Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII веке



 

Являясь с середины XVII в. частью Русского государства, Украи­на первоначально сохраняла свое самоуправление. Однако еще во второй половине XVII в. одновременно с укреплением феодаль­но-крепостнической системы в стране наметилась тенденция к по­степенной ликвидации царизмом особенностей административно­го устройства на Украине.

Этот процесс определялся слиянием классовых интересов ка­зацкой старшины и других украинских феодалов с интересами русских феодалов в условиях обострившейся антифеодальной борьбы, что и привело в итоге к установлению единой государст­венной системы, которая отражала потребности господствующего класса Украины и России. На сужение, а затем и ликвидацию самоуправления Украины повлияли и некоторые внутриклассовые противоречия в среде феодалов, о чем свидетельствовали, в част­ности, конфликты некоторых гетманов с царизмом.

Однако во второй половине XVII в. Левобережье, Слободская Украина и Запорожье пользовались еще правом на самоуправле­ние и сохраняли особенности в административном, судебном и военном устройстве. Это определялось Мартовскими статьями 1654 г., явившимися результатом переговоров украинской деле­гации с московским правительством, а также Переяславскими 1659 г. и Московскими 1665 г. статьями.

На Левобережье Украины сохранялось гетманское правление с административно-территориальным устройством, сложившимся в годы освободительной войны. Гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной, а затем утверждался Царским правительством. Гетману принадлежала высшая власть. Верхушку государственного аппарата, как и в годы освободитель-Ной войны, составляла генеральная старшина — обозный (руково­дил артиллерией казацкого войска), судья, писарь (вел делопроизводство и занимался внешними связями), подскарбий (ведал фи­нансами), бунчужный, хорунжий и есаулы (отвечали за формиро­вание и боепитание войска, обучали казаков военному делу). Тер­ритория Левобережья разделялась на полки. Во главе полка сто­яли полковник и полковая старшина. Полки в свою очередь де­лились на сотни. Административно-военные должности считались выборными, однако в большинстве случаев замещались по усмот­рению вышестоящих властей.

Формально подчиняясь гетману Левобережной Украины, За­порожье, как и русские казачьи области, пользовалось правом самоуправления. Оно поддерживало непосредственные связи с царским правительством. В Запорожье высшим органом считалась войсковая рада. Огромную роль играла высшая старшина — ко­шевой атаман, судья, писарь, есаулы. Запорожское казачество де­лилось на курени, возглавляемые куренным атаманом.

В управлении Слобожанщиной было много общего с управлени­ем Левобережной Украиной, однако полки здесь в администра­тивном и военном отношениях были подчинены не гетману, а бел­городскому воеводе, Разрядному, а с 1688 г. и Посольскому при­казам.

Все указанные основы организации и деятельности админи­страции на Украине каждый раз подтверждались в новых статьях и грамотах царского правительства, которые провозглашались при избраниях нового гетмана. Сохраняя самоуправление и предоставляя старшине, шляхте, духовенству феодальные приви­легии, царское правительство вместе с тем укрепляло свою власть на Украине, используя в этих целях местных феодалов. Войско­вые рады широкого состава перестали созываться совсем. Возрос­ло значение старшинской рады и органов гетманской администра­ции, где заправляла генеральная старшина. Особую роль стала иг­рать Генеральная войсковая канцелярия, в которой сосредоточи­лось политическое, административное, военное, судебное и фи­нансовое управление. Выборы генеральной старшины и полков­ников уже к концу XVII в. приобрели лишь процедурный харак­тер, так как эти должности фактически замещались по назначе­нию гетмана. В начале XVIII в. был установлен новый порядок, при котором чины генеральной старшины назначались по пред­ставлению гетмана царским указом. В 1715 г. была отменена вы­борность полковой и сотенной старшин. Царизмом проводилась активная политика ограничения и гетманской власти. При гет­мане с 1709 г. появляется должность российского резидента, а позже, с 1754 г., — советника с еще более широкими контрольны­ми полномочиями. Царское правительство полностью контроли­ровало деятельность гетмана. При определении кандидатуры на пост гетмана в XVIII в. оно стремилось подбирать таких деяте­лей, которые содействовали бы правительству в постепенной лик­видации специфических форм административного и военного уст­ройства Украины. Таким гетманом, например, был брат фаворита царицы Елизаветы Петровны Кирилл Разумовский. В 1764 г. гет­манство было ликвидировано.

В процессе сужения, а затем и ликвидации самоуправления Украины царизм создавал здесь новые российские администра­тивные учреждения или расширял старые, например воеводское правление. Постепенно шел процесс унификации местного управ­ления. На Украину во второй половине XVIII в. было распростра­нено губернское и уездное административно-территориальное устройство, существовавшее в России, была ликвидирована Запо­рожская Сечь. Прекратило существование Запорожское казацкое войско.

В столице России были созданы специальные центральные ор­ганы, ведавшие Украиной. До 1663 г. управление Украиной было сосредоточено в Канцелярии по малороссийским делам Посоль­ского приказа. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Мало­российский приказ, который в 1722 г. был преобразован в Мало­российскую коллегию. После ликвидации в 1727 г. Малороссий­ской коллегии руководство управлением Украиной перешло к Коллегии иностранных дел, а с 1750 г. — к Сенату. В 1764 г. после ликвидации должности гетмана была создана новая Малороссий­ская коллегия с расширенными функциями в составе президента коллегии, четырех генералов, штаб-офицеров и других чинов.

 

Право Украины

 

После воссоединения Украины с Россией на территории Украины Долгое время еще действовали некоторые нормы обычного казац­кого права, признанные царским правительством. В документах украинских гетманов и русских царей, в статьях, принимаемых при избрании каждого нового гетмана, неоднократно упоминались «Давние права и обычаи Войска Запорожского». Есть данные о Применении отдельных норм обычного права даже в первой по­ловине XIX в. Обычное право касалось прежде всего установления военно-административного порядка и суда, порядка владения землей, порядка купли-продажи движимого имущества, отдельных преступлений и наказаний. На территории Украины действовали и некоторые нормы польско-литовского законодательства, особен­но широко использовался III Литовский статут 1588 г. В городах, особенно в тех, которые пользовались правом самоуправления, действовали нормы магдебургского права и его разновидности — хелмского права. В судебной и административной практике при­менялись переработанные сборники магдебургского (хелмского) права и прежде всего сборник «Порядок». После воссоединения Украины с Россией одним из источников права стали законода­тельные акты царского правительства и правовые нормы местной украинской власти. К ним прежде всего относились царские гра­моты и договорные статьи, акты гетманской власти и Войсковой канцелярии.

Статьи и грамоты, несмотря на изменение их содержания при избрании каждого нового гетмана, формально оставались юридическими актами, регламентировавшими общее положение Украины.

Неупорядоченность и противоречивость норм права, действо­вавшего на Украине, создавали значительные трудности в деятель­ности административных и судебных учреждений.

Освобождение от польско-шляхетского господства, развитие феодализма потребовали глубокого изменения права, его кодифи­кации с учетом прежде всего интересов казацкой старшины, ко­торая добивалась закрепощения своих зависимых крестьян и ря­дового казачества. Царское правительство, давая согласие на ко­дификацию украинского права, стремилось приблизить его к нор­мам единого общероссийского законодательства, которое после­довательно защищало интересы господствующего класса.

Начало систематической работе над кодификацией украинско­го права положил царский указ 1728 г., известный под названием «Решительные пункты гетману Даниле Апостолу». На основе указа в Глухове из представителей казацкой старшины была об­разована специальная кодификационная комиссия, которая закон­чила работу в 1743 г. над проектом сборника законов, получив­шего наименование «Права, по которым судится малороссийский народ». Базой этого документа стали в основном ранее действо­вавшие на Украине правовые нормы, переработанные с учетом классовых интересов украинских феодалов и закреплявшие их экономическое и политическое господство.

Подготовленный проект сборника законов в 1744 г. «правле­нием гетманского правительства» был представлен на рассмотре­ние Сената, но гак и остался неутвержденным.

«Права, по которым судится малороссийский народ», содер­жат богатый материал о различных сторонах социально-экономи­ческой и политической жизни Левобережной Украины. Хотя «Права» не были официально признаны, в судопроизводстве ими нередко пользовались как авторитетным источником. В 1767 г. был издан «Экстракт Малороссийских прав» — сборник норматив­ных материалов государственного и административного права и судопроизводства.

Вместе с тем на Украине расширялось применение общерос­сийского права, которое после 60-х гг. XVIII в. заметно потеснило другие источники права. Не случайно разработанный на Украине в 1807 г. своеобразный проект гражданского кодекса «Собрание Малороссийских прав» так и не получил силу закона.

Важнейшим институтом права на Украине, как и в России, был институт права феодальной собственности на землю. После вос­соединения Украины с Россией в собственность украинских фео­далов перешли обширные земельные владения польских магнатов и шляхты. По мере укрепления и расширения крепостнических отношений преобладающей формой земельных владений станови­лась вотчинная форма. Другой формой земельного владения были держания земель, наиболее распространенную категорию которых составляли ранговые земли, жалованные служащим лицам на срок их официальной деятельности. В соответствии с потребностями старшины и других украинских феодалов с конца XVII в. проис­ходит постепенное сближение обеих форм землевладения, а в XVIII в. — и их слияние.

На Украине были широко распространены договоры купли-продажи, займа, найма и некоторые другие известные феодально­му праву договоры, которые в принципиальном отношении не от­личались от аналогичных в России.

Новые исторические условия, углубление и обострение клас­совой борьбы повлияли на развитие уголовного права. Усилился устрашающий, террористический его характер. Среди преступле­ний на первом месте стояли государственные, в том числе измена гетмана и казацкой старшины Русскому государству. Изменнику грозила смертная казнь путем отсечения головы или четвертова­ния, члены его семьи и другие родственники подлежали вечному Проклятью и ссылке в Сибирь, все их имущество — конфискации. Сурово карались и преступления против гетманской власти.

Должностные преступления казацкой старшины, рядовых лиц — взятки, растрата — карались позорящими телесными нака­заниями. Преступника привязывали к столбу, и его могли бить киями не только палачи, но и все желающие. Имущество преступ­ника конфисковывалось или с него взыскивался денежный штраф.

Различались убийства простое и квалифицированное. Источ­ники говорят и о таких преступлениях против личности, как на­несение побоев, ран, членовредительство. За убийство преступник приговаривался, как правило, к смертной казни. В некоторых слу­чаях, например за убийство тяглого крестьянина, убийца мог быть приговорен к денежному штрафу.

К имущественным преступлениям относились кража, разбой и грабеж, особую группу составляли преступления против чести и достоинства личности.

При рассмотрении судебных дел господствующей была ро­зыскная форма процесса, но против крестьян и других трудящихся широко применялась и внесудебная репрессия, которая являлась формой террористической расправы над угнетенными.

Воссоединение Украины с Россией имело важнейшее истори­ческое значение для будущего всей нашей Отчизны. Оно укрепи­ло могущество и международный авторитет централизованного Российского государства, усилило его внешнеполитические пози­ции. Народ Украины был избавлен от национального и религиоз­ного гнета со стороны панской Польши, от угрозы поглощения Турцией. Создались благоприятные условия для экономического развития Украины. Экономические связи с Россией, вовлечение украинских земель во всероссийский рынок способствовали раз­витию производительных сил.

Освобождение украинского народа от ига польских панов и шляхты не означало, конечно, ликвидацию феодального строя. Вопреки утверждениям украинских националистов, Украина не превратилась в край «вольного казачества», в бесклассовое обще­ство равных. На смену прежним пришли новые, собственные фе­одалы, выросшие из казацкой старшины. Они добивались от рус­ских царей приравнивания к российскому дворянству, закрепоще­ния крестьян и рядовых казаков.

Войдя в состав Российского государства, Украина получила особый правовой статус, широкие права, вплоть до права внешних сношений. В ходе освободительной войны стала формироваться

украинская государственность, однако этот процесс не завершил­ся. В течение 100 с лишним лет постепенно упразднялся и особый правовой статус — самоуправление Украины. Украинская фео­дальная верхушка, получившая от царей желанные классовые при­вилегии, не очень сопротивлялась этому.

Механизм государственного управления Украиной, начавший складываться в ходе освободительной войны, создавался под вли­янием военной организации в соответствующих специфических формах. Эти формы, изменяясь, сохранились до упразднения са­моуправления.

В рамках Российского государства формировалось право для украинских земель, делались попытки его систематизации, но этот процесс тоже оказался незавершенным.

 

Глава 15

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТНОЙ

МОНАРХИИ В РОССИИ

(конец XVII -Х VIII в.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.014 с.)