Алгоритм развития лагерной смены 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм развития лагерной смены



 

день для вожатых / воспитателей характер дня для детей
1 Знакомство, представление, предъявление требований, установление уровня отношений. Узнавание, диагностика, заполнение педагогической документации день заезда устройство Узнавание, открытия, заявка на … Складывание отношений, норм коллективной жизни
2 Анализ ситуации, закрепление комфортной обстановки, корректировка перспектив смены общий разговор Высказывание позиций, точки зрения, вопросов, просьб. Получение представлений о перспективах смены
3 Организация коллективной работы, предоставление возможности выбора обучение Заявки на лидерство, поиск и определение комфортной группы
4 Создание атмосферы творчества, формирование зон взаимодоверия обучение Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
5 Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, формирование зон взаимообучения обучение Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
6 Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работа в ОСУ подготовка дела, обучение Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
7 Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работа в ОСУ подготовка дела, обучение Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
8 Создание ситуации выбора день испытаний Самоопределение и самооценка в ситуации
9 Смена лидеров, переформирование микрогрупп день активных действий, точка передачи власти Самопроявление в ситуации и самооценка собственной деятельности
10 Предоставление возможности выстраивания дальнейших перспектив критический день смена деятельности Общность коллектива, ценность совместной работы
11 Создание ситуации выбора, продолжение обучения самостоятельная работа Реализация интересов, потребностей, мотивов
12 Смена позиции, индивидуальная работа, диагностика самостоятельная работа Самостоятельные действия
13 Индивидуальная работа, диагностика разговор о каждом Коррекция поведения и отношений в коллективе
14 Предоставление возможности самоопределения критический день Обсуждение вопросов, выход на общие понимания
15 Замер результатов работы выход с результатами смены Самостоятельные действия
16 Переформирование групп, смена лидеров смена деятельности Самооценка собственной деятельности
17 Индивидуальная работа, подготовка к встречи новых ребят как там дома Начало реадаптации
18 Индивидуальная работа, диагностика каждый о каждом Общая атмосфера заботы
19 Индивидуальная работа, настрой на будущее критический день Эмоции
20 Рефлексия совместной деятельности подведение итогов смены Рефлексия совместной деятельности. Эмоции
21 Подготовка к следующей смене разъезд Эмоции

 

Алгоритм, это не чёткий план организации работы на отряде, а перечень рекомендаций по последовательности действий в большинстве профильных лагерей.

 

 

4. Возрастные особенности детей

 

       В лагере особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые вожатым и воспитателям следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.

 

       Дети 7-9 летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:

 

  • высокий уровень активности;
  • процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
  • эмоциональная непосредственность;
  • повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, вследствие чего необходим отдых в течение дня;
  • высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;
  • предпочтение к шумным коллективным играм;
  • высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
  • сознание различий пола;
  • становление независимости;
  • развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;
  • нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих);
  • желание проигрывать позитивные социальные роли;
  • желание быть полезным;
  • становление чувства ответственности;
  • стремление научиться общаться с людьми вне семьи.

 

Рекомендации

  • проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере, желательно – на свежем воздухе;
  • развивайте умение лазать, пользоваться качелями;
  • во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;
  • чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;
  • при коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях, юмористические рассказы;
  • сочиняйте небылицы, сказки, новые продолжения известных сказок и т.п., больше фантазируйте, развивайте воображение, память, другие психические процессы;
  • даже в шутку никогда не пугайте детей;
  • не бойтесь поручать детям ответственные дела;
  • никогда не критикуйте личность ребёнка, а только его поступок;
  • чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.

 

Дети 10 -12 летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

  • повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе;
  • высокий уровень активности;
  • ориентирование больше на действие, чем на размышление;
  • настроение подвержено колебаниям;
  • высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;
  • энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;
  • нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
  • потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
  • осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;
  • развитое самосознание, боязнь поражения;
  • девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
  • разделение полов;
  • стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;
  • мнение группы более важно, чем у взрослых;
  • развитое воображение и эмоциональность;
  • уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
  • повышенный интерес к деятельности вне помещений;
  • стремление к общению со взрослыми.

 

Рекомендации

  • проводи больше командных игр на воздухе (весёлые старты, эстафеты, спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);
  • развивай у детей чувство ответственности за собственную деятельность и её конечный результат;
  • старайся не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками, наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;
  • старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяя круг их познавательных интересов;
  • всегда поддерживай свой авторитет;
  • люби всех одинаково; не допускай появления «любимчиков»;
  • не позволяй манипулировать собой, это может стать причиной потери авторитета.

 

Дети 13 – 17 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

· достижение половой зрелости;

· развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

· беспокойство о внешности;

· высокая социальная активность, особенно в группе;

· проявление лидерских качеств;

· увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;

· основная проблема – достижение независимости от семьи;

· высокая ранимость;

· сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;

· подвергает сомнению авторитет взрослого;

· потребность в общении «на равных»;

· поиск себя и самосознания;

· потребность в принятии ребёнка среди сверстников;

· время выбора профессии;

· опыт первой любви.

 

Рекомендации

  • руководи поведением без излишнего вмешательства и угроз;
  • предоставляй свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;
  • акцентируй внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;
  • постарайся стать для них старшим другом, но не переходи на «панибратские отношения», держи необходимую дистанцию;
  • проводи игры и занятия на взаимодействия полов;
  • стремись создать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
  • привлекай детей к социально значимой деятельности;
  • обучай навыкам психологической защиты;
  • чаще беседуй с ребёнком наедине о его проблемах;
  • проводи игры, занятия, целью которых является содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент, интеллектуальные и деловые игры и т.п.)
  • Учитывай разнообразие интересов и противоречивость подростков, которые используют «свободу» от школы и семьи для самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся условиях жизни

 

 

5. Лидерство

 

       Для того чтобы вожатый / воспитатель мог легко работать в группе детей, ему необходимо знать – как лучше всего строить отношения, для этого он должен обладать лидерскими качествами. Лидерство, так же необходимо и при работе на отряде. Как правило, перед вожатым или воспитателем стоит вопрос о выборе лидера (командира) отряда и этот материал вам поможет.

 

5.1 Модели поведения вожатого / воспитателя во временном детском коллективе. Стили лидерства.

 

       Лидер – это человек, который ведёт за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берёт на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.

       Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

       В общем, у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

       Существуют несколько взглядов на классификацию стилей работы. Мы хотим привести вам две такие классификации.

 

I. КЛАССИФИКАЦИЯ

Разящие стрелы»

Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решение, настойчиво добивается его решения.

Возвращающийся бумеранг»

Советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

Снующий челнок»

Уговаривающий, просящий, компромиссный. Такой организатор стремится компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

       4. «Плывущий плот»

Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь.

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Эта классификация разработана американским клубом «4Н»

 

1. Авторитарный стиль

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком – лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал всё и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

!!!Позитивные аспекты!!!

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объёме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе.

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же – у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль – не самый лучший стиль обучения.

 

Либеральный стиль

Этот стиль используется, когда лидер даёт дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это – полная противоположность авторитарному лидерству; группа несёт полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль даёт свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

!!!Позитивные аспекты!!!

1. Зависимость от принятия решения.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он не почувствует общность с группой и её целями.

 

3. Демократический стиль

Это наиболее распространённый стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.

Лидер поощряет взаимодействие членов группы – приобретение чувства защищённости и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.

!!!Положительные аспекты!!!

1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.

2. Привлечение членов группы к принятию решений и учёту.

3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.

!!!Негативные аспекты!!!

1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.

2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.

Опытный руководитель группы будет использовать демократический стиль руководства по мере возможности, поскольку предполагает терпение и практику, пользуется популярностью у тех руководителей, которые открыты людям, терпеливы, гуманны и гибки.

 

Лидер будет оценивать ситуацию в группе и использовать сочетание авторитарного, либерального и демократического стилей.

 

6. Коллектив.

 

       В этом разделе мы разберём важное для вожатого понятие «КОЛЛЕКТИВ», разделы «я создаю коллектив» и стадии развития коллектива, давайте начнём.

 

6.1 Я создаю коллектив

 

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив отряда).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далёкую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определённый стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива (отрядное место).

11. Я должен заложить определённый традиции.

12. Я должен обеспечить всем надёжное чувство защищённости.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.005 с.)