О стяжании покаянного чувства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О стяжании покаянного чувства



Протоиерей Валериан Кречетов:

Покаянное чувство — это всегда дар Божий. Человек должен к нему стремиться, но все равно, как бы человек ни был внимателен к себе, это дар Бога.

Как понять, есть ли у тебя покаянное чувство? Каковы признаки этого? Присутствие покаянного чувства — это, во-первых, смирение и терпение. Это когда люди больше замечают себя, а не других, и с этим все связано. И во-вторых, это безропотное восприятие всего, что с тобой в жизни происходит.

Помню рассказ из Пролога о том, как спастись. В нем было показано, что человек, который безропотно терпел все беды и неприятности, считая, что достойное по делам своим приемлет, получил прощение, потому что он таким отношением к себе признавал свою греховность.

Как сказано в евангельской притче: что ты смотришь на сучок — по-церковнославянски «сучец» - в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3; Лк. 6, 41). Что такое бревно? Это ствол. А сучок — это на коре.

Ведь если отрубить ветки от дерева, то можно и не определить, что это за дерево. Так же и грех. Страсть — это стержень греха, ствол грехов, а сучок от ствола, то есть грех, есть проявление страсти, конкретный пример этого проявления.

К примеру, если человек раздражителен, он может рассердится на своих родителей, на детей, может раздражаться на вещь. Если есть раздражительность, то ему все равно, на что раздражаться, - может даже на самого себя. Кстати, об этом говорится: себя тоже надо терпеть. Так что путь к искоренению греховности начинается с осознания греха, а потом уже, когда человек понимает, в чем состоит его грех, он начинает задумываться: какого рода все «дерево», ствол какой, что это за страсть, которая так в нем проявляется? Поэтому человек постепенно переходит от борьбы с греховными проявлениями к борьбе с их причиной — страстью.

У страсти есть «корни», есть «ствол», есть «листья». Питается она, конечно, корнями, тем что внутри человека, но и из окружающей среды что-то берет и этим подпитывается.

Если окружающая среда не будет давать подпитки и если перерубить корни, то дерево захиреет и засохнет. Так и страсть — если нет почвы, она не может развиваться, потому что нет подходящих условий... Страсть подпитывается, подготавливается тем, что человек себе намечтал, навоображал, поэтому когда подворачиваются подходящие обстоятельства, то «сучки» начинают за все цепляться. Почему и раздражаются люди, когда попадают в подходящие условия.

Господь создает человеку такие внешние обстоятельства, которые ему полезны, а для развития страстей не полезны, и поэтому все, что происходит с человеком, связано с его внутренним устроением. И те обстоятельства, которые человека окружают, те события, которые с ним совершаются, - связаны с внутренней жизнью человека. Как говорят: древо креста вырастает на почве сердца. А крест — это то, что человеку приходится терпеть, нести. Поэтому в Библии сказано: строптивым и пути посылаются стропотные. И что пути ленивых постилаются тернием. То есть соответственно внутреннему устроению человека Господь посылает обстоятельства, которые бы помешали развитию в нем какой-либо страсти. А человек все время ищет условий, подходящих для его страстей, чтобы все было только по его желаниям, чтобы все вокруг говорили только: «Да-да», - а чуть что не по нему — это вызывает бурю негодования.

Поэтому подвижники благочестия говорят, что те, кто нам досаждает, - это наши благодетели, через кого Господь открывает нам наши страсти, то есть нашу греховность. Человек, может, никогда и не думал, что может ругаться, сильно раздражаться или сквернословить — и вдруг появляется человек, который в нем все это вызывает. И возникает ситуация, когда человек как бы невольно проявляет свой внутренний нарыв, свое сердечное устроение.

Покаянное устроение заключается в том, что человек постоянно должен приводить свою душу в покаянное состояние, чтобы реагировать на все так, как необходимо. Когда человек ослабляет свое внимание к этому, то может показаться, что все хорошо. Человек живет и не знает, какой же он на самом деле. Он-то, может быть, хороший, но страсть, которая в нем живет, заставляет его служить себе. Он становится как бы рабом греха и делает то, что заставляет его делать его страсть. Это ужасное состояние.

Я часто вспоминаю со стыдом себя в молодости, когда учился в институте, - какая гордыня была. Я был младший, и братья меня уму-разуму учили всеми способами, а я, конечно, противился, и мне за это доставалось как следует. Я вообще еле дождался, когда мое детство наконец кончится. Вот, например, дверь открывается, появляется мой брат и спрашивает: «Ты собираешься делать проект?» А я только что собирался, но услышав это, говорю: «Ну, не знаю». - «Ты же вылетишь!» - «Ну и что!» Это состояние гордыни, когда человек не видит, в каком он состоянии находится, да еще и упирается.

Потом, когда задумаешься посерьезнее, начинаешь понимать, какой ты грешный, сколько в тебе всего намешано. Как отец Сергий Мечев говорил своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать иконы, иногда — бульварный роман».

Надо принимать с благодарностью все, что Господь будет посылать в жизни. Во всяком происшествии стараться чувствовать себя грешным. Потому что в любом инциденте есть доля нашей вины. А главное — нужно молиться и просить помощи Божией. Собственно, Покаянный псалом ведь об этом и говорит: Помилуй мя Божке по велицей милости Твоей... Здесь всё в двух словах: беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мной есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих... - Господь посылал то, что подобало, а человек все сделал неправильно.... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови... - то есть надо молить, просить помощи Божией. Мы исповедуем, что без Спасителя мы не спасемся. Самому можно и нужно трудиться, но сам не очистишься.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что настолько скользкое наше душевное состояние, что как не крути — все равно один рог вверх торчит. Поэтому где ты будешь в конце концов? Преподобный Моисей Мурин боролся с блудной страстью и никак не мог ее победить. Пришел к старцу, а тот ему говорит: «Смирись и проси помощи Божией». Вот это самое главное, чего у нас не хватает, о чем мы часто забываем — просить помощи Божией.

… Когда человек начинает воцерковляться, он сначала ничего не понимает, и только потом, постепенно начинает что-то понимать. Очень часто я слышу: «Я чувствую, что стал хуже». Дело в том, что человек раньше не чувствовал, а теперь начинает понемногу чувствовать свою греховность, видеть ее. Ведь когда человек намечтает себе жизнь в своем воображении, создаст себе ореол какой-то, другого человека, а потом вдруг начинает видеть себя таким, какой он есть, то разочаровывается в этом человеке своей фантазии. Просто раньше он не видел, какой он, а теперь увидел.

… И опять же, все получится только тогда, когда Господь даст. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Если бы не Господь был в нас, бесы бы пожрали нас живыми. Эти слова говорят о том, что все только Господь созиждет.

От нас требуется молитва, напоминание о себе. Исповедоваться надо как можно чаще, а причащаться — хотя бы раз в месяц.

- Источник: ''О самом важном''. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. Стр. 17-23.

*** *** ***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.9 (0.009 с.)