Тема 1.4.1. Управление в сфере экологопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.4.1. Управление в сфере экологопользования.



План:

1. Понятие управления и система органов управления в области охраны окружающей природной среды.

2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

3. Основы нормирования в области охраны окружающей природной среды.

4. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

6. Экологическое страхование.

 

1. Понятие управления и система органов управления в области охраны окружающей природной среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной в целях обеспечения экономических и экологических интересов общества.

В системе государственных органов экологического управления можно выделить две основные группы – органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся высшие государственные органы управления (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, в создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в сфере экологии. К ним следует также отнести местные органы управления (администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

В отличие от них, органы специальной компетенции – это органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления, к числу их задач относятся:

· комплексные, выполняющие все или блок природоохранных задач. К ним относится Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы;

· отраслевые, занимающиеся управлением в области охраны и использования отдельных природных объектов (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России);

· функциональные, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении одного или всех природных объектов (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по технологическому надзору, Федеральная служба по атомному надзору).

 

2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

 

Функции Министерства природных ресурсов РФ (МПР России):

· координация деятельности всех природоохранных органов;

· нормирование выбросов, сбросов, размещения отходов;

· учет источников загрязнения;

· проведение государственной экологической экспертизы;

· международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

· формирование системы особо охраняемых природных территорий;

· ведение Красной книги Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор:

· в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

· в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

· за использованием и охраной водных объектов;

· за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

· за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

· за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

· государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий и др.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет:

· ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами;

· ведение государственного водного кадастра;

· ведение Российского регистра гидротехнических сооружений;

· владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

· выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

· взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование и представление в органы исполнительной власти субъектов Федерации предложений по определению размера указанного сбора;

· разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составление водохозяйственных балансов;

· государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования и др.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет

· государственный мониторинг лесов;

· государственный учет лесного фонда;

· владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета;

· установление возраста рубок;

· отнесение лесов к группам лесов и категориям защищенности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы или категории защищенности и другую группу или категорию;

· рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

· ведет государственный лесной кадастр и др.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет:

· отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

· предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

· выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

· организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

· учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации;

· выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами и др.

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) состоит из:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресуры)

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

 

3. Основы нормирования в области охраны окружающей природной среды.

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экосистем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормирование выступает одним из способов выработки рациональных способов взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Цель нормирования:

1. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Установление предельно-допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда, обеспечивающих использование природных ресурсов без ущерба их воспроизводству в условиях эффективного хозяйствования.

Допустимыми признаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допустимых пределах, т.е. не разрушающие экосистему и не вызывающие неблагоприятных последствий у человека.

Нормативы предельно-допустимых вредных воздействий определяются специально уполномоченными на то органами. Основу нормирования составляют нормативы концентраций загрязняющих веществ, стандарты допустимых концентраций:

ПДК – предельно допустимая концентрация (для химических веществ);

МДУ – максимально допустимый уровень;

ПДУ – предельно допустимый уровень;

ДОК – допустимое остаточное количество;

ПДВ – предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов;

ПДН – предельно допустимые нагрузки;

и т.д.

ВИДЫ НОРМАТИВОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.021 с.)