Практические советы по организации учебно-исследовательских работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические советы по организации учебно-исследовательских работ



Как начать работу?

Успех в научно-исследовательской деятельности учеников во многом зависит от их личной заинтересованности. Интерес ребят к исследовательской деятельности возникает на уроках с выполнением практических работ, лабораторных опытов и при выполнении творческих домашних заданий с практической направленностью.

С начала учебного года в классах я предлагаю ребятам участие в исследовательской деятельности по желанию. И не важно, отличник этот ученик или хорошист; с отличной дикцией или нет. Важно, чтобы в его глазах горел огонёк желания найти ответы на вопросы, возникшие у него по правильному использованию веществ или смесей в жизни.

Определение темы научно-исследовательской работы

Выбор темы исследования определяется личным интересом ученика к той или иной проблеме. Обычно я предлагаю ребятам целый ряд современных проблем или определяем вместе с желающим к какой проблеме следует отнести решение тех вопросов, которые его заинтересовали. За учеником всегда оставляю право выбора темы по его желанию.

Тема – это краткая словесная формулировка проблемы исследования.

Выбранную тему нужно отразить в кратком, но информативном названии. В процессе работы над исследованием, проработки источников информации первоначальное название темы можно уточнить, так как оно должно соотноситься с проведённым экспериментом и формулировками проблемы, выбором предмета и объекта исследования.

Пример тем научно-исследовательских работ учащихся в соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования

Таблица 1. Конструктор Названий работ

Проблема Тема Объект исследования (что рассматривается?) Предмет исследования
Как доказать вредное воздействие этанола… Этанол – яд? Ядовитые вещества для клеток Этанол и его воздействие на живое
Как определить качество чипсов? Чипсы: вред или польза? Зависимость здоровья человека от состава чипсов Вещества в составе чипсов
Обратить внимание общественности к использованию Павловского источника Удивительная вода рядом! Минеральная вода Павловского источника Состав минеральной воды и её целебное действие
Все ли прохладительные напитки полезны? О чём расскажет этикетка прохладительных напитков Этикетка прохладительных напитков Состав прохладительных напитков по этикетке и влияние его на наше здоровье
Как определить вред выхлопных газов? Влияние выбросов автомобильного транспорта на атмосферу близ школы в селе Вилегодск Ядовитые вещества воздуха Ядовитые вещества выхлопных газов и влияние их на здоровье вилежан
Зависит ли красота нашего лица от состава мыла? Да здравствует мыло душистое Мыла Состав мыла и его влияние на кожу человека
Зависит ли наше здоровье от реакции среды продуктов питания? Реакция среды продуктов питания и влияние её на пищеварительную систему Продукты питания Реакция среды продуктов питания и влияние её на пищеварительную систему


Структура исследовательской работы, оформление и часто встречаемые ошибки

Структурные элементы Оформление, основные трудности, ошибки
Оформление оглавления-содержания   (титул и содержание не имеют номера страницы) Пример оформления оглавления Введение…………………………………. стр.  1. Глава ……………………………………  1.1. ………………………………………  1.2………………………………………..  1.3………………………………………..  2. Глава…………………………………….  2.1………………………………………..  2.2………………………………………..  2.3……………………………………….  Заключение……………………………….  Список литературы……………………… 1.1.  Приложение………………………………
Введение (объем лучше не более 3 страниц)   Повествование в исследовании в может вестись от первого лица («я») или от второго лица («мы» - ученик +научный руководитель).     В научных текстах обычно встречается безличное повествование. 1. Наличие «шапки» (вводных предложений). ОШИБКА: вводные предложения не должны перегружать введение; кроме того, они по смыслу должны быть связаны с темой работы. 2. Формулирование актуальности (тема актуальна: по времени – годовщина какого-то события; проведенные исследования, эксперименты, которые открыли новые аспекты в ранее изученных вопросах; развитие науки, техники, открытие новых неисследованных областей знания ИЛИ тема актуальна конкретно для данного школьника (услышал в СМИ, узнал на уроке и т.д.). 3. Выдвижение гипотезы (гипотеза – это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство) Она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. 4. Цель, задачи (формулировка цели и задач). Цель формулируется исходя из названия темы работы, задачи – являются отражением содержания работы (т.е. названия пунктов плана). ОШИБКИ: несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования. 5. Определение предмета и объекта. Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект – это понятие более широкое. (Напр., объект – история России XVI в.; предмет – реформы Ивана Грозного). 6. Методы исследования (сравнительный, аналитический, эмпирический, металлографический анализ, аналитический, интервьюирование, анкетирование (во избежание большой погрешности цифра анкетируемых должна быть 50 и более чел., лучше анкетировать 100, 120, 150, 200 и т.д. человек), метод исторических параллелей, работа с вещественными или письменными источниками и др.). ОШИБКА: «изучение литературы» по теме (Это сравнительный анализ письменных источников или источниковедческий анализ).  7. Определение теоретической и практической значимости исследования (одной из них может и не быть). 8. Краткая характеристика источников и используемой литературы. ОШИБКА: излишне детальное описание изученной литературы.
Основная часть (объем глав должен быть примерно одинаковым, или разница не должна составлять более 2-4 страниц).   1. Название главы должно соответствовать ее содержанию. 2. Глава должна иметь «шапку»-введение, и логическое завершение – вывод по главе (Итак, …; Таким образом, …; В результате…; Подводя итог…. и т.д.). 3. Содержание главы должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). ОШИБКИ: содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения. Или глава носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование. 4. В содержании глав должны быть сноски на литературу и приложения. На все цифры, даты, имена, исторические события должны быть сноски, которые указывают источник (это может быт и ваше приложение). 5. Все абзацы, основные мысли должны быть соединены «мостиками». Как и отдельные главы. ОШИБКА: абзацы и главы не должны «жить своей жизнью», они логически все должны быть объединены «мостиками». 6. Глава, содержащая результаты анкетирования или эксперимента должна быть оформлена как глава, с соответствующим анализом; таблицы и графики по этой главе должны быть вынесены в приложение. ОШИБКА: при анкетировании необходимо правильно составлять вопросы (нельзя с опрашиваемым играть в «поддавки»). 7. Вывод по главе должен отражать ее содержание и иметь не очень большой объем.
Сноски на литературу и приложения 1) Построчные (нумерация на каждом листе своя), оформление как в списке литературы. 2) Со сквозной нумерацией, с указанием источников в конце работы. 3) В круглых скобках, с указанием автора (Р.Д. Голдина, 1999. С.17). 4) В квадратных скобках [7, с. 57]. Или [7, с. 57-58]. Или [7, с. 57; 17, с.12]. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПРОБЕЛЫ, ТОЧКИ и ЗАПЯТЫЕ! 5) Оформление сноски на приложение – (Приложение I. Табл. 1) или (Прил. II. Схема 3), или (Приложение I. Рис.12) или (Приложение I, рис.5).
Заключение (1-2 страницы) (не должно быть большим по объему, по крайне мере, не превышать объема глав) Логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы. В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные во введении. Основные выводы можно перечислить с пояснениями (при этом опираясь на выводы после каждой главы). Кроме того, необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута гипотеза. В конце заключения целесообразно указать на перспективу дальнейшей работы над данной темой. ОШИБКА: формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений.
Список источников и литературы. 1. Источники, а затем Список литературы. (источники могут быть устные, письменные, вещественные, изобразительные, аудио-видеоисточники, комплексные). ОШИБКА: вместо «Списка литературы» - «Библиография» (это целая наука!). 2. Литература должна быть указана по алфавиту. 3. Если один и тот же автор – по названию работы. 4. Нумерация источников и литературы для прописывания сносок (в квадратных скобках) в главах. 5. Правила написания списка источников: (Например: Икона нагрудная. «Образ Пресвятой Богородицы». Медный сплав. Литье. МИКСП. Фонды «Металл». КП-4015. Муракаева В.Л. Старообрядчество на территории Вятской губернии в XIX в. (культура и быт). Дипломная работа // Архив ИИКНП УдГУ. Ф.1. Д.650. 65 л.). 6. Правила написания литературы. Можно опираться на ГОСТ. А также в любой книге, на первых страницах, есть «паспорт» книги или сборника и краткая аннотация, именно там и можно посмотреть, как правильно оформить данную книгу (сборник). 7. Правила написания интернет-ресурсов: Автор, название статьи (книги), указание сайта (лучше полное), дата просмотра данной статьи (книги). (Напр., Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова. Медная пластика Выга. Медное литье. Литые кресты и иконы// http:// www. starover - pomorec. com / ikons / litjo. html 12.11.2010). ОШИБКА: указание только сайта (Wikipedia); указание статьи без даты ее просмотра. 8. Оформление респондентов (ФИО, дата рождения, должность или место проживания).
Приложения (объем не ограничен) 1. Содержат таблицы, графики, диаграммы, карты, схемы, рисунки, фотодокументы, тексты интервью, копии документов. Может быть и описание эксперимента. 2. Необходимо логически разделять приложения. ОШИБКА: смешение в одном приложении таблиц, рисунков, фотодокументов и т.д. 3. Все графики, таблицы и т.п. должны быть подписаны. Личные фотографии должны указывать, не только кто изображен и где, но и когда была сделана фотография и можно указать кем. ОШИБКА: помещение копий документов без соответствующей подписи. 4. Картины. Указываются: автор, название, год(ы) создания, где хранится, размер, местопередвижение.
Список сокращений Обычно помещается в конце работы. Запись, например: КВАЭ – Камско-Вятская археологическая экспедиция
Глоссарии и словари Лучше не перегружать свою работу словарями и глоссариями.

                  Примеры оформления библиографических ссылок

Образцы библиографических описаний для книг

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.

 2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

 

Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях

1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.

 2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

 

Библиографическая ссылка на электронные документы

1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/

 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm

 

Работа над текстом

В исследовательской работе выделяются следующие основные разделы, её структурные элементы:

титульный лист;

оглавление;

 введение;

основное содержание работы, изложенное в нескольких главах, включающее иллюстративный, цифровой, графический и другие материалы;

выводы или заключение;

 список использованной литературы;

 приложения, если в них есть необходимость.

Текст минимально должен состоять из трёх разделов: введения, основной части и заключения, Причём разделы не обязательно должны так называться.

Титульный лист и оглавление

На титульном листе указывается наименование мероприятия, тема, фамилия и имя (полностью) автора, класс, название учебного заведения, объединения, населенный пункт; фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя, его должность и место работы. В нижней части листа пишутся год и место проведения мероприятия.

Для объемных работ, оглавление рекомендуется печатать в последнюю очередь, когда весь текст, набранный на ПК и нумерация страниц, будут готовы.

Введение

Введение содержит краткое и четкое обоснование выбора темы работы и ее актуальность. Здесь же дается формулировка целей и задач исследования, обозначение предмета исследования, а также характеризуются методы, которыми автор пользовался при выполнении эксперимента и написании работы.

Актуальность исследования – может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Здесь необходимо указать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния изучаемого вопроса.

Цель исследованияЭто обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах исследования (поиска). Цель должна быть достижимой, направлена на выявление нового знания или получения конечного продукта.

Задачи исследованияПредставляют собой звенья, шаги, этапы достижения цели. Их должно быть не много, не более 5-6.

Объект исследованияЯвление реальной действительности, определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Определяя объект исследования, следует задавать вопрос: что рассматривается?

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Предмет исследованияЭто точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Он дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Определение предмета исследования означает установление границ поиска.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинают словами:

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что, если…

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез - предположений по теме исследования.

Гипотеза исследования Представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Организация Эксперимента В ходе исследования должна быть направлена на подтверждение (или опровержение) выдвинутой гипотезы.

Следует ориентироваться на работу с Достаточно узкой проблемой.

Гипотеза выносится в конец введения, перед …

Методы исследованияЭто способы познания изучаемой реальности, которые позволяют решить задачи и достичь цели поисковой деятельности. Методы исследования можно объединить в четыре группы:

- теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, проектирование, моделирование);

- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент);

- математические (методы проверки результатов экспериментов);

- рефлексивные (самоанализ, самооценка).

Введение должно быть лаконичным!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – самая объёмная, она может состоять из нескольких разделов. При большом объёме её делят на главы или параграфы. В последние годы для нумерации глав, особенно с большим числом составных элементов, используют следующий метод. После арабской цифры ставится точка и пишется название главы. Разделы, входящие в ее состав, обозначаются цифрами, следующими за обозначением главы, если в состав поименованных разделов входят еще более мелкие, они обозначаются соответственно: 2.4.1., 2.4.2. и т. д.

Формулируя заголовки работы в целом и отдельных глав, следует помнить, что они должны быть четкими и достаточно краткими. В заголовках должно последовательно и точно отражаться содержание работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ также не должно быть многословным, в нём автор описывает итоги работы, включая трудности и проблемы, анализирует, насколько решены поставленные задачи и определяет возможные направления дальнейших исследований в данной области. В заключении целесообразно вернуться к гипотезе и прокомментировать её состоятельность или ошибочность.

ИЛЛЮСТРАЦИИ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ Могут как размещаться в тексте, так и быть вынесены в Приложения. В верхнем правом углу листа следует указать Приложение1, Приложение2 и т. д., а в тексте сделать ссылку.

Все иллюстрации именуются Рисунками и последовательно нумеруются арабскими цифрами. Более выигрышным является расположение рисунков сразу после текста, без дополнительных поворотов работы, для рассмотрения рисунка. Иллюстрации оживляют работу, делают её более красочной. Это дополнительные бонусы во время проведения конференции и для определения победителей.

Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над правым верхним углом таблицы. Слово Таблица и заголовок начинают с прописной буквы без подчёркивания. Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами (знак № перед цифрой не ставится). Пример оформления таблица 1, 2, 3 в тексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.043 с.)