Какое состояние возможно перед Причастием Святых Христовых таин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое состояние возможно перед Причастием Святых Христовых таин.



Перед Причастием возможны любые вдруг возникшие состояния: сомнения по типу: «А нужно ли причащаться?», «А, может, в следующий раз или потом…», и подобные этим, нежелание причащаться, лень готовиться к Причастию, лень и нежелание к молитве, недомогания физиологические, другие препятствия на пути к спасению. – Все препятствия надобно ПЕРОДОЛЕТЬ и ЗАСТАВИТЬ себя подготовиться и пойти на исповедь и Причастие! Такие и подобные нежелания – от лукавого!

Обратите внимание: насколько сильно вас одолевает холод? – дома, на улице, в холодное время года? Холодеют ли ваши кисти и ступни? Замерзаете ли вы там, где другим тепло?

 Согрешая, человек теряет Благодать Бога и начинает, как правило, мёрзнуть – становится холоднее, чем до грехопадения. Так, после Причастия сразу или по истечении какого-то времени (например, после необоримого сна в день Причастия или на следующий день, или по истечении двух дней) возможно утратить имеющуюся чувствительность к холоду, то есть стать наименее восприимчивым к холоду, другими словами, вам станет жарче! И чем более вы будете освобождать свою душу от грехов и долгов, тем жарче вам будет становиться!!! – Это один из признаков очищения души!

*** *** ***

Искушения, связанные с Причастием

Cвящ. Валерий Духанин

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образ ом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должныоценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

24 сентября 2015 г.

- Источник: http://www.pravoslavie.ru

*** *** ***

Прило́г – начало помысла, вкрапление в наше сознание какой-либо мысли; первая ступень проникновения греха в душу. Прилогам подвержены все христианские подвижники, но в воле человека не принять помысел прилога. Св. Григорий Синаит говорит: «Прилог есть внушение, от врага происходящее: сделай то или другое, как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4; 3). Или проще сказать: это какая-либо мысль, на ум человеку пришедшая. «Когда дьявол внушает прилог душ, если никакого услаждения не последовало, то грех не сделан», «однако» «в прилоге заключается семя греха» (преподобный Иоанн Кассиан). (Источник: www.azbyka.ru)

Другими словами, если вы сразу отогнали греховную мысль, без малейшего промедления, не согласились с ней, не вступли с ней в мысленный диалог, по пришествии этой мысли не согрешили чувством или мыслью, не возжелали совершить греховный поступок, внушаемый этой мыслью (призывающей совершить грех),  - значит, не согрешили, но, если сомневаетесь: согрешили или нет, - тогда лучше исповедать все греховные мысли и чувства.

Часто одолевающие мысли-прилоги исповедуют и для того, чтобы избавиться от них (чтобы эти мысли перестали одолевать).

Ø Самая большая победа дьявола – убедить в том, что его – дьявола - нет.

v Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит постоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужасная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить её; молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу. Преп. Никон

*** *** ***

ДИАВОЛ В НАШЕМ УМЕ

Источник: Православие.Bg

Люди больше думают, чем дышат. Пока мы набираем воздух, могут появиться тысячи мыслей, но мы не задумываемся об этом. Не отдаем себе отчета, что наши мысли формируют наш характер, облик нашей личности, создают нашу идентичность и являются тем, что мы есть, до такой степени, что один американский философ сказал: “Вы – то, что вы думаете”.

Вся наша жизнь – результат наших мыслей. С их помощью, например, мы можем изменить наше будущее. Оно ведь не является данностью, нигде не записано – мы решаем, каким оно будет.

Нашими мыслями мы можем даже заставить Бога изменить Свое решение о нашем будущем. Как бы невероятно и сумасбродно это ни звучало, таково учение Священного Писания. Видим это, например, в истории пророка Ионы и Ниневии.

Большой город погряз в грехе и Бог решил уничтожить его народ: ”Ниневия будет разрушена”. Он принял такое решение и это должно было стать будущим Ниневии. Но пророк Иона начал проповедовать покаяние, жители Ниневии покаялись и Бог изменил Свое решение. “И Бог раскаялся” – говорится буквально в Священном Писании. И все люди спаслись. Вот что может сделать перемена в наших мыслях!

Но давайте делать разницу: мысль одно, а помысел – другое. Часто их отождествляют. Говорят – пришла мне одна мысль, имею помысел. Они как будто одно и тоже, но помысел – это настоятельная мысль, не мимоходная. Это мысль, которая приходит, уходит, возвращается, беспокоит нас. Это мы называем помыслом. Сила этих помыслов очень влияет не только на нашу настоящую и будущую жизнь, но и на наше тело.

Я был в одном монастыре, где один отец ни в какую не ел кунжутное масло, но халва ему нравилась. Он ел ее с большим удовольствием. Другой отец сказал ему:

– Как это ты не переносишь кунжутное масло, а любишь халву?

– А какая связь между халвой и кунжутным маслом?

– Да ведь халва делается из кунжутного масла!

Услышав это, любителя халвы стошнило. Вот как мысль воздействует на тело!

Один очень хороший психиатр в Афинах, духовное чадо известного архимандрита, лечил одну даму со страшными психологическими проблемами. Он достал ей какие-то редкие, дорогие и дефицитные лекарства из Голландии. И объяснял ей: “Будь осторожна. Принимай точно по моей схеме эти таблетки. Вопрос не в деньгах, их просто трудно найти”.

Она была ему благодарна за его участливое отношение и заботу. Принимала таблетки точно по его указаниям, выздоровела, прославила Бога и стала благодарить врача, который ее вылечил, потому что болезнь мучила ее целых 10 лет. Но в чем было дело? А дело было в том, что эти таблетки были… обычными конфетами. Понимаете, что может сделать мысль? Видите, как мысль воздействует на тело? К сожалению, не всегда положительно, как в этом случае.

Расскажу и о другом невероятном, но истинном случае. Могу даже назвавать имя врача, который поведал мне следующее:

”Один мой родственник пошел к женщине, которая гадала на кристаллах. Эта женщина пользовалась большой известностью, так как многим предсказывала события, которые впоследствии сбывались. Она сказала ему, что у него проблемы с сердцем и в следующее полнолуние он умрет.

Мой родственник был здоровым, счастливым и жизнерадостным человеком. И все же он сильно доверял этой женщине, пользовавшейся большой славой. Он принял ее внушение, ужаснулся. Эта мысль засела в его мозгу. Он рассказал об этом другим людям, распорядился наследством, написал завещание. И это страшное внушение осуществилось, так как он полностью поверил ему. Он умер, будучи совсем здоровым”.

Такова сила помыслов и в хорошем, и в дурном.

Есть три вида помыслов. Первые – наши собственные помыслы, наши собственные мысли, те, которые производит человеческий мозг. Вторые помыслы – те, которые посылает нам диавол. Мы говорим “пришла в голову одна мысль”, но не представляем, насколько буквально верно это во многих случаях. Действительно, мысль пришла, действительно, кто-то ее привел.

Диавол – это дух, и как дух может сеять мысли в нашей голове. Так что есть наши собственные мысли, которые мы сами создаем, есть мысли, которые нам внушил диавол, и мысли, которые нам посылает благой Бог. Как же различать их, чтобы заниматься только нашими мыслями и теми, которые посылает нам Бог, и отвергать мысли диавола?

Как разграничить эти помыслы? Нельзя это сделать. Мы никоим образом не можем отличить, какие мысли наши, какие посланы нам Богом и какие – диаволом. Нужны упражнения, нужна большая борьба. Отцы Церкви говорят, что благодатный дар различения помыслов является величайшей добродетелью.

В таком случае, как же принять Божьи помыслы, чтобы жить, и отбросить злые, чтобы не погубить себя? В принципе нужно принимать добрые помыслы и отбрасывать злые.

Как будто просто, но это не совсем так, потому что сразу появляются две проблемы.

Во-первых, как встречать и отбрасывать злые помыслы, и, во-вторых, если диавол посылает “благой” помысел, то как узнать, что он от диавола?

Все мы знаем, что время, когда диавол появлялся с рогами, прошло. Сейчас он эволюционировал, умеет прикрываться, появляется в обличье харизматического человека, убедительного политика, церковного человека, который привлекает своими проповедями.

Как же понять в каких случаях, что позади скрывается диавол? Когда помысел дурной, мы его отвергаем, но когда приходит “хорошая” мысль, как понять, что она от диавола? Что делать? И в Священном Писании говорится: ”Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти” (Притч. 16:25)

Есть дороги, по которым идешь и тебе хорошо, но в конце тебя ожидает смерть. Как понять это, чтобы не пойти по этому “хорошему” пути, который приведет нас к смерти? Рассмотрим вкратце развитие дурного помысла. Оно очень просто.

Каждый помысел имеет определенное развитие. Например, мы проходим мимо публичного дома и приходит мысль: “Войду-ка я внутрь”. Или видим кошелек и думаем: “Возьму его”. Эта стадия мысли, помысла называется прилогом. Он нападает на нас, атакует нас. Ты отбрасываешь эту мысль, говоришь “Нет, не войду”, или “Не возьму чужой кошелек”. Помысел опять настаивает: “Войди, посмотри, может быть там будет какая-нибудь красотка”, ”Кошелек выглядит раздутым, наверное в нем много денег”. Снова прогоняешь эти мысли, говоришь “Нет”, но помыел возвращается. Это прилог. Перед Богом мы не несем ответственности за эти дурные помыслы. Перед Богом мы невинны. Помысел приходит, мы его прогоняем, он опять приходит – мы снова его прогоняем.

Вторая стадия – борьба. Боремся с помыслом. За прилог мы не отвечаем, за борьбу не только не отвечаем, но и будем увенчаны за нее Богом. Получим вознаграждение от Бога, так как боремся, прогоняем помысел. Это часто болезненно для нас, потому что нам хочется сделать то, к чему нас подталкивает наше желание, но из-за любви к Христу не делаем этого. Мы получим награду от Бога. Через эту борьбу мы спасемся.

Но если мысленно начнем обсуждать этот помысел и говорить:

“Ладно, войду, посмотрю, может быть увижу какую-нибудь красотку. Ничего делать не буду, просто посмотрю и выйду”. Или: “Возьму кошелек и подам милостыню. Денег внутри достаточно, сделаю добро и себе оставлю”. Это стадия называется сочетанием.

Внимание! Отсюда начинается наше провинение. Греха еще нет, просто начинается провинение – мы пытаемся оправдать ситуацию. Началом греха станет тот миг, когда мы скажем:

– Войду!

Миг, когда скажем:

– Возьму кошелек и положу себе в карман.

История закончилась. Мы виноваты перед Богом.

Неважно, войдем ли мы в самом деле в публичный дом или возьмем кошелек. Это уже зависит от внешних факторов. Может быть, кто-то нас увидит, нам станет стыдно и мы не войдем туда. Это неважно – зло поселилось в нашем уме. Это четыре стадии развития помысла – прилог, борьба, сочетание и согласие.

Все дело в согласии. Нет такого зла, на которое бы мы предварительно не согласились. Очень мало злых поступков, преступлений, грехов, которые мы совершаем по невниманию, по рассеянности, поскольку диавол нашел нас в момент, когда мы невнимательны. В большинстве случаев мы внутренне согласились на зло.

Поэтому, пока зло не совершится в нас, оно никогда не выйдет из нас наружу. Это имел в виду Христос, когда сказал, что “каждый, кто посмотрел на женщину с желанием, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце”. Поэтому Дух Божий говорит в Писании: ”Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца” (Ин. 3:15). Тот, кто ненавидит своего брата, убивает его в своем сердце. Он будет судим как убийца. И отцы Церкви говорят об убийственной силе ненависти.

Когда ненавидишь кого-то, когда завидуешь кому-то, ты в себе уже его убиваешь. Это потенциальное убийство. Поэтому Христос говорит, что надо сперва помыть чашу изнутри, чтобы она была чиста и снаружи. В противном случае, говорит Он, вы будете как могилы, которые снаружи блестят от мрамора, а внутри – черви, кости и паутина.

Поэтому мы придаем такое значение помыслам. Мы описали четыре стадии помысла. Поговорим и о четырех способах отразить его. Их можно развить и систематизировать. Один простой способ – отбросить его еще в самом начале. Мы не должны оставить его, чтобы он пустил в нас корни. Как только появляется помысел, мы сразу же его прогоняем, если видно, что он дурной. Вот, скажем, ты знаешь, что к тебе пришел убийца, чтобы погубить тебя, и стучит в садовую дверь. Если ты ему не откроешь, ты в безопасности, он далеко. Если же оставишь его пройти через садовую дверь и он начнет стучать в двери дома, значит он приблизился к тебе.

Теперь, чтобы его прогнать, тебе уже нужно будет выгнать его со двора. Если же откроешь ему дверь дома, он поднимется наверх и начнет стучать в дверь комнаты, где ты находишься. И будет гораздо труднее вытолкнуть его наружу. Если же откроешь ему и дверь комнаты и начнешь бороться с ним, то будет еще труднее.

То же и с болезнью. Врач тебе говорит:

– Твоя болезнь в начальной стадии. Возьми вот эти таблетки. Необходимо небольшое лечение!

Если проявишь терпение, вылечишься. Не проявишь – болезнь разовьется, надо будет принимать больше таблеток, больше антибиотиков. Не сделаешь и этого? Дойдешь до операции. Неизвестно, останешься ли жив. Поэтому немедленно, с самого начала нужно прогонять злой помысел. Если мы знаем, что он злой, то не имеем оправдания. Мы не должны думать о дурных вещах, принимать дурные помыслы и мысли.

Да, но остается вопрос, как это сделать.

Надо упражняться. Так же, как учимся всему – упражнениями, настоятельностью, шаг за шагом. Надо научиться внимательности, нерассеянности. Кто-то нашептывает нам. Что он сказал нам сейчас? Будем внимательны! Наш ум отвлекается? Вернем его назад! Там, где наше тело, там должен быть и наш ум. Тело не должно быть в одном месте, мы – в другом, а наш ум – в третьем.

Был один коммунист, фанатик. Правые убили его мать, отца, изнасиловали его девятилетнюю сестренку, потом зарезали ее и его братьев. Его мечта была убить хотя бы одного жандарма или полицейского, а затем можно и умереть.

Человеческие судьбы изменчивы. Он поверил в Бога. Стал монахом и поселился на Святой Горе.

Тело-то поселилось, а ум?

– Где мы сегодня, сынок? – спрашивал его старец.

– Ах, отец, мы были с Лениным и Крупской, и проповедовали идеи коммунизма.

Старец смеялся.

– Говори молитву, сынок: ”Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, чтобы собраться умом.

Через неделю:

– Что нового, сынок? О чем думаем?

– О Греции, отец. В Греции не должны были происходить такие вещи, на этом собрании левых должны были быть приняты другие решения.

Старец смеется. Чрез некоторое время:

– Как идут дела, сынок?

– Дошли до Уранополиса, отец.

– Что нового, сынок?

– Ах, отец, Епистасия не поступила правильно, приняв это решение.

Его ум уже добрался до Святой Горы.

– Монастыри должны жить иначе! – он решал уже тамошние вопросы.

Через некоторое время:

– Как дела, сынок?

– Обходим скит, отец.

Мы не можем внезапно вернуть ум на его место. Надо это делать потихоньку.

Если мы всю жизнь постоянно позволяем своему уму отвлекаться, это превращается в привычку. Когда приходит пора молитвы или необходимо сделать какое-нибудь духовное усилие, прочитать что-то и усвоить прочитанное, нужно быть внимательным. Ум не может сосредоточиться, если целый день мы собирали щебень и мусор.

Поэтому постепенно, еще с утра, нужно держать свой ум на месте. Где я? Здесь. Что делаю? Выполняю эту работу. Важно, что притягиваешь свой ум сюда и в настоящее время. Упражняешься и это становится привычкой.

Да, но о чем думать? Ум не может оставаться праздным. Он должен думать. Мы не можем постоянно думать вот об этом листе бумаги. Что делать? Очень просто: не будем заполнять свой ум тысячами вещей.

Ум не может оставаться неподвижным, не может быть в покое. Он должен работать. Есть одна индийская поговорка о том, как думать только о хороших вещах: ”Если в комнату поместить слона, то не будет места ни для чего другого”. Гипербола, но очень характерная. Церковные отцы говорят: “Исследуй хорошо, чтобы не исследовать плохо”. Думай хорошо, чтобы не думать плохо. Смотри хорошо, чтобы не смотреть плохо. Слушай хорошо, чтобы не слушать плохо. Ум не может оставаться неподвижным. Он ищет пищи, ищет работы. Предоставь ему хорошую пищу, чтобы не осталось место для плохой. В одной из молитв, которую мы читаем перед св. Причастием, говорится: “ Похорони через благие помыслы мои лукавые намерения ”.

Через благие помыслы похороним помыслы лукавого, выбросим их, не оставим внутри себя.

Первый способ – резкое отбрасывание дурных помыслов еще с самого начала. Второй – не давать им места. Третий – избегать причин, которые их порождают.

Видите ли, мы не можем говорить, что не будем думать о блудных, плотских вещах, а с другой стороны смотреть порнографические фильмы, смотреть телевидение в часы, когда мы знаем, что увидим. Нужно избегать причин, которые порождают дурные помыслы, которые овладевают нами и которые мы хотим прогнать.

Не можем говорить, что не имеем дурных помыслов, когда слушаем вульгарные песни. Они прилепляются к нашему уму. Нужно избегать мест, которые являются причиной зла. В Писании рассказывается о Содоме и Гоморре. Бог не просто приказал Лоту уйти из Содома и Гоморры. Он сказал ему: “Подальше отсюда! Поднимись высоко в горы! Даже не в окрестности города! Чтобы спастись!”

Один наркоман пришел к старцу Паисию. Старец сказал:

– Что мне делать с тобой? Ты как тот, кто хочет отказаться от курения, но вертится возле павильонов, продающих сигареты. Не купит раз, не купит два, но на третий раз купит. Ты должен сторониться мест, которые порождают зло в тебе, а не только быть внимательным к помыслам.

Отцы говорят: “Беги и спасайся!”. Когда я был студентом, мы решили пойти посмотреть один неприличный фильм. Я сказал моему другу:

– Ты пойдешь?

Он ответил:

– А Христос бы пошел?

– Что ты сказал?

– Когда я хочу пойти куда-нибудь, спрашиваю себя – Христос пошел бы туда? Если моя совесть согласится, тогда иду.

Я оцепенел. Он нашел способ избегать мест, в которых были западни.

Все просто: надо выучить некоторые вещи, запомнить их и применить на деле. Это третий способ: избегать причин.

Видите ли, проблема состоит в том, что мы “хотим” и “не можем”. Хотим изгнать немедленно злой помысел и не можем. Хотим избегать мест, которые доведут нас до падения, но не можем. Хотим думать о добрых вещах, но не можем.

Святой апостол Павел сказал: ”Все могу”. Как это он мог все? Человеческий ум может обладать столетним опытом, не более, потому что мы умираем. Диавол обладает тысячелетним опытом. Как же мы справимся? Как справился святой апостол Павел? ”Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил. 4:13), когда Сам Христос мне дает силы.

Сам Христос сказал: ” Без Меня не можете делать ничего ” (Ин. 15:5). Ничего не можем сделать без Его помощи. В тот миг, когда мы отправляемся к исповеднику, мы уже отсекаем ноги диавола. Священник читает разрешительную молитву? Диавол исчезает. Мы не можем смириться просто так. Смирение перед самим собой – бессмысленно. Мы должны смириться перед другим человеком ради Христовой любви, ради сохранения Христовой заповеди.

Мы уже говорили, что прошло время, когда диавол являлся с рогами и хвостом. Сейчас он приходит в виде хорошей идеи, в виде здорового помысла. Поэтому придерживайтесь того, что я сказал: избавляйтесь от злых помыслов, изгоняя их, избегая их причин и прибегая к Таинствам Церкви.

Что делать, однако, если приходит “добрый” помысел от диавола? Как это понять? Братья мои, есть много видов демонов и два вида диавольского овладевания нами. Диавол овладевает нами двумя способами.

Существуют грубые демоны: демон чревоугодия, блуда, сребролюбия. То, что мы чувствуем, не всегда естественно. В соседнем монастыре был один отец, который внезапно начал есть, есть, есть. Съедал по десять буханок хлеба в день. Он не был толстым. Куда же уходили эти десять буханок в день?

Отцы начали читать над ним заклинательные молитвы. Через неделю он пришел в себя и начал насыщаться двумя кусками хлеба в день, а не десятью буханками. Можно говорить много на эту тему. Демон блудства, демон гнева, демон чревоугодия – грубые демоны.

Но существуют и другие демоны – князья, начальники. Плохо тому, кто попадет в их руки, ничто его не избавит. Если Сам Бог не сотворит чуда, такой человек никак не сможет избавиться. Такие демоны – демоны гордости, ереси, прелести. Прельщенный даст содрать с себя кожу, но не даст содрать с себя прелесть.

Я уже сказал, что существуют два вида демонического овладевания. При первом диавол захватывает твой ум, властвует в твоих мыслях и ты принимаешь всякий помысел, который приходит. Так обычно происходит с великими умами, одаренными людьми, ибо они впадают в большую гордость.

Диавол властвует полностью в их уме и они принимают все свои мысли за истинные и здравые. Самое страшное – что они этого не понимают. Все вокруг понимают, что этот человек не идет к добру. Такова изобретательность диавола, лукавство диавола. Но он не мудр. Если бы был мудрым, то покаялся бы и спасся. Это только лукавство.

Святой Ефрем Сирин сказал: ”Как хитер враг! Он не связывает меня оковами, которые я ненавижу, он надевает на меня оковы, которые мне нравятся и я радуюсь, что закован”. Быть побежденным, быть порабощенным и даже радоваться! Таково лукавство диавола, когда он приходит как харизма, как добродетель, облаченный в одежды свободы. “Я свободен делать то, что хочу!”

Поэтому я сказал вам, что, если Бог не сотворит какого-то чуда, человек, демонизированный таким образом, человек, чьим умом овладел диавол, никогда не сможет понять это и избавиться. Знаю одного писателя, который это понял и нечего не мог поделать.

Диавол убедил его, что он станет новым мессией человечества, спасет человечество. И такой умнейший человек поверил в это. Дошло до того, что он написал одному архимандриту в Америке: “Сын грома! Давай приготовимся, надо любой ценой основать церкви в различных местах. Нас только трое, но это неважно”. Горстка людей – этот архимандрит и еще кто-то – должны были основать свою церковь. ”Неважно, что нас только трое. У Христа было двенадцать. Христос был слабее, Он нуждался в большей помощи. Мне достаточно вас двоих”. “Ты создай орден в Америке, а я создам по одной церкви в Берлине и Польше. Начнутся апостольские путешествия, борьба, мученичество. Через два года надо будет созвать Вселенский собор”.

Понимаете? Три столетия должны были пройти, чтобы собрался первый Вселенский собор, то есть чтобы собрались епископы со всей земли для решения о первой ереси христианства. Но религия этого несчастного умника была настолько “выше” Христовой, его философия – настолько глубокой, что уже через три года ее могли бы исказить. Его желание собрать через три года вселенский собор означает, что в течение трех лет его проповедь распространится по всей вселенной, по всему миру будут основаны церкви, везде будут его священники, епископы, митрополиты, которые за три года так исказят его учение, что придется созвать вселенский собор.

Скажете, что он был не в себе? Что он был безумцем? Нет, это был один из умнейших людей, которых знает Греция и весь мир. Как же он дошел до такого падения? Это явление отцы Церкви и особенно пустынники называют пленением. Диавол пленяет твой ум. И тогда ты ничего не можешь поделать – он делает с тобой, что хочет.

Поэтому мы не должны оставаться наедине со своими взглядами и помыслами. Надо их обсуждать и искать совета. Не пытаться силой заставить других людей принять наши взгляды. А слушать других, научиться уступать, принимать советы.

Будем ходить на исповедь. Будем делиться с нашим исповедником и научимся слушать его советы. В Писании сказано, что человек, который никого не спрашивает, враг самому себе. Ему не нужно больше врагов. Достаточно никого не спрашивать и будешь иметь врага, который тебя уничтожит.

Диавол не боится ни нашего ума, ни наших знаний. У него их больше. Он не боится даже наших добродетелей. У него их больше. Только одной добродетели у него нет и она его убивает, а нас спасает. Что это за добродетель?

…Однажды, достигнув чего-то, я гордо пошел к своему старцу. Он, увидев меня, сразу понял, что я поскользнулся, и не дождавшись моих слов, сказал:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.089 с.)