Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ



5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в  логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Прудниковой Ольги Юрьевны на 2015-2017 учебные  годы составлена на основе типовых  базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы «Детство» В.И. Логиновой и ФГОС ДО:

- ПРОГРАММА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),

рекомендованных  Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием в логопедической группе детей как с ФФНР, так и с ОНР.

 

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

v Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

v Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

v Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ «Детство» и их интеграции в образовательном учреждении.

 В соответствии со спецификой логопедической группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в логопедической группе в 2015-2017 уч.гг. в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»  ФГОС  ДО являются:

1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;

4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

6. Обучение грамоте – послоговому чтению и письму;

7. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической  деятельности

 

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

 

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР  у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в  логопедической группе  начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

 

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится  для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени логопед проводит индивидуальную комплексную диагностику каждого ребенка, фронтальные занятия не проводятся.

После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С 16 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы: начинаются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. В конце учебного года проводится очередное заседание ПМПк ДОУ   с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

Количество занятий

В логопедических группах МКДОУ ЦРР детского сада № 5 «Золотая рыбка» г.Пласт воспитанники осваивают сразу 2 образовательные программы: общеобразовательную (программа «Детство» В.И. Логиновой) и коррекционную. Количество занятий в неделю, регламентированных программой «Детство» достаточно велико, поэтому добавление и увеличение количества коррекционных логопедических занятий невозможно в связи с соблюдением норм СанПин. Исходя из этого, коррекционную программу (авторы Т.Б. Филичева и др.) было необходимо адаптировать к условиям коррекции речи в данном образовательном учреждении. Именно поэтому количество фронтальных логопедических занятий было уменьшено по сравнению с типовой программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной без уменьшения объема изученного материала, а лишь за счет его уплотнения и выбора наиболее продуктивных и современных приемов и методов коррекции речи детей.  

В связи с этим, в старшей логопедической группе проводится 3 фронтальных логопедических занятия (вторник, четверг, пятница) продолжительностью 20-25 минут: это занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовке к обучению грамоте, по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи. Их количество и порядок определяется учителем-логопедом согласно календарному планированию и исходя из индивидуальных особенностей детей и их успешности в усвоении программного материала.

 Для подгруппы детей с ОНР (если такая имеется в логопедической группе)  проводится одно фронтальное занятие дополнительно (понедельник) продолжительностью 20-25 минут. Оно направлено на уточнение и закрепление уже пройденных тем, а так же на уточнение, расширение и обогащение словарного запаса, отработки грамматических категорий, развитие связного высказывания. 

Таким образом, в старшей логопедической группе для детей с ФФНР проводится 3 фронтальных логопедических занятия в неделю (96-99 занятий в год), а для детей с ОНР проводится 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (128-130 занятий в год).

В подготовительной к школе логопедической группе проводится 3 фронтальных логопедических занятия (вторник, четверг, пятница) продолжительностью 25-30 минут: это занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.  Их количество и порядок определяется учителем-логопедом согласно календарному планированию и исходя из индивидуальных особенностей детей и их успешности в усвоении программного материала.

Для подгруппы детей с ОНР проводится одно фронтальное занятие дополнительно (понедельник) продолжительностью 25-30 минут по формированию лексико-грамматической стороны речи.  Таким образом, в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР проводится 3 фронтальных логопедических занятия в неделю (96-99 занятий в год), а для детей с ОНР проводится 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (128-130 занятий в год).

При планировании НОД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Все остальное время в циклограмме работы учителя-логопеда, свободное от фронтальных занятий,  занимает индивидуальная работа с детьми. В среду учитель-логопед проводит только индивидуальную работу, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование педагогов ДОУ и родителей. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

В связи с тем, что в логопедической группе проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

Как уже отмечалось выше, вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистами, работающими в детском саду. Модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ представлены на схемах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.007 с.)