Лекция 1. Общая характеристика экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Общая характеристика экологического права.



Лекция 1. Общая характеристика экологического права.

 

В формировании российского экологического права выделяются три основных этапа:

- возникновение – охватывает период с 1917 по 1968 год, т. е. до принятия Основ законодательства о земле, согласно которым экологическое право было отделено от иных природоресурсовых отраслей права (горной, лесной, водной);

- становление в рамках «земельного права в широком смысле» - датировался 1969-1988 годами и характеризовался созданием многочисленных законодательных актов, а также коллективным признанием экологического права как правовой общности;

- развитие в рамках природоресурсовых отраслей – начался в 1989 году, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву и учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологическое право».

 

Кризисное состояние окружающей среды: понятие, причины, пути выхода.

Экологический кризис - нарушение равновесия между природными условиями и воздействием человека на окружающую природную среду, характеризующиеся следующими признаками:

- развитие противоречий во взаимодействии общества и природы достигает опасной для экологических систем страны черты;

- появляется реальная угроза жизни и здоровью людей;

- начинаются необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли;

- экологические системы истощаются, что ведет к нехватке природных ресурсов;

- появляются признаки деградации экологических систем, нарушения экологического равновесия, а при нарушении экосистемы даже на десятую часть она становится неустойчивой и в любой момент может необратимо разрушиться даже от незначительного воздействия на нее.

В качестве причин экологического кризиса принято выделять:

- глобальное потепление, парниковый эффект, сдвиг климатических зон;

- озоновые дыры, разрушение озонового экрана;

- сокращение биологического разнообразия на планете;

- глобальное загрязнение окружающей среды;

- неутилизируемые радиоактивные отходы;

- водная и ветровая эрозия и сокращение площадей плодородных почв;

- демографический взрыв, урбанизация;

- истощение невозобновляемых минеральных ресурсов;

- энергетический кризис;

- резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней;

- недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части населения планеты;

- истощение и загрязнение ресурсов Мирового океана.

В то же время, анализ экологического и социально-экономической обстановки РФ позволяет выделить пять основных направлений выхода РФ из глобального экологического кризиса.

- экология технологий (уменьшение влияния технологических процессов на окружающую среду);

- развитие и совершенствование экономики механизма охраны окружающей среды (оптимизация расходов);

- административно-правовое направление (создание правовой базы, регулирующей два вышеуказанных направления, а также контроль и санкции за нарушение требований этой базы);

- эколого-просветительное;

- международно-правовое.

 

ВИДЫ НОРМАТИВОВ

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

Нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объёма их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения функционирования экосистем и предотвращения их деградаций.

Государственный контроль.

Государственный контроль – система государственного регулирования природоохранной деятельности на основе нормативов, стандартов качества окружающей среды через систему природоохранных органов общей и специальной компетенции.

Государственный орган в данной области: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, природоохранные инспекции, другие органы исполнительной власти субъекта. Эти государственные органы имеют достаточно широкий круг полномочий (проверка работы производственных объектов, ознакомление с документацией, назначение экологической экспертизы, ограничение, приостановление, прекращение экологически вредной деятельности, привлечение к ответственности за экологическое правонарушение).

Федеральному государственному экологическому контролю подлежат

· объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;

· объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;

· объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;

· объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

· объекты, оказывающие негативное воздействие на объекты, подлежащие особой охране (например, природные объекты Байкальской природной территории);

· объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружаю среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую сред пределах территорий двух и более субъектов Федерации.

Права государственных инспекторов:

· посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

· проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

· проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

· проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

· предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области oxраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

· приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

· привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Обязанности инспекторов:

· предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружаю щей среды их права и обязанности;

· соблюдать требования законодательства.

Производственный контроль.

Цели производственного контроля:

· выполнение в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

· соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Муниципальный контроль.

Цели осуществления муниципального контроля:

· сохранение и улучшение качества окружающей среды;

· обеспечение реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Главная задача муниципального экологического контроля:

обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и иностранными гражданами) требований нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Органы, осуществляющие муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования

· органы местного самоуправления;

· уполномоченные органами местного самоуправления органы.

Общественный контроль.

Цели общественного контроля:

· реализация права каждого на благоприятную окружающую среду;

· предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Задачи общественного контроля:

· выявление экологических проблем;

· создание альтернативного информационного канала;

· оперативность экологического контроля и эффективность оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

· создание обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы.

Осуществление общественного контроля:

общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Преступления

· Уголовная применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления.

Проступки

· Административная – применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления.

· Имущественная предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.

· Дисциплинарная – применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

· Гражданско-правовая

Возникает у физических и юридических лиц за причинение вреда объектам:

1. окружающей природной среде;

2. здоровью граждан;

3. имуществу граждан;

4. имуществу хозяйствующих субъектов.

На основаниям виновности

· Объективная – ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда есть деяние — как объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая, — формальное основание.

· Субъективная – возникает только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. То есть вина — субъективное основание ответственности.

Виды лесопользования.

Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования (с целью заготовки древесины), проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).

Заготовка живицы (смолы хвойных пород деревьев) осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок.

Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.).

Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);

· пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

· пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

· пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Документы, удостоверяющие право лесопользования:

1) Лесорубочныйбилет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Выдается лесхозом. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.

2) Ордер на основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

3) Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом.

Лесхозы для выполнения ими лесохозяйственных работ оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке.

Основаниями для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются:

· договор аренды участка лесного фонда;

· договор безвозмездного пользования участком лесного фонда;

· договор концессии участка лесного фонда;

· протокол о результатах лесного аукциона;

· решение органа государственной власти субъекта Федерации.

Леса подлежат охране от:

· пожаров;

· незаконных рубок (порубок);

· нарушений установленного порядка лесопользования;

· других действий, причиняющих им вред.

Леса подлежат защите отвредителей и болезней леса.

Действия по охране и защите лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий. Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством.

Осуществлением мероприятий по охране и защите лесов должны заниматься не только органы власти, но и лесопользователи. Они обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию и при содействии лесхозов планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными Минприроды и МЧСРоссии, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаре тушения, перечень и количество которых определяются лесхозом.

В целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности, а также в целях пресечения их нарушений должностными лицами государственной лесной охраны осуществляется государственный пожарный надзор. За нарушение требований и правил пожарной безопасности виновные несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

5. Правовой режим использования и охраны животного мира.

 

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Законодательство - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О животном мире".

Объекты животного мира в широком смысле – это животный мир в целом и среда его обитания.

Объекты животного мира в узком смысле – это отдельные составляющие животного мира и среды его обитания, выделяемые по различным основаниям, например:

· звери, птицы, рыбы (пресноводные, морские), рептилии, морские млекопитающие, насекомые;

· охотничьи животные;

· животные, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые;

· животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, субъектов Федерации или в Международную Красную книгу;

· отдельные животные или их популяция;

· среда и места обитания животных и т.п.

Субъекты правоотношений:

1. собственники объектов животного мира:

· Российская Федерация;

· субъекты Федерации.

2. пользователи объектов животного мира:

· граждане России;

· иностранные граждане и лица без гражданства;

· индивидуальные предприниматели;

· российские и иностранные юридические лица.

Право пользования животным миром. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов:

· юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии;

· гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

· охота;

· рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

· изучение, исследование и иное использование животного Мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

· добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

· использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;

· получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Пользование объектами животного мира с изъятием из среды обитания предоставляется за плату (за исключением изучения, исследования и т.п. объектов животного мира, осуществляемого без изъятия из окружающей среды), размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях:

· отказа от пользования;

· истечения установленного срока пользования;

· нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;

· возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов жи-иотного мира в целях их охраны;

· использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

· ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей животным миром.

Основные меры правовой охраны животного мира:

· разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания;

· государственная экологическая экспертиза;

· занесение редких и находящиеся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу Российской Федерации;

· лицензирование;

· меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира;

· контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и принятие необходимых мер по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации;

· меры, гарантирующие предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

· пестициды;

· удобрения;

· биостимуляторы роста растений;

· материалы, обосновывающие объемы изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

 

6. Правовая охрана атмосферного воздуха.

 

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Законодательство об охране атмосферного воздуха - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Федерации. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Минприроды России, которое осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

· обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

· недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

· обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

· гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

· научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

· обязательность соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:

1.Технические нормативы выбросовустанавливаются Минприроды России для стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

2. Предельно допустимые выбросыустанавливаются территориальными органами Минприроды России для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Стандарты в области правовой охраны атмосферного воздуха. Стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

Сертификаты в области правовой охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Нормы и правила в области правовой охраны атмосферного воздуха. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Санитарно-защитные зоны организаций.В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В целях контроля над состоянием атмосферного воздуха проводятся:

· мониторинг атмосферного воздуха;

· государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

· производственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

· общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.

 

 

Лекция 1. Общая характеристика экологического права.

 

В формировании российского экологического права выделяются три основных этапа:

- возникновение – охватывает период с 1917 по 1968 год, т. е. до принятия Основ законодательства о земле, согласно которым экологическое право было отделено от иных природоресурсовых отраслей права (горной, лесной, водной);

- становление в рамках «земельного права в широком смысле» - датировался 1969-1988 годами и характеризовался созданием многочисленных законодательных актов, а также коллективным признанием экологического права как правовой общности;

- развитие в рамках природоресурсовых отраслей – начался в 1989 году, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву и учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологическое право».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.085 с.)