Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья



Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и поддержка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов.

Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста.

Во исполнение положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ, а также положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р, на территории Российской Федерации предусмотрено создание межведомственных служб ранней помощи во всех субъектах Российской Федерации с учетом имеющихся ресурсов служб (центров) психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе в возрасте от 0 до 3 лет.

В системе образования службы (центры) по оказанию ранней коррекционной помощи могут создаваться на базе ДОО и общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр).

По данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России, в 2019 году в Российской Федерации в системе образования функционировали 4 040 подобных служб. Общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 263 тыс., что на 60% больше, чем в 2018 году, и почти в 3 раза больше, чем в 2017 году. Приведенная статистика свидетельствует о возросшей востребованности данных услуг, а также об эффективности проводимой информационно-просветительской работы.

По данным федерального статистического наблюдения по форме
№ 85-К, из 7,6 млн. детей, посещающих ДОО, 634 206 детей (8,3%) являются детьми с ОВЗ и (или) детьми-инвалидами.

В 2019 году численность детей с ОВЗ, посещающих ДОО, увеличилась на 5,6% (2018 г. – 519 542 воспитанника с ОВЗ), а численность детей-инвалидов – на 5,5% (2018 г. – 79 151 ребенок-инвалид; 2017 г. – 554 424 обучающихся с ОВЗ и 74 768 детей-инвалидов).

В 2019 году количество групп комбинированной направленности составляло 22 423, компенсирующей направленности – 27 683, что на 8,9% больше по сравнению с 2018 годом (2018 г. – 45 669 групп комбинированной и компенсирующей направленности). Интерес у родителей (законных представителей) к данным группам вызван, прежде всего, созданной и сохраняемой в них развивающей коррекционной средой.

На уровнях начального, основного и среднего общего образования разница численности обучающихся с ОВЗ в отдельных образовательных организациях и инклюзивных образовательных организациях незначительна: в 2019 году 49,01% обучающихся получают образование инклюзивно, а остальные – в отдельных классах или образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ.

Количество специальных коррекционных классов в 2019 году составило 46 574, в которых обучалось 362 371 детей с ОВЗ (2018 г. – 45 028 классов, в которых обучалось 355 134 детей с ОВЗ; 2017 г. – 42 667 классов, в которых обучалось 347 097 детей с ОВЗ).

Инклюзивно в 2019 году образование получали 356 260 обучающихся с ОВЗ, что на 12,74% больше, чем в 2018 году, и 184 001 обучающийся с инвалидностью (2018 г. – 407,8 тыс. обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью; 2017 г. – около 349 тыс. обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью).

На начало 2019/20 учебного года по программам общего образования на дому обучалось 92 637 детей с ОВЗ, из которых 68 168 также имеют статус ребенка-инвалида, и 15 671 ребенка-инвалида (2018/19 учебный год –86 092 обучающихся с ОВЗ и 15 908 детей-инвалидов; 2017/18 учебный год – 79 849 обучающихся с ОВЗ и 15 979 детей-инвалидов).

На уровнях общего образования в 2019/20 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 129 824 педагогических работников и специалистов: 11 009 учителей-дефектологов (из них 6 181 – в ДОО), 49 219 учителя-логопеда (из них 33 696 – в ДОО),
44 823 педагогов-психологов (из них 18 056 – в ДОО), 19 947 социальных педагога (из них 1 384 – в ДОО), 4 129 тьюторов и 697 ассистентов (помощников).

В рамках реализации национальной системы учительского роста утверждено распоряжение Минпросвещения России от 31 марта 2020 г. № 35 «О проведении работы по формированию перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе в разрезе учебных предметов (предметных областей)». В указанный перечень вошли специалисты психолого-педагогического сопровождения: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор.

Одним из приоритетных направлений в обеспечении права на образование обучающихся с особыми образовательными потребностями является развитие школьной медицины. С целью повышения качества оказания медицинской помощи обучающимся приказом Минтруда России
от 31 июля 2020 г. № 481н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях». В связи с его принятием медицинскую помощь в общеобразовательных организациях будут оказывать медицинские работники с высшим образованием, обладающие знаниями по гигиене детей и подростков, профилактике и экстренной помощи.

Мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г.
№ 363 (далее – государственная программа «Доступная среда»), участие в которой в 2019 году приняли 83 субъекта Российской Федерации с общим объемом субсидии 594,9 млн. рублей (2018 г. – 80 субъектов Российской Федерации с общим объемом субсидии 594,9 млн. рублей; 2017 г. – 81 субъект Российской Федерации с общим объемом субсидии 1 170,0 млн. рублей).

Участниками государственной программы «Доступная среда» в 2019 году стали 576 образовательных организаций, в том числе 327 ДОО и 139 общеобразовательных организаций, а также 110 организаций дополнительного образования детей (2018 г. – 617 образовательных организаций Российской Федерации, в том числе 348 ДОО, 162 общеобразовательных организации и 107 организаций дополнительного образования детей; 2017 г. – 507 ДОО, 323 общеобразовательных организации и 147 организаций дополнительного образования детей).

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2019 году:

95,3% детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет от общей численности детей-инвалидов данного возраста охвачены дошкольным образованием;

47,4% детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет от общей численности детей-инвалидов данного возраста получали дополнительное образование;

для 98,8% детей-инвалидов от общей численности детей-инвалидов школьного возраста были созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования.

По итогам 2019 года условия для обучения детей-инвалидов были созданы в 9 977 общеобразовательных организаций (24,2% от их общего количества при плановом значении 22,6%) и в 7 754 ДОО (20,2% от их общего количества при плановом значении 18%).

В Российской Федерации продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.

В 2019 году по программам дополнительного образования обучались более 526 тыс. обучающихся с ОВЗ и более 176 тыс. обучающихся с инвалидностью.

42 субъектами Российской Федерации созданы и эксплуатируются навигаторы дополнительного образования, внедряемые в рамках развития целевой модели региональной системы дополнительного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 № 467, которая предусматривает использование механизмов адресной поддержки отдельных категорий детей, а также проведение мониторинга доступности дополнительного образования с учетом индивидуальных потребностей и особенностей детей различных категорий (в том числе талантливых детей, детей с ОВЗ, детей, проживающих в сельской местности, детей из семей, находящихся в трудной ситуации).

Приказом Минпросвещения России от 24 июля 2019 г. № 390 утвержден перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год, включающий 267 мероприятий, в том числе для детей с ОВЗ.

В 2018/19 учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 105 обучающихся с ОВЗ, из них 25 обучающихся с ОВЗ стали победителями или призерами.

Прием на обучение по программам СПО лиц с инвалидностью ежегодно увеличивается. В 2019 году 9 759 инвалидов были приняты на обучение по программам СПО, в то время как в 2018 году численность таких лиц составляла 8 913. Всего в 2019 году 27 122 инвалида обучались в образовательных организациях СПО.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).

БПОО, основная цель которых поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации, создаются с 2016 года, и по итогам 2019 года их количество составило 111 в 82 субъектах Российской Федерации (БПОО отсутствовали в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах). 109 БПОО в 81 субъекте Российской Федерации созданы в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» и 3 БПОО в
г. Москве за счет средств регионального бюджета.

РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам. По итогам 2019 года создано 40 РУМЦ СПО в 36 субъектах Российской Федерации, из них 37 РУМЦ СПО в 35 субъектах Российской Федерации созданы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и 3 РУМЦ СПО в г. Москве за счет средств регионального бюджета.

В рамках федерального проекта «Современная школа» в 2019-2024 годах запланировано обновление инфраструктуры в 909 отдельных образовательных организациях (более 50% от их общего количества), которые получат субсидии из федерального бюджета, в первую очередь, на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей. На реализацию данного мероприятия в 2019 году предусмотрено более 1 млрд. рублей, из которых около 68 млн. рублей – средства региональных и местных бюджетов.

Реализация мероприятия федерального проекта «Современная школа», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, началась в 2019 году с опережением. В мероприятии приняло участие 239 отдельных общеобразовательных организаций из 81 субъекта Российской Федерации, в том числе 20 отдельных общеобразовательных организаций из 6 субъектов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по 1 общеобразовательной организации Ямало-Ненецкого автономного округа и Еврейского автономной области, по 2 общеобразовательных организации Республики Коми, Камчатского края, Архангельской области, 12 общеобразовательных организаций Иркутской области), которые обновили инфраструктуру кабинетов предметной области «Технология», помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися, учебных кабинетов и помещений для организации качественного общедоступного общего и дополнительного образования.

Наибольшее количество средств было направлено на закупку оборудования по следующим направлениям:

специализированное оборудование для работы специалистов психолого-педагогического сопровождения (оснащены кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога);

оснащение трудовых мастерских агропромышленного и полиграфического профилей, швейного, поварского и строительного дела, социально-бытовой ориентированности.

Кроме того, в 2019 году были оборудованы более 100 учебных кабинетов, 75 кабинетов лечебной физической культуры, адаптивной физической культуры и 40 компьютерных классов. Для реализации коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ в 2019 году было оснащено более 400 кабинетов для педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение указанных обучающихся (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), 66 сенсорных комнат.

Также закуплено оборудование для организации 125 кружков художественной направленности, 50 кружков технической направленности, 23 кружков социальной направленности, 20 кружков спортивно-оздоровительной направленности и 7 эко-студий.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» к 2024 году до 70% от общего числа детей с инвалидностью и ОВЗ будет охвачено программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В целях создания условий для участия обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в олимпиадном движении во все положения о проведении всероссийских предметных олимпиад включены специальные условия.

Важное место в реализации национального проекта «Образование» отводится «Кванториумам», которые создаются в каждом субъекте Российской Федерации (всего – не менее 245 детских технопарков «Кванториум» и не менее 340 мобильных технопарков «Кванториум») и доступны для детей с особыми образовательными потребностями.

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» направлен на оказание психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения ее доступности семьям независимо от места проживания, в том числе родителям детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь, раннего возраста, и детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации.

В 2019 году Минпросвещения России проведен конкурсный отбор некоммерческих организаций на предоставление грантовой поддержки из федерального бюджета в целях оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей. По итогам отбора гранты получили 95 организаций из 54 субъектов Российской Федерации.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

За период реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» на эти цели планируется выделить более 400 млн. рублей (по 70 млн. рублей ежегодно).

В 2019 году региональные конкурсы «Абилимпикс» прошли во всех субъектах Российской Федерации, в них приняли участие 12 138 участников в возрасте от 14 до 65 лет (за 5 лет проведения региональных конкурсов «Абилимпикс» число его участников увеличилось в 5 раз).

В Национальном чемпионате «Абилимпикс» в 2019 году в 118 компетенциях приняли участие 1 782 человека, что на 54% больше, чем в 2018 году, и почти в 6 раз больше, чем в 2015 году (2018 г. – 1 157 участников;
2015 г. – 300 участников).

По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 января 2020 года занятыми являются 90% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019 года, из них: 1 481 человек (12,2%) трудоустроен, 9 443 человека (77,8%) продолжают обучаться.

Таким образом, в Российской Федерации продолжает развиваться система преемственного качественного доступного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями как в отдельных образовательных организациях, так и в инклюзивном формате, не выделяя в приоритет ни один из них.

В настоящее время в Российской Федерации по программам высшего образования обучается 24,2 тыс. инвалидов, что составляет около 0,6% от общей численности студентов.

В рамках проводимой работы по обеспечению прав инвалидов на получение высшего образования:

сняты ограничения по количеству образовательных организаций высшего образования, в которые они могут подать документы при поступлении (ранее инвалиды могли подать документы только в одну образовательную организацию в рамках установленной квоты),

инвалидам I и II групп предоставляется право проходить обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных средств. Кроме того, от инвалидов не требуется предоставление медицинского заключения для поступления на обучение в образовательную организацию высшего образования (ранее требовалось прохождение федеральной медико-социальной экспертизы),

введено положение об учете в качестве индивидуального достижения при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс».

Вместе с тем в целях учета специфики взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ и формирования инклюзивной культуры Минобрнауки России принято решение о включении педагогической компоненты по инклюзивному образованию не только в профильные ФГОС ВО, но и в непрофильные. В этой связи расширен перечень универсальных компетенций непрофильных ФГОС по 304 направлениям подготовки бакалавриата и специалитета с целью включения универсальной компетенции УК-9 «Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах».

Основным инструментом для реализации цели повышения качества и доступности получения инвалидами высшего образования без дискриминации является сетевой проект функционирования РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданных на базе образовательных организаций высшего образования. В настоящее время сеть РУМЦ представляет собой многоуровневую модель взаимодействия в сфере инклюзивного образования лиц с инвалидностью, куда входят РУМЦ, образовательные организации высшего образования, школы и образовательные организации среднего профессионального образования, общественные организации инвалидов, работодатели, службы занятости и другие.

В 2019 году сетью РУМЦ проводилась консультационная работа с вузами-партнерами, в том числе в формате вебинаров и конференций. Функционировали центры коллективного пользования специальных технических средств обучения, информация о наличии которых была внесена в реестр специальных технических средств сети РУМЦ, размещенном на Портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ по адресу: инклюзивноеобразование.рф.

Продолжена работа по созданию медиа-паспортов перспективных профессий с учетом регионального рынка труда для размещения на Портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Организованы мероприятия по профориентации и содействию трудоустройству среди абитуриентов и выпускников с инвалидностью. Проведено межрегиональное мероприятие по вопросам включения совместных мероприятий в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Подготовлены изменения в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

В качестве площадки по акселерации профессиональных компетенций обучающихся с инвалидностью был выбран Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» (далее по тексту подраздела – конкурс) с участием студентов с инвалидностью. Экспертами конкурса стали представители работодателей, заинтересованные в трудоустройстве данной категории выпускников. Из 635 участников конкурса 383 являлись студентами с инвалидностью. На конкурс было представлено более 400 проектов по 5 номинациям. Ряд лучших проектов имеют потенциал, чтобы стать успешными стартапами для участников конкурса, и могут быть рекомендованы к внедрению. Конкурсанты из числа выпускников с инвалидностью продемонстрировали свою профессиональную конкурентоспособность наравне с другими участниками. Результаты проведения конкурсов такой направленности способствуют повышению мотивации работодателей к принятию на работу выпускников с инвалидностью, а также повышают информированность выпускников о рынке труда, помогают в поиске работы.

Отдельные меры по обеспечению доступа лиц с инвалидностью реализуются в рамках национального проекта «Образование».

Так, например, основной задачей федерального проекта «Новые возможности для каждого» является формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, в том числе лицами с ОВЗ.

С этой целью в рамках реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» осуществляется 2 основных мероприятия:

1. Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организации-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования. В первую очередь образовательная поддержка оказывается специалистам, готовым самостоятельно проектировать и разрабатывать новые образовательные программы, в том числе для инвалидов, лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Всего для обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации в области работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ и инклюзивного образования заявлено 2 184 научно-педагогических работника.

2. Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. Расширение вовлеченности граждан в систему непрерывного образования осуществляется за счет софинансирования программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для взрослых граждан, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках конкурса отобрано 50 образовательных организаций высшего образования, программы которых соответствуют интересам различных целевых аудиторий, в том числе лицам с инвалидностью и ОВЗ.

Кроме того, федеральным проектом «Молодые профессионалы» предусмотрено создание и введение в 2020 году в эксплуатацию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами с целью широкого и качественного внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, расширения возможностей реализации персональных образовательных траекторий, что будет способствовать развитию виртуальной академической мобильности инвалидов и упрощению доступа к образовательному контенту с использованием ресурсов образовательных организаций высшего образования, в том числе обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню.

Для обеспечения беспрепятственного, безопасного доступа к образовательным организациям Минобрнауки России совместно с органами власти субъектов Российской Федерации регулярно проводятся необходимые мероприятия по оснащению зданий и общежитий средствами визуальной, звуковой и тактильной навигации, оборудованию лестниц пандусами, подъемными устройствами и поручнями, выделению парковочных мест для машин инвалидов и лиц с ОВЗ.

По результатам совместного опроса Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1 октября 2019 года на территории Российской Федерации для организации образовательной деятельности и проживания обучающихся используется 14 759 зданий, из которых 3 556 зданий (24,1%) являются полностью приспособленными для обучения и временного проживания лиц с ОВЗ, 4 870 зданий (32%) обеспечивают указанные условия частично.

Минобрнауки России ежегодно проводит мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Мониторинг 2019 года стал наиболее полным и информативным. В обследовании приняло участие 1 012 образовательных организаций высшего образования, включая филиалы в качестве самостоятельных участников мониторинга, что на 19% больше, чем в 2017 году, и на 45% больше, чем в 2018 году.

Общая численность обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляет 0,6% от общего числа обучающихся (2018 г. – 0,54%). Наибольшее число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью распределено в образовательных организациях высшего образования Центрального (33,07%), Северо-Кавказского (17,71%) и Приволжского (12,94%) федеральных округов.

Наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью обучается по программам бакалавриата – 67,73% (2018 г. – 75,65%). На программах специалитета обучается 25,11% от числа лиц с ОВЗ и инвалидностью
(2018 г. – 18,05%). Программы магистратуры и аспирантуры менее востребованы: таким образом, в аспирантуре обучается 0,25% от числа всех студентов с ОВЗ и инвалидностью, в магистратуре обучается 6,91% от числа всех студентов с ОВЗ и инвалидностью (2018 г. – 0,37% и 5,94%, соответственно).

С учетом специфики и особенностей, накладываемых как характером будущей работы, так и возможностями различных нозологий, наиболее популярны направления подготовки в сфере медицины, экономики,
ИТ-технологий и правоведения, а также гуманитарные дисциплины (филология, лингвистика, история и т.п.). Особенностью части указанных специальностей является возможность удаленной или надомной работы. Кроме того, популярны направления получения образования, связанные с работой с учениками и студентами, имеющими аналогичные ограничения возможностей и их адаптацию (педагогика, психология, специализированные направления и специальная физкультура).

В 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла доля лиц с ОВЗ и инвалидностью, поступивших в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, от числа абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью (2019 г. – 39,52%; 2018 г. – 37,51%).

Распределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по видам нозологий между образовательными организациями высшего образования осталось практически неизменным. Так, в образовательных организациях обучается 49,04% лиц с нарушениями зрения (2018 г. – 52,13%); 38,98% лиц с нарушениями слуха (2018 г. – 41,49%); 64,05% лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата – мобильные (2018 г. – 65,11%); 21,07% лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – на кресле-коляске
(2018 г. – 22,34%); 54,96% лиц с соматическими заболеваниями
(2018 г. – 57,45%); 7,71% лиц с психическими заболеваниями
(2018 г. – 9,36%); 61,29% лиц с иными заболеваниями (2018 г. – 59,57%).

Финансирование образовательными организациями высшего образования статей расходов, связанных с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ, за время проведения мониторинга выросло в 2 раза, при этом основной рост расходов пришелся на статью «создание безбарьерной среды», подразумевающую разовые значительные расходы на обеспечение архитектурной доступности учебных корпусов и общежитий, оборудование аудиторий и другие капитальные расходы.

Кроме того, за 2 года, с 2017 года более чем в 2 раза увеличились расходы образовательных организаций высшего образования на кадровое и методическое обеспечение учебного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Одновременно основные пропорциональные отношения статей расходов на протяжении 3 лет остаются практически неизменными.

Свыше 60% от всех расходов составляет финансирование «безбарьерной среды»; от 15% до 20% расходов – на кадровое сопровождение; от 10% до 15% расходов – на специальные технические средства (также фактически являющиеся разовыми, капитальными вложениями); от 4% до 8% расходов – на методическое обеспечение.

Всего в 2019 году на указанные цели было израсходовано 1,7 млрд. рублей (2018 г. – 931,5 млн. рублей). В большинстве случаев средства были использованы на создание безбарьерной среды – 62,35% от общего числа участвовавших в мониторинге или 65,15% от числа тех образовательных организаций высшего образования, где обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью.

Всего по этой статье образовательными организациями высшего образования, участвовавшими в реализации программы, было израсходовано 1,1 млн. рублей или 61,24% от всех израсходованных средств.

Второе место по статье расходов занимают расходы на кадровое сопровождение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – 372,8 млн. рублей или 21,45% от указанного финансирования.

На третьем месте – расходы образовательных организаций высшего образования на технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – 185,3 млн. рублей или 10,67% от всех расходов. Финансовые средства на специальную технику и оборудование в 2019 году выделило 362 образовательных организации (35,77% от общего числа участников мониторинга или 38,15% от числа образовательных организаций, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью).

Таким образом, дополнительные расходы на 1 обучающегося с ОВЗ и инвалидностью по всем уровням подготовки и формам обучения составили
76 791 рубль, что в 2 раза выше показателей 2017 года (2018 г. – 67 158 рублей; 2017 г. – 31 544 рубля).

В части профориентационной работы необходимо отметить возросшую активность учебных заведений на таких направлениях деятельности, как организация дней открытых дверей (+15%) и индивидуальное профконсультирование инвалидов (+20%). Значительно меньшее внимание уделяется каникулярным школам (+2%) и групповому консультированию на базе общеобразовательных организаций (+7%).

По вопросу реализации адаптированных образовательных программам для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимо отметить, что за период с 2017 года доля образовательных организаций, использующих указанные программы, в среднем выросла с 34,55% до 41,6%.

В соответствии с показателями мониторинга адаптированные образовательные программы присутствуют: для лиц с нарушениями зрения – в 21,54% образовательных организаций (2018 г. – 23,7%), с нарушениями слуха – в 17,98% образовательных организаций (2018 г. – 19,11%) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в 25,89% образовательных организаций (2018 г. – 29,05%).

В вопросе трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать фактор положения на рынке труда как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Согласно результатам мониторинга, за прошедшие 3 года выросли показатели активности образовательных организаций высшего образования на данном направлении деятельности: работа в отделе трудоустройства (+12%), наличие программы содействия трудоустройству (+3%), наличие программы постдипломного сопровождения (+5%).

По итогам 2018/2019 учебного периода образовательными организациями было подготовлено 3 618 выпускников с ОВЗ и инвалидностью, что составило 0,53% от общего числа выпускников (2017 и 2018 гг. – около 0,44%). В течение календарного года после завершения обучения из числа выпускников с ОВЗ и инвалидностью трудоустроилось
1 892 человека, что составляет 52,29% от числа выпускников данной группы (2018 г. – 58,66%; 2017 г. – 58,3%).

Результаты мониторинга показывают, что наименее проблемной категорией в контексте трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью являются лица с нарушениями слуха, а наиболее сложным является трудоустройство лиц с нарушениями зрения.

Поддержка одаренных детей

Работа с талантливыми детьми и молодежью является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, утвержденным от 17 ноября 2015 г. № 1239 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 мая 2020 г. № 760) выявление одаренных детей осуществляется на основе наличия созданных ими результата интеллектуальной деятельности, подтвержденного патентом или свидетельством, и (или) публикации в научном международном и (или) всероссийском издании, в том числе издании, индексируемом в международных базах данных (Web of Science, Scopus и др.), либо посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Одним из основных инструментов системы выявления и поддержки одаренных детей является государственный информационный ресурс об одаренных детях (далее – ГИР), который агрегирует сведения о победителях и призерах мероприятий, вошедших в ежегодно утверждаемый Минпросвещения России перечень мероприятий в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной сферах (далее по тексту подраздела – федеральный перечень).

В федеральный перечень на 2019/20 учебный год вошло 267 мероприятий (2017/2018 учебный год – 200 мероприятий).

По итогам 2019 года в ГИР включено более 197 тыс. сведений об одаренных детях, в том числе по направлениям: «Наука» – 152 367, «Искусство» – 14 700, «Профессиональное мастерство» – 1 940, «Социальная значимость/общественная деятельность» – 181, «Спорт» – 28 798.

Также для формирования индивидуальных образовательных траекторий Образовательным центром «Сириус» на платформе «Сириус. Онлайн» проводятся дистанционные онлайн-курсы для талантливых школьников. На базе этой платформы с использованием ГИР сформированы 50 тыс. портфолио детей.

С 2018 года реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», основной целью которого является увеличение охвата детей услугами дополнительного образования до 80%, повышение качества и вариативности этих услуг посредством обновления содержания и методов обучения дополнительного образования детей, совершенствование его кадрового потенциала и инфраструктуры.

В 2019 году на указанные цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии в общем объеме
7 965,0 млн. рублей (кассовое исполнение – 7 130,1 млн. рублей или 87%):

- 1 455,0 млн. рублей (кассовое исполнение – 1 271,7 млн. рублей или 87%) – на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;

- 1 740 млн. рублей (кассовое исполнение – 1 550,4 млн. рублей или 89%) – на создание детских технопарков «Кванториум»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.055 с.)