III раздел – Организационный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III раздел – Организационный



СОДЕРЖАНИЕ.

Аннотация………………………………………………………………………3

I РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ

1.1Пояснительная записка……………………………………………………5

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………7

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы…………………..9

1.2.Планируемые результаты освоения программы.Целевые ориентиры на этапе освоения Программы……………………………………………………11

II РАЗДЕЛ –СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1.Характеристика возрастных особенностей воспитанников……………14

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях………………………………………………………………………..20

2.1.2. Дошкольный возраст

Социально-коммукативное развитие…………………………………………..24

Познавательное развитие……………………………………………………….26

Речевое развитее……………………………………………………………….27

Художественно-эстетическое развитие………………………………………29

Физическое развитие……………………………………………………………30

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов реализации Программы............................................................................................................32

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………...37

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Особенности организации образовательного процесса…………………..40

3.2 Обеспеченность методическими материалами……………………………46

3.3 Годовой план……………………………………………………………….54

3.4 Перспективный план …………………………..………………………….61

3.5 План индивидуальной коррекционной работы……………………………65

3.6 Примерная циклограмма……………………………………………………69

3.7 Использованная литература………………………………………………71

Аннотация к программе дошкольного логопункта

Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших дошкольников.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционно - развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной работы на логопункте мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Практическая значимость:

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

• ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

• ребёнок умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук

• ребёнок согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Инновационная направленность заключается в использовании информационных носителей, аудио и видео аппаратуры, компьютерных технологий в работе с детьми.

Степень распространения для учителей – логопедов ДОУ работающих на логопедических пунктах.

I Целевой раздел Программы

Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Мовчан Натальи Геннадьевны  рассчитана на 2018-2019 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк (при наличии) на логопедический пункт ДОУ.

Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

· Конвенция ООН о правах ребенка;

· Декларация прав ребенка;

· Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

· Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

· Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

· Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

· Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;

· Положение о логопедическом пункте ДОУ;

· а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

«Программа» включает следующие образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие,

· познавательное развитие,

· речевое развитие,

· художественно-эстетическое развитие,

· физическое развитие.

1.1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в рабочей программе как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи программы:

• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.

- Н.В.Нищева «коррекционно-развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)», СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009 г

На логопункт зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта

Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФН, ФФНР, ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

Планируемые результаты освоения Программы.

Дошкольный возраст

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Конструирование:

- закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи – рассказы – описания,

- закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом соответствующую лексику,

- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом – счетные палочки, пазлы, лего, гаечный и прищепковый конструктор,

- учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное регулирование, словесное планирование деятельности,

- закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметный и сюжетных картинок, сборно – разборных игрушек – лего, гаечный и прищепковый конструктор; иллюстрированных кубиков и пазлов (15-30 деталей),

- формировать партнерские отношения и коммуникативно – речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.

Представления о себе и об окружающем мире:

- развивать речевую активность детей,

- расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, животные: домашние и дикие, птицы: домашние и дикие, деревья, ландшафты, природные зоны, космос,

- учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связного высказывания – все лексические темы,

- учить детей при рассказывании литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым – моделирование,

- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование,

- учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи. составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.

Элементарные математические представления:

- развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, объекта и обозначать это словами: впереди, сзади,

рядом со мной, надо мной, подо мной,

- учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием отрицания «не»,

- развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:

•   коммуникативной,

•   регулирующей,

•   познавательной.

Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.

- развивать речевую активность детей,

- развивать диалогическую форму речи,

- учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации,

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,

- совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,

- развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,

- учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,

- учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,

- разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,

- формировать у детей мотивацию к школьному обучению,

- познакомить детей с понятием «предложение»,

- учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,

- обучить детей элементарным правилам правописания.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Физическая культура:

- утренняя гимнастика – комплексы коррекционно-развивающих упражнений по совершенствованию всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации,

- учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению – специфические пальцевые упражнения,

- учить детей выполнению упражнений по словесной инструкции взрослого,

- закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления – самомассажи,

- совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных – кинезиологические упражнения,

- закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений,

- уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.

Представления о здоровом образе жизни и гигиены:

- учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, побуждая их вербальными и невербальными средствами сообщать взрослым о своем самочувствии, объяснять, что болит,

- продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства,

- продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию – комплексы дыхательных упражнений,

- стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья,

- обращать внимание на особенности психомоторики детей и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты – интеллектуальный самомассаж профессора Ауглина, нейропсихологические упражнения.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы логопеда.

1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2. Обеспечение психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ФФНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальной и групповой коррекционной деятельности);

4. Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5. Обеспечение участия всех детей с ФФНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Направления работы.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию речевого развития детей с ФФНР в условиях ДОО, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

2. Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ФФНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

4. Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

5. Развитие навыков связной речи дошкольников.

6. Развитие коммуникативных качеств.

Нормативный срок освоения данной программы - один год. Основной формой обучения является логопедическая образовательная деятельность. Каждая НОД учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ФФНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях логопедической группы и выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Тема, цель, содержание, методическая аранжировка НОД определяется в соответствии с программно – методическими рекомендациями Т.Б.Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В.Чиркиной.

В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы. Для этого ведётся тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей коррекционной группы, где подробно описывается то, что необходимо закрепить в течение недели.

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные:

· непосредственное наблюдение и его разновидности;

· опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам);

2. Словесные:

· чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.;

· пересказ;

· обобщающая беседа;

· рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические:

· дидактические игры и упражнения;

· игры-драматизации и инсценировки;

· хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФФН и ОНР являются:

1. Общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду).

2. Обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по обучению грамоте, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы).

3. Художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду).

4. Изобразительное искусство, музыка, театр.

5. Занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в подготовительной к школе логопедической группе ДОУ.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Фронтальная НОД

2. Подгрупповая НОД

3. Индивидуальная НОД

4. Дидактические игры

5. Настольно-печатные игры

6. Компьютерные обучающие игры и программы

7. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

8. Речевые задания и упражнения

9. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

1. Пальчиковые игры и упражнения

2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики

3. Речевые дидактические игры

4. Чтение

5. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

6. Праздники, развлечения

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

6. Игры-драмматизации

2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашей дошкольном организации создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей логопедической группы проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

На 2018-2019 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе логопедической группы, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

1. В подготовительной к школе логопедической группе учитель-логопед и воспитатель привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 6-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

2. Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Советы логопеда», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда в логогруппе. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

 

III Организационный раздел

3.1 Особенности организации образовательного процесса

Этапы логопедической работы

Примерный перечень игр и игровых упражнений.

Диагностика.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.

2. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.

3. Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболев. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. С-Пб, Питер, 2008г.

4. З.А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995г.

5. И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.

6. Т. Фотекова, Т.Н. Ахутина. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.

7. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002г.

ПОСОБИЯ.

1. Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.

2. Скоро в школу.

Звукопроизношение.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.

2. Е.В.Новикова. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.

3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.

4. В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков: Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.

5. В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.

6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.

7. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.

8. Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.

9. О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.

10. Я.В.Костина, В.М.Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера, 2008г.

11. Е.Н.Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.

12. Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г.

13. Г.А Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.

14. Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц. Солнечные ступеньки.

ПОСОБИЯ.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный материал.

2. Иллюстрации артикуляционных упражнений.

3. Стихи к артикуляционным упражнениям.

4. Зеркала.

5. Картинки для автоматизации звуков.

6. Стихи для автоматизации звуков.

7. Скороговорки в схемах

.8.  Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)», «Домики звуков».

Дыхание.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Москва, Книголюб, 2004г.

2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.

3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.

ПОСОБИЯ.

1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.

3. Картотека дыхательных упражнений.

Лексика.

ЛИТЕРАТУРА.

1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.

2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.

3. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.

4. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992г.

5. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.

6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.

7. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.

8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.

9. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.

ПОСОБИЯ.

1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:

1.Времена года.                                2. Деревья, цветы, грибы.

3. Овощи, фрукты, ягоды.               4. Продукты питания. Посуда.

5. Одежда, обувь.                             6. Профессии.

7. Средства коммуникации.             8. Животные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.192 с.)