Тема 4. Теории естественного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Теории естественного права



План

1. Сущность и эволюция идей естественного права.

2. Новые теории возрожденного естественного права

3. Инструментальная теория Л. Фуллера

4. Моральная теория Р. Дворкина

5. Теория справедливости Дж. Роулза

6. «Возрожденное естественное право Дж. Финниса

 

Концепция естественного права является одной из старейших и наиболее авторитетных правовых доктрин, усматривающей главный источник правовых норм в самой природе человека и общества. С точки зрения представителей естественного права, наряду с действующими законами и обычаями (позитивным правом) существует идеальный, высший нормативный порядок, соответствующий природе, смыслам и целям существования человека,  который и называется «естественное право». 

Мыслители разных эпох обосновывали приоритет естественного права перед правом позитивным. Как пишет Ж.-Л.Бержель

 

«общей основой естественно-правовых теорий являются несколько фундаментальных идей, а именно: утверждение, что естественное право происходит от природы; идея о существовании неписаных законов, высших по отношению к позитивному праву и довлеющих над ним; идея, согласно которой стремление к (идеальной) справедливости первично по отношению к уважению (реальных) законов; идея незыблемости определенных ценностей, которые одерживают верх над ценностями, приносящими людей в жертву государству» [32] .

 

Согласно теориям естественного права, сама идея, сущность закона такова, что он должен соответствовать требованиям морали. По этому поводу существует знаменитое высказывание одного из отцов церкви, св. Августина (354-430): «Несправедливый закон - это не закон вообще» (lex injusta non est lex). Моральность - это необходимое условие для законности. Соответствие некоторым требованиям морали - это часть самого определения закона».

Выделяют следующие основные этапы развития теорий естественного права: Античность, Средневековье, эпоха Возрождения и Нового времени, XIX в., и ХХ вв - «теории возрожденного естественного права».

Идеи естественного права восходят к античной философии: школам софистов, Платона и Аристотеля и связаны с представлениями людей о сакральности, разумности и совершенстве мирового порядка, органической частью которого является общество и человек. Их основная заслуга заключается в определении, анализе и обосновании справедливости в ее связи с равенством, неравенством, правом, государством, а также в обосновании разумной природы закона (права). Аристотель считал, что право должно выводиться из гармонии мирового устройства, а человеческие законы должны соответствовать законам природы, т.е. быть естественными. Право, по Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на положительное (созданное людьми) и естественное (существующее от природы), которые дополняют друг друга. Но если «писаный» закон противоречит здравому смыслу, то мы должны обращаться ко всеобщему закону, в котором заложены вечные и неизменные принципы справедливости.

Представители школы стоиков, в значительной мере ориентировавшиеся на мораль, а не на право, стремились более четко показать различия между естественным правом и правом позитивным. Позднее Цицерон вновь вернется к утверждению о том, что за позитивным правом стоит идеальное право, незыблемое и вневременное.

В эпоху Средневековья теории естественного права имели преимущественно теологическую форму и являлись составной частью религиозных концепций.  Центром мироздания, источником мирового порядка, в том числе правового, выступает Бог, который является олицетворением высшей справедливости. Христианская доктрина права была выражена св. Августином (354-430), который указывал на «примат» справедливости и морали, основанных на Священном Писании над мирским правом. Говоря о земном правопорядке и возможности его установления, св. Августин рассматривал исторический процесс как борьбу двух царств – Града Божьего и Града земного. Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул учение о четырех видах законов, а также о справедливости и праве. Согласно этому учению, существуют: «вечный закон» (божественный замысел, план мироздания); «естественный закон» (непосредственное проявление божественного права, все движется к цели, предопределенной законами природы); «человеческий закон» (положительное право, законодательство), он является производным от естественного закона и «божественный закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в Библии). Если человеческий закон противоречит естественному или божественному закону, то он не является законом в истинном смысле этого слова.

В эпоху Возрождения философско-правовая мысль развивается под влиянием идей гуманизма. Проблемы права и нравственности, закона и политики рассматривались с позиции антропоцентризма и имели антисхоластическую направленность (М. Монтень, Н. Макиавелли, Ж. Боден).

Творчество философов Нового времени ознаменовало десакрализацию и переход к светскому истолкованию идеи естественного права, а также постепенному смещению акцента в понимании справедливости на ее правовой аспект. В теориях общественного договора, формирующихся в это время, справедливость ассоциируется, прежде всего, с разумным законодательством, правосудием, с деятельностью государства.

Расцвет и дальнейшее развитие естественного права происходит в XVII – XVIII вв., и связано с именами таких мыслителей, как Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия). Родоначальник школы естественного права Г.Гроций, обращаясь к идеям Аристотеля, развивает учение о естественном и волеустановленном праве, закладывает основы международного права, одним из первых разрабатывает концепцию договорного устройства государства. В качестве источника естественного права он рассматривает «здравый смысл», а позитивного права – «волю» (божественную и человеческую). Дж. Локкидеи естественного права и договорного происхождения государства развивает в духе либерализма. Краеугольными камнями его учения являются принцип неотчуждаемости прав и свобод личности, принцип разделения власти и правовой организации государственной власти.

    В целом, философия XVIII в. превозносила человеческую природу и ставила человека в центр системы ценностей, стимулировала развитие субъективных прав: место естественных прав заняли права индивида.

В XIX в. доктрины естественного права переживают кризис, выступая предметом критики со стороны немецкой исторической школы,  а во второй половине XIX столетия вытесняются юридическим позитивизмом и формально-догматической юриспруденцией.

Ситуация вновь изменилась к концу XIX в. Известный немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938) обосновывает актуальность идеи естественного права для правовой культуры Запада, став основателем теории «возрожденного естественного права». В исторически изменчивом праве должно себя обнаруживать «истинное» право, которое ориентировано на социальный идеал как свою конечную цель. Это право Штаммлер называет «естественное право с меняющимся содержанием», «путеводной звездой для законодателя», компасом «в руках законодателя для усовершенствования позитивного права» [33] Теперь содержание естественного пра­ва не рассматривалось как нечто неизменное, раз и навсегда данное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из столь же постоянной природы человека. Вместо классического набора неотчуждаемых прав (прежде всего, свободы, равенства, собственности) выдвигалась идея «естественного права с исторически ме­няющимся содержанием», приспособления права, соответствующего требованию справедливости, к ценностям, существующего общества. Личные права дополнялись социальными, что открывало новые горизонты в преоб­разовании правовой системы.

Новый этап развития концепции естественного права начинается после Второй мировой войны. Возникла «проблема восстановления уважения к праву и правосудию» после падения фашистского режима, который не питал уважения ни к тому, ни к другому» [34] . Позитивистская доктрина правопонимания, основывающаяся на формально-юридическом подходе, не могла стать концептуальной основой для оценки законодательства фашистской Германии, так как признавала в качестве права принятые любым государством нормативно-правовые акты. 

Повсеместно началась борьба против позитивизма как с точки зрения законодательного неправа, так и надзаконного права. Г. Радбрух отмечал, что принцип позитивного права «Закон есть закон» сделал всех, «включая юристов, беззащитными перед законами, оправдывающими произвол, законами ужасными и преступными».

Радбрух считал, что для своего возрождения «юридическая наука должна вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения о том, что есть более высокое право, чем закон – естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона... существуют правовые принципы более авторитетные, чем любое юридическое предписание». Право, по представлению Г. Радбруха,

 

«это действительность, ценность которой заключается в том, чтобы служить справедливости» [35] .

 

Во второй половине ХХ в. теории возрожденного естественного правапредставлены различными направлениями, среди которых важнейшими являются: неокантианство – Г. Радбрух, Р. Штаммлер и др.; неогегельянство – Э. Шпрангер, Б. Кроче и др.; англо-американская философско-правовая мысль – Л.-Л. Фуллер, Дж. Роулз, Р. Дворкин и др. Естественоправовые идеи развивались в контексте правового экзистенциализма, правовой герменевтики, персонализма, сформировалась феноменологическая концепция права.

Представители современных подходов стремятся обновить и расширить понимание естественного права, сложившееся в прежние периоды.

Значительное место в рамках естественно-правового типа правопонимания занимали теологические учения, представленные двумя основными направлениями: неотомистским, восходящим к учению Фомы Аквинского (лат. Thomas Aquinas, отсюда томизм) о естественном праве как выражении разумности божественного миропорядка и неопротестантским, берущим начало в философско-правовых воззрениях Аврелия Августина о воле Бога как основе и источнике естественного права.

 

 

Неотомистское направление

Одним из авторитетных направлений возрожденного естественного права в ХХ веке является неотомизм, существенно обновленный вариант рационалистического теологического учения Ф. Аквинского (представители – Жан Маритен (1882-1973), Йоханнес Месснер (1891-1984), Виктор Катрейн (1845-1931). Две мировые войны, создание международных институтов, призванных защищать права человека (ООН и др.) обусловило обращение сторонников католической философии к переосмыслению проблемы прав человека. Опираясь на идеи Фомы Аквинского, представители неотомистской школы считали, что естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному божественному закону (lex aeternа).  Естественное право, согласно взглядам Жана Маритена, является познаваемым, хотя оно не является правом писаным. Разум человека не открывает нормы естественного права путем рационального познания. Понимание естественного права открывается человеку на уровне самоочевидности, это «знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». «Это означает, – пишет Ж. Маритен, – что именно благодаря человеческой природе существует определенный порядок или последовательность, которые способен открыть человеческий разум и в соответствии с которыми человеческая воля должна действовать, дабы привести себя в соответствие с сущностными и необходимыми целями человеческого бытия. Это и есть не что иное, как неписаный закон, или естественное право» [36] Таким образом, в естественном законе, исходящем от вечного закона, коренятся права человека, которые Ж. Маритен понимал как естественно-правовое признание достоинства и верховенства человеческой личности, достижения ей подлинной автономии и свободы.

Исходя из понимания личности как высшей ценности, Ж. Маритен разработал свою классификацию прав человека, сводя их к трем видам: фундаментальные права личности, которые коренятся в самой природе человека, как свободного и духовного существа, к ним относятся право на жизнь, право на свободу, на частную собственность и др. Политические или гражданские права (участие в разработке конституции, участие в выборах, равенство перед законом и судом и др.), а так же социальные права (право на труд, на социальное обеспечение, на достойную зарплату и др.). Влияние работ Ж. Маритена на права человека можно видеть не только в Декларации ООН 1948 года, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.012 с.)