Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.



В современной литературе по философии техники существует несколько основных подходов к решению проблемы изменения соотношения науки и техники.

1) ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ рассмотрения техники в качестве простого приложения науки и даже как прикладной науки долгое время была одной из наиболее распространенных, которая, правда, подверглась серьезной критике как слишком упрощенная. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой лишь применение знания, вводит в заблуждение, поскольку научные и технические цели часто преследуются одновременно или в различное время одними и теми же людьми или институтами, пользующимися одними и теми же методами и средствами. Наука и техника составляют различные сообщества, каждое со своими целями и системами ценностей.

2) В ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство, или - более широко - практическое использование. Развитие каждой из них происходит по схеме, принадлежащей С. Тулмину: создание новых вариантов (стадия мутаций) – отбор вариантов для практического использования (фаза селекции) – распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу (фаза диффузии и доминирования). Эта же схема приложима и к взаимодействию всех трех сфер. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научны результаты успешно используются в технике.

3) Научное исследование развивается, ориентируясь на разработку технических аппаратов и инструментов, а наука представляет собой ряд попыток исследовать и систематизировать способ их функционирования. Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники. Прогресс науки в значительной степени зависел от изобретения научных инструментов, причем многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания. И хотя, без сомнения, прогресс техники ускоряется наукой, наука также пользуется инструментальной техникой. Это, однако, не значит, что развитие науки определяется развитием техники, и к современной науке скорее применимо противоположное утверждение.

4) До конца XIX в. не было регулярного применения научных знаний в технической практике, характерного в настоящее время для технических наук. Именно в течение XIX в. формируется научная техника в результате трансформации техники наукой и технизации науки. Большую часть своей истории техника была мало связана с наукой, технические устройства делались часто без понимания того, почему они работают именно так. В то же время естествознание до XIX столетия решало в основном собственные задачи, хотя зачастую отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей практической деятельности руководствовались ею незначительно. Ремесленная техника могла развиваться и развивалась независимо от науки, что сегодня просто немыслимо. Лишь в XX в. наука становится главным источником разработки новых видов техники и технологии, прежде всего благодаря развитию технических наук.

Вообще историю взаимоотношения науки и техники, как отмечают исследователи, можно разбить на четыре периода:

– в первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

– во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до до 70х гг. XIX в.)

– третий период – классический (до середины XIX в.) – характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

– четвертый период (наше время) отмечен существованием комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и с общественными науками.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве.

Проектирование включает в себя:

1. Формулирование проблемы, цели и задачи;

2. Сопоставление проведенных исследований с конкретными ценностями данного предприятия и данного подразделения;

3. Изучение кадрового потенциала, технических возможностей;

4. Разработка адаптационной модели (технические устройства, организационно – методические);

5.  Проведение испытательных работ.

Проект считается успешным только после его внедрения в производство.

В проекте обязательно просчитывается социальная и экологическая экспертиза (ООС).

Этапы проекта:

· Исследовательская часть – формулировка проблемы;

· Планирование;

· Внедрение;

· Оценка/переоценка.

Цель техники – удовлетворить потребности человека.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.004 с.)