Платок- женский головной убор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платок- женский головной убор



Содержание

Введение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                                                     3

1. Платок- женский головной убор                                              4                                                                               

1.1 История платка                                                                    4-5   

     1.2 Традиции русского платка и способы его повязывания 5-6

2. История бытования платка в Омском Прииртышье              7           

2.1. Традиции ношения платка в старообрядческой семье

 Чебоксаровых                                                                           7-9                                                                    

2.2. Роль платка в жизни народов Омского Прииртышья          9-11      

3. Интерес к платку в современном мире                                    11-12                               

     Заключение                                                                                12                                                                         

Список использованных источников                                           13                                  

Приложение                                                                               14                                                

                                              

ВВЕДЕНИЕ

В далёкие времена русский народный костюм был одним из элементов воспитания, поскольку в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, фольклор. Особым эстетическим акцентом в одежде русской женщины был платок, который сегодня чаще всего воспринимается как яркий модный аксессуар. А когда-то в старину он был неотъемлемой частью жизни женщины и свидетелем всех изменений в её судьбе и даже обладал некой магической силой.

Я заинтересовалась данной темой и решила рассказать в своей работе о роли платка в традиционной русской культуре.

Я поставила перед собой цель: изучить значение платка в жизни человека и на основе краеведческого материала и истории моей семьи подтвердить значимость и всеобщую любовь к платку как элементу одежды.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения и распространения русского платка.

2. Выяснить, из каких тканей на Руси изготавливали платки и как их украшали.

3. Ознакомиться с традиционными способами повязывания платков на Руси.

4. Изучить историю своей семьи и найти в ней интересные факты, связанные с ролью платка в жизни моих предков.

5. Подобрать краеведческий материал по выбранной теме.

5. Вызвать интерес к народным традициям.

Гипотеза: я предположила, что платок интересен не только как головной убор или модный аксессуар, но еще имеет и культурную ценность в жизни человека.

Объект исследования: платок как женский головной убор.

Методы исследования: чтение справочной, научно-популярной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, исследование.

Продолжительность: 2 месяца.

ПЛАТОК- ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР        

История платка

     Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма и являются символом добропорядочности

Прародителем платка (шали) на Руси считается убрус — выбеленное льняное полотенце, богато украшенное вышивкой.

Сами же платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. В XIX веке термин плат вытесняется из разговорного обихода, заменяясь словом «платок». В конце XIX векаплатки повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года.

   На протяжении XIX века все платки были безымянные. До нас не дошли имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов - первый мастер на Руси, чье имя упомянуто, он был и резчиком, и набивщиком.

В середине XIX в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад. Купцы Лабзин и Грязнов открыли фабрику набивных платков, на которой работало 530 рабочих. В России существовало тогда еще несколько мануфактур, занимающихся платочным производством. Лучшими считались фабрики в Воронежской губернии, Нижегородской и Саратовской. Склады их товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпине. [9]

Каждая ткацкая фабрика имеет свой фирменный узор, например, павловопосадские платки отличаются плотным цветочным рисунком, иногда в нем используются и восточные орнаменты, например, пейсли — орнамент в форме капли, или восточный огурец.  [6]

В конце XIX — начале XX века платок становится основным головным убором во многих русских селах и деревнях Европейской России, Сибири, Алтая, часто заменяя собой все другие виды головных уборов.[6]
 

Заключение

Работа над данным проектом была интересной. Я много нового узнала о появлении платка на Руси, о его создании, о том, какие существовали традиции в ношении платка и какую огромную значимость имел он не только в костюме, но и в самой жизни русской женщины. Мне пришлось изучить архив рода Чебоксаровых (по папиной линии) и узнать много интересного о своих предках. К примеру, мой прапрадедушка Савватей Алексеевич и его семья жили в деревне Островной Тюкалинского района и соблюдали старообрядческие традиции, в том числе и в ношении платка.

И все-таки много тайн и загадок скрывается в этом неповторимом аксессуаре! Особенно меня удивил тот факт, что платок сейчас получил вторую жизнь и может служить материалом для изготовления модной и стильной одежды и даже обуви. Надеюсь, что моя работа была интересной и познавательной для многих, а для кого-то имела практическое значение.

Пока нам интересна наша история, наши традиции, мы можем считать себя по-настоящему русскими людьми, тонко чувствующими связь с родной землей, страной, семьей.

Приложение 2


 

Коллекция платков рода Чебоксаровых


1. Ситцевые платки русских

 ситцепроизводящих фабрик. 

2.Платок кашемировый

3. Шаль праздничная

4. Шаль дорожная.

5. Полушалок



Плат мещанки Княжевой Веры Авксентьевны

Я примеряю «образ»

Приложение 3

Народные гуляния, праздники

 

«Вторая» жизнь платка сегодня

Содержание

Введение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                                                     3

1. Платок- женский головной убор                                              4                                                                               

1.1 История платка                                                                    4-5   

     1.2 Традиции русского платка и способы его повязывания 5-6

2. История бытования платка в Омском Прииртышье              7           

2.1. Традиции ношения платка в старообрядческой семье

 Чебоксаровых                                                                           7-9                                                                    

2.2. Роль платка в жизни народов Омского Прииртышья          9-11      

3. Интерес к платку в современном мире                                    11-12                               

     Заключение                                                                                12                                                                         

Список использованных источников                                           13                                  

Приложение                                                                               14                                                

                                              

ВВЕДЕНИЕ

В далёкие времена русский народный костюм был одним из элементов воспитания, поскольку в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, фольклор. Особым эстетическим акцентом в одежде русской женщины был платок, который сегодня чаще всего воспринимается как яркий модный аксессуар. А когда-то в старину он был неотъемлемой частью жизни женщины и свидетелем всех изменений в её судьбе и даже обладал некой магической силой.

Я заинтересовалась данной темой и решила рассказать в своей работе о роли платка в традиционной русской культуре.

Я поставила перед собой цель: изучить значение платка в жизни человека и на основе краеведческого материала и истории моей семьи подтвердить значимость и всеобщую любовь к платку как элементу одежды.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения и распространения русского платка.

2. Выяснить, из каких тканей на Руси изготавливали платки и как их украшали.

3. Ознакомиться с традиционными способами повязывания платков на Руси.

4. Изучить историю своей семьи и найти в ней интересные факты, связанные с ролью платка в жизни моих предков.

5. Подобрать краеведческий материал по выбранной теме.

5. Вызвать интерес к народным традициям.

Гипотеза: я предположила, что платок интересен не только как головной убор или модный аксессуар, но еще имеет и культурную ценность в жизни человека.

Объект исследования: платок как женский головной убор.

Методы исследования: чтение справочной, научно-популярной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, исследование.

Продолжительность: 2 месяца.

ПЛАТОК- ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР        

История платка

     Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма и являются символом добропорядочности

Прародителем платка (шали) на Руси считается убрус — выбеленное льняное полотенце, богато украшенное вышивкой.

Сами же платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. В XIX веке термин плат вытесняется из разговорного обихода, заменяясь словом «платок». В конце XIX векаплатки повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года.

   На протяжении XIX века все платки были безымянные. До нас не дошли имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов - первый мастер на Руси, чье имя упомянуто, он был и резчиком, и набивщиком.

В середине XIX в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад. Купцы Лабзин и Грязнов открыли фабрику набивных платков, на которой работало 530 рабочих. В России существовало тогда еще несколько мануфактур, занимающихся платочным производством. Лучшими считались фабрики в Воронежской губернии, Нижегородской и Саратовской. Склады их товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпине. [9]

Каждая ткацкая фабрика имеет свой фирменный узор, например, павловопосадские платки отличаются плотным цветочным рисунком, иногда в нем используются и восточные орнаменты, например, пейсли — орнамент в форме капли, или восточный огурец.  [6]

В конце XIX — начале XX века платок становится основным головным убором во многих русских селах и деревнях Европейской России, Сибири, Алтая, часто заменяя собой все другие виды головных уборов.[6]
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.031 с.)