Традиции ношения платка в старообрядческой семье Чебоксаровых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиции ношения платка в старообрядческой семье Чебоксаровых



Традиция ношения платка постепенно становится редкостью, она уходит вместе с поколением - носителем этой традиции. Поэтому я решила проследить особенности ношения платка в роде Чебоксаровых (со стороны моего папы, Чащина Александра Николаевича) по женской линии. По рассказу моей бабушки Анны Ильиничны, в семье ее бабушки Агафьи Савватеевны Чебоксаровой, представители которой относили себя к старообрядцам, сохранялось строгое отношение к ношению платка, который практически не снимали даже при родственниках. По их представлениям, ношение головного убора, полностью закрывавшего волосы, содействовало производительности, благополучию в хозяйстве.

Историю ношения платка мы можем проследить по фотографиям рода Чебоксаровых на протяжении 5 поколений: самой старшей представительницей рода является Агафья Савватеевна Чебоксарова (дата рождения- конец 19 века) - жительница 19-20 веков;  Лукерья Кирилловна Чебоксарова - дочь Агафьи Савватеевны (1917 год рождения) – представительница 20 века; Анна Ильинична (1949 год рождения) – внучка Агафьи Савватеевны, дочь Лукерьи Кирилловны, представительница 20-21 веков;  Анна и Ольга Викторовны – правнучки Агафьи Савватеевны, внучки Лукерьи Кирилловны, – представительницы 20-21 веков; Анастасия (я) и Екатерина (моя сестренка), праправнучки Агафьи Савватеевны, правнучки Лукерьи Кирилловны, - представительницы 21 века. (Приложение 1.)

Представительницы двух старших поколений нашего рода Агафья Савватеевна и Лукерья Кирилловна носили платки постоянно. Платок в их жизни использовался как праздничный головной убор, бытовой, траурный. Разные были платки и по временам года (летние и зимние). Об этом рассказывают не только фотографии, но и сохранившиеся платки. (Приложение 2.)

По словам моей бабушки, Коркиной Анны Ильиничны (жительницы г.Тюкалинска, уроженки д.Колькуль), у каждой женщины их деревни в сундуке хранилось до десятка различных платков, которые были предназначены для определенных целей: дорожная шаль для дальней поездки; ситцевый будничный; яркий, цветастый -  для праздников и особых случаев, таких, как покос, крестины, свадьба; для похода в церковь - кашемировая шаль.

Как вспоминает бабушка Анна Ильинична, моя прабабушка Лукерья Кирилловна Чебоксарова (1917г.р.) жила в деревне Островной. У ее мамы Агафьи Савватеевны и у дедушки Савватея Алексеевича была своя торговая лавка, которая располагалась на 1 этаже их дома (на 2 этаже семья жила). Занимались Чебоксаровы животноводством, выращивали пшеницу, разводили лошадей. Пшеницу увозили продавать в Окмалу (Целиноград), а там закупали товар и привозили в Островную для продажи.  Среди прочего товара было очень много различных платков, полушалков, шалей.

Возможно, в этой лавке продавался и такой плат, который мне довелось увидеть в Тюкалинском историко-краеведческом музее. Этот плат принадлежал мещанке Княжевой Вере Авксентьевне 1901 года рождения, которая училась в Тюкалинском приходском начальном училище и окончила его в 1915 году (об этом свидетельствует документ об образовании, хранящийся в музее). (Приложение 2.)

Прабабушка Лукерья Кирилловна, как рассказывает Анна Ильинична, будучи еще совсем молоденькой девушкой, любила гулять с подружками на поляне и часто теряла свои платки. И тогда дедушка Савватей Алексеевич звал её к себе и говорил: «Пойдем, внученька, я тебе новый платок дам». Так у моей прабабушки часто появлялся новый платок.

К сожалению, очень мало фотографий сохранилось самой пожилой представительницы – Агафьи Савватеевны, и мы видим ее на имеющихся фотографиях только в будничном платке.                                                                                  

На фотографиях Лукерьи Кирилловны мы видим праздничную шаль и кашемировый платок.

В 20 веке еще продолжительное время в роду Чебоксаровых платок оставался главным головным убором, но только больше в бытовых целях.

Я, как самая молодая из представительниц ветви Чебоксаровых, решила примерить платки разных эпох производства (XX-XXI веков) и для себя сделала выводы:

1. Платок - весьма практичный и мобильный вид головного убора (легко складывается и помещается куда угодно, сохраняет прическу).

2. Платок  имеет несколько вариантов ношения: можно использовать как шейное украшение, пояс или даже браслет. (Приложение 2.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.004 с.)