Факторы, влияющие на культурный шок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на культурный шок.



Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Степень выраженности культурного шока и продолжительности межкультурной адаптации зависит от многих факторов. Их можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

Среди внутренних факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека — возраст, пол, черты характера. Считается, что возраст является критическим элементом адаптации к другому сообществу. Чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе. Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока. Ранее считалось, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. У женщин из развитых стран не обнаруживаются различия в способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами.

К внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта человека. Здесь важнее всего мотивы к адаптации. Самая сильная мотивация — обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Высокая мотивация присутствует и у студентов, которые получают образование за границей.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной среде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации.

К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся:

О культурная дистанция — степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек.

О особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять. С трудом адаптируются представители «великих держав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие;

О условия страны пребывания, т.е. насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность в принимающей стране, уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов, возможность общаться с представителями другой культуры.

Вывод: Культурный шок — сложное и болезненное для человека состояние. Но он свидетельствует о том, что происходит личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия.

Вербальная коммуникация.

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Язык играет большую роль в развитии и закреплении этих особенностей видения. В межкультурной коммуникации язык следует понимать, как средство общения, которое предназначено для взаимопонимания участников коммуникации. Использование языка в качестве основного средства вербальной коммуникации предполагает, что каждому слову или звуку придается специальное, только ему свойственное значение.

Процесс межкультурной коммуникации осложняется различным соотношением вербальных элементов в общении представителей различных культур. В данном случае возникает проблема соотношения высоко- и низкоконтекстуальных культур. Так, в низкоконтекстуальных культурах недостаточно только выслушать словесное высказывание. В высококонтекстуальных культурах для понимания достаточно одних только словесных высказываний.

В азиатских и восточных культурах, слова считаются составной частью коммуникативного контекста в целом, включающего также личные качества участников общения и характер их межличностных отношений. Таким образом, в этих культурах вербальные высказывания считаются частью коммуникативного процесса, неразрывно связанного с этикой, психологией, политикой и социальными отношениями. Осторожное отношение к словам в азиатских культурах, например, проявляется в том, что азиаты в любой ситуации, если это возможно, стараются всегда быть как можно сдержаннее в своих отрицательных или однозначных высказываниях. Азиатов больше интересует эмоциональная сторона взаимодействия в целом, чем значения определенных слов и выражений. Вежливость у них часто бывает важнее правдивости. В США высказываются более прямо, ясно и точно, стараясь избегать молчания в ходе общения.

Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может проходить преимущественно в форме диалога или монолога. Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. Специалисты по коммуникации выделяют следующие типы диалога:

О информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации;

О прескриптивный, содержащий просьбу, приказ;

О обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера;

О праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения намеки, междометия и т.д.

Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное восприятие. Такая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами и требует предварительной подготовки. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:

О драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации — мимикой, жестами.

О информационный, означающий сообщения различного рода.

Каждому человеку присущ свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и взаимодействие с другими людьми. Коммуникативный стиль представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия с другими людьми. Стили вербальной коммуникации также существенно варьируются в разных культурах. В коммуникативистике обычно выделяют следующие группы стилей вербальной коммуникации: прямой и непрямой; искусный (вычурный) и краткий (сжатый); инструментальный и аффективный.

Прямой и непрямой стили вербальной коммуникации. Благодаря этим двум стилям выражаются или скрываются глубинные побуждения и намерения в процессе общения. Прямой вербальный стиль имеет своей целью выражение истинных намерений и поэтому предполагает жесткий стиль общения, исключающий условности и недосказанность. Например, этот коммуникативный стиль характерен для американской культуры, в которой принято использовать в общении четкие, ясные и однозначные слова.

Непрямой вербальный стиль позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека. Например, этот стиль характерен для высококонтекстуальных культур Японии и Кореи. Японцы почти никогда не лгут, однако им не приходит в голову говорить вам правду.

Искусный (вычурный) и краткий (сжатый) стили вербальной коммуникации. Данные стили основываются на различной степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д. Искусный, или вычурный, стиль предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении. Например, этот стиль широко распространен в культурах арабских народов Ближнего Востока, где благодаря клятвам сохраняется лицо говорящего, и лицо его собеседника. Краткий, или сжатый, вербальный стиль коммуникации является противоположностью вычурного. Его главная особенность заключается в использовании необходимого и достаточного минимума высказываний для передачи информации. Например, японцы и китайцы часто используют в разговоре молчание, особенно при неопределенном статусе и роли участников разговора.

Инструментальный и аффективный стили вербальной коммуникации различаются ориентацией процесса вербальной коммуникации на того или иного его участника. Инструментальный стиль коммуникации ориентирован главным образом на говорящего и на цель коммуникации. Он опирается на Точную информацию. Например, в европейских культурах и в США люди стремятся предъявить себя посредством вербального общения, через разговорную речь показать и утвердить свое индивидуальное Я. Аффективный стиль имеет противоположную направленность процесса коммуникации: он ориентирован на слушающего и сам процесс коммуникации. Например, аффективный стиль вербальной коммуникации характерен для японского стиля общения. Главной своей целью он ставит достижение понимания собеседниками друг друга.

Перечисленные варианты стилей вербальной коммуникации в той или иной степени присутствуют практически во всех культурах, но в каждой конкретной культуре оцениваются по-своему. На процесс взаимопонимания в вербальной коммуникации оказывают существенное влияние денотация и коннотация, полисемия, синонимия, наблюдения и оценки.

Денотация и коннотация. Жизненный опыт человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотация — это значение слова, признаваемое большинством носителей данного языка, а коннотация — вторичные ассоциации слова. Например, слово «лев» означает хищное животное семейства кошачьих (денотация), а в повседневном общении людей этот слово может быть синонимом мощи, силы и величия.

Полисемия. Некоторые слова имеют несколько общепринятых значений, что также может послужить причиной неэффективной коммуникации.

Синонимия. Процесс коммуникации предполагает возможность кодирования какой-либо информации с помощью разных слов и фраз.

Наблюдения и оценки. Компетентность в коммуникации, а значит, ее эффективность предполагает умение видеть различие между утверждениями и выводами, основанными на мнении. Мы можем видеть, слышать, трогать и т.п.; результаты наших наблюдений описательны. Оценка же включает в себя некоторые выводы из того, что мы наблюдаем, наше отношение к действиям партнера.

Вывод: Вербальная коммуникация – это один из трех способов обмена информацией между людьми, который начинается от рождения человека и длится всю его жизнь. В детстве ребенок выражает свои потребности, а во взрослом возрасте вербальная коммуникация необходима для решения бытовых и деловых задач. Данным термином обозначается коммуникативное взаимодействие с помощью речи, а именно сообщение некой информации, ее восприятие и понимание.

Невербальная коммуникация.

Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные. Первым такую мысль высказал Ч. Дарвин, который считал, что в основе всех невербальных форм общения лежат эмоции человека, которые представляют собой биологические реакции на внешние стимулы. Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции.

На основе признаков невербальной коммуникации выделяют три типа невербальных средств:

О поведенческие знаки: побледнение или покраснение, а также дрожь от холода или страха;

О ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека: почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

О коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то прежде всего подразумевают дополнительную информацию о человеке. Жесты, мимика, позы, одежда, прическа — все они представляют собой определенный вид сообщений. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».

Основные формы и способы, к которым относятся:

О кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;

О такесика — рукопожатия, поцелуи, поглаживания,;

О сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;

О проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;

О хронемика — способы использования времени в процессе коммуникации.

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь. Большинство людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре.

(Большую часть жестов можно классифицировать следующим образом:

О иллюстраторы - Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание.

О конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении.

О модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия,

О жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся))

Поскольку все жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение.

Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации.. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

0 включение или исключение из ситуации общения. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук;

О доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, зависимость — во взгляде снизу-вверх, сутулости;

0 противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Телодвижения помогают человеку выражать свои чувства и намерения. Так, человек проявляет по отношению к своему собеседнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком.

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Вывод: Визуальный контакт обозначает начало общения, в процессе общения он является знаком внимания, поддержки. Будет более приятней, если общение будут проходить глава в глаза.

Особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении, получило название такесики. Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

О профессиональные – осмотр врача;

О ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

О дружеские;

О любовные.

С помощью прикосновений человек усиливает или ослабляет процесс общения. Каждая культура выработала свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры.

С этой точки зрения культуры можно разделить на контактные, в которых прикосновения очень распространены, и дистантные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат латиноамериканские, восточные, южно европейские культуры. В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы. Атрибутом встречи и общения является рукопожатие. Исторически сложилось несколько видов рукопожатий:

О ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает готовность подчиниться;

О ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку;

О ладонь ребром вниз фиксирует положение равенства собеседников;

О рукопожатие «перчатка» подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию.

Таким образом, умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера.

Сенсорика представляет собой тип, основывающийся на чувственном восприятии другого человека. Отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. Мы строим наше общение с собеседником во многом в зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус.

Особенно большое значение в общении имеют запахи, прежде всего запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться какие-то сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми. Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой.

Вывод: Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств

Проксемика — это использование пространственных отношений при коммуникации. Каждый человек считает, что для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, который является его собственным. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

О интимную — разделяющую достаточно близких людей;

О личную — расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;

О социальную — дистанция между людьми при формальном и светском общении;

О публичную — дистанция общения на публичных мероприятиях.

Для процесса коммуникации наиболее важным является личная зона, непосредственно окружающая тело человека. Эта зона составляет 45—120 см, в ней происходит большая часть всех коммуникационных контактов человека. Социальная зона — это то расстояние, которое поддерживается при общении с незнакомыми людьми или с малой группой людей, т.е. такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем.

Публичная зона — это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией.

Вывод: Проксемика — это использование пространственных отношений при коммуникации, выражающееся в отделении личной территории. Незнание границ личной зоны при межкультурном общении может привести к межкультурному конфликту.

 

Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном процессе.

Выделяют две основные модели использования времени — монохронную и полихронную. При монохронной модели время образно представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Благодаря этому разделению времени на части человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу.

Вывод: Хронемика - это роль времени в общении. То, как кто-то ценит и воспринимает время, играет важную роль в его или ее коммуникативном процессе. В разных культурах люди обычно по-разному воспринимают время, и это может привести к конфликтам между людьми.

Вывод: Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела, а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит нам выстроить свою тактику поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.056 с.)