Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория справедливости Дж. Роулза
Джон Роулз (1921-2002) – американский философ, теоретик социального либерализма, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права, оказавшей значительное влияние на современную политику США. Его лучшим и наиболее цитируемым трудом является «Теория справедливости», работы «Идеи блага и приоритет права», «Политический либерализм» в которых он выступил с новым толкованием естественно-правовых учений. Цель, поставленная Дж. Роулзом – разработка теории справедливости, альтернативной утилитаризму и соответствующей требованиям современной морали, в либеральном обществе с социальной рыночной экономикой. Анализируя эволюцию теоретических взглядов на категорию «справедливость», Дж. Роулз развивает аристотелевское понимание справедливости. По Аристотелю, есть справедливость распределяющая и уравнивающая. Распределяющая справедливость означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества, она предполагает неравенство и оправдывает его. Реализация принципа справедливости обеспечивается основной структурой общества, под которой Дж. Роулз понимает совокупность основных институтов общества – правовых, экономических, социальных, политических. Функцией основной структуры общества является распределение преимуществ и тягот, вытекающих из социального сотрудничества. Принципы справедливости призваны определить механизм распределения «первичных благ». К ним относятся свобода, равные возможности, определенный уровень материального достатка, обеспечивающие личности самоуважение и одновременно являющиеся условиями её автономности и независимости. Дж. Роулз подчеркивает значимость обеспечения «процессуальной справедливости» на основе правовых норм, соответствующих принципу применения справедливого закона. При этом наиболее важную роль играет конституция, определяющая основные распределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка. Такая функциональная роль конституции поддерживается и усиливается, по мнению Дж. Роулза, с помощью обычных законов. Теория Дж. Роулза отличается от других концепций справедливости в первую очередь тем, что опирается на анализ структуры общества, предлагающей сочетание индивидуальной свободы, трактуемой в либеральной традиции, и более справедливого распределения социальных и материальных благ.
«Возрожденное естественное право» Дж. Финниса Джон Митчелл Финнис (род.1940 г.) – австралийский ученый, специалист в области юриспруденции и философии права, почетный профессор Оксфордского университета. Наиболее известная работа Дж. Финниса – «Естественный закон и естественное право» (1980 г.), в которой он предложил свой, оригинальный взгляд на естественно-правовую теорию. Концепция Финниса опирается на традицию естественного права, восходящую к Аристотелю, Фоме Аквинскому и Аврелию Августину. Смысл человеческого существования Дж. Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, что она постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума. Возрожденное естественное право, согласно Дж. Финнису - это нормы поведения, необходимые людям и обществам для достижения блага во всех его видах. Дж. Финнис выделяет первичные, самоочевидные, не сводимые друг к другу виды блага, такие как человеческая жизнь (стремление к самосохранению), социальность (дружеское общение), знание (основа мировоззрения), игра (правильное распределение и пользование социальными ролями человека в обществе), эстетический опыт (способность понимать прекрасное), практический разум (стремление познавать мир более результативно в практическом плане), религия (представление о космическом порядке). Он приходит к выводу о невозможности отказа от этих видов блага или пренебрежения ими в пользу других без того, чтобы не впасть во внутреннее противоречие. Все блага должны распределяться справедливо, в обстановке координации. Практическим инструментом такого распределения может быть только позитивное право, при этом, эффективность и авторитет позитивного права зависит от его справедливости и способности обеспечить справедливость. Согласно теории Дж. Финниса, цель властного упорядочения общественных отношений воплощается в реализации общественного блага. Поэтому право, не способное обеспечить справедливость («несправедливое право») утрачивает юридическую силу, являясь несовершенным.
Гарантией против искажения права является строгое соблюдение определенных формальных требований: закон не должен иметь обратной силы, он должен быть официально одобренным, четким в своих требованиях, выполняемым процедурно и относительно стабильным. Декреты и приказы должны иметь ранг подзаконных актов и соответствовать требованиям закона; применение норм права должно происходить только при надлежащем соблюдении законных процедур. После выхода в 1980 г. книга Дж. Финниса стала классической и вызвала бурную дискуссию, которая продолжается до сих пор.
Литература
1. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., №ota Be№e,2000 2. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. 3. Маритен Ж. Человек и государство. М: Идея-Пресс, 2000. 4.Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., Проспект, 2010. 5.Мартышин О.В. Философия права.Учебник для магистров. М., Проспект, 2017. 6.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.. Инфра М – Норма. 2000. 7.Радбрух Г. Философия права. М., Международные отношения, 2004. 8.Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2-х т., отв. ред. М.Н. Марченко. М., Проспект, 2013. 9. Фуллер Л.Л. Позитивизм и верность праву.// Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М., Канон, 2017. С. 281-333. 10.Харт Г.Л.А. Понятие права./пер. с англ.; под общ.ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та. 2007. 11.Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М., Канон, 2017.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.5 (0.006 с.) |