Роль платка в жизни народов Омского Прииртышья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль платка в жизни народов Омского Прииртышья



Жительницы Сибири носили шали, полушалки, платки и подшалки: шаль и полушалок обязательно должны быть с кистями, полушалок меньше размером, чем шаль, платок без кистей может быть и одноцветным, и многоцветным, подшалок – с рисунком в углу.

Платок использовали как в качестве головного убора, так и украшения, надевая на плечи до пяти штук, от большого к малому. Это было распространено повсеместно на территории Омского Прииртышья в конце XVIII- нач. XX в., остатки этой традиции можно проследить и сейчас.

В богатых семьях было по сорок сарафанов и по сорок шалей. Их покупали родители дочерям в приданое, дарили на свадьбу, муж покупал жене, брат – сестре. [4]

 По местной свадебной традиции у русских старожилов жених и невеста обозначались специальными обрядовыми деталями костюма. Жениху обычно через плечи повязывали шали, сложенные по диагонали углом или полосой. Невесту покрывали особой накидкой, закрывавшей ей голову, сзади доходящей до пояса, спереди свешивающейся на лицо. [4] В настоящее время в некоторых семьях казахов сохранился трансформированый вариант обряда умыкания невесты: «если девушке, вошедшей в дом молодого человека, набросят на голову платок, то она становится невестой» (записано со слов Талгата Молдахимова, жителя д. Лидинка, Валуевского поселения, Тюкалинского р-на).

     На родины – так называлось у русских празднование рождения младенца, особенно первенца - в Омском Прииртышье, как правило, приходили только замужние женщины, уже рожавшие и имевшие детей, участие мужчин было весьма ограничено (за исключением казачества). Женщины приходили поздравить роженицу, дарили подарки, в том числе и платок. Отголоски этого обряда каждый из нас может вспомнить и в своей семье, кто хоть однажды ходил с подарком на «зубок» к новорожденному. 

Платок использовался и в святочных подблюдных гаданиях, которые были известны у вятских, тульских, костромских переселенцев Омской области. Девушки из старожильческих семей шли к женщине, которая умела петь «илею», предсказывавшую судьбу. Во время пения вынималось из-под платка, накрывавшего блюдо с пшеницею, кольцо, серьга, пуговица или другая вещь той или иной девушки. [5]

На территории Омского Прииртышья существовало огромное количество способов повязывания платка, которые имели свои региональные особенности: их могли складывать более или менее широкой полосой, в зависимости от того, как это было принято в данном селе, свободно распускать концы по всей спине или заматывать в виде чалмы. Девушки обычно носили завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков (способ по-вологодски). Особенно интересен способ повязывания "рогатых" - свойственных женским, а не девичьим уборам. При повязывании "с рогами", "с рожками" свернутую лентой шаль накладывали на лоб. Здесь их еще раз перекручивали и, заправляя оставшиеся концы под платок, укладывали "рожки". У бухтарминских старообрядок был способ повязывания "на два конца", т.к. оба конца шали закручивали вокруг головы. Однако голову могли повязать и "на один конец", когда по очелью наматывали только один конец, оставляя другой на спине. [7]

Ну а какие же народные гуляния без костюмов и, конечно, ярких русских платков! В нашем небольшом сибирском городке почитают старинные русские традиции и широко отмечают такие народные праздники, как Масленица, Троица, праздник Ивана Купалы. Как нарядно и даже сказочно выглядят наши красавицы в замечательных русских платках! Глядя на них, представляешь себя в далеком прошлом и ощущаешь свою причастность к нашим славным традициям и великой культуре. (Приложение 3.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.)