Взаимосвязь философии права, общей теории права и социологии права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь философии права, общей теории права и социологии права



Разностороннее и сущностное познание права, интегрирующее его различные характеристики, обусловливает необходимость междисциплинарных исследований правовой проблематики, предполагает тесную связь и взаимодействие философии права с общей теорией государства и права, социологией права и комплексом отраслевых и иных юридических и неюридических наук.

      Философия права в соответствии со своим мировоззренческим характером и предметом исследования представляет собой наиболее общее, абстрактное знание о праве и играет роль общетеоретической и методологической основы по отношению к другим наукам. В процессе познания права, как образно пишет Ж.-Л. Бержель,: «Философия…доминирует над другими науками, по отношению к которым она выступает своего рода «пастырем».[4]

         

В научной литературе выделяют три уровня познания права: практическая юриспруденция, предметом которой является действующее право, а ее задачей и целью — уяснение его смысла и практическое применение права. Главным для этого уровня познания права, рассчитанного на практикующих юристов, является изучение текстов законов и подзаконных актов, в которых выражено право; общая теория права, рассматривающая право в виде совокупности (системы) норм, исходящих от го­сударства, обеспечиваемых государством и охраняемых им от нарушений путем применения узаконенного государственного принуждения; и философия права, выясняющая смысл, сущность и истоки права и познающая правовую материю в ценностном аспекте и измерении.[5]

Каждый из этих уровней познания правовой реальности имеет свой вполне определенный предмет, преследует свои определенные цели и задачи. При этом, если практическая юриспруденция выступает как изначальный, по сути эмпирический, уровень познания права, рассчитанный на профессиональное правосознание практикующего юриста, не выходящее за пределы действующего права и не акцентирующее внимания на ценностном содержании права, выяснении его смысла и социального назначения, равно как и на всем том, что не связано с его практической деятельностью, то иначе обстоит дело с философией права и общей теорией права.

 

 

По сравнению с практической юриспруденцией они представляют собой более высокие в качественном отношении уровни познания права. Это не эмпирические, соотносящиеся непосредственно с правотворческой, правоприменительной или иной практической деятельностью, уровни, а теоретико-практические, опосредованно связанные с юридической практикой уровни. Философия права и общая теория права, будучи тесно связанными между собой в процессе познания правовой действительности, олицетворяют собой разный уровень исследования права. В зависимости от уровня абстракции, степени обобщения в процессе исследования права, общая теория права выступает как средний уровень познания права, философию же права считают высшим уровнем процесса его изучения. Общая теория права, находясь между практической юриспруденцией и философией права и имеющая менее общий, но более богатый по содержанию предмет находится гораздо ближе к правотворческой, правоприменительной и иной юридической практике, нежели философия права.

 

«…в общей теории права, как и в философии права, совершается попытка понять, что есть право, в чем оно распознается, каковы его цели и основания, следует понимать, что она (общая теория делает это, в большей мере отталкиваясь от права и с целью овладения правилами его применения. Тогда как философия права проявляет себя часто как философия о праве, отталкиваясь от философии с целью сублимации юридического в метафизическом». [6]

 

 

При этом если общая теория права, исследуя правовую реальность, стремится выявить прежде всего закономерности возникновения, становления и развития права, то философия права акцентирует внимание в первую очередь на определении места и роли права в мире, его ценностную характеристику, на выявлении и рассмотрении наиболее общих принципов «взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром», а также всеобщих принципов существования и функционирования, познания и преобразования правовой реальности [7].Отсюда и преимущественный интерес философии права к таким проблемам, как смысл, место и значение права в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

Помимо общего объекта, сближающего философию права и общую теорию права, в основе их взаимосвязи лежат такие факторы, как общие конечные цели, заключаю­щиеся в более глубоком и разностороннем познании правовой материи; некоторые общие, используемые ими методы исследования (например, системный, комплексный и др.; практикуемые данными дисциплинами в процессе познания правовой действительности общие — формационный, цивилизационный, а точнее — цивилизационно-аксиологический и иные подходы; выполняемые философией права и общей теорией права некоторые общие функции, такие, например, как методологическая, воспитательная и иные[8].

      Наряду с философией права, к направлениям междисциплинарного исследования права относится социология права, с момента ее возникновения, исследования в этой области проводили как социологи, так и юристы. Так же как философия права, она объединяет в себе познавательные ресурсы юриспруденции как системы наук о праве и социологии как науки, изучающей закономерности формирования, развития и функционирования общества. Если философия права изучает право в мировоззренческом плане (смысл, природу и предназначение права), то социология права – в социальном(социальная обусловленность права, социальные функции и социальное действие права, социальная эффективность права).

 Социология права изучает право в контексте его социальных связей, структуры и процессы, имеющие отношение к праву и государству, социальные механизмы формирования, развития и функционирования системы права во взаимосвязи с динамикой социальной структуры общества, господствующими в нем социальными отношениями и социокультурными нормами. Социология права соединяет в себе теоретический и эмпирический уровень юридически-социологических исследований. В исследовании и объяснении правовых явлений и правовых аспектов социальной жизни, социология права наряду с общенаучными методами познания использует специфические социологические методы, такие как: анкетирование, опрос, анализ документов, статистический анализ, эксперимент (социальный, правовой) и другие эмпирические методы. Важно отметить, что социологические методы предполагают изучение правовой действительности в функциональном плане, т.е. как средства или инструмента для достижения определенных социальных целей.

Как справедливо утверждает О.В. Мартышин, «предмет социологии права бесспорно юридический, а методология роднит её с общей социологией. Особенность социологии права в том, что она не сводится к анализу текстов правовых норм, а обращается к жизни тех, кому они адресованы, к их реальному поведению и выявляет соотношение норм и реальной жизни. По удачному определению Д. Уолкера, социология права изучает действие права в реальных (и каждый раз особых) обстоятельствах. Правовые институты, нормы, практики, процедуры рассматриваются ею в контексте жизни общества, при этом исследуются их функции и реальное воздействие в реальных обществах. Итальянский юрист Р.Треверс относит социологию права к антиформалистским юридическим наукам, заинтересованным в изучении права, которое проявляется в фактах, а не в словах».[9] Таким образом, проблемы функционирования права, как «социально детерминированного и социально действующего явления, процесса» (А.Х.Саидов), как действующего, сущего, а не должного (в отличие от философии права) стало главной задачей и целью социологии права. Результаты социологических исследований в области права имеют большое значение для разработки, применения и совершенствования правовой системы общества.

               

 Рассмотрение взаимосвязи философии права, социологии права и теории права  приводит к выводу, что всестороннее изучение права возможно только на основе сочетания названных дисциплин. Каждая из них вносит свой вклад в понимание такого сложного феномена как право. Каждый из этих уровней познания правовой реальности имеет свой вполне определенный предмет, преследует свои определенные цели и задачи.

 

 

        

         Литература

 

1.     Алексеев Н.Н. Философия права. – М.: 1998.

2.     Бержель Ж.Л. Общая теория права. – М., 2000.

3.     Гегель. Философия права. М., 1990.

4. Ильин И.А. Собр.соч. Т.4. М., 1994.

5. Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.13  

6. Карбонье Ж. Юридическая социология.М.,1986.

7. Мартышин О.В. Философия права.Учебник для магистров. М., Проспект, 2017.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.. Инфра М – Норма. 2005.

9. Радбрух Г. Философия права. – М.,2004.

10. Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2-х т., отв. ред. М.Н. Марченко. М., Проспект, 2013.

11. Харт Г.Л.А.  Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

12. Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М.:Канон+, 2017.

13. Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1990.

                         Тема 2. Предмет философии права

План:

1. Основные подходы к пониманию предмета философии права.

2. Структура философии права как научной дисциплины.

3. Функции философии права.

 

        Объектом философии права выступает правовая реальность, смысловое содержание «мира права» в его всеобщности и целостности. Проблема же определения предмета философии права остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов. Решение вопроса о том, что именно относится к предмету философии права зависит от позиции исследователя относительно ее статуса как философской или юридической дисциплины, понимания ее целей и задач.

Большинство авторов понимают Философию права – как учение о сущности (природе, духе) права, его предельных основаниях, о смысле, ценности и предназначении права. Философия права отвечает на вопросы, возникающие в сфере права методом философии, т. е. осуществляет критическую рефлексию над основными понятиями и проблемами юриспруденции, рассматривает проблемы на самом высоком уровне их обобщения, она нацелена на объяснение первопричин, абсолютной реальности, происхождения ценностей, с точки зрения конечных оснований человеческого бытия. Известный российский правовед, член-корр. РАН В.С. Нерсесянц отмечает, что «Философия права не просто стремится объяснить правовую реальность, но стремится понять ее. Философия права предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, критический анализ основных понятий и проблем права, направленный на поиск гармоничных основ, условий существования права, когда право соотносится со всей сферой (миром) человеческого бытия»[10].

Рефлексивный характер философии права отмечает Ж.-Л. Бержель: «В ходе изучения проблемы права нам не обойтись без философии, поскольку именно философия должна показать границы между сферой права и сферой морали, политики и экономики; философия должна помочь дать определение права, понять «что есть право, по каким признакам его можно узнать, каковы его цели и основы… Несмотря на расхожие сомнения, от чего должна отталкиваться философия права – от философии или от права. Предметом философии остается «проникновение в природу позитивного права и понимание реального права путем рефлексии. Для этого философия должна в общем и главном рассматривать право в аспекте его содержания» … не следует пренебрегать «критическим анализом принципов права, его постулатов, методов и путей его познания, одним словом, «юридической эпистемологией», а также рефлексией относительно того, каким должно быть право».[11]

        Выдающийся российский юрист, профессор философии права Н.М. Коркунов во многом разделял взгляды позитивистской философии на предмет философии права, тем не менее, выводя его за пределы эмпиризма, в «Лекциях по общей теории права» писал: «Хотя философия права в новейшей ее форме обратилась к выяснению положительного права, она все-таки не сливается с наукой положительного права. Она сохраняет свой особый метод. Она не обращается к наблюдению, не идет в своих исследованиях путем индуктивным. Она покоится на предположении, что выяснение вечных оснований положительного права может быть дано не эмпирическим знанием, а только знанием сверхчувственным, получаемым познающим умом непосредственно, помимо чувственного опыта. Особенность метода, полагают, обеспечивает философии права возможности получить не только относительное познание права, но и безотносительное, абсолютное, объяснить не только явления правовой жизни, но самую сокровенную сущность права.»[12].

        В качестве мировоззренческой основы общетеоретической юриспруденции философия права выступает как система знаний о фундаментальных принципах бытия права, его онтологической, человеческой и социальной природе. По мнению доктора юридических наук, проф. О.В. Мартышина

 

«в философии права предмета её исключительного ведения нет… Специфика философии права не в предмете, а в мировоззренческом подходе к праву, внедрении в правовую теорию метафизических начал и этических ценностей... Большинство отечественных авторов склоняется к трехзвенному определению предмета философии права как занимающейся исследованием онтологического, гносеологического и аксиологического бытия права [13] .

Ж.-Л. Бержель считает, что философия права – это юридическая метафизика. В философии права больше собственно философии, чем права в «Общей теории права» отмечал, что философия права

 

«стремится освободить право от его «технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права» и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира… Конечно, такие великие философы как Платон, Аристотель и особенно Кант или Гегель интересовались правом, но в большей мере их занимало не то, что есть право, а то, чем должно быть право» [14] .

      

     В рамках философии права вырабатываются представления о совершенном праве, формируется идеал права. Философия права не связана с действующей правовой системой и предполагает критическое отношение к ней. Её предмет не позитивное право, а его природа и общие принципы. Из критики сущего вытекает обращение к идеалу права, одной из важнейших целей философско-правовых размышлений, приобретающий характер методологического подхода к действительности. Ценностный подход к праву – яркое проявление пограничного характера философии права. Ценностный подход, как и обращение к правовому идеалу, предопределяют идеологическую природу философии права. Известный итальянский правовед, профессор Туринского университета Норберто Боббио в качестве первого значения «философии права» видел «разработку предложений или даже законченной схемы идеального государства и плана общественных пре­образований, основанных на осуществлении… той или иной общей цели (свободы, порядка, справедливости, благосостояния и т.д.». А это предполагает независимость от существующей юридической системы, несвязанность ею.[15] Юрист, выдающийся представитель русской религиозной философии Серебряного века С.Л. Франк формулировал предмет философии права как познание общественного идеала:

 

«Философия права по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества»[16].

      

    Акцентируя внимание на том, что философия права изучает смысл права, основные законы его бытия, а также связи права с идеалами, с человеком, обществом, государством и духовным миром, исследователи верно указывают на то, что

 

«идеологичность философии права» предопределяет разнообразие взглядов на формы, содержание и сущность права: мера (воплощение) свободы; возведенная в закон воля господствую­щего класса или всего народа; охрана или разграничение интересов; воплощение справедливости в отношениях между раз­личными слоями или классами; средство обеспечения безопас­ности и порядка в обществе, основанном на разделении труда, разобщенности классов, сословий и других социальных групп» [17] .

 

Одной из основных задач философии права является обоснование методологии правовой науки, осмысление парадигмы действующего права, разработка методологического инструментария его изучения. Советский и российский юрист, член-корр. РАН Д.А. Керимов обосновывал гносеологический подход к философии права,указывая, что философия права «призвана выработать методологические основания познания правовой реальности», ее задачей является «разработка логики, диалектики и теории познания правового бытия» [18] .

   Философия права рассматривает целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки юридического понимания права. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права - только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность, его специфика, его отличительные особенности? Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону философия права

Как отмечает В.С. Нерсесянц, философия права «занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народа и человечества», «призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук». [19]

 

Структура философии права как научной дисциплины

1) онтология права (греч. оntos - сущее, logos - учение). Правовая онтология исследует проблемы природы и сущности права, его первооснов, бытия права и форм его существования;

2) антропология права (греч. аnthropos - человек, logos - учение), в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права (греч. gnosis - знание, logos - учение) как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права (греч. axia - ценность, logos - учение) - учение о смысле права как ценности, как справедливости и общем благе, о способах бытия основных правовых ценностей (справедливости, свободы, равенства, правах человека и др.), их иерархии и способах реализации в условиях современной правовой реальности, а также соотношение права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией; вопросы правового идеала;

5) праксиология (греч. practicos - деятельность и logos - учение) права (прикладной раздел) - учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах и основных видах правовой деятельности, в котором рассматриваются философские проблемы ряда основополагающих отраслей права, в частности, конституционного, уголовного, процессуального и др.

 

Функции философии права обусловлены природой, характером данной дисциплины, а также ее содержанием, стоящими перед ней задачами, ее социальной ролью и назначением. Большинство авторов в качестве основных функций философии права выделяют онтологическую, мировоззренческую, аксиологическую, методологическую, праксиологическую и воспитательную[20].

Каждая из функций философии права, как это следует из их рассмотрения, отражает лишь отдельную сторону или направление воздействия данной дисциплины на окружающую ее правовую среду, а вместе, они создают общую картину функциональной роли и назначения дисциплины как по отношению к процессу познания права, так и по отношению к другим, дисциплинам, имеющим объектом своего позна­ния право.

Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права исследует природу и сущность правовой реальности, способы и формы её существования.

Мировоззренческая функция имеет своей целью и основным своим назначением выработку общего представления и адекватного понимания правовой жизни, места человека в окружающей его глобальной и локальной правовой среде, его отношения к правовой действительности.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о ценности права как правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, правовой культуры, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

 

В заключение следует отметить, что в современных условиях обширных социальных трансформаций в стране, развития права и правовой государственности, существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

Литература

1. Алексеев Н.Н. Философия права. – М.: 1998.

2. Бержель Ж.Л. Общая теория права. – М., 2000.

3. Гегель. Философия права. М.,1990.

4. Ильин И.А. Собр.соч. Т.4. М., 1994.

5. Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.13  

6. Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

7. Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект, 2017.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.. Инфра М – Норма. 2005.

9. Радбрух Г. Философия права. – М.,2004.

10. Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2-х т., отв. ред. М.Н. Марченко. М., Проспект, 2013.

11. Харт Г.Л.А.  Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

12. Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М.:Канон+, 2017.

13. Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1990.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.044 с.)