Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология социологических исследований
Основу типологии составляет процесс мысленного расчленения объектов, явлений или предметов и их группировка по общности существенных признаков. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется прежде всего тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися его разновидностями, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования. Социологические исследования разделяются по разным основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания они подразделяются на теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и обогащающие друг друга. В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент; вторые используются для того, чтобы выявить динамику, изменения в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике
131 через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее нагляд-ный пример панельного социологического исследования — периоди-ческие переписи населения. По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования можно подразделить на разведывательные, описатель-ные и аналитические. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — наиболее простой тип социологического анализа, позволяющий ре-шать ограниченные задачи. По сути, это процесс “обкатки” инстру-ментария, т. е. методических документов (анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточки наблюдения или изучения документов). Программа такого исследования, как и инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики — 20-100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточня-ются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их фор-мулировка. Такое исследование целесообразно проводить прежде всего тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ста-вится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию об изучаемом социаль-ном объекте, явлении или процессе. Описательное исследование — более сложный тип социологичес-кого анализа. С его помощью получают эмпирическую информа-цию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследова-ние проводится в том случае, когда объект анализа — сравнительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного пред-приятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре объек-та изучения относительно однородных групп (по уровню образования, возрасту, профессии и т. п.) дает возможность оценить и сравнить интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследова-нии могут быть применены один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетая различные методы, исследователь может получить более достоверную и полную социологическую
132 информацию, сделать более глубокие выводы и более обоснованные рекомендации. Аналитическое исследование — самый серьезный тип социологического анализа. Оно не только описывает элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и позволяет выявить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — основное назначение этого типа исследования. Если в описательном исследовании устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно его выполняют после разведывательного и описательного исследований, в процессе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса. Чаще всего аналитическое исследование носит комплексный характер. По используемым методам оно намного богаче и разнообразнее разведывательного и описательного исследований. В специальной социологической литературе описаны и другие подходы к выделению типологии социологического исследования. Заслуживает внимания, на наш взгляд, подход российского социолога В. Ядова, который выделяет следующие виды социологических исследований: исследования, ориентированные на различные стороны социального планирования и управления общественными процессами; теоретико - прикладные исследования, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок; теоретико - методологические; оперативные социологические исследования на предприятиях и в учреждениях, анализирующие местные проблемы в целях нахождения оптимальных способов их разрешения. Некоторые исследователи разделяют социологические исследования по сферам общественной жизни, например социально - экономические, социально - политические, социально - педагогические исследования и т. д. Определенный интерес представляет подход 133 украинского социолога Г. Щёкина, который относит эмпиричес-кие и прикладные социологические исследования к следующим типам: пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; исследования с обратной связью, целью которых является привлечение коллектива к участию в решении стоящих перед ним прак-тических проблем; панельные, предполагающие повторные изучения одного и того же объекта через определенные интервалы времени; лонгитюдные — разновидность повторных исследований, при которых ведется длительное периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами; сравнительные, в которых в качестве основного приема используется сопоставление информации разных социальных подсистем, авторов или периодов исторического развития; междисциплинарные, предполагающие сотрудничество между представителями различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы.
Российские социологи М. Горшков и Ф. Шерега [37] попытались выработать основной критерий для классификации социологичес-ких исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориен-тацию на практику. Они различают такие типы социологических ис-следований: разведывательные, оперативные, описательные, аналитические, экспериментальные, а все опросы сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социологической информации опросы подразделяются ими на массовые и специализированные, а в качестве отдельных типов исследований выделяются также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования. Отмеченные типологии и классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Основной же недостаток данных типологий состоит в том, что они опираются не на все ком-поненты выделенной выше системы познавательного процесса, поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований и не охватывают всех имеющихся в практике разновидностей социологического исследования. 134 Сущностная классификация социологических исследований Принятые в социологии классификации социальных объектов различаются между собой, как правило, глубиной проникновения в их сущность. Условно такие классификации можно разделить на две группы: сущностные и несущностные. Первая группа основывается на концептуальном осмыслении природы классифицируемых объектов. Примеров таких классификаций, как показывает анализ, сравнительно немного, но все они прочно закрепились в социологической науке. В основе второй группы классификаций — постижение объектов, глубокое проникновение в сущность которых довольно проблематично. Следовательно, эти классификации не лишены определенной поверхностности, что объясняется недостаточным уровнем понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.
Как показывает проведенный анализ, в основу классификации социологических исследований можно положить концепцию структуры социологического исследования. При таком подходе основаниями для классификации социологических исследований являются структурные элементы социального познания: предмет исследования, его метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из этих оснований в свою очередь может быть разбито на ряд подоснований и т. д. Таким образом, предлагаемую сущностную классификацию видов социологического исследования можно изобразить следующим образом (табл. 4). Таблица 4 Сущностная классификация социологических исследований
135 Окончание табл. 4
Представленную сущностную классификацию, на наш взгляд, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом следует учитывать, что ее отдельные основания практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, соци- 136 ологическое исследование может быть охарактеризовано как социально-экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, анализ документов, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д. Глава 12.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.01 с.) |