Исследование навыка лексического запаса слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование навыка лексического запаса слов



 

1.Понимание обращенной речи:

ограничено на бытовом уровне выполнение сложных речевых конструкций понимание обращённой речи
       

Критерии оценки:

понимание инструкции лексическая адекватность грамматическое оформление звуковое оформление
       

 

Понимание обобщений.

Инструкция 1.

Назови одним словом.

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...  
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...  
Яблоко, вишня, груша, слива, персик...  
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...  

 

Инструкция 2.

Продолжи ряд слов, и дай общее название.

Огурец, лук..  
Ручка, линейка..  
Берёза, клён..  
Телевизор, утюг..  
Ландыш, василёк..  
Автомобиль, тепловоз..  

 

Исключение лишнего слова.

Инструкция:

Выбери лишнее слово, объясни свой выбор.

помидор, яблоко, апельсин береза, ольха, василёк ель, одуванчик, собака
     

 

4. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

Инструкция:

Объясни понимание слов /предметов, действий, признаков/.

ваза   сердитый   зазеленело  
аквариум   острый   гремит  

 

Аналогии.

Инструкция:

Подбери и составь похожую пару.

лошадь/жеребенок; корова/ пастбище; рога, молоко, телёнок камень/тяжелый; пух, трудный, перина, лёгкий, перья здание/ дом; игра, друг, хороший, товарищ, подруга
     

 

Заменить фразу одним словом.

Инструкция:

Замени фразу одним словом.

Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы.  
Ребята, которые учатся в школе  
Главный город страны.  

 

Подбор слов - антонимов.

Инструкция:

Подобрать слова антонимы.

веселый   молодой   весна  
здоровый   большой   темно  
узкий   длинный   влажно  
острый   сильный   плавно  
мокрый   открытый   просто  
сесть   прыгать      

 

Подбор слов-синонимов.

Инструкция:

Подбери слово с одинаковым значением.

ребята - /дети/   врач - /доктор/  
жестокий - /злой/   водитель - /шофер/  
светить - /сверкать/   летчик - /пилот/  
товарищ - /друг/   беда - /горе/  

 

Подбор родственных слов.

Инструкция:

Подбери родственное слово.

сад -   соль -  
боль -   земля -  

 

Подбор метафор.

Инструкция:

Подбери слова-метафоры по плану: какой человек, если у него:

«светлая голова»   «золотые руки»  
«каменное сердце»      

Вывод: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Инструкция: Ответь на вопросы:
1. Маша старше Юли, кто из девочек младше?
1. Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
1. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
1. Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?
1. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
1. Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?
1. Весна бывает перед летом или лето перед весной?
1. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
1. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
1. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
1. Папа прочёл газету после того как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Вывод: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 

А). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Образование существительных.

Инструкция:

Образуй существительные.

Уменьшительная форма:

дерево - /деревце/   рыба  
лес   ложка  
книга   яблоко  
ведро   гриб  
скамейка      

Детеныши животных:

у козы - /козленок/   у собаки  
у коровы   у овцы  
у лошади   у свиньи  
у индюшки   у верблюдицы  

Отглагольная форма:

учит - /учитель/   рыбачит - /рыбак/  
косит - /косарь/   кормит - /кормилец/  

 

2.Преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

Инструкция:

Преобразуй единственное число имен существительных во множественное.

стол   ухо  
ведро   лев  
глаз   перо  
рот   дерево  

 

3. Преобразование множественного числа имен существительных в единственное.

Инструкция:

Преобразуй множественное число имен существительных в единственное.

котята   лбы  
ведра   львы  
глаза   перья  
яблони      

 

Образование глаголов

Инструкция:

Образуй глаголы.

читатель - /читает/   пахарь - /пашет/  
переводчик - /переводит/   танцовщица - /танцует/  
певица - /поёт/   регулировщик - /регулирует/  

 

Образование глаголов с помощью приставок

Инструкция:

Образуй глаголы с помощью приставок.

ехал - /приехал, заехал/   ходит -  
летел -   шить -  

 

Образование прилагательных.

Инструкция:

Образуй прилагательные.

качественные по отношению к слову «день» дождь (дождливый день)

ветер   снег  
теплота   солнце  

относительных прилагательных: суп из рыбы (рыбный)

книга из бумаги   платье из шёлка  
варенье из малины   варенье из сливы  
подушка из пуха   ком из снега  

притяжательных по отношению к слову: «хвост» собаки (собачий)

коровы   льва  
зайца   голова коровы — (коровья голова)  
нора лисы   шерсть собаки  
усы кошки   клюв птицы  

 

Образование сложных слов.

Инструкция:

Образуй сложные слова.

«лист и падать» /листопад/   «глубокая и вода»  
«лес и парк»   «разный и цвет»  

Вывод: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Б). СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

1. Изменение существительного по падежам.

Инструкция 1.

Измени существительные по падежам.

Лошадь ест кусок (сахар)  
Детям дали варенье из (клубника)  
На лугу много (кони)  
В городе много (трамвай)  
Ребята сделали подарок (учительница)  
Инструкция 2. Измени слово по образцу: Ветка – (ветки), (нет чего? веток)  
корень ребенок
лист человек
облако  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.019 с.)