Нарушения и ограничения морфологического принципа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения и ограничения морфологического принципа



Тем не менее существуют в русском языке случаи наруше- ния и ограничения морфологического принципа правописания.

Нарушения:

1. Две вместо трёх согласных, одна вместо двух согласных: а) стык приставки и суффикса: рассориться и рассердиться пишут одинаково, так как в русском языке только две степени дол- готы. Долгие согласные на письме передают двойные буквы. Оди-

 

17 Об истории образования морфологического принципа см.: Иванова В.Ф.

Современная русская орфография. С. 93–108.


наковые согласные звуки могут передаваться разными буквами (сшить, сжать), возможно подчёркнуто морфологическое написа- ние (возжжённый);

б) стык корня и суффикса: ванна – ванная пишется так же, как длинная, хотя в слове «ванная» должно быть -ннн-. На стыке корня и суффикса возможно усечение до одной согласной, напри- мер: пятитонка, кристальный, финка и пр.

2. Не соответствуют морфологическому принципу таблит- чатый, крупитчатый, добытчик (тч пишется вместо цч, чч, так как в русских словах не принято это сочетание букв (ср. инояз. ка- приччо).

3. Наличие написаний, соответствующих фонетическому принципу.

От нарушений морфологического принципа надо отличать написания, также не сохраняющие единства графического облика морфем, но не сохраняющие это единство абсолютно непреодоли- мо. Их называют ограничениями морфологического принципа (их выделил А.Н. Гвоздев). К ним относят:

а) написания, связанные с историческими чередованиями типа бегу – бежать, друг – друзья, смех – смешной, смотреть – рассматривать;

б) написания, вызываемые слоговым принципом русской графики, например зола – земля, торжественны – тихи.

Итак, в данных примерах не соблюдено единообразное на- писание морфем, но ни в том, ни в другом случае нет орфограмм, это случаи, находящиеся вне компетенции орфографических прин- ципов.

Другие принципы русской орфографии (общая характе- ристика)

Фонетический принцип «пиши, как слышишь». Другое определение – это такой принцип обозначения фонем, когда фо- немы слабых позиций обозначаются буквами, адекватными этим фонемам. Бодуэн де Куртенэ называл такие написания «фонемо- графией»; термин «фонематический принцип» используют Ю.С. Маслов, Л.Р. Зиндер, Л.Б. Селезнёва.

Фонетический принцип противопоставлен морфологическо- му; если счесть целесообразным, то можно всегда заменить фоне-


тические написания на морфологические. Следовательно, написа- ния по фонетическому принципу – это нарушения морфологиче- ского принципа. Фонетическому принципу отвечают следующие орфограммы:

а) правописание приставок на з/с (морфологически всегда

«з»). Не полностью сохраняется этот принцип даже в рамках этой орфограммы, см. слова «безвкусный», «безжалостный», «бесша- башный»;

б) правописание приставок «роз/раз» – «рос/рас». Было ис- ключение «розыскной, розыскник» но словарь 1991 г. даёт уже

«разыскной, разыскник»;

в) ы на месте и в корне после приставок, оканчивающихся на твёрдый согласный, например, безыдейный. Исключение со- ставляют слова с иностранными приставками, с приставками «меж» и «сверх». До 1956 г. ы писалось только в русских словах, поэто- му было безидейный, безинтересный, предистория.

Реформа орфографии 1956 г. упорядочила эти написания;

г) о в суффиксах после шипящих в сильной позиции (мор- фологически должно быть ё – совёнок, мышёнок).

Подчеркнём, что написания типа сук, страна, пол, трюм и пр. – не фонетические, так как в одних из них просто нет орфо- грамм (трюм, пол), а в других написание основано на морфологи- ческих сопоставлениях (сук – суки, страна – страны).

Традиционный принцип орфографии в русском языке пред- ставляет собой такой принцип, при котором фонемы, находящие- ся в слабых позициях, обозначают одной из ряда букв, фонологи- чески возможных для обозначения данной фонемы (фонемно-тра- диционный принцип).

К написаниям по традиционному принципу относят:

а) орфограмма № 2, например: валторна, антагонизм и пр.; б) чередующиеся корни о//а, е//и;

в) традиционно-иероглифические написания, где не по про- изношению обозначают фонемы сильных позиций, например: окончание -ого//-его на месте -ва; -чн на месте -шн.

В русском языке нужно знать, где писать -шн, а где -чн, на- пример: городошник, но пустячный, помощник вместо помошник;


г) традиционно-исторические написания: добрый, ломкий, тихий, строгий, хотя по морфологическому принципу – дорогой, сырой 18;

д) традиционно-этимологические написания – сохраняются этимологически, но в современном русском языке архаичны, не- системны, вступают в противоречие с похожими, но системными написаниями: «ь» (вскачь, вишь, делаешь) – здесь «ь» этимологи- чен; чёботы, чёлка – нет примеров чередований в современном русском языке, но этимологически есть слова «чело», «чеботарь». Периферийным является принцип графико-морфологичес-

ких аналогий. К нему относятся написания: «ь» для уравнивания парадигм 3-го склонения (отмель – тишь); повелительное накло- нение (взвесь – отрежь); инфинитив (делать – беречь). Подроб- нее об этом принципе читайте в указанной литературе.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение терминам «орфография» и «орфо- грамма».

2. Назовите принципы русской орфографии и охарактери- зуйте их.

3. Расскажите о морфологическом принципе.

4. Охарактеризуйте нарушения и ограничения морфологи- ческого принципа и назовите их причины.

 

Задания

Задание 1. Приведите примеры русских слов, в орфографии которых соблюдается: 1) фонетический принцип написания; 2) мор- фемно-фонематический принцип написания (4–5 примеров).

 

Задание 2. Если в ряде слов происходит мена фонем в преде- лах одной и той же морфемы, то что передаёт в таком случае рус- ская орфография: тождество морфем или мену фонем? Приведите примеры таких слов.


18 Исторический комментарий к этому написанию см.: Иванова В.Ф. Совре- менная русская орфография. С. 123–124.


Задание 3.

А. Какие из данных слов не соответствуют в своём написа- нии правилам русской графики? Ведущему принципу русской ор- фографии?

Б. На основе какого принципа орфографии пишутся эти сло- ва? Какие буквы нарушают здесь фонемный принцип русской ор- фографии? Чем можно объяснить специфику таких написаний?

Моё, майор, адъютант, Нью-Йорк, майонез, маёвка, майя, бульон, маяк, йог, юг, йотированный, счастье, рассыпать, июль- ский, подыскать, транскрипция, матч, грамматика, вскачь, чёр- ный, сегодня, шил.

Литература

Иванова В.Ф.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 265–278.

Осипов Б.И.2 С. 58–95. Гл. 2 «История орфографии».


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Словари и справочная литература

Лингвистический энциклопедический словарь [Электрон- ный ресурс] / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения: 07.02.2019).

Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая российская эн- циклопедия: Дрофа, 1997. 703 с.

Учебники и учебные пособия

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. 383 с. (или другое издание).

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка.

СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 275 с.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Рус- ский язык, 1977. 281 с. (или другое издание).

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970. 276 с.

Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Выс- шая школа, 1991. 192 с.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский лите- ратурный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб- ное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 320 с.

Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. 184 с.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2005. 304 с.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. 288 с.

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное посо- бие. М.: Флинта: Наука, 2003. 296 с.


Осипов Б.И.1 Краткий курс русской фонетики. Из лекций по современному русскому языку: учебное пособие для студентов филол. фак. Омск: Ом. гос. ун-т, 1992. 95 с.

Осипов Б.И.2 История русского письма: Графика. Орфогра- фия. Пунктуация: учебное пособие. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 124 с.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Выс- шая школа, 1979. 256 с.

Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Нау- ка, 1982. Т. 1. 783 с.


 


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.014 с.)