Государственная итоговая аттестация – 2021 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная итоговая аттестация – 2021



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

для проведения

ЕДИНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭКЗАМЕНА

по основным образовательным программам среднего общего образования по ИСТОРИИ

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕРЭ

Единый республиканский экзамен (ЕРЭ) по истории представляет собой форму государственной итоговой аттестации (ГИА), проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ЕРЭ проводится в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» Закона Донецкой Народной Республики (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 №

75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС) и Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

 

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕРЭ

Содержание КИМ определяется на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый и углубленный уровни), Примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по Отечественной истории и Концепции исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»).

 

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ ЕРЭ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории Отечества с древности по настоящее время с включением элементов региональной и всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей, особенности региона и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают в себя значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно- коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также на привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение


образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

 

Структура КИМ ЕРЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя

25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:


ответов;


задания  на  выбор  и  запись  правильных  ответов  из  предложенного  перечня

 

задания на определение последовательности расположения данных элементов; задания на            установление      соответствия элементов, данных в нескольких


информационных рядах;

 задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде: последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.

Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23–25 связаны с применением приёмов причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Оно представлено в двух моделях, одна из которых предполагает написание исторического сочинения на основе определенного исторического процесса, а вторая– на основе деятельности конкретной исторической личности (см. Приложение 2). Задание 25 альтернативное: участник экзамена имеет возможность выбрать один из трёх процессов / одну из трёх исторических личностей и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Выполнение задания 25 оценивается в соответствии со специально разработанными критериями оценивания развёрнутых ответов.

 

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Коли- чество заданий Макси- мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выпол- нение заданий данной части от максимального первич- ного балла за всю работу, равного 56 Тип заданий
Часть 1 19 31 55,4 С кратким ответом
Часть 2 6 25 44,6 С развёрнутым ответом
Итого 25 56 100  

И способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта (далее – ИКС), каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны и региональной истории.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы (таблица 2).

 

Таблица 2

Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта

Требования Историко- культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2
Знание основных событий, явлений, процессов 1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (51) 2. Задание на множественный выбор событий по определённому критерию (7) 3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (11)

Задание-   задача (23)

Задание            на аргументацию

(24)

Историческое сочинение (25)

Знание основных дат 1.Задание на установление хронологической последовательности (1) 2.Задание на установление соответствия (2)
Знание исторических понятий, терминов 1.Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию (3) 2.Установление исторического термина по данному определению понятия (4)
Знание истори- ческих деятелей (персоналий) 1.Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9)
Работа с историческими источниками 1. Задание на установление соответствия между историческими      источниками      и      их характеристиками (IX-XIX вв.) (6) 2. Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова) (10) 3. Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (12) Три задания к историческому источнику (20-22)
Знание фактов истории 1.Задание на установление соответствия  между памятниками культуры и их характеристиками (17)  

 

1 Здесь и далее в таблице в скобках указан номер задания в работе


 

культуры 2.Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (18, 19)  
Работа с исторической картой 1.Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической  картой  (краткий  ответ  и множественный выбор) (13-16)  
Знание истории Великой Отече- ственной войны 1.Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны (8)  

 


 

ЕРЭ.


Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ

 

Значимость проверяемых фактов.

Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений,


внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2021 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19) и знание истории Великой Отечественной войны (8).

 Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. Задания на установление соответствия (2, 5, 9, 17) составлены таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому из следующих периодов истории России: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI – конец XVII в.; 3) конец XVII – начало XX в.; 4) начало XX – начало XXI в. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.

Обязательное включение элементов содержания по всеобщей истории в задания 1 и 11 и региональной истории в задания 1, 2, 9, 11.

В таблице 3 представлено распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий.

 

Таблица 3

Распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий

Код2 Основные умения и способы действий Количество заданий Макси- мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий по данному виду деятельности, равного 56
1 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории3 7 13 23,2

 

2 В соответствии с Перечнем требований к уровню подготовки выпускников, включённым в кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственного профильного экзамена по истории.

3 Знание исторических фактов, процессов и явлений необходимо для выполнения всех заданий КИМ. В данном случае выделен ряд заданий, проверяющих преимущественно знание.


 

2.1 Умение      проводить      поиск исторической   информации   в источниках разных типов   4   7   12,5
2.2 Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать                                         авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)     1     2     3,6
2.3 Умение                    анализировать историческую                                  информацию, представленную в разных знаковых системах (историческая карта (схема), иллюстрация)     7     10     17,9
2.5 Умение использовать             принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и             пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений     2     5     8,9
2.6 Умение            систематизировать разнообразную       историческую информацию на основе своих представлений      об      общих закономерностях исторического процесса4     2     3     5,4
2.7 Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией     на              заданные параметры деятельности (историческое сочинение)     1     11     19,6
2.8 Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии   1   5   8,9
  Итого 25 56 100

 

Задание 29 (историческое сочинение) в КИМ ГИА 2020 года

Задание 25 (историческое сочинение) в КИМ ЕРЭ 2021 года

Критерий Кол-во баллов Критерий Кол-во баллов
К1 Указание событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории Отечества. 0-1-2 К1 Указание событий (явлений, процессов) 0-1-2
К2   Исторические   личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами) 0-1

К2 Исторические личности и их роли в указанных событиях (явлениях, процессах)

0-1-2

К3 Роль названных личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории Отечества с      использованием знаний исторических фактов. 0-1-2
К4 Причинно-следственные связи 0-1-2 К3 Причинно-следственные связи 0-1-2
К5      Использовано      знание исторических фактов и (или) мнений      историков,      дана собственная историческая оценка значимости данного периода для истории Отечества 0-2 К4 Значение (последствие) выбранного процесса для истории Отечества // Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю Отечества 0-1
К6 В ходе изложения правильно использованы          исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду истории 0-1 Отсутствует  
К7 Наличие фактических ошибок. 0-1 К5 Наличие фактических ошибок 0-1-2-3
К8 Форма изложения 0-1 К6 Форма изложения 0-1
Максимальный балл 12 Максимальный балл 11

Таблица 9

Изменения в шкале оценивания

КИМ ГИА 2020 года КИМ ЕРЭ 2021 года
«5» отлично = 90-100* «4» хорошо = 75-89 «3» удовлетворительно = 60-74 «2» неудовлетворительно = 35-59 «1» неудовлетворительно = 0-34 0-8** (0-31) балл – неудовлетворительно «2»; 9-23 (32-49) баллов – удовлетворительно «3»; 24-38 (50-67) баллов – хорошо «4»; от 39 (68) баллов – отлично «5»;

*указаны тестовые (окончательные) баллы по 100-баллльной шкале

**указаны первичные баллы (тестовые (окончательные) баллы по 100-балльной шкале указаны в скобках)


Приложение 1.

Обобщённый план варианта КИМ ЕРЭ 2021 года по ИСТОРИИ

Уровни сложности заданий: Б— базовый; П — повышенный; В — высокий.

Проверяемые умения, виды деятельности Проверяемое содержание - раздел курса Коды прове- ряемых требований к уровню подготовки (по кодификато ру) Уровень сложнос ти задания Макси- мальный балл за выпол- нение задания Примерное время выполне- ния задания (мин.)

Часть 1

1 Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран, региональный компонент) 2.6 П 1 3
2 Знание дат (задание на установление соответствия) VIII - начало XXI в. (история России, региональный компонент) 1.1-1.5 Б 2 3
3 Определение терминов (множественный выбор) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 1.1-1.5 Б 2 3
4 Определение термина по нескольким признакам Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 1.1-1.5 Б 1 3
5 Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) VIII - начало XXI в. 1.1-1.5 Б 2 4
6 Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия) VIII в.-1914 г. 2.1 Б 2 4
7 Систематизация исторической информации (множественный выбор) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.6 П 2 4
8 Знание основных фактов, процессов, явлений (задание 1941-1945 гг. 1.1-1.5 Б 2 4

  на заполнение пропусков в предложениях)          
9 Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) VIII - начало XXI в. (история России, региональный компонент) 1.1-1.5 Б 2 4
10 Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания) 1914-2012 гг. 2.1 Б 1 4
11 Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран, региональный компонент) 2.3 П 3 6
12 Работа с текстовым историческим источником Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.1 П 2 5
13 Работа с историче- ской картой (схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.3 Б 1 4
14 Работа с историче- ской картой (схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.3 Б 1 4
15 Работа с историче- ской картой (схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.3 Б 1 4
16 Работа с историче- ской картой (схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII - начало XXI в.) 2.3 П 2 4
17 Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры Отечества (задание на установление соответствия) VIII - начало XXI в. 1.1-1.5 Б 2 4

18 Анализ иллюстра- тивного материала VIII - начало XXI в. 2.3 П 1 4
19 Анализ иллюстра- тивного материала VIII - начало XXI в. 2.3 Б 1 4

Часть 2

20 Характеристика ав- торства, времени, обстоятельств и целей создания источника VIII - начало XXI в. 2.2 П 2 10
21 Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа VIII - начало XXI в. 2.1 Б 2 15
22 Умение использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником VIII - начало XXI в. 2.5 В 2 15
23 Умение использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание- задача) VIII - начало XXI в. 2.5 В 3 20
24 Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии VIII - начало XXI в. 2.8 В 5 20
25 Историческое сочинение VIII - начало XXI в. (один из трёх исторических процессов по выбору экзаменуемого / одна из трёх исторических личностей по выбору экзаменуемого) 2.7   11 80

Приложение 2.

Примерный перечень процессов и исторических личностей по заданию 25

Процессы Личности
1. Образование государства Русь. 2. Крещение и христианизация Руси в X-XI вв. 3. Укрепление Древнерусского государства в X- XI вв. 4. Разделение Древнерусского государства на отдельные княжества и земли. 5. Монгольское нашествие на Русь в XIII в. 6. Возвышение Москвы в первой половине XIV в. 7. Создание единого Русского государства в 1462 - 1505 гг. 8. Смута начала XVII в. 9. Формирование абсолютизма в России. 10. Церковный раскол XVII в. 11. Социально-экономические и политические преобразования первой четверти XVIII в. 12. Внутренняя политика России в 1762-1796 гг. 13. Внешняя политика России в 1762-1796 гг. 14. Отечественная война 1812 г. 15. Внешняя политика России в 1825-1855 гг. 16. Отмена крепостного права в России. 17. Великие реформы 1860 1870-х гг. 18. Внешняя политика России в 1856-1894 гг. 19. Первая российская революция 1905-1907 гг. 20. Участие России в Первой мировой войне. 21. Великая российская революция 1917 г. 22. Первые революционные преобразования большевиков. 23. Провозглашение ДКСР 24. Образование СССР. 25. Индустриализация в СССР. 26. Коллективизация в СССР. 27. Культурная революция в СССР 1920 1930-х гг. 28. СССР в Великой Отечественной войне 29. Проведение политики «оттепели» в СССР. 30. Экономическое развитие СССР в 1950-х — 1970-х гг. 31. Участие СССР в холодной войне. 32. Проведение политики перестройки в СССР. 33. Россия в начале ХХI века. 34. Россия на мировой арене (конец ХХ – начало ХХI века). 1. Олег Вещий. 2. Владимир Святой. 3. Ярослав Мудрый. 4. Владимир Мономах. 5. Монах Нестор. 6. Юрий Долгорукий. 7. Александр Невский. 8. Дмитрий Донской. 9. Иван IV. 10. Борис Годунов. 11. Алексей Михайлович. 12. Патриарх Никои. 13. Пётр I. 14. Елизавета Петровна. 15. М.В. Ломоносов. 16. Екатерина И. 17. А.В. Суворов, 18. А.А. Аракчеев. 19. М.И. Кутузов. 20. С.С. Уваров. 21. Александр II. 22. Николай II. 23. С.Ю. Витте. 24. П.А. Столыпин. 25. П.Н. Милюков. 26. А.Ф. Керенский. 27. А.В. Колчак. 28. В.И. Ленин. 29. Л.Д. Троцкий. 30. И.В. Сталии. 31. В.М. Молотов. 32. Г.К. Жуков. 33. А.А. Жданов. 34. Л.П. Берия. 35. Н.С. Хрущёв. 36. Г.М. Маленков. 37. В.И. Дегтярев 38. С.П. Королёв. 39. Л.И. Брежнев. 40. А.Н. Косыгин. 41. А.Д. Сахаров. 42. А.И. Солженицын. 43. М.С. Горбачёв. 44. В.Н. Ельцин. 45. А.В. Захарченко

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021

СПЕЦИФИКАЦИЯ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.35 (0.034 с.)