Механизм формирования предрассудков. Типы предрассудков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм формирования предрассудков. Типы предрассудков.



Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которого возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека. Данный механизм чаще всего используется в культивации стереотипов и предрассудков и называется психологическим процессом перемещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям.

В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек.

В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других групп — он видит в них то, что хочет видеть. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков.

В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:

О яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто показано утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей собственной группы;

О символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств по отношению к членам чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы;

О токенизский тип предрассудков. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других;

О предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по отношению к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;

О фактические антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы;

О предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку представители данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы.

В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно подвергается влиянию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пытаются изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторону. На самом деле предрассудки поддаются изменению с трудом, и если они однажды были усвоены, то от них очень трудно отказаться. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но гораздо сложнее отказаться от негативного мнения о какой-либо этнической группе.

Изменению предрассудков могут способствовать средства массовой информации. Однако для этого нужны годы.

Вывод: К тому же предрассудок нельзя «совсем» вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным. Наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассудков — несложное дело, быстро осуществимое при помощи социальных технологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит.

Диалог культур.

Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Диалог культур – это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Диалог культур - одна из наиболее значимых для культурной динамики форм культурной коммуникации. В процессе диалога культур происходят изменения форм социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и образа жизни. Именно в этом заключается принципиальное отличие диалога культур от простых форм экономического, культурного или политического сотрудничества.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Можно выделить следующие уровни диалога культур:

а) личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;

б) этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;

в) межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;

г) цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей.

В повседневной практике диалог культур, как правило, одновременно реализуется на всех названных уровнях. Следует также отметить, что реальный диалог культур предполагает участие не двух, а значительно большего числа участников. Это связано с принципиальной этнически-культурной неоднородностью любого современного социума, что неизбежно вовлекает в диалог культур как большие, так и малые нации, а также различные этносы. Участники диалога культур изначально находятся в неравном положении, что обусловлено не только различием базисных ценностей, но и уровнем развития каждой культуры.

(Идея диалога культур позволяет понять архитектоническое строение культуры.

(1) О диалоге культур можно говорить, только если сама культура понимается как сфера произведений. Только воплощенная в произведение культура может быть местом и формой возможного диалога.

(2) Быть произведением культуры значит находиться в сфере притяжения некоего изначального понятия. Так, произведение «Античная культура» предполагает как бы одного автора, но вместе с тем и бесконечную множественность возможных авторов.

(3) Культура как основание диалога предполагает некое внутреннее беспокойство цивилизации, боязнь за свое исчезновение, как бы внутренний возглас «спасите наши души», обращенный к будущим людям.

 (4) Идея диалога культур предполагает некий промежуток, через которое идет перекличка культур. Так, с культурой античности диалог осуществляется Возрождением как бы через голову средневековья. Средневековье и включается в этот диалог, и отстраняется от него, обнаруживая возможность прямого общения Нового времени с античной культурой.)

Определенную логику имеет само понятие диалог.

(1) Диалог культур логически предполагает выход за пределы какой-либо данной культуры к ее началу, возможности, возникновению, к ее небытию. Это беседа разных культур в сомнении относительно собственных возможностей мыслить и быть.

(2) Схематизм диалога культур (как логической формы) предполагает также ее несовпадение с собой, сомнительность (возможность) для самой себя. Логика диалога культур есть логика сомнения.

(3) Диалог культур – диалог возможностей бытия культурой. Логика такого диалога есть логика трансдукции, логика (а) трансформации одного логического мира в другой логический мир равной степени общности и (б) логика взаимообоснования этих логических миров в точке их начала.

В каждом конкретном случае в диалоге культур присутствует несколько стадий или этапов. Исходным пунктом здесь принято считать стадию «культурного шока» или «нулевой» степени совместимости языков. Дальнейшее развитие диалога культур определяется специфическими особенностями каждого из типов культур, их статусом в процессе конкретного межкультурного контакта («агрессор» или «жертва», «победитель» или «побежденный», «традиционалист» или «новатор», «честный партнер» или «циничный прагматик»), степенью совместимости их ценностей и актуальных интересов, способностью принимать во внимание интересы другой стороны. Исходя из перечисленного выше, диалог культур может проходить как в конструктивно-продуктивных, так и в конфликтных формах. В последнем случае культурный шок перерастает в культурный конфликт - критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы.

Вывод: Диалог культур - это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Так же это одна из значимых для культурной динамики форм культурной коммуникации.

 

31 Понятие «картина мира». Языковая и концептуальная картины мира.

Мир, существующий вокруг человека, он воспринимает как созданный по «образу и подобию своему». Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Эта система в разных науках имеет свое название и рассматривается в разных аспектах.

Понятие «картина мира» выражает специфику человека и его жизни, характеризует взаимоотношения его с миром, описывает важнейшие условия его существования в мире. Картина мира человека формируется разными путями – как с помощью простого восприятия действительности, так и в ходе осуществления предметно-познавательной и практической деятельности.

Картина мира понимается современными лингвистами как исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, показывающий сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека. Мир – это человек и среда в их взаимодействии; картина мира – результат переработки информации о среде и человеке.

Картина мира имеет определенные характеристики:1) целостность; 2) комплексность; 3) многоаспектность; 4) историчность; 5) способность к развитию.

Мы выделяем три основных аспекта в определении картины мира. Во-первых, картина мира есть реальность, производная от некоторой системы знаний, результат духовно-практической деятельности человека. Во-вторых, картина мира существует не только в виде следов практической деятельности человека, но и как ценностно-познавательное единство. В-третьих, картина мира есть синтез знания, который задает его композиционное строение, обусловливающее соотношение главных и второстепенных элементов. На ее формирование влияют язык, традиции, природа, воспитание.

Языковая картина мира представляет собой продукт лингвистической деятельности человека, возникающий в результате взаимодействия мышления, познаваемого мира и языка. Она включает совокупность сведений о системе языка и правилах, существующих в нем. Можем сделать вывод, что: Языковая картина мира – это важная составляющая часть общей модели мира в голове человека, интегрированная в некое целое.

Языковая картина мира включает определенное видение мира, зависящее от национально-культурных особенностей носителей языка. Во всем многообразии работ, посвященных языковой картине мира, главной, доминирующей является мысль о противопоставлении двух систем понятий – научных, используемых в физике, логике, концепты которых моделируют научную картину мира, – наивным, обыденным представлениям, которые используются человеком независимо от его знаний.

Концептуальная картина мира шире и богаче языковой. Языковая картина мира организована по законам языка, концептуальная – по законам физического мира. Концептуальная картина мира содержит информацию, представленную в понятиях, а в основе языковой картины мира лежат знания, закрепленные в семантических категориях, семантических полях.

Концепта – это «термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания».

(В понимании концепта существуют три основных подхода. Во-первых, в самом широком смысле в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка.

 Во-вторых, в более узком понимании к числу концептов относятся семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующие носителей определенной этнокультуры. И, наконец, к числу концептов относятся семантические образования, которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей.)

Концепт может иметь как вербальную, так и невербальную форму. В невербальной форме концепты представляют собой ряд значимых (ритуальных, обрядовых) ситуаций, действий, жестов, стереотипов поведения. В вербальной – «ключевые слова» культуры обращают на себя внимание частотностью употребления, они входят в состав различных идиоматических выражений.

Вывод: Картина мира – это то, каким рисует себе мир человек в своем воображении, феномен более сложный, чем языковая картина мира, т.е. та часть концептуального мира человека, которая имеет непосредственную связь с языком и преломлена через его формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.015 с.)