Инкультурация в процессе освоения культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инкультурация в процессе освоения культуры



В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, инкультурация подразумевает освоение миропонимания и поведения человеком, присущих его культуре. Результатом процесса инкультурации является культурная идентичность. Сам процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. когда ребенок приобретает первые навыки поведения и освоения речи, и продолжается он всю жизнь, включая в себя формирование основополагающих человеческих навыков. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях и традициях своего культурного окружения. На протяжении жизни каждый человек проходит определенные этапы, которые мы называем стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каждой из этих стадий процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В со-ответствии с этими достижениями обычно выделяют две основные стадии инкультурации: 1) начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности; 2) взрослую (вторичную), охватывающую два других периода. Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Ее основное содержание составляют воспитание и обучение. В этот период дети усваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различных типов игр. Игровые формы - это универсальное средство инкультурации личности, поскольку они выполняют сразу несколько функций:

обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание;

коммун икативную, ориентированную на объединение сообщества лю-дей в коллектив;

развлекательную, выражающуюся в создании благоприятной атмосфе-ры;

релаксационную, предполагающую снятие эмоционального напряжения;

развивающую, состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;

воспитательную, направленную на усвоение норм и принципов поведения.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков, формированию ценностного отношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает знания и навыки. Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, действует поощрением. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном общении с ребенком и поэтому чаще действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Таким образом, на стадии первичной инкультурации дополнительно закладываются основы половой идентификации.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей. Отличительной особенностью данной стадии является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Здесь основное внимание уделяется профессиональной подготовке. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеют освоение людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга социальных контактов. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна. В исследованиях процесса инкультурации используется такое понятие «культурная трансмиссия» - это механизм передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам. Выделяют три способа культурной трансмиссии: 1) вертикальная, в процессе которой культурная информация передается от родителей к детям; 2) горизонтальная, передача осуществляется посредством общения со сверстниками; 3) непрямая, передача путем обучения у окружающих его взрослых, а также в школах и вузах. На разных этапах жизненного пути человека эти способы культурной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играют отношения младенца с родителями, родственниками. В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстниками, школа. Вместе с этими способами культурной трансмиссии процесс инкультурации развивается во взаимосвязи с его психологическими формами - имитация, идентификация, чувства вины и стыда. Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной форме поведения взрослых. Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения и ценностей как своих собственных. Имитация и идентификация — позитивные психологические способы инкультурации. Стыд и вина являются их противоположностями, т.е. негативными психологическими способами инкультурации.

Подводя итог вышесказанному, процесс инкультурации начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. В это время человек осваивает присущие его культуре миропонимания и поведения. Выделяют две стадии инкультурации: первичную (с рождения и до подросткового возраста) и вторичную (касается уже взрослых людей).

Культура и поведение

Человек, общаясь с представителями других культур, в большинстве случаев не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. Часто нам необходимо понять смысл каждого конкретного поступка собеседника, потому что этот смысл не всегда лежит на поверхности, он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах существенно различаются.

Например, правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала главное — ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них — опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются поклоны. Кланяться, сидя па подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника — верхом неприличия.

Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Обычно неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием, и практически не принимались во внимание культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодействующих сторон оставались скрытыми друг для друга.

Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния.

Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне через образование и воспитание, так и на бессознательном, когда процесс освоения человеком своей культуры происходит под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств.  Таким образом, большинство моделей поведения людей формируется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах восприятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наездника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколения в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхождению, так и по выражению.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия идут из его собственной культуры, при этом представители других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенное поведение.

Серьезные культурные различия наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы все могли положить себе нужное количество еды самостоятельно. И мы старательно пытаемся накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.

Также, я хочу поговорить о таком типе общения и понимания человека по общению как эмпатия.

Проявление эмпатии в общении выражается в стремлении не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько почувствовать состояние партнера. Это вызвано тем, что не всегда один из партнеров может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д. Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условностей люди начинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение.

Эмпатия может проявляться в трех основных формах:

1) когнитивной — способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет и разделяет людей;

2) экспрессивной — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений;

3) социальной — способность понимать сходство и различие в нормах социального поведения

Эмпатия основывается на умении поставить себя на место другого человека, взглянуть па окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии заключается в перенесении элементов внутреннего мира другого человека в собственный. Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизительно одинаковые чувства и ощущения, и это сопереживание позволяет им понять другие точки зрения идеи и различные культурные явления

Необходимо помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:

■ внимательно слушать, что говорят;

■ стремиться понять, как чувствуют себя другие;

■ проявлять сочувствие к интересам других;

■ иметь способность понимать точку зрения другого.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что при общении в большинстве случаев нельзя предсказывать поведение других людей, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах, ведь смысл не всегда лежит на поверхности, он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении людей. Также, я затронула такой термин как эмпатия, которая основывается на умении поставить себя на место другого человека, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках.

Коды культуры.

Код определяется как совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения. Правила, регулирующие код, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Существуют различные виды кодов. Согласно В.Н. Телия, код культуры - это таксономический субстрат ее текстов. Этот субстрат представляет собой совокупность представлений о картине мира того или иного социума - о входящих в нее природных объектах, явлениях и присущих этим сущностям их пространственно-временных или качественно-количественных измерениях. По мнению В.В. Красных, код культуры есть сетка, которую культура «набрасывает» на окружающий мир, структурирует и оценивает его.
Коды культуры соотносятся с архетипическими представлениями, так как именно в них зафиксированы «наивные» представления о мироздании. К главным кодам культуры будем относить соматический, биоморфный, предметный, мифологический.
1. В соматическом коде особое место занимают символьные функции различных частей тела. Как утверждает В.В. Красных, соматический код является наиболее древним из 5-128 существующих кодов.
Так, во фразеологическом фонде французского языка есть много выражений с семантикой эмоций, внутренняя форма которых содержит слово foie (печень). Печень рассматривалась как символ храбрости, и обесцвечивание ее интерпретировалось как признак страха.
Во фразеологическом словаре русского языка под редакцией есть только две фразеологические единицы (всеми печенками, сидит в печенках).
Во французском языке много фразеологических единиц, источником которых являются вещества, способствующие функционированию и развитию человеческого организма. В книге «Языковая концептуализация» отмечено, что плоть и кровь противостоят духу и что плоть в языковой картине мира предстает как носитель генетической информации, как носитель самых сильных эмоций, как носитель того, что человек принимает близко к сердцу.
2. Биоморфный код культуры связан с живыми существами, населяющими окружающий мир. Данный код культуры отражает представления человека о мире животных, растений. Биоморфный код связан в первую очередь бытующими стереотипами восприятия и оценки животных и растений.
Так, например, роза - символ красоты, радости, наслаждения.
Во фразеологическом фонде русского и французского языков просматриваются способы представления языковой картины мира с помощью зооморфизмов. Следует отметить, что животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться целые сообщения.
Так, например, во французской фразеологической единице лексема chien (собака}, как правило что-то злое. В канадском французском языке собака - это прежде всего спутник охотника, поэтому в квебекской фразеологии собака предстает в более выгодном свете.
3. Предметный код культуры связан с предметами, заполняющими пространство и принадлежащими окружающему миру. Во французском языке имеется группа фразеологических единиц, в которых есть предметные сравнения: (печальный как ночной колпак), (печальный как дверь). Это национальные, своеобразные ФЕ, которые в большинстве случаев не переводятся на русский язык. В русском языке внутренняя форма ФЕ содержит образы таких предметов, как, например, нож со значением страдания, печали (нож в сердце), стена со значением раздражения (лезть на стену).
4. К мифологическому коду принадлежит так называемая вторичная реальность, которая является неотъемлемым элементом культурного пространства: черти, ангелы, ведьмы. Они бытуют в культуре как персонажи или элементы фольклора, обладают определенными стереотипами. Например, черт - он вездесущ и в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняет им мелкие неприятности, провоцирует на плохие действия. В русском языке есть выражение злой как черт.
Итак, коды образуют систему координат, которая содержит и задает эталоны культуры. Они помогают выявить характерологические черты мира эмоций для русского и французского обыденного менталитета.

Культурная идентичность.

Культурная идентичность – это принадлежность человека к какой-либо культуре, формирующей ценностное отношение к самому себе, обществу и миру в целом.

Суть культурной идентичности состоит в том, что человек осознанно принимает соответствующие культурные нормы и образцы поведения, ценностные ориентации и язык. Культурная идентичность способствует пониманию собственного "я" с позиции культурных характеристик, принятых в данном обществе.

Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, который рассматривает ее в двух аспектах:

1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. данность физического внешнего облика, задатков, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия;

2) в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность.

 

Проблема видов идентичности является достаточно сложной, поскольку имеется большое разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.

Так, выделяют трудно сопоставимые признаки, например: в зависимости от выраженности личностных или социальных аспектов Я (личностная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных признаков (сознательная или бессознательная), полного или частичного включения в группу и проч.

Например, бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков: можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества, характерные преимущественно для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группы и т.д.). Непосредственная идентичность осуществляется через группу, близкую той, к которой субъективно относит себя человек, но по каким-то причинам не может принадлежать ей непосредственно.

Личностная идентичность имеет отношение к тем качествам и характеристикам, которые мы видим в себе и которые индивидуальны. Если кто-то отвечает на вопрос "Кто вы?" утверждениями типа: "Я добрый", то обычно эти ответы относятся к их личной идентичности.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Чаще всего за основу классификации различных видов социальной идентичности берут тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, организационная, этническая (национальная), культурная, гражданская, профессиональная и т.д. Они отражают различные элементы социальной принадлежности и поэтому относятся к разновидностям социальной идентичности.

Мы проявляем тенденцию признавать мнение другого как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Другими словами, наше Я развивается в социальном взаимодействии. В структуре социальной идентичности выделено три компонента:

1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе);

2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы);

3) эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» группы).

Подводя итог, можно сказать, что культурная идентичность обладает двойственной функцией, т.е. она позволяет коммуникантам составлять представления друг о друге, предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию, и в то же время культурная идентичность обладает ограничительным характером, идет ограничение коммуникативного процесса рамками возможного взаимопонимания и исключение из него тех аспектов коммуникации, которые ведут к конфликту.

 

9 Оппозиция "свой"-"чужой"

На основе сопоставления и противопоставления мнений различных групп и общностей, выявленных в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека — совокупности знаний и представлений человека о его месте и роли как члена соответствующего общества, о своих способностях и деловых качествах. Иначе говоря, культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В контактах человек быстро убеждается, что «чужие» по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в его родной культуре. В подобного рода ситуациях несовпадения каких-либо явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Во всех вариантах его использования и употребления оно понимается на обыденном уровне — путем выделения и перечисления наиболее характерных признаков и свойств этого термина. «Чужой» понимается как:

· находящийся за границами родной культуры;

· странный или необычный;

· незнакомый или неизвестный;

· зловещий, несущий угрозу для жизни.

 «Свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Только через осознание «чужого», «другого» формируется представления о «своем». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и формировать собственную идентичность. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно четко проявляется в формировании культурной  идентичности.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз упомянуть, что при межкультурной коммуникации возникает разделение представителей всех культур на своих и чужих. И в связи с этим культурная идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс комуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.034 с.)