Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки применения выборки в исследовании
В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без формирования выборки — исключительно важного этапа разработки методического раздела программы исследования, от которого в значительной степени зависит достоверность всей получаемой социологической информации. Далеко не всегда выборка имела столь весомое значение в социоло-гическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов XX в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональ-ных, что существенно увеличивало количество опрашиваемых рес-пондентов. Это, естественно, приводило к значительному увеличению материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип этих опросов был прост: чем больше респондентов опросить — тем лучше 167 и точнее будут результаты. В США такие опросы были названы “соломенными”. Однако начиная с первой половины 30-х годов XX в. общественное мнение стали изучать, применяя строгие методы научного анализа. Возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что исходя из законов теории вероятностей можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с высокой степенью точности. В 1933 г. исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В политической сфере его деятельность определялась в основном личным интересом: мать его жены, О. Миллер, баллотировалась на пост секретаря штата Айова от демократической партии. Используя новые методы, Дж. Гэллап принял активное участие в избирательной кампании, и его теща одержала победу. В 1934 г. он опробовал свои методы во время выборов в Конгресс США, с большой точностью предсказав победу демократов. В 1935 г. он создал Американский институт общественного мнения, который чаще называют Институтом Гэллапа. В 1936 г. Дж. Гэллап предсказал (с ошибкой в 6,8 %) победу президенту США Т. Рузвельту на основе проведенных им выборочных опросов; при этом объем выборки составлял 1500 человек. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять и другие ученые при исследовании рынка. Важной вехой в истории выборочных опросов стало также создание в США (1963 г.) фирмы Л. Харриса по проведению общенациональных опросов. Объем выборки Л. Харриса составлял 1600 человек. Сегодня результаты опросов Л. Харриса публикуются дважды в неделю более чем в 250 американских газетах.
В Германии существенный вклад в развитие выборочного метода внесла известный социолог Э. Ноэль (объем выборки — 1800 человек). Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой ее части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков, одна половина из которых — красного цвета, а другая — зеленого. Если их перемешать и наугад вытащить 400 шариков, то окажется, что по цвету они распределятся приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически одним и тем же. Статистика позволяет установить 168 процент нетОЧНОСТИ, величина КО- Таблица 11
ТОрОГО зависит ОТ величины выбор- Объем выборки и величина неточности ки. Это хорошо видно из табл. 11, составленной на основе результатов деятельности Института Гэл-лапа. Итак, исходя из изложенного можно сформулировать основную идею выборочного метода. Во - первых, выборочный опрос значительно экономичнее сплошного или опроса по принципу “чем больше, тем лучше”, ибо выборка всегда гораздо меньше любой совокупности опрашиваемых. Во - вторых, в отличие от “соломенного” выборочный опрос гарантирует реальный результат. Это было продемонстрировано в 1936 г. в США при опросах по прогнозированию победителя президентских выборов, когда баллотировались Т. Рузвельт и А. Ландон. Редакция журнала “Литературный дайджест”, опросив 10 млн. человек, получила от них ответ, в котором было названо имя А. Ландон, в то время как Д. Гэллап и Е. Роупер, проведя выборочный опрос тех же респондентов, получили противоположный результат. Их респонденты назвали имя Т. Рузвельта, что и подтвердили выборы.
Очевидно, проблема состоит в том, что “соломенные” опросы практически не отражают структуру совокупности опрашиваемых, а выборка представляет собой совокупность, которая удовлетворяет всем трем требованиям модели: отражения, замещения и переноса. Между тем следует учитывать, что выборочный опрос — это опрос с ошибкой. В большинстве исследований достаточно ошибки около 3 % (иногда 5 %). Чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Обычно объем выборки определяют после того, как установлена ошибка, удовлетворяющая исследователя. Таким образом, выборка имеет следующие преимущества: экономия времени и средств благодаря сокращению объема работы; если опрашивается 1-2 % генеральной совокупности, то объем работы сокращается в 50-200 раз, что значительно снижает стоимость исследования; сведение к минимуму негативных воздействий на объект социологического исследования; необходимость детального 169 исследования каждой единицы наблюдения при невозможности ох-вата всех единиц (например, изучение бюджетов времени семей); достижение более точного результата обследования благодаря уменьшению количества ошибок при регистрации. Содержание и основные категории выборочного метода Как известно, выборочный метод — это метод выборочного иссле-дования, который позволяет делать заключение о характере рас-пределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Другими словами, выборка — это представительная часть генеральной совокупности. Основу выборки, как отмечалось, составляет выборочная совокупность, т. е. отобранный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности и удобства работы, а также отсутствия дублирования единиц наблюдения [92, c. 18]. Таким образом, выборочная совокупность — это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая в себе все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Если генеральной совокуп-ностью, например, считают все население страны или ту его часть, которую социолог намерен изучать, то выборочной совокупнос-тью — множество людей, которых социолог опрашивает непосред-ственно. В сплошном опросе эти совокупности совпадают, а в выборочном расходятся. Выборочный метод в социологии имеет два существенных аспек-та. Первый аспект — философско - методологический, согласно которому выборка представляет собой изучение некоторых совокупнос-тей по определенной модели, формируемой путем отбора элементов совокупности. Выборочное исследование, как модельное, отличается от других (в частности, сплошных или монографических) только ста-тистической природой моделируемого объекта и самой модели. Второй аспект — математико - статистический, в соответствии с которым выборкой, или выборочной совокупностью, называется часть объектов генеральной совокупности, репрезентативных и способных замещать ее в исследовании. Поэтому выборку, которая хорошо представляет структуру всей генеральной совокупности, называют репрезентативной. 170 Специфика выборочного метода определяется прежде всего его категориальным (терминологическим) аппаратом, основные поня-тия которого рассмотрим более подробно.
Генеральная совокупность — это множество элементов, являющихся объектом социологического исследования. Так, если объек-том изучения является трудоспособное население страны, то генеральная совокупность представляет собой всех женщин в возрасте от 16 до 54 лет и мужчин в возрасте от 16 до 59 лет. Иногда наряду с понятием “генеральная совокупность” используют понятие "обследуемая совокупность ”, обозначающее множество элементов, которые действительно будут обследоваться. В этом случае генеральная совокупность — это теоретически выделенное множество элементов. Однако на практике очень редко все ее элементы доступны для изу-чения. В свою очередь, выборочная совокупность, или выборка — это отобранная часть объектов генеральной совокупности, являющихся объектами наблюдения. Основная цель при этом — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы их распределение в выборке повторяло распределение данных элементов совокупности в целом. Единица отбора — это элемент (или набор элементов), предназначенный для отбора на определенной ступени выборки. Более точно говорят о единицах отбора первой ступени выборки, второй ступени и т. д. В простейшей одноступенчатой выборке все единицы отбора совпадают. Следовательно, единицы отбора формируют вы-борку. Основа выборки представляет собой список единиц отбора, из которого извлекается выборка или определенная ступень в ней. Если, например, на первой ступени выборки происходит отбор предприя-тий, то основа выборки — список предприятий. На второй ступени основой выборки может быть уже алфавитная карточка работника отдельного предприятия. Понятие "единица наблюдения ” обозначает элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор социальной информации. Обычно в выборочном опросе единицей наблюдения является отдельный человек. Следует отличать единицу наблюдения от единицы анализа. Например, единицей анализа может служить семья как целостный социальный объект, а единицей наблюдения в этом случае будет глава семьи. 171 Переменную можно определить как множество отдельных значений характеристик элементов совокупности. Например, множество всех значений возрастов в генеральной совокупности образует переменную “возраст". Переменная, согласно определению, предполагает некоторую вариацию своих значений. Если все элементы совокупности имеют одно и то же значение, то переменная называется константой. Категория “ параметр ” определяется как суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности (например, средний доход семьи или средний возраст городского населения). Важной задачей выборочного исследования является оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочных наблюдений.
Понятие "статистика" означает суммарное описание переменной в выборочном обследовании (например, средний доход, вычисленный по данным выборки). Категория "дисперсия" определяет разброс (или отклонение) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности от средней величины признака. При нулевой дисперсии все единицы отбора имели бы одинаковое, равное среднему значению, распределение признаков, и для выборки достаточно было бы одной единицы, чтобы обеспечить репрезентативность данных, поскольку чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности потребуется для дальнейшего исследования. Понятие "репрезентативность ” (от фр. representation — представительство) характеризует представительность выбранной части каких-либо наблюдений объекта относительно всей совокупности наблюдений, из которых сделана выборка. Другими словами, это свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности. Ошибка выборки служит мерой подобия выборки структуре генеральной совокупности, т. е. определяет отклонение выборочных оценок признаков от их значений по генеральной совокупности. Случайная ошибка выборки — это статистическая погрешность, представляющая собой отклонения характеристик выборочного распределения от генеральной совокупности. А систематическая ошибка выборки в отличие от случайной ошибки, носит неслучайный характер и следует из неадекватности сформированной выборки задачам исследования; незнания распределения в генераль- 172 ной совокупности и применения процедур отбора, которые могут исказить эти распределения; сознательного отбора наиболее удобных и “выигрышных" для решения задач исследования элементов генеральной совокупности, которые, однако, не представляют ее в целом. Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые и определяют типологию, или видовое разнообразие, выборочного метода. А поскольку математические основы выборочного метода сложны, ограничимся лишь качественным описанием различных стратегий (способов) отбора и видов выборок (табл. 12, 13). Рассмотрим основные способы отбора выборочной совокупности и виды выборок. Одним из видов вероятностного отбора является простая случайная выборка. Как только сформулирована или найдена в готовом виде основа выборки, исследователь (социолог) осуществляет следующие операции. Все элементы из перечня (списка) в основе выборки пронумеровываются, причем так, чтобы каждый элемент получил свой собственный номер. Затем может быть использована таблица случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку [80, гл. IV]. Если основа выборки заложена в компьютере (например список персонала завода в АСУ “Кадры"), то случайный отбор можно осуществить автоматически. Однако простую случайную выборку на практике используют очень редко как завершающую ступень отбора в более сложных выборках.
Если в распоряжении социолога имеется список элементов в совокупности, то чаще всего применяется систематическая выборка. При систематическом отборе из списка выбирается каждый и-й элемент и включается в выборку. Например, если алфавитная карточка персонала предприятия содержит 4000 имен, то для извлечения 5 % выборки (т. е. 200 человек) необходимо отобрать из списка каждого двадцатого. Для того чтобы совершенно строго проделать эту процедуру, первый элемент необходимо выбрать случайным образом, например по таблице случайных чисел. Такую схему выборки называют систематической выборкой со случайным началом. Для ее описания обычно используют два термина: выборочный интервал (т. е. расстояние между отбираемыми элементами) и выборочное отношение (т. е. пропорция отбираемых в выборку элементов; в нашем примере она составляет 1/20). Считается, что систематическая выборка идентична простому случайному отбору. 173 Таблица 12 Способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок
174 Таблица 13 Характеристика основных способов выборочного отбор
175 Кроме систематической довольно часто используется стратифицированная выборка, которая включает некоторый предварительный этап, позволяющий увеличить степень ее репрезентативности, т. е. уменьшить возможную ошибку выборки. Для ошибки выборки справедливы следующие утверждения: во - первых, большая по объему выборка ведет к меньшей ошибке, чем это может быть при малой выборке; во - вторых, большая однородность генеральной совокупности ведет к меньшей ошибке, чем в случае с меньшей однородностью. На втором утверждении собственно и основана идея стратифицированной выборки, согласно которой предварительно расчленяют генеральную совокупность так, чтобы ее части оказались более однородными, чем исходная совокупность. Например, при изучении социальных особенностей различных слоев рабочего класса и интеллигенции персонал конкретного завода может быть разделен на две части: рабочие и инженерно-техническая интеллигенция (включая служащих). В нестратифицированной выборке ошибка выборки по признаку социальной принадлежности будет такой же, как и по остальным переменным, а в стратифицированной она будет близка к нулю. После разделения совокупности на однородные группы (страты) из каждой группы извлекается выборка каким-либо из уже известных способов. Существует ряд конкретных стратегий стратификационного отбора. Наиболее часто используется подход, при котором все элементы генеральной совокупности разделяют на группы (страты) относительно некоторой переменной. Из каждой группы случайно или систематически отбирают элементы, количество которых пропорционально объему группы в генеральной совокупности. Так, если в генеральной совокупности соотношение мужчин и женщин составляет — 46,5 к 53,5 %, то в стратифицированной выборке по этой переменной доля мужчин и женщин должна находиться в той же пропорции. Простая случайная, систематическая (механическая) и стратифицированная выборки требуют для их реализации составления списка элементов генеральной совокупности. Однако создать такой список зачастую либо вовсе невозможно, либо просто нецелесообразно (например, почти невозможно составить список производственного персонала всех предприятий города или области). В таких случаях социологи обращаются к более сложным по своей структуре методам отбора. Наиболее типична ситуация, когда из генеральной совокупности предварительно отбирают группы элементов, а затем осу- 176 ществляют отбор элементов внутри выделенных групп. Так, предва-рительно можно составить список всех предприятий города, каким-либо из известных методов отобрать определенное количество пред-приятии и осуществить подвыборку индивидов по каждому предпри-ятию, воспользовавшись списком работников или составив его. Социологи часто используют методы серийной или гнездовой выборки. При серийной выборке генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т. д.) на однородные части (серии). Затем идет отбор респондентов — отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из се-рии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из гене-ральной совокупности, содержащей, например, 2000 человек, где 300 человек — наладчики станков, 700 — токари-фрезеровщики, 1000 — сборщики, нужно отобрать каждого десятого. Следователь-но, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей-фрезеровщиков и 100 сборщиков. Что касается гнездовой выборки, то в качестве единиц обследова-ния отбирают не отдельных индивидов, а целые группы или коллек-тивы. Например, из 30 студенческих групп, в которых занимается по 20 человек, отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социальную информацию, если группы максимально схожи по важнейшим при-знакам, например, возрасту, полу, видам обучения и т. п. Трудности, свойственные другим вероятностным методам отбора, зачастую снимаются при использовании многоступенчатой выборки. Последняя применяется в тех случаях, когда извлечь выборку из генеральной совокупности прямым путем бывает весьма затруд-нительно. Так, при опросе промышленных рабочих план многосту-пенчатой выборки может выглядеть следующим образом: на первой ступени производится отбор промышленных предприятий, на второй — бригад на предприятиях, на третьей — рабочих из бригад, попавших в выборку второй ступени. Тип вероятностной выборки на всех ступенях один и тот же, однако чаще всего используется простая случайная выборка. Многоступенчатый отбор, как правило, ис-пользуется в тех случаях, когда все единицы отбора каждой ступени равноценны для исследования. Соединение в многоступенчатой выборке различных видов вероятностного отбора (простого случайного, серийного и т. д.) делает выборку комбинированной. Примером ее может служить гнездовая 177 выборка со сложным обследованием самих гнезд. Комбинированная выборка, таким образом, преследует цель создания наиболее рациональных и экономичных условий сбора необходимой информации для решения конкретных исследовательских задач. Многофазовая выборка — особый вид многоступенчатого отбора, который заключается в том, что из сформированной выборки большого объема производится новая выборка (подвыборка) меньшего объема и т. д. К многофазовой выборке социологи обращаются тогда, когда на фоне большой выборки возникает необходимость изучения более узкого круга вопросов. С этой целью формируется вторая фаза — выборка в миниатюре — и т. д. Количество таких выборок не ограничено. Независимо от числа фаз в последующих подвыборках используется та же единица отбора, что и в основной выборке. Все описанные схемы отбора являются основными типами вероятностной и случайной выборок, каждая из которых имеет множество модификаций. Однако в ряде случаев невозможно или нецелесообразно их использовать. Тогда социологи используют неслучайные схемы или методы отбора по усмотрению, к которым относятся целенаправленная, стихийная и квотная выборки. Квотная выборка как метод невероятностного (неслучайного) отбора довольно успешно конкурирует по точности репрезентации генеральной совокупности с вероятностными схемами выборки. При массовых опросах населения это распространенный способ отбора респондентов. Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Предполагается, что наборы признаков, по которым отбираются квоты, являются рациональными для предмета исследования. На основе квотной выборки устанавливается, сколько лиц и с какими характеристиками следует опросить. Сравнение структур в выборочной и генеральной совокупностях по распределению признаков позволяет судить о том, насколько квалифицированно произведена квотная выборка. При целенаправленной выборке — еще одной разновидности невероятностного отбора — из генеральной совокупности выбираются типичные элементы, с тем чтобы таким образом получить ее уменьшенную модель. Преимущества данного типа выборки заключаются в том, что она позволяет относительно легко и экономично обнаруживать определенные тенденции в генеральной совокупности. Она дает возможность, например, учитывать тот факт, 178 что социальная группа имеет “ядро”, обладающее всеми инвариантными качествами. Основной недостаток целенаправленной выборки в том, что она осуществляется субъективно и потому не позволяет делать достаточно надежных выводов о количественных распределениях признаков в генеральной совокупности. В отношении стихийной выборки следует отметить, что ее основу составляет выборка как бы “первых встречных", без жесткого определения структуры массива респондентов. Ярким примером стихийной выборки является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов, когда практически невозможно заранее определить структуру выборочной совокупности, т. е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность. При проведении разведывательного (пилотажного, зондажного) исследования обычно используется такой тип невероятностного отбора, как метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивают 50-70 % респондентов, попавших в отобранную совокупность. Наряду с видовыми характеристиками выборочного метода особого внимания заслуживают вопросы правомочности экстраполяции выборки на генеральную совокупность, которые имеют как минимум три аспекта: проблему обоснованности выборки, ее репрезентативности и объема. Решение первой проблемы предполагает адекватность задач исследования и выборочной процедуры и содержит обоснование типов выборки, определение единиц отбора и признаков, которые невозможно учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Решение второй проблемы состоит в моделировании генеральной совокупности с максимально заданной точностью. Решение третьей проблемы связано с математическими основаниями выборочного метода. При этом очень часто в массовых выборочных исследованиях социологи ограничиваются определенным объемом выборки исходя из имеющихся человеческих, финансовых ресурсов, а также предыдущего опыта. Выборочное исследование — не единственный метод, используемый при проведении эмпирических социологических исследований. Наряду с ним применяются сплошные исследования, в которых каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации, а также монографические. При монографическом исследо- 179 вании из данного класса объектов отбирается один, который подвергается детальному изучению. Закономерности, обнаруженные в результате такого исследования, распространяются на весь класс исходных объектов. Монографические исследования имеют особое значение при глубоком изучении механизмов социальных законов и закономерностей. Как видим, каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать вполне определенные задачи социологического исследования. Многократное применение различ-ных схем выборочного метода в практике проведения социологичес-ких исследований позволяет сформулировать следующие правила, соблюдение которых будут способствовать повышению его эффек-тивности: 1. Формирование выборки не должно противоречить здравому смыслу как при отборе единиц, так и при определении объема выборки. 2. Прежде чем решать вопрос об объеме выборки, следует подумать о методологической обоснованности и экономической целесообразности сплошного исследования. Важно помнить, что выбороч-ное исследование практически не используется при изучении малой контактной группы, члены которой не представляют собой случай-ные величины. Сплошное исследование особенно целесообразно тог-да, когда разница в объеме генеральной и выборочной совокупнос-тей не очень велика. 3. При построении выборки наиболее эффективным является применение смешанного подхода. Например, в массовых опросах на-селения мегаполиса целесообразно одновременно сочетать случайную и квотную выборки. При этом случайность обеспечивается тем, что, скажем, в квартире опрашивается не первый встречный, а тот из членов семьи, у кого, например, был последний день рождения в этом году. Квотная схема выборки обеспечивается соблюдением строго определенных квот по полу, возрасту, образованию, долям населе-ния отдельных районов, микрорайонов и т. д. 4. Задача социолога не ограничивается лишь теоретическим определением объема выборки, она направлена также на выработку практических способов ее формирования. Для этого обычно разра-батывают программу формирования выборки, специальные инст-рукции для интервьюеров и другие организационно-технические документы. 180 5. При изучении динамики социальных явлений и процессов посред-ством их мониторинга целесообразно применять ротационную вы-борку, т. е. когда объем выборки не постоянный, а обновляется за счет замены части единиц новыми. При этом повышается репрезентативность полученной информации, а также снижаются материальные затраты на проведение исследования. 6. Для построения выборки необходимо использовать различные источники: официальную статистику; научные подходы и процеду-ры, апробированные другими исследователями; географические кар-ты и планы населенных пунктов, а также таблицу случайных чисел и другую доступную социальную информацию. Глава 16. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Обоснование темы исследования Современный этап развития рыночной экономики в Украине вызвал к жизни огромный интерес значительной части населения к развитию бизнеса и предпринимательской деятельности. Широкий спектр возможностей заниматься прибыльной деятельностью на не-государственном предприятии, ненормируемый рабочий день, контакты с работниками и руководителями властных структур и престижных учреждений, а также с иностранными партнерами создают устойчивый имидж деловитости, решительности и предприимчивос-ти, способствуют формированию необходимых личностных качеств отечественных бизнесменов. Эрудиция, обширные и одновременно конкретные познания в области менеджмента, экономики и права, социологии, психологии и управления персоналом, личное обаяние и умение влиять на других становятся непременными требованиями к личности современного делового человека. В этих условиях происходит значительная дифференциация населения по уровню получаемых доходов, резкий отрыв частных предпринимателей от основной массы трудящихся в качестве и количестве потребляемых ими мате-риальных и духовных благ, что, естественно, чревато определенным 181 социальным напряжением в обществе и возможными конфликтами между более и менее имущими слоями населения. Между тем в сознании старшего поколения занятие бизнесом зачастую ассоциируется со спекуляцией, взяточничеством, протекционизмом и кастовостью в среде тех, кто посвятил себя частному "добыванию денег". В то же время государство, оставаясь практически крупнейшим собственником средств и предметов труда, главным нанимателем рабочей силы, обременено сегодня значительными политическими и социально-экономическими проблемами переходного периода. Кризис неплатежей, разрушенные партнерские и торговые связи, появившаяся безработица и возросшая в связи с этим потребность в новых финансовых ресурсах для бюджетных расходов вынуждают государство переносить основную тяжесть налогового бремени на предприятия негосударственной формы собственности, что на практике означает создание искусственных препон на пути естественной экономической структуризации общества, переориентации его производительного потенциала. Негативный отпечаток на общее отношение населения к развитию бизнеса накладывают также экономический хаос, расширяющиеся масштабы теневой экономики и различные экономические преступления. При этом устойчивый стереотип частника — “нарушителя" государственной монополии в общественном сознании постепенно преодолевается, а его место все прочнее занимает объективное осуждение со стороны населения коррумпированных и бюрократизированных государственных структур в экономике. Чтобы снизить их деструктивное влияние на экономическую жизнь, необходимо решительно проводить разгосударствление собственности, создавать благоприятную социально-экономическую среду для реализации естественного права каждого человека преследовать личные интересы, а также в приемлемой форме (за счет собственных или заемных средств) начинать и развивать собственное предпринимательское дело. При наметившейся прогрессивной оценке населением усилий государства по повышению социальных гарантий для предпринимателей (создания школ бизнеса, подготовки руководителей, менеджеров, бухгалтеров малых предприятий и т. д.), а также широко проводимого акционирования предприятий для многих людей остается все еще неприемлемой сама идея личного участия в частном бизнесе и 182 вызывает сомнение обещанная перспектива получить существенную прибавку к фонду жизненных средств от непосредственного или косвенного участия в предпринимательской деятельности. Перечисленные тенденции развития бизнеса, безусловно, требуют более тщательного научного анализа. Необходимо выявить подлинное отношение к бизнесу различных категорий людей, конкретно определить в возрастном и статусном разрезе привлекательные и непривлекательные стороны современного бизнеса и возможности заниматься частным предпринимательством, охарактеризовать основные черты современного бизнесмена и предпринимателя, с которыми ассоциируется их поведение у респондентов, дающих оценку специфических особенностей самосознания, мотивов поведения и деятельности лиц, занимающихся бизнесом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.054 с.) |