Раздел 2. Готов ли ваш ребёнок к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Готов ли ваш ребёнок к школе.



1. Тест: «Диагностика способностей»

Ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь при поступлении в школу, поэтому проверить его способности ро­дители могут при помощи простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Джеральдиной Чейпи.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например:
правый (левый), большой (малый), в (из)?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории'?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как
минимум три указания?

Оценка базового опыта ребенка

5. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в
сберкассу, в магазин?

6. Был ли малыш в библиотеке?

7. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке,
в музее?

8. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или
рассказывать ему истории?

9. Проявляет ли ребенок, повышенный интерес к чему-либо,
есть ли у него хобби?

 

 

10

Оценка языкового развития

10.Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

П. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

12. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различ­ные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

 

13. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

14. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

15. Четко ли ребенок выговаривает слова?

16. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

17. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

18. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

19. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека,
который многое может?

20. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

21. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общения

22. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли
с ними?

23. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

24. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

25. Хорошо ли ребенок слышит?

26. Хорошо ли он видит?

27. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

28. Развита ли у него координация моторных навыков, на­
пример, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и под­ниматься по лестнице?

 

11

29. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

30. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

31. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие
формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

32.                                                            Может ли ребенок различать буквы и короткие слова,
например, б/и, кот/год?

Зрительная память

33. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему
сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

34. Знает ли ребенок, свое собственное имя и шесть-восемь
названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

35. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной
последовательности) серию картинок?

36. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

37. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи
сложить головоломку из 15 элементов?

38. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

39. Может ли ребенок рифмовать слова?

40. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на
разные звуки, например, лес/вес?

41. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов
или цифр?

42. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив
основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

43. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

44. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

 

12

45. Задает ли ребенок вопросы о словах?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые мо­жет задавать психолог при поступлении ребенка в школу.

Может ли ваш ребенок:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, т. е. не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3. Понимать смысл того, о чем ему читают?

4. Четко выговорить свое имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашом или мелками на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для
творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами е тупыми концами, причем ровно
и не поранившись?

 

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выпол­нить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают
истории?

14. Положительно оценивать: я — человек, который многое
может?

15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?

17. Ладить с другими детьми?

Если большинство ответов на вопросы 1—45 и 1—17 от­рицательные, вам необходимо обратиться к специалистам по детской психиатрии.

В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следую­щие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимоотно­шения с ребенком:

1. Нравится ли вам ваш малыш?

2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

13

3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

 

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимос­ти того, о чем он говорит?

5. Поправляете ли вы речь малыша?

6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли вы вместе с ним?

9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку
и для бесед с ним?

 

10. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

12. Есть ли у малыша хотя бы одна - две собственные
книги?

13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты,
журналы, книги?

15. Обсуждаете ли вы с семьей и с ребенком что-нибудь ин­тересное из прочитанного вами?

16. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

17. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по
телевизору?

18. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

19. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь сво­их мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п.,
чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

21. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, в зоопарк,
в музей?

Ключ

За каждый ответ «да» начислите себе 4 очка, «нет» — 0 очков.

Полученные очки сложите. Если сумма:

 

 

14

88 очков — здорово!

44 очка — неплохо.

Меньше 22 очков — стоит задуматься.

 

2. Тесты и упражнения для изучения различных свойств внимания:

Тест «Переплетённые линии»

(Оценка устойчивости внимания)

Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребёнка внимательно проследить за каждой линией от её начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребёнок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Обработка данных

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.019 с.)