Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ программы социологического исследования
Как отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в процессе которой социолог (субъект познания) последовательно переходит от одних ка-чественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкрет-но-социологического исследования, оно всегда проходит опреде-ленные этапы. Как правило в социологии выделяют четыре основных этапа социологического исследования, характеристика которых приведена в табл. 7. Таблица 7 Характеристика основных этапов социологического исследования
143 Практика свидетельствует, что любое социологическое исследова-ние начинается с разработки его программы, которую можно рассмат-ривать в двух аспектах. С одной стороны, программа представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования, а с другой — это определенная методологическая модель исследования, где фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы собственно и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологичес-кого исследования издается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлет-ворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов. Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают основное содер-жание. 1. Методологическая функция. Заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которая будет применяться социологом. 2. Методическая функция. Предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки. 3. Гносеологическая функция. Обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы в сравнении с его пониманием до ее разработки. 4. Моделирующая функция. Состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его ас-пектов, этапов и процедур. 144 5. Программирующая функция. Заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя. 6. Нормативная функция. Указывает на наличие программы, построенной в соответствии с ее структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию. 7. Организационная функция. Предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделе-ние и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом ис-следовательского процесса.
8. Эвристическая функция. Обеспечивает поиск и получение нового знания, проникновение в сущность изучаемого объекта, открытие его глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине. Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спе-кулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведе-нии экспертизы качества социологического исследования особое вни-мание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане про-граммы существенно сказывается на качестве проводимого исследова-ния, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологичес-кого исследования и его результатов. Как отмечалось, программа социологического исследования — это основной документ научного поиска, содержащий важнейшие методологические и методические процедуры исследования. При этом методологический раздел программы обеспечивает теоретико-методологическую ориентацию социолога в исследовательской дея-тельности, а методический (или процедурный) — обосновывает методику и технику проведения социологического исследования. Каж-дый из упомянутых разделов, в свою очередь, подразделяется на элементы в порядке, задаваемом логикой исследования. В этой связи рассмотрим структуру программы социологического исследования. Методологический раздел программы социологического исследова ния содержит такие элементы: формулировку проблемной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выяснение цели и 145 задач познавательной деятельности; определение или интерпретацию основных понятий и категорий; предварительный анализ предмета исследования в целом; выдвижение и обоснование гипотез исследования. Методический (или процедурный) раздел программы социологичес кого исследования состоит из таких компонентов: разработки и обоснования выборки; выбора или разработки методов сбора социологической информации; описания методов и схемы анализа и обра-ботки данных; определения возможных направлений практического использования результатов; разработки стратегического и рабочего планов исследования. Наиболее рельефно структура программы социологического ис-следования представлена на рис. 3.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.) |