Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и поддержка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов. Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. В системе образования службы (центры) по оказанию ранней коррекционной помощи могут создаваться на базе ДОО и общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр). По данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России, в 2019 году в Российской Федерации в системе образования функционировали 4 040 подобных служб. Общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 263 тыс., что на 60% больше, чем в 2018 году, и почти в 3 раза больше, чем в 2017 году. Приведенная статистика свидетельствует о возросшей востребованности данных услуг, а также об эффективности проводимой информационно-просветительской работы. По данным федерального статистического наблюдения по форме В 2019 году численность детей с ОВЗ, посещающих ДОО, увеличилась на 5,6% (2018 г. – 519 542 воспитанника с ОВЗ), а численность детей-инвалидов – на 5,5% (2018 г. – 79 151 ребенок-инвалид; 2017 г. – 554 424 обучающихся с ОВЗ и 74 768 детей-инвалидов).
В 2019 году количество групп комбинированной направленности составляло 22 423, компенсирующей направленности – 27 683, что на 8,9% больше по сравнению с 2018 годом (2018 г. – 45 669 групп комбинированной и компенсирующей направленности). Интерес у родителей (законных представителей) к данным группам вызван, прежде всего, созданной и сохраняемой в них развивающей коррекционной средой. На уровнях начального, основного и среднего общего образования разница численности обучающихся с ОВЗ в отдельных образовательных организациях и инклюзивных образовательных организациях незначительна: в 2019 году 49,01% обучающихся получают образование инклюзивно, а остальные – в отдельных классах или образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ. Количество специальных коррекционных классов в 2019 году составило 46 574, в которых обучалось 362 371 детей с ОВЗ (2018 г. – 45 028 классов, в которых обучалось 355 134 детей с ОВЗ; 2017 г. – 42 667 классов, в которых обучалось 347 097 детей с ОВЗ). Инклюзивно в 2019 году образование получали 356 260 обучающихся с ОВЗ, что на 12,74% больше, чем в 2018 году, и 184 001 обучающийся с инвалидностью (2018 г. – 407,8 тыс. обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью; 2017 г. – около 349 тыс. обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью). На начало 2019/20 учебного года по программам общего образования на дому обучалось 92 637 детей с ОВЗ, из которых 68 168 также имеют статус ребенка-инвалида, и 15 671 ребенка-инвалида (2018/19 учебный год –86 092 обучающихся с ОВЗ и 15 908 детей-инвалидов; 2017/18 учебный год – 79 849 обучающихся с ОВЗ и 15 979 детей-инвалидов). На уровнях общего образования в 2019/20 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 129 824 педагогических работников и специалистов: 11 009 учителей-дефектологов (из них 6 181 – в ДОО), 49 219 учителя-логопеда (из них 33 696 – в ДОО), В рамках реализации национальной системы учительского роста утверждено распоряжение Минпросвещения России от 31 марта 2020 г. № 35 «О проведении работы по формированию перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе в разрезе учебных предметов (предметных областей)». В указанный перечень вошли специалисты психолого-педагогического сопровождения: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор.
Одним из приоритетных направлений в обеспечении права на образование обучающихся с особыми образовательными потребностями является развитие школьной медицины. С целью повышения качества оказания медицинской помощи обучающимся приказом Минтруда России Мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. Участниками государственной программы «Доступная среда» в 2019 году стали 576 образовательных организаций, в том числе 327 ДОО и 139 общеобразовательных организаций, а также 110 организаций дополнительного образования детей (2018 г. – 617 образовательных организаций Российской Федерации, в том числе 348 ДОО, 162 общеобразовательных организации и 107 организаций дополнительного образования детей; 2017 г. – 507 ДОО, 323 общеобразовательных организации и 147 организаций дополнительного образования детей). В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2019 году: 95,3% детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет от общей численности детей-инвалидов данного возраста охвачены дошкольным образованием; 47,4% детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет от общей численности детей-инвалидов данного возраста получали дополнительное образование; для 98,8% детей-инвалидов от общей численности детей-инвалидов школьного возраста были созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования. По итогам 2019 года условия для обучения детей-инвалидов были созданы в 9 977 общеобразовательных организаций (24,2% от их общего количества при плановом значении 22,6%) и в 7 754 ДОО (20,2% от их общего количества при плановом значении 18%). В Российской Федерации продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью. В 2019 году по программам дополнительного образования обучались более 526 тыс. обучающихся с ОВЗ и более 176 тыс. обучающихся с инвалидностью.
42 субъектами Российской Федерации созданы и эксплуатируются навигаторы дополнительного образования, внедряемые в рамках развития целевой модели региональной системы дополнительного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 № 467, которая предусматривает использование механизмов адресной поддержки отдельных категорий детей, а также проведение мониторинга доступности дополнительного образования с учетом индивидуальных потребностей и особенностей детей различных категорий (в том числе талантливых детей, детей с ОВЗ, детей, проживающих в сельской местности, детей из семей, находящихся в трудной ситуации). Приказом Минпросвещения России от 24 июля 2019 г. № 390 утвержден перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год, включающий 267 мероприятий, в том числе для детей с ОВЗ. В 2018/19 учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 105 обучающихся с ОВЗ, из них 25 обучающихся с ОВЗ стали победителями или призерами. Прием на обучение по программам СПО лиц с инвалидностью ежегодно увеличивается. В 2019 году 9 759 инвалидов были приняты на обучение по программам СПО, в то время как в 2018 году численность таких лиц составляла 8 913. Всего в 2019 году 27 122 инвалида обучались в образовательных организациях СПО. Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО). БПОО, основная цель которых поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации, создаются с 2016 года, и по итогам 2019 года их количество составило 111 в 82 субъектах Российской Федерации (БПОО отсутствовали в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах). 109 БПОО в 81 субъекте Российской Федерации созданы в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» и 3 БПОО в
РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам. По итогам 2019 года создано 40 РУМЦ СПО в 36 субъектах Российской Федерации, из них 37 РУМЦ СПО в 35 субъектах Российской Федерации созданы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и 3 РУМЦ СПО в г. Москве за счет средств регионального бюджета. В рамках федерального проекта «Современная школа» в 2019-2024 годах запланировано обновление инфраструктуры в 909 отдельных образовательных организациях (более 50% от их общего количества), которые получат субсидии из федерального бюджета, в первую очередь, на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей. На реализацию данного мероприятия в 2019 году предусмотрено более 1 млрд. рублей, из которых около 68 млн. рублей – средства региональных и местных бюджетов. Реализация мероприятия федерального проекта «Современная школа», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, началась в 2019 году с опережением. В мероприятии приняло участие 239 отдельных общеобразовательных организаций из 81 субъекта Российской Федерации, в том числе 20 отдельных общеобразовательных организаций из 6 субъектов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по 1 общеобразовательной организации Ямало-Ненецкого автономного округа и Еврейского автономной области, по 2 общеобразовательных организации Республики Коми, Камчатского края, Архангельской области, 12 общеобразовательных организаций Иркутской области), которые обновили инфраструктуру кабинетов предметной области «Технология», помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися, учебных кабинетов и помещений для организации качественного общедоступного общего и дополнительного образования. Наибольшее количество средств было направлено на закупку оборудования по следующим направлениям: специализированное оборудование для работы специалистов психолого-педагогического сопровождения (оснащены кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога); оснащение трудовых мастерских агропромышленного и полиграфического профилей, швейного, поварского и строительного дела, социально-бытовой ориентированности. Кроме того, в 2019 году были оборудованы более 100 учебных кабинетов, 75 кабинетов лечебной физической культуры, адаптивной физической культуры и 40 компьютерных классов. Для реализации коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ в 2019 году было оснащено более 400 кабинетов для педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение указанных обучающихся (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), 66 сенсорных комнат.
Также закуплено оборудование для организации 125 кружков художественной направленности, 50 кружков технической направленности, 23 кружков социальной направленности, 20 кружков спортивно-оздоровительной направленности и 7 эко-студий. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» к 2024 году до 70% от общего числа детей с инвалидностью и ОВЗ будет охвачено программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования. В целях создания условий для участия обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в олимпиадном движении во все положения о проведении всероссийских предметных олимпиад включены специальные условия. Важное место в реализации национального проекта «Образование» отводится «Кванториумам», которые создаются в каждом субъекте Российской Федерации (всего – не менее 245 детских технопарков «Кванториум» и не менее 340 мобильных технопарков «Кванториум») и доступны для детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» направлен на оказание психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения ее доступности семьям независимо от места проживания, в том числе родителям детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь, раннего возраста, и детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации. В 2019 году Минпросвещения России проведен конкурсный отбор некоммерческих организаций на предоставление грантовой поддержки из федерального бюджета в целях оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей. По итогам отбора гранты получили 95 организаций из 54 субъектов Российской Федерации. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью. За период реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» на эти цели планируется выделить более 400 млн. рублей (по 70 млн. рублей ежегодно). В 2019 году региональные конкурсы «Абилимпикс» прошли во всех субъектах Российской Федерации, в них приняли участие 12 138 участников в возрасте от 14 до 65 лет (за 5 лет проведения региональных конкурсов «Абилимпикс» число его участников увеличилось в 5 раз). В Национальном чемпионате «Абилимпикс» в 2019 году в 118 компетенциях приняли участие 1 782 человека, что на 54% больше, чем в 2018 году, и почти в 6 раз больше, чем в 2015 году (2018 г. – 1 157 участников; По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 января 2020 года занятыми являются 90% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019 года, из них: 1 481 человек (12,2%) трудоустроен, 9 443 человека (77,8%) продолжают обучаться. Таким образом, в Российской Федерации продолжает развиваться система преемственного качественного доступного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями как в отдельных образовательных организациях, так и в инклюзивном формате, не выделяя в приоритет ни один из них. В настоящее время в Российской Федерации по программам высшего образования обучается 24,2 тыс. инвалидов, что составляет около 0,6% от общей численности студентов. В рамках проводимой работы по обеспечению прав инвалидов на получение высшего образования: сняты ограничения по количеству образовательных организаций высшего образования, в которые они могут подать документы при поступлении (ранее инвалиды могли подать документы только в одну образовательную организацию в рамках установленной квоты), инвалидам I и II групп предоставляется право проходить обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных средств. Кроме того, от инвалидов не требуется предоставление медицинского заключения для поступления на обучение в образовательную организацию высшего образования (ранее требовалось прохождение федеральной медико-социальной экспертизы), введено положение об учете в качестве индивидуального достижения при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». Вместе с тем в целях учета специфики взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ и формирования инклюзивной культуры Минобрнауки России принято решение о включении педагогической компоненты по инклюзивному образованию не только в профильные ФГОС ВО, но и в непрофильные. В этой связи расширен перечень универсальных компетенций непрофильных ФГОС по 304 направлениям подготовки бакалавриата и специалитета с целью включения универсальной компетенции УК-9 «Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах». Основным инструментом для реализации цели повышения качества и доступности получения инвалидами высшего образования без дискриминации является сетевой проект функционирования РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданных на базе образовательных организаций высшего образования. В настоящее время сеть РУМЦ представляет собой многоуровневую модель взаимодействия в сфере инклюзивного образования лиц с инвалидностью, куда входят РУМЦ, образовательные организации высшего образования, школы и образовательные организации среднего профессионального образования, общественные организации инвалидов, работодатели, службы занятости и другие. В 2019 году сетью РУМЦ проводилась консультационная работа с вузами-партнерами, в том числе в формате вебинаров и конференций. Функционировали центры коллективного пользования специальных технических средств обучения, информация о наличии которых была внесена в реестр специальных технических средств сети РУМЦ, размещенном на Портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ по адресу: инклюзивноеобразование.рф. Продолжена работа по созданию медиа-паспортов перспективных профессий с учетом регионального рынка труда для размещения на Портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Организованы мероприятия по профориентации и содействию трудоустройству среди абитуриентов и выпускников с инвалидностью. Проведено межрегиональное мероприятие по вопросам включения совместных мероприятий в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Подготовлены изменения в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. В качестве площадки по акселерации профессиональных компетенций обучающихся с инвалидностью был выбран Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» (далее по тексту подраздела – конкурс) с участием студентов с инвалидностью. Экспертами конкурса стали представители работодателей, заинтересованные в трудоустройстве данной категории выпускников. Из 635 участников конкурса 383 являлись студентами с инвалидностью. На конкурс было представлено более 400 проектов по 5 номинациям. Ряд лучших проектов имеют потенциал, чтобы стать успешными стартапами для участников конкурса, и могут быть рекомендованы к внедрению. Конкурсанты из числа выпускников с инвалидностью продемонстрировали свою профессиональную конкурентоспособность наравне с другими участниками. Результаты проведения конкурсов такой направленности способствуют повышению мотивации работодателей к принятию на работу выпускников с инвалидностью, а также повышают информированность выпускников о рынке труда, помогают в поиске работы. Отдельные меры по обеспечению доступа лиц с инвалидностью реализуются в рамках национального проекта «Образование». Так, например, основной задачей федерального проекта «Новые возможности для каждого» является формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, в том числе лицами с ОВЗ. С этой целью в рамках реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» осуществляется 2 основных мероприятия: 1. Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организации-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования. В первую очередь образовательная поддержка оказывается специалистам, готовым самостоятельно проектировать и разрабатывать новые образовательные программы, в том числе для инвалидов, лиц с инвалидностью и ОВЗ. Всего для обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации в области работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ и инклюзивного образования заявлено 2 184 научно-педагогических работника. 2. Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. Расширение вовлеченности граждан в систему непрерывного образования осуществляется за счет софинансирования программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для взрослых граждан, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ. В рамках конкурса отобрано 50 образовательных организаций высшего образования, программы которых соответствуют интересам различных целевых аудиторий, в том числе лицам с инвалидностью и ОВЗ. Кроме того, федеральным проектом «Молодые профессионалы» предусмотрено создание и введение в 2020 году в эксплуатацию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами с целью широкого и качественного внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, расширения возможностей реализации персональных образовательных траекторий, что будет способствовать развитию виртуальной академической мобильности инвалидов и упрощению доступа к образовательному контенту с использованием ресурсов образовательных организаций высшего образования, в том числе обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. Для обеспечения беспрепятственного, безопасного доступа к образовательным организациям Минобрнауки России совместно с органами власти субъектов Российской Федерации регулярно проводятся необходимые мероприятия по оснащению зданий и общежитий средствами визуальной, звуковой и тактильной навигации, оборудованию лестниц пандусами, подъемными устройствами и поручнями, выделению парковочных мест для машин инвалидов и лиц с ОВЗ. По результатам совместного опроса Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1 октября 2019 года на территории Российской Федерации для организации образовательной деятельности и проживания обучающихся используется 14 759 зданий, из которых 3 556 зданий (24,1%) являются полностью приспособленными для обучения и временного проживания лиц с ОВЗ, 4 870 зданий (32%) обеспечивают указанные условия частично. Минобрнауки России ежегодно проводит мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. Мониторинг 2019 года стал наиболее полным и информативным. В обследовании приняло участие 1 012 образовательных организаций высшего образования, включая филиалы в качестве самостоятельных участников мониторинга, что на 19% больше, чем в 2017 году, и на 45% больше, чем в 2018 году. Общая численность обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляет 0,6% от общего числа обучающихся (2018 г. – 0,54%). Наибольшее число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью распределено в образовательных организациях высшего образования Центрального (33,07%), Северо-Кавказского (17,71%) и Приволжского (12,94%) федеральных округов. Наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью обучается по программам бакалавриата – 67,73% (2018 г. – 75,65%). На программах специалитета обучается 25,11% от числа лиц с ОВЗ и инвалидностью С учетом специфики и особенностей, накладываемых как характером будущей работы, так и возможностями различных нозологий, наиболее популярны направления подготовки в сфере медицины, экономики, В 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла доля лиц с ОВЗ и инвалидностью, поступивших в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, от числа абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью (2019 г. – 39,52%; 2018 г. – 37,51%). Распределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по видам нозологий между образовательными организациями высшего образования осталось практически неизменным. Так, в образовательных организациях обучается 49,04% лиц с нарушениями зрения (2018 г. – 52,13%); 38,98% лиц с нарушениями слуха (2018 г. – 41,49%); 64,05% лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата – мобильные (2018 г. – 65,11%); 21,07% лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – на кресле-коляске Финансирование образовательными организациями высшего образования статей расходов, связанных с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ, за время проведения мониторинга выросло в 2 раза, при этом основной рост расходов пришелся на статью «создание безбарьерной среды», подразумевающую разовые значительные расходы на обеспечение архитектурной доступности учебных корпусов и общежитий, оборудование аудиторий и другие капитальные расходы. Кроме того, за 2 года, с 2017 года более чем в 2 раза увеличились расходы образовательных организаций высшего образования на кадровое и методическое обеспечение учебного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Одновременно основные пропорциональные отношения статей расходов на протяжении 3 лет остаются практически неизменными. Свыше 60% от всех расходов составляет финансирование «безбарьерной среды»; от 15% до 20% расходов – на кадровое сопровождение; от 10% до 15% расходов – на специальные технические средства (также фактически являющиеся разовыми, капитальными вложениями); от 4% до 8% расходов – на методическое обеспечение. Всего в 2019 году на указанные цели было израсходовано 1,7 млрд. рублей (2018 г. – 931,5 млн. рублей). В большинстве случаев средства были использованы на создание безбарьерной среды – 62,35% от общего числа участвовавших в мониторинге или 65,15% от числа тех образовательных организаций высшего образования, где обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью. Всего по этой статье образовательными организациями высшего образования, участвовавшими в реализации программы, было израсходовано 1,1 млн. рублей или 61,24% от всех израсходованных средств. Второе место по статье расходов занимают расходы на кадровое сопровождение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – 372,8 млн. рублей или 21,45% от указанного финансирования. На третьем месте – расходы образовательных организаций высшего образования на технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – 185,3 млн. рублей или 10,67% от всех расходов. Финансовые средства на специальную технику и оборудование в 2019 году выделило 362 образовательных организации (35,77% от общего числа участников мониторинга или 38,15% от числа образовательных организаций, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью). Таким образом, дополнительные расходы на 1 обучающегося с ОВЗ и инвалидностью по всем уровням подготовки и формам обучения составили В части профориентационной работы необходимо отметить возросшую активность учебных заведений на таких направлениях деятельности, как организация дней открытых дверей (+15%) и индивидуальное профконсультирование инвалидов (+20%). Значительно меньшее внимание уделяется каникулярным школам (+2%) и групповому консультированию на базе общеобразовательных организаций (+7%). По вопросу реализации адаптированных образовательных программам для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимо отметить, что за период с 2017 года доля образовательных организаций, использующих указанные программы, в среднем выросла с 34,55% до 41,6%. В соответствии с показателями мониторинга адаптированные образовательные программы присутствуют: для лиц с нарушениями зрения – в 21,54% образовательных организаций (2018 г. – 23,7%), с нарушениями слуха – в 17,98% образовательных организаций (2018 г. – 19,11%) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в 25,89% образовательных организаций (2018 г. – 29,05%). В вопросе трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать фактор положения на рынке труда как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Согласно результатам мониторинга, за прошедшие 3 года выросли показатели активности образовательных организаций высшего образования на данном направлении деятельности: работа в отделе трудоустройства (+12%), наличие программы содействия трудоустройству (+3%), наличие программы постдипломного сопровождения (+5%). По итогам 2018/2019 учебного периода образовательными организациями было подготовлено 3 618 выпускников с ОВЗ и инвалидностью, что составило 0,53% от общего числа выпускников (2017 и 2018 гг. – около 0,44%). В течение календарного года после завершения обучения из числа выпускников с ОВЗ и инвалидностью трудоустроилось Результаты мониторинга показывают, что наименее проблемной категорией в контексте трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью являются лица с нарушениями слуха, а наиболее сложным является трудоустройство лиц с нарушениями зрения. Поддержка одаренных детей Работа с талантливыми детьми и молодежью является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, утвержденным от 17 ноября 2015 г. № 1239 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации Одним из основных инструментов системы выявления и поддержки одаренных детей является государственный информационный ресурс об одаренных детях (далее – ГИР), который агрегирует сведения о победителях и призерах мероприятий, вошедших в ежегодно утверждаемый Минпросвещения России перечень мероприятий в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной сферах (далее по тексту подраздела – федеральный перечень). В федеральный перечень на 2019/20 учебный год вошло 267 мероприятий (2017/2018 учебный год – 200 мероприятий). По итогам 2019 года в ГИР включено более 197 тыс. сведений об одаренных детях, в том числе по направлениям: «Наука» – 152 367, «Искусство» – 14 700, «Профессиональное мастерство» – 1 940, «Социальная значимость/общественная деятельность» – 181, «Спорт» – 28 798. Также для формирования индивидуальных образовательных траекторий Образовательным центром «Сириус» на платформе «Сириус. Онлайн» проводятся дистанционные онлайн-курсы для талантливых школьников. На базе этой платформы с использованием ГИР сформированы 50 тыс. портфолио детей. С 2018 года реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», основной целью которого является увеличение охвата детей услугами дополнительного образования до 80%, повышение качества и вариативности этих услуг посредством обновления содержания и методов обучения дополнительного образования детей, совершенствование его кадрового потенциала и инфраструктуры. В 2019 году на указанные цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии в общем объеме - 1 455,0 млн. рублей (кассовое исполнение – 1 271,7 млн. рублей или 87%) – на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом; - 1 740 млн. рублей (кассовое исполнение – 1 550,4 млн. рублей или 89%) – на создание детских технопарков «Кванториум»;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.055 с.) |