Предпосылки применения выборки в исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки применения выборки в исследовании



В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без формирования выборки — исключительно важного этапа разработки методического раздела программы исследования, от которого в значительной степени зависит достоверность всей по­лучаемой социологической информации.

Далеко не всегда выборка имела столь весомое значение в социоло-гическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов XX в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональ-ных, что существенно увеличивало количество опрашиваемых рес-пондентов. Это, естественно, приводило к значительному увеличению материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип этих опросов был прост: чем больше респондентов опросить — тем лучше

167


и точнее будут результаты. В США такие опросы были названы “со­ломенными”. Однако начиная с первой половины 30-х годов XX в. общественное мнение стали изучать, применяя строгие методы науч­ного анализа. Возникли и начали активно развиваться теория вероят­ностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи устано­вили, что исходя из законов теории вероятностей можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной сово­купности, причем с высокой степенью точности.

В 1933 г. исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных опросов по изучению читаемости газет и жур­налов. В политической сфере его деятельность определялась в ос­новном личным интересом: мать его жены, О. Миллер, баллотиро­валась на пост секретаря штата Айова от демократической партии. Используя новые методы, Дж. Гэллап принял активное участие в избирательной кампании, и его теща одержала победу. В 1934 г. он опробовал свои методы во время выборов в Конгресс США, с боль­шой точностью предсказав победу демократов. В 1935 г. он создал Американский институт общественного мнения, который чаще на­зывают Институтом Гэллапа. В 1936 г. Дж. Гэллап предсказал (с ошибкой в 6,8 %) победу президенту США Т. Рузвельту на основе проведенных им выборочных опросов; при этом объем выборки со­ставлял 1500 человек. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять и другие ученые при исследовании рынка.

Важной вехой в истории выборочных опросов стало также созда­ние в США (1963 г.) фирмы Л. Харриса по проведению общенацио­нальных опросов. Объем выборки Л. Харриса составлял 1600 чело­век. Сегодня результаты опросов Л. Харриса публикуются дважды в неделю более чем в 250 американских газетах.

В Германии существенный вклад в развитие выборочного метода внесла известный социолог Э. Ноэль (объем выборки — 1800 чело­век).

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеет­ся совокупность независимых случайных величин, то о ней можно су­дить по относительно небольшой ее части. Например, в коробке нахо­дится 10 тыс. шариков, одна половина из которых — красного цвета, а другая — зеленого. Если их перемешать и наугад вытащить 400 ша­риков, то окажется, что по цвету они распределятся приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат бу­дет практически одним и тем же. Статистика позволяет установить

168


процент нетОЧНОСТИ, величина КО-                                       Таблица 11

Количество Процент
опрошенных, чел. неточности, -/+
4000 2
1500 3
1000 4
750 4
600 5
400 6
200 8
100 11

ТОрОГО зависит ОТ величины выбор- Объем выборки и величина неточности ки. Это хорошо видно из табл. 11, составленной на основе результа­тов деятельности Института Гэл-лапа.

Итак, исходя из изложенного можно сформулировать основ­ную идею выборочного метода. Во - первых, выборочный опрос значительно экономичнее сплош­ного или опроса по принципу “чем больше, тем лучше”, ибо выборка всегда гораздо меньше любой со­вокупности опрашиваемых. Во - вторых, в отличие от “соломенно­го” выборочный опрос гарантирует реальный результат. Это было продемонстрировано в 1936 г. в США при опросах по прогнозиро­ванию победителя президентских выборов, когда баллотировались Т. Рузвельт и А. Ландон. Редакция журнала “Литературный дайд­жест”, опросив 10 млн. человек, получила от них ответ, в котором было названо имя А. Ландон, в то время как Д. Гэллап и Е. Роупер, проведя выборочный опрос тех же респондентов, получили проти­воположный результат. Их респонденты назвали имя Т. Рузвельта, что и подтвердили выборы.

Очевидно, проблема состоит в том, что “соломенные” опросы практически не отражают структуру совокупности опрашиваемых, а выборка представляет собой совокупность, которая удовлетворяет всем трем требованиям модели: отражения, замещения и переноса. Между тем следует учитывать, что выборочный опрос — это опрос с ошибкой. В большинстве исследований достаточно ошибки около 3 % (иногда 5 %). Чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Обычно объем выборки определяют после того, как установлена ошибка, удовлетворяющая исследователя.

Таким образом, выборка имеет следующие преимущества: эко­номия времени и средств благодаря сокращению объема работы; если опрашивается 1-2 % генеральной совокупности, то объем ра­боты сокращается в 50-200 раз, что значительно снижает стоимость исследования; сведение к минимуму негативных воздействий на объект социологического исследования; необходимость детального


169


исследования каждой единицы наблюдения при невозможности ох-вата всех единиц (например, изучение бюджетов времени семей); достижение более точного результата обследования благодаря уменьшению количества ошибок при регистрации.

Содержание и основные категории выборочного метода

Как известно, выборочный метод — это метод выборочного иссле-дования, который позволяет делать заключение о характере рас-пределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой вы­борочной совокупностью, или выборкой. Другими словами, выбор­ка — это представительная часть генеральной совокупности. Осно­ву выборки, как отмечалось, составляет выборочная совокупность, т. е. отобранный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности и удобства работы, а также отсутствия дублирования единиц наблю­дения [92, c. 18].

Таким образом, выборочная совокупность — это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая в себе все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Если генеральной совокуп-ностью, например, считают все население страны или ту его часть, которую социолог намерен изучать, то выборочной совокупнос-тью — множество людей, которых социолог опрашивает непосред-ственно. В сплошном опросе эти совокупности совпадают, а в выбо­рочном расходятся.

Выборочный метод в социологии имеет два существенных аспек-та. Первый аспект — философско - методологический, согласно кото­рому выборка представляет собой изучение некоторых совокупнос-тей по определенной модели, формируемой путем отбора элементов совокупности. Выборочное исследование, как модельное, отличается от других (в частности, сплошных или монографических) только ста-тистической природой моделируемого объекта и самой модели. Вто­рой аспект — математико - статистический, в соответствии с кото­рым выборкой, или выборочной совокупностью, называется часть объектов генеральной совокупности, репрезентативных и способных замещать ее в исследовании. Поэтому выборку, которая хорошо представляет структуру всей генеральной совокупности, называют репрезентативной.

170


Специфика выборочного метода определяется прежде всего его категориальным (терминологическим) аппаратом, основные поня-тия которого рассмотрим более подробно.

Генеральная совокупность — это множество элементов, являю­щихся объектом социологического исследования. Так, если объек-том изучения является трудоспособное население страны, то гене­ральная совокупность представляет собой всех женщин в возрасте от 16 до 54 лет и мужчин в возрасте от 16 до 59 лет. Иногда наряду с по­нятием “генеральная совокупность” используют понятие "обследуе­мая совокупность ”, обозначающее множество элементов, которые действительно будут обследоваться. В этом случае генеральная совокупность — это теоретически выделенное множество элементов. Однако на практике очень редко все ее элементы доступны для изу-чения.

В свою очередь, выборочная совокупность, или выборка — это ото­бранная часть объектов генеральной совокупности, являющихся объектами наблюдения. Основная цель при этом — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы их распределение в выборке повторяло распределение данных элементов совокупности в целом.

Единица отбора — это элемент (или набор элементов), пред­назначенный для отбора на определенной ступени выборки. Более точно говорят о единицах отбора первой ступени выборки, второй ступени и т. д. В простейшей одноступенчатой выборке все единицы отбора совпадают. Следовательно, единицы отбора формируют вы-борку.

Основа выборки представляет собой список единиц отбора, из ко­торого извлекается выборка или определенная ступень в ней. Если, например, на первой ступени выборки происходит отбор предприя-тий, то основа выборки — список предприятий. На второй ступени основой выборки может быть уже алфавитная карточка работника отдельного предприятия.

Понятие "единица наблюдения ” обозначает элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор социальной информации. Обычно в выборочном опросе единицей наблюдения является отдельный человек.

Следует отличать единицу наблюдения от единицы анализа. Например, единицей анализа может служить семья как целостный социальный объект, а единицей наблюдения в этом случае будет глава семьи.

171


Переменную можно определить как множество отдельных значе­ний характеристик элементов совокупности. Например, множество всех значений возрастов в генеральной совокупности образует пере­менную “возраст". Переменная, согласно определению, предпола­гает некоторую вариацию своих значений. Если все элементы совокупности имеют одно и то же значение, то переменная называет­ся константой. Категория “ параметр ” определяется как суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности (напри­мер, средний доход семьи или средний возраст городского населе­ния). Важной задачей выборочного исследования является оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочных на­блюдений.

Понятие "статистика" означает суммарное описание перемен­ной в выборочном обследовании (например, средний доход, вычис­ленный по данным выборки). Категория "дисперсия" определяет раз­брос (или отклонение) отдельных значений признаков элементов ге­неральной или выборочной совокупности от средней величины признака. При нулевой дисперсии все единицы отбора имели бы оди­наковое, равное среднему значению, распределение признаков, и для выборки достаточно было бы одной единицы, чтобы обеспечить репрезентативность данных, поскольку чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности потребуется для дальней­шего исследования.

Понятие "репрезентативность ” (от фр. representation — предста­вительство) характеризует представительность выбранной части каких-либо наблюдений объекта относительно всей совокупности наблюдений, из которых сделана выборка. Другими словами, это свойство выборки отражать характеристики генеральной совокуп­ности.

Ошибка выборки служит мерой подобия выборки структуре ге­неральной совокупности, т. е. определяет отклонение выборочных оценок признаков от их значений по генеральной совокупности. Случайная ошибка выборки — это статистическая погрешность, представляющая собой отклонения характеристик выборочного распределения от генеральной совокупности. А систематическая ошибка выборки в отличие от случайной ошибки, носит неслучай­ный характер и следует из неадекватности сформированной вы­борки задачам исследования; незнания распределения в генераль-

172


ной совокупности и применения процедур отбора, которые могут исказить эти распределения; сознательного отбора наиболее удоб­ных и “выигрышных" для решения задач исследования элементов генеральной совокупности, которые, однако, не представляют ее в целом.

Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые и определяют типологию, или видовое разнообразие, выбо­рочного метода. А поскольку математические основы выборочного метода сложны, ограничимся лишь качественным описанием различ­ных стратегий (способов) отбора и видов выборок (табл. 12, 13).

Рассмотрим основные способы отбора выборочной совокупности и виды выборок. Одним из видов вероятностного отбора является простая случайная выборка. Как только сформулирована или найде­на в готовом виде основа выборки, исследователь (социолог) осуще­ствляет следующие операции. Все элементы из перечня (списка) в ос­нове выборки пронумеровываются, причем так, чтобы каждый элемент получил свой собственный номер. Затем может быть исполь­зована таблица случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку [80, гл. IV]. Если основа выборки заложена в ком­пьютере (например список персонала завода в АСУ “Кадры"), то случайный отбор можно осуществить автоматически. Однако про­стую случайную выборку на практике используют очень редко как завершающую ступень отбора в более сложных выборках.

Если в распоряжении социолога имеется список элементов в сово­купности, то чаще всего применяется систематическая выборка. При систематическом отборе из списка выбирается каждый и-й элемент и включается в выборку. Например, если алфавитная карточка пер­сонала предприятия содержит 4000 имен, то для извлечения 5 % выборки (т. е. 200 человек) необходимо отобрать из списка каждого двадцатого. Для того чтобы совершенно строго проделать эту про­цедуру, первый элемент необходимо выбрать случайным образом, например по таблице случайных чисел. Такую схему выборки назы­вают систематической выборкой со случайным началом. Для ее описа­ния обычно используют два термина: выборочный интервал (т. е. рас­стояние между отбираемыми элементами) и выборочное отношение (т. е. пропорция отбираемых в выборку элементов; в нашем примере она составляет 1/20). Считается, что систематическая выборка иден­тична простому случайному отбору.

173


Таблица 12 Способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок

 

I. Способ формирования обследуемой совокупности Характеристика
Сплошное исследование Исследование основного массива Монографическое исследование Выборочное исследование Требует полного охвата объекта, всех без исключения его элементов Изучается большая часть объекта или важнейшие его элементы Изучается типичная для объекта часть по нескольким критериям Строится по строго заданным правилам
П. Вид выборки (вероятно­стного случайного отбора)  
Простая случайная Систематическая Серийная Многоступенчатая Комбинированная Многофазовая Стратифицированная Строится с помощью таблицы случайных чисел Осуществляется через интервал в перечне объектов Единицами случайного отбора являются определенные группы (семья, коллективы, жилые кварталы и т. д.) Случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени меняется единица отбора На каждой ступени меняются единица и техника отбора Осуществляется подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора Случайная с любой техникой отбора, где процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт)
III. Вид неслучайной выборки (отбора или выбора по усмотрению)  
Целенаправленная Квотная Стихийная Выбираются типичные элементы по установленным критериям Строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов Выборка “первого встречного”, где критерии не определены

174


Таблица 13 Характеристика основных способов выборочного отбор

 

Способы выборки (отбора) Достоинства Недостатки
/. Простые    
Простая случайная В качестве предвари­тельной информации о генеральной совокуп­ности достаточно перечня или описи ее элементов Необходим перечень всех элементов генеральной совокупности; возможен только при однородных объектах
Систематическая Позволяет при небольшом объеме охватить большие генеральные совокупности Подвержена смещению в случае совпадения интервала отбора с невыявленной периодичностью распределения признака в генеральной совокупности
Серийная гнездовая Проще определить перечень гнезд, чем единиц отбора Занижается дисперсия изучае­мого признака из-за определен­ного сходства единиц в гнездах
II. Сложные    
Многоступенчатая Возможность выборки в генеральной совокупности со сложной, неоднородной структурой. У каждой ступени — своя основа выборки Повышает вероятность ошибок в процедурах; больший вес приобретают случайные ошибки
Комбинированная Чередование способов отбора ведет к искусственному "перемещению признаков" Неудачное использование различных типов отбора повышает вероятность ошибок
Стратифици­рованная Повышает адекватность выборки задачам исследования. Возрастает ее точность за счет совпадения дисперсии генеральной и выборочной совокупностей Неудачное разделение на страты смещает выборку
Квотная Уменьшаются затраты: доступна и удобна в построении Невозможно точно измерить смещения из-за неслучайного характера отбора

175


Кроме систематической довольно часто используется стратифи­цированная выборка, которая включает некоторый предварительный этап, позволяющий увеличить степень ее репрезентативности, т. е. уменьшить возможную ошибку выборки. Для ошибки выборки справедливы следующие утверждения: во - первых, большая по объему выборка ведет к меньшей ошибке, чем это может быть при малой выборке; во - вторых, большая однородность генеральной совокупно­сти ведет к меньшей ошибке, чем в случае с меньшей однородностью.

На втором утверждении собственно и основана идея стратифи­цированной выборки, согласно которой предварительно расчленяют генеральную совокупность так, чтобы ее части оказались более однородными, чем исходная совокупность. Например, при изучении социальных особенностей различных слоев рабочего класса и интел­лигенции персонал конкретного завода может быть разделен на две части: рабочие и инженерно-техническая интеллигенция (включая служащих). В нестратифицированной выборке ошибка выборки по признаку социальной принадлежности будет такой же, как и по ос­тальным переменным, а в стратифицированной она будет близка к нулю. После разделения совокупности на однородные группы (стра­ты) из каждой группы извлекается выборка каким-либо из уже изве­стных способов. Существует ряд конкретных стратегий стратифика­ционного отбора. Наиболее часто используется подход, при котором все элементы генеральной совокупности разделяют на группы (стра­ты) относительно некоторой переменной. Из каждой группы случай­но или систематически отбирают элементы, количество которых пропорционально объему группы в генеральной совокупности. Так, если в генеральной совокупности соотношение мужчин и женщин со­ставляет — 46,5 к 53,5 %, то в стратифицированной выборке по этой переменной доля мужчин и женщин должна находиться в той же про­порции.

Простая случайная, систематическая (механическая) и стратифи­цированная выборки требуют для их реализации составления списка элементов генеральной совокупности. Однако создать такой список зачастую либо вовсе невозможно, либо просто нецелесообразно (на­пример, почти невозможно составить список производственного персонала всех предприятий города или области). В таких случаях социологи обращаются к более сложным по своей структуре мето­дам отбора. Наиболее типична ситуация, когда из генеральной сово­купности предварительно отбирают группы элементов, а затем осу-

176


ществляют отбор элементов внутри выделенных групп. Так, предва-рительно можно составить список всех предприятий города, каким-либо из известных методов отобрать определенное количество пред-приятии и осуществить подвыборку индивидов по каждому предпри-ятию, воспользовавшись списком работников или составив его.

Социологи часто используют методы серийной или гнездовой выборки. При серийной выборке генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т. д.) на однородные части (серии). Затем идет отбор респондентов — от­дельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из се-рии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из гене-ральной совокупности, содержащей, например, 2000 человек, где 300 человек — наладчики станков, 700 — токари-фрезеровщики, 1000 — сборщики, нужно отобрать каждого десятого. Следователь-но, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей-фрезеровщиков и 100 сборщиков.

Что касается гнездовой выборки, то в качестве единиц обследова-ния отбирают не отдельных индивидов, а целые группы или коллек-тивы. Например, из 30 студенческих групп, в которых занимается по 20 человек, отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социальную информацию, если группы максимально схожи по важнейшим при-знакам, например, возрасту, полу, видам обучения и т. п.

Трудности, свойственные другим вероятностным методам отбо­ра, зачастую снимаются при использовании многоступенчатой вы­борки. Последняя применяется в тех случаях, когда извлечь выборку из генеральной совокупности прямым путем бывает весьма затруд-нительно. Так, при опросе промышленных рабочих план многосту-пенчатой выборки может выглядеть следующим образом: на первой ступени производится отбор промышленных предприятий, на вто­рой — бригад на предприятиях, на третьей — рабочих из бригад, попавших в выборку второй ступени. Тип вероятностной выборки на всех ступенях один и тот же, однако чаще всего используется про­стая случайная выборка. Многоступенчатый отбор, как правило, ис-пользуется в тех случаях, когда все единицы отбора каждой ступени равноценны для исследования.

Соединение в многоступенчатой выборке различных видов веро­ятностного отбора (простого случайного, серийного и т. д.) делает выборку комбинированной. Примером ее может служить гнездовая

177


выборка со сложным обследованием самих гнезд. Комбинированная выборка, таким образом, преследует цель создания наиболее рацио­нальных и экономичных условий сбора необходимой информации для решения конкретных исследовательских задач.

Многофазовая выборка особый вид многоступенчатого отбора, который заключается в том, что из сформированной выборки боль­шого объема производится новая выборка (подвыборка) меньшего объема и т. д. К многофазовой выборке социологи обращаются тог­да, когда на фоне большой выборки возникает необходимость изуче­ния более узкого круга вопросов. С этой целью формируется вторая фаза — выборка в миниатюре — и т. д. Количество таких выборок не ограничено. Независимо от числа фаз в последующих подвыборках используется та же единица отбора, что и в основной выборке.

Все описанные схемы отбора являются основными типами веро­ятностной и случайной выборок, каждая из которых имеет множе­ство модификаций. Однако в ряде случаев невозможно или нецелесо­образно их использовать. Тогда социологи используют неслучайные схемы или методы отбора по усмотрению, к которым относятся целе­направленная, стихийная и квотная выборки. Квотная выборка как метод невероятностного (неслучайного) отбора довольно успешно конкурирует по точности репрезентации генеральной совокупности с вероятностными схемами выборки. При массовых опросах населе­ния это распространенный способ отбора респондентов. Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генераль­ной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Предполагается, что наборы признаков, по которым от­бираются квоты, являются рациональными для предмета исследова­ния. На основе квотной выборки устанавливается, сколько лиц и с какими характеристиками следует опросить. Сравнение структур в выборочной и генеральной совокупностях по распределению при­знаков позволяет судить о том, насколько квалифицированно произ­ведена квотная выборка.

При целенаправленной выборке еще одной разновидности не­вероятностного отбора — из генеральной совокупности выбирают­ся типичные элементы, с тем чтобы таким образом получить ее уменьшенную модель. Преимущества данного типа выборки за­ключаются в том, что она позволяет относительно легко и эконо­мично обнаруживать определенные тенденции в генеральной сово­купности. Она дает возможность, например, учитывать тот факт,

178


что социальная группа имеет “ядро”, обладающее всеми инвариан­тными качествами. Основной недостаток целенаправленной вы­борки в том, что она осуществляется субъективно и потому не по­зволяет делать достаточно надежных выводов о количественных распределениях признаков в генеральной совокупности.

В отношении стихийной выборки следует отметить, что ее основу составляет выборка как бы “первых встречных", без жесткого опре­деления структуры массива респондентов. Ярким примером стихий­ной выборки является обычный почтовый опрос телезрителей, чита­телей газет или журналов, когда практически невозможно заранее определить структуру выборочной совокупности, т. е. тех респонден­тов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на опре­деленную совокупность.

При проведении разведывательного (пилотажного, зондажного) исследования обычно используется такой тип невероятностного от­бора, как метод основного массива. Он практикуется при зондаже ка­кого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивают 50-70 % респондентов, попавших в отобранную совокупность.

Наряду с видовыми характеристиками выборочного метода осо­бого внимания заслуживают вопросы правомочности экстраполяции выборки на генеральную совокупность, которые имеют как минимум три аспекта: проблему обоснованности выборки, ее репрезентатив­ности и объема. Решение первой проблемы предполагает адекват­ность задач исследования и выборочной процедуры и содержит обо­снование типов выборки, определение единиц отбора и признаков, которые невозможно учесть в отношении каждой обследуемой еди­ницы. Решение второй проблемы состоит в моделировании генераль­ной совокупности с максимально заданной точностью. Решение третьей проблемы связано с математическими основаниями выбо­рочного метода. При этом очень часто в массовых выборочных ис­следованиях социологи ограничиваются определенным объемом вы­борки исходя из имеющихся человеческих, финансовых ресурсов, а также предыдущего опыта.

Выборочное исследование не единственный метод, используе­мый при проведении эмпирических социологических исследований. Наряду с ним применяются сплошные исследования, в которых каж­дый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора ин­формации, а также монографические. При монографическом исследо-

179


вании из данного класса объектов отбирается один, который под­вергается детальному изучению. Закономерности, обнаруженные в результате такого исследования, распространяются на весь класс исходных объектов. Монографические исследования имеют особое значение при глубоком изучении механизмов социальных законов и закономерностей.

Как видим, каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать вполне определенные задачи со­циологического исследования. Многократное применение различ-ных схем выборочного метода в практике проведения социологичес-ких исследований позволяет сформулировать следующие правила, соблюдение которых будут способствовать повышению его эффек-тивности:

1. Формирование выборки не должно противоречить здравому смыслу как при отборе единиц, так и при определении объема выборки.

2. Прежде чем решать вопрос об объеме выборки, следует поду­мать о методологической обоснованности и экономической целесо­образности сплошного исследования. Важно помнить, что выбороч-ное исследование практически не используется при изучении малой контактной группы, члены которой не представляют собой случай-ные величины. Сплошное исследование особенно целесообразно тог-да, когда разница в объеме генеральной и выборочной совокупнос-тей не очень велика.

3. При построении выборки наиболее эффективным является применение смешанного подхода. Например, в массовых опросах на-селения мегаполиса целесообразно одновременно сочетать случай­ную и квотную выборки. При этом случайность обеспечивается тем, что, скажем, в квартире опрашивается не первый встречный, а тот из членов семьи, у кого, например, был последний день рождения в этом году. Квотная схема выборки обеспечивается соблюдением строго определенных квот по полу, возрасту, образованию, долям населе-ния отдельных районов, микрорайонов и т. д.

4. Задача социолога не ограничивается лишь теоретическим оп­ределением объема выборки, она направлена также на выработку практических способов ее формирования. Для этого обычно разра-батывают программу формирования выборки, специальные инст-рукции для интервьюеров и другие организационно-технические документы.

180


5. При изучении динамики социальных явлений и процессов посред-ством их мониторинга целесообразно применять ротационную вы-борку, т. е. когда объем выборки не постоянный, а обновляется за счет замены части единиц новыми. При этом повышается репрезентатив­ность полученной информации, а также снижаются материальные затраты на проведение исследования.

6. Для построения выборки необходимо использовать различные источники: официальную статистику; научные подходы и процеду-ры, апробированные другими исследователями; географические кар-ты и планы населенных пунктов, а также таблицу случайных чисел и другую доступную социальную информацию.

Глава 16. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обоснование темы исследования

Современный этап развития рыночной экономики в Украине вызвал к жизни огромный интерес значительной части населения к развитию бизнеса и предпринимательской деятельности. Широкий спектр возможностей заниматься прибыльной деятельностью на не-государственном предприятии, ненормируемый рабочий день, кон­такты с работниками и руководителями властных структур и пре­стижных учреждений, а также с иностранными партнерами создают устойчивый имидж деловитости, решительности и предприимчивос-ти, способствуют формированию необходимых личностных качеств отечественных бизнесменов. Эрудиция, обширные и одновременно конкретные познания в области менеджмента, экономики и права, социологии, психологии и управления персоналом, личное обаяние и умение влиять на других становятся непременными требованиями к личности современного делового человека. В этих условиях происхо­дит значительная дифференциация населения по уровню получае­мых доходов, резкий отрыв частных предпринимателей от основной массы трудящихся в качестве и количестве потребляемых ими мате-риальных и духовных благ, что, естественно, чревато определенным

181


социальным напряжением в обществе и возможными конфликтами между более и менее имущими слоями населения.

Между тем в сознании старшего поколения занятие бизнесом зачастую ассоциируется со спекуляцией, взяточничеством, протекци­онизмом и кастовостью в среде тех, кто посвятил себя частному "до­быванию денег". В то же время государство, оставаясь практически крупнейшим собственником средств и предметов труда, главным на­нимателем рабочей силы, обременено сегодня значительными поли­тическими и социально-экономическими проблемами переходного периода. Кризис неплатежей, разрушенные партнерские и торговые связи, появившаяся безработица и возросшая в связи с этим потреб­ность в новых финансовых ресурсах для бюджетных расходов вы­нуждают государство переносить основную тяжесть налогового бре­мени на предприятия негосударственной формы собственности, что на практике означает создание искусственных препон на пути есте­ственной экономической структуризации общества, переориентации его производительного потенциала.

Негативный отпечаток на общее отношение населения к раз­витию бизнеса накладывают также экономический хаос, расширяю­щиеся масштабы теневой экономики и различные экономические преступления. При этом устойчивый стереотип частника — “нару­шителя" государственной монополии в общественном сознании постепенно преодолевается, а его место все прочнее занимает объек­тивное осуждение со стороны населения коррумпированных и бю­рократизированных государственных структур в экономике. Чтобы снизить их деструктивное влияние на экономическую жизнь, необхо­димо решительно проводить разгосударствление собственности, со­здавать благоприятную социально-экономическую среду для реали­зации естественного права каждого человека преследовать личные интересы, а также в приемлемой форме (за счет собственных или заемных средств) начинать и развивать собственное предпринима­тельское дело.

При наметившейся прогрессивной оценке населением усилий го­сударства по повышению социальных гарантий для предпринимате­лей (создания школ бизнеса, подготовки руководителей, менедже­ров, бухгалтеров малых предприятий и т. д.), а также широко прово­димого акционирования предприятий для многих людей остается все еще неприемлемой сама идея личного участия в частном бизнесе и

182


вызывает сомнение обещанная перспектива получить существенную прибавку к фонду жизненных средств от непосредственного или кос­венного участия в предпринимательской деятельности.

Перечисленные тенденции развития бизнеса, безусловно, требуют более тщательного научного анализа. Необходимо выявить подлин­ное отношение к бизнесу различных категорий людей, конкретно определить в возрастном и статусном разрезе привлекательные и не­привлекательные стороны современного бизнеса и возможности зани­маться частным предпринимательством, охарактеризовать основные черты современного бизнесмена и предпринимателя, с которыми ассо­циируется их поведение у респондентов, дающих оценку специфичес­ких особенностей самосознания, мотивов поведения и деятельности лиц, занимающихся бизнесом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.054 с.)