, которые говорят, что им не нужна похвала, но они тоже спрашивают, как всё прошло? Как было? Ты видел?

       Все хотят одобрения. Если есть недовольство, то это недоработка вожатого / воспитателя.

       Вожатый / воспитатель тоже хочет знать, любят ли его дети, доверяют ли ему???

Детям это трудно сказать, а вожатый / воспитатель не видит их сердце.

Если он хранит их секреты, поддерживает их, защищает, близко воспринимает их проблемы, тогда дети будут на всё готовы ради него.

 

Жизнь в лагере должна бежать бешеным ритмом, насыщенным разнообразными мероприятиями, идеями, делами. Остановка этого ритма – смерть для лагеря и отряда. Дети едут за эмоциями, так дайте им эти эмоции!!!

УДАЧНОЙ СМЕНЫ

 

ВЕРЬ В СЕБЯ – У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

 

3. Смена

 

       Для вожатого / воспитателя, который первый раз поехал в лагерь необходимо знать немного о том, как строится смена и какие в ней основные периоды. Необходимо понимать, на что надо опираться каждый день и к чему стремиться. Для этого давайте разберём структуру лагерной смены и логику развития лагерной смены.

 

Структура лагерной смены

           

Каждую лагерную смену можно разделить на 3 основных периода:

 

Основной

В этот период наряду с многочисленными отрядными делами, спортивными соревнованиями, походами, занятиями в кружках, проводятся большие общелагерные мероприятия. В общелагерные мероприятия должны быть включены все дети без исключения. Здесь необходимо помнить один из главных законов воспитательной работы: воспитывает не только и не столько само мероприятие, сколько подготовка к нему. Именно в ходе подготовки распределяются те или иные, поручения, которые вовлекут ребят в деятельность, именно здесь создаётся простор для инициатив, творчества детей.

Заключительный (итоговый)

По насыщенности финальные дни можно сравнить с орг. периодом, а по эмоциональному подъёму им почти нет равных в смене. Происходит эмоциональное сплочение коллектива, взлёт его деятельности. И главная задача вожатого / воспитателя – усилить эмоциональный фон последних дней пребывания детей в лагере.

 

       К концу смены становится заметно, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбуждёнными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и гораздо больше неуправляемыми. В эти дни, как во все другие есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определённую направленность. Прежде всего, это подведение итогов. Например игры «Всё о смене, всё о себе», прощальный огонёк «Расскажи мне обо мне», где можно написать наказ или пожелания ребятам следующей смены.

       Детям будет очень приятно, если вожатый / воспитатель своими руками сделает им подарки. Они могут быть скромными – медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом важно, чтобы каждый её получил персонально. Можно сделать на одной медальке надпись «За самые интересные идеи», на другой – «За самый звонкий смех», на третьей – «За самый здоровый аппетит», ещё на одной – «За самый интересный случай» или «Самому весёлому», «Самому непоседе».

 

Логика развития смены

 

       Программа воспитательной и познавательно - развлекательной деятельности должна отвечать главному принципу – постепенности возрастания физических и эмоциональных нагрузок на детей в течении лагерного дня и всей смены.

       В первые два дня смены планируются дела, связанные с малой физической и эмоциональной нагрузкой («Огоньки» знакомства, экскурсии по лагерю и т.д.). Это способствует первичной адаптации ребёнка к новым для него условиям, формированию детского коллектива.

       С третьего – четвёртого дня проводятся мероприятия с более выраженной нагрузкой. Пик нагрузки в середине смены постепенно увеличивается. Предполагается что все участники лагерной смены будут вовлечены в различные виды деятельности.

       В завершающий период смены подводится итог совместной деятельности и проведения лагерной смены. Проводится торжественная церемония награждения и чествования лучших ребят.

 

Рекомендации

  • проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере, желательно – на свежем воздухе;
  • развивайте умение лазать, пользоваться качелями;
  • во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;
  • чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;
  • при коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях, юмористические рассказы;
  • сочиняйте небылицы, сказки, новые продолжения известных сказок и т.п., больше фантазируйте, развивайте воображение, память, другие психические процессы;
  • даже в шутку никогда не пугайте детей;
  • не бойтесь поручать детям ответственные дела;
  • никогда не критикуйте личность ребёнка, а только его поступок;
  • чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.

 

Дети 10 -12 летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

  • повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе;
  • высокий уровень активности;
  • ориентирование больше на действие, чем на размышление;
  • настроение подвержено колебаниям;
  • высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;
  • энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;
  • нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
  • потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
  • осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;
  • развитое самосознание, боязнь поражения;
  • девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
  • разделение полов;
  • стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;
  • мнение группы более важно, чем у взрослых;
  • развитое воображение и эмоциональность;
  • уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
  • повышенный интерес к деятельности вне помещений;
  • стремление к общению со взрослыми.

 

Рекомендации

  • проводи больше командных игр на воздухе (весёлые старты, эстафеты, спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);
  • развивай у детей чувство ответственности за собственную деятельность и её конечный результат;
  • старайся не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками, наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;
  • старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяя круг их познавательных интересов;
  • всегда поддерживай свой авторитет;
  • люби всех одинаково; не допускай появления «любимчиков»;
  • не позволяй манипулировать собой, это может стать причиной потери авторитета.

 

Дети 13 – 17 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

· достижение половой зрелости;

· развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

· беспокойство о внешности;

· высокая социальная активность, особенно в группе;

· проявление лидерских качеств;

· увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;

· основная проблема – достижение независимости от семьи;

· высокая ранимость;

· сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;

· подвергает сомнению авторитет взрослого;

· потребность в общении «на равных»;

· поиск себя и самосознания;

· потребность в принятии ребёнка среди сверстников;

· время выбора профессии;

· опыт первой любви.

 

Рекомендации

  • руководи поведением без излишнего вмешательства и угроз;
  • предоставляй свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;
  • акцентируй внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;
  • постарайся стать для них старшим другом, но не переходи на «панибратские отношения», держи необходимую дистанцию;
  • проводи игры и занятия на взаимодействия полов;
  • стремись создать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
  • привлекай детей к социально значимой деятельности;
  • обучай навыкам психологической защиты;
  • чаще беседуй с ребёнком наедине о его проблемах;
  • проводи игры, занятия, целью которых является содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент, интеллектуальные и деловые игры и т.п.)
  • Учитывай разнообразие интересов и противоречивость подростков, которые используют «свободу» от школы и семьи для самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся условиях жизни

 

 

5. Лидерство

 

       Для того чтобы вожатый / воспитатель мог легко работать в группе детей, ему необходимо знать – как лучше всего строить отношения, для этого он должен обладать лидерскими качествами. Лидерство, так же необходимо и при работе на отряде. Как правило, перед вожатым или воспитателем стоит вопрос о выборе лидера (командира) отряда и этот материал вам поможет.

 

5.1 Модели поведения вожатого / воспитателя во временном детском коллективе. Стили лидерства.

 

       Лидер – это человек, который ведёт за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берёт на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.

       Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

       В общем, у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

       Существуют несколько взглядов на классификацию стилей работы. Мы хотим привести вам две такие классификации.

 

I. КЛАССИФИКАЦИЯ

Разящие стрелы»

Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решение, настойчиво добивается его решения.

Возвращающийся бумеранг»

Советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

Снующий челнок»

Уговаривающий, просящий, компромиссный. Такой организатор стремится компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

       4. «Плывущий плот»

Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь.

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Эта классификация разработана американским клубом «4Н»

 

1. Авторитарный стиль

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком – лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал всё и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

!!!Позитивные аспекты!!!

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объёме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе.

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же – у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль – не самый лучший стиль обучения.

 

Либеральный стиль

Этот стиль используется, когда лидер даёт дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это – полная противоположность авторитарному лидерству; группа несёт полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль даёт свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

!!!Позитивные аспекты!!!

1. Зависимость от принятия решения.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он не почувствует общность с группой и её целями.

 

3. Демократический стиль

Это наиболее распространённый стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.

Лидер поощряет взаимодействие членов группы – приобретение чувства защищённости и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.

!!!Положительные аспекты!!!

1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.

2. Привлечение членов группы к принятию решений и учёту.

3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.

2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.

Опытный руководитель группы будет использовать демократический стиль руководства по мере возможности, поскольку предполагает терпение и практику, пользуется популярностью у тех руководителей, которые открыты людям, терпеливы, гуманны и гибки.

 

Лидер будет оценивать ситуацию в группе и использовать сочетание авторитарного, либерального и демократического стилей.

 

6. Коллектив.

 

       В этом разделе мы разберём важное для вожатого понятие «КОЛЛЕКТИВ», разделы «я создаю коллектив» и стадии развития коллектива, давайте начнём.

 

6.1 Я создаю коллектив

 

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив отряда).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далёкую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определённый стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива (отрядное место).

11. Я должен заложить определённый традиции.

12. Я должен обеспечить всем надёжное чувство защищённости.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

Вопросы к тесту «Я лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных жизненных ситуациях

2. мои действия направлены на достижение понятной мне цели

3. Я знаю, как преодолевать трудности

4. Люблю искать и пробовать новое

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело

7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни

11. Я хорошо планирую своё время и работу

12. Я легко увлекаюсь новым делом

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их

15. Ни один человек не является для меня загадкой

16. Считаю важным, чтобы, те, кого я организую, были дружными

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать этого окружающим

18. Для меня важно достижение цели

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое

21. У меня всегда всё получается

22. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей

24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется

26. Я готов рисковать, чтобы испытать новое

27. У меня всегда всё получается

28. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

29. Хорошо чувствую настроение своих товарищей

30. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей

31. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь

32. Не существует проблемы, которую я не могу решить

33. Принимая решение, перебираю различные варианты

34. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным

35. Умею правильно подобрать людей для какого-то дела

36. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания

37. Я стремлюсь к тому, чтобы меня не понимали

38. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук

39. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе

40. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу

41. Я никогда не поступал так, как другие

42. Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием

43. При организации дел, я учитываю мнение моих товарищей

44. Я нахожу выход в сложных ситуациях

45. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу

46. Никто и никогда не испортит мне настроение

47. Я представляю, как завоёвывать авторитет среди людей

48. Решая проблемы, использую опыт других

49. Мне неинтересно заниматься однообразным рутинным делом

50. Мои идеи охотно воспринимают мои товарищи

51. я умею контролировать работу моих товарищей

52. Умею находить общий язык

53. мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела

 

 После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15,22,27,29,34,36,41)

 

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение определять развитость лидерских качеств

Б – осознание цели (знаю, что хочу)

В – умение решать проблемы

Г – наличие творческого подхода

Д – влияние на окружающих

Е – знание правил организаторской работы

Ж – организаторские способности

З – умение работать с группой

 

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ребёнок, надо обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы: 8, 15,22,27,29,34,36,41. если на каждый из них поставлено более 1 балла, отвечающий был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.

 

 

9.2 Игровые диагностические методики

Игра «Трио»

      Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать всё своё тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.229 с.)