Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения и ограничения морфологического принципа⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Тем не менее существуют в русском языке случаи наруше- ния и ограничения морфологического принципа правописания. Нарушения: 1. Две вместо трёх согласных, одна вместо двух согласных: а) стык приставки и суффикса: рассориться и рассердиться пишут одинаково, так как в русском языке только две степени дол- готы. Долгие согласные на письме передают двойные буквы. Оди- 17 Об истории образования морфологического принципа см.: Иванова В.Ф. Современная русская орфография. С. 93–108. наковые согласные звуки могут передаваться разными буквами (сшить, сжать), возможно подчёркнуто морфологическое написа- ние (возжжённый); б) стык корня и суффикса: ванна – ванная пишется так же, как длинная, хотя в слове «ванная» должно быть -ннн-. На стыке корня и суффикса возможно усечение до одной согласной, напри- мер: пятитонка, кристальный, финка и пр. 2. Не соответствуют морфологическому принципу таблит- чатый, крупитчатый, добытчик (тч пишется вместо цч, чч, так как в русских словах не принято это сочетание букв (ср. инояз. ка- приччо). 3. Наличие написаний, соответствующих фонетическому принципу. От нарушений морфологического принципа надо отличать написания, также не сохраняющие единства графического облика морфем, но не сохраняющие это единство абсолютно непреодоли- мо. Их называют ограничениями морфологического принципа (их выделил А.Н. Гвоздев). К ним относят: а) написания, связанные с историческими чередованиями типа бегу – бежать, друг – друзья, смех – смешной, смотреть – рассматривать; б) написания, вызываемые слоговым принципом русской графики, например зола – земля, торжественны – тихи. Итак, в данных примерах не соблюдено единообразное на- писание морфем, но ни в том, ни в другом случае нет орфограмм, это случаи, находящиеся вне компетенции орфографических прин- ципов. Другие принципы русской орфографии (общая характе- ристика) Фонетический принцип – «пиши, как слышишь». Другое определение – это такой принцип обозначения фонем, когда фо- немы слабых позиций обозначаются буквами, адекватными этим фонемам. Бодуэн де Куртенэ называл такие написания «фонемо- графией»; термин «фонематический принцип» используют Ю.С. Маслов, Л.Р. Зиндер, Л.Б. Селезнёва. Фонетический принцип противопоставлен морфологическо- му; если счесть целесообразным, то можно всегда заменить фоне-
тические написания на морфологические. Следовательно, написа- ния по фонетическому принципу – это нарушения морфологиче- ского принципа. Фонетическому принципу отвечают следующие орфограммы: а) правописание приставок на з/с (морфологически всегда «з»). Не полностью сохраняется этот принцип даже в рамках этой орфограммы, см. слова «безвкусный», «безжалостный», «бесша- башный»; б) правописание приставок «роз/раз» – «рос/рас». Было ис- ключение «розыскной, розыскник» но словарь 1991 г. даёт уже «разыскной, разыскник»; в) ы на месте и в корне после приставок, оканчивающихся на твёрдый согласный, например, безыдейный. Исключение со- ставляют слова с иностранными приставками, с приставками «меж» и «сверх». До 1956 г. ы писалось только в русских словах, поэто- му было безидейный, безинтересный, предистория. Реформа орфографии 1956 г. упорядочила эти написания; г) о в суффиксах после шипящих в сильной позиции (мор- фологически должно быть ё – совёнок, мышёнок). Подчеркнём, что написания типа сук, страна, пол, трюм и пр. – не фонетические, так как в одних из них просто нет орфо- грамм (трюм, пол), а в других написание основано на морфологи- ческих сопоставлениях (сук – суки, страна – страны). Традиционный принцип орфографии в русском языке пред- ставляет собой такой принцип, при котором фонемы, находящие- ся в слабых позициях, обозначают одной из ряда букв, фонологи- чески возможных для обозначения данной фонемы (фонемно-тра- диционный принцип). К написаниям по традиционному принципу относят: а) орфограмма № 2, например: валторна, антагонизм и пр.; б) чередующиеся корни о//а, е//и; в) традиционно-иероглифические написания, где не по про- изношению обозначают фонемы сильных позиций, например: окончание -ого//-его на месте -ва; -чн на месте -шн. В русском языке нужно знать, где писать -шн, а где -чн, на- пример: городошник, но пустячный, помощник вместо помошник; г) традиционно-исторические написания: добрый, ломкий, тихий, строгий, хотя по морфологическому принципу – дорогой, сырой 18;
д) традиционно-этимологические написания – сохраняются этимологически, но в современном русском языке архаичны, не- системны, вступают в противоречие с похожими, но системными написаниями: «ь» (вскачь, вишь, делаешь) – здесь «ь» этимологи- чен; чёботы, чёлка – нет примеров чередований в современном русском языке, но этимологически есть слова «чело», «чеботарь». Периферийным является принцип графико-морфологичес- ких аналогий. К нему относятся написания: «ь» для уравнивания парадигм 3-го склонения (отмель – тишь); повелительное накло- нение (взвесь – отрежь); инфинитив (делать – беречь). Подроб- нее об этом принципе читайте в указанной литературе.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение терминам «орфография» и «орфо- грамма». 2. Назовите принципы русской орфографии и охарактери- зуйте их. 3. Расскажите о морфологическом принципе. 4. Охарактеризуйте нарушения и ограничения морфологи- ческого принципа и назовите их причины.
Задания Задание 1. Приведите примеры русских слов, в орфографии которых соблюдается: 1) фонетический принцип написания; 2) мор- фемно-фонематический принцип написания (4–5 примеров).
Задание 2. Если в ряде слов происходит мена фонем в преде- лах одной и той же морфемы, то что передаёт в таком случае рус- ская орфография: тождество морфем или мену фонем? Приведите примеры таких слов. 18 Исторический комментарий к этому написанию см.: Иванова В.Ф. Совре- менная русская орфография. С. 123–124. Задание 3. А. Какие из данных слов не соответствуют в своём написа- нии правилам русской графики? Ведущему принципу русской ор- фографии? Б. На основе какого принципа орфографии пишутся эти сло- ва? Какие буквы нарушают здесь фонемный принцип русской ор- фографии? Чем можно объяснить специфику таких написаний? Моё, майор, адъютант, Нью-Йорк, майонез, маёвка, майя, бульон, маяк, йог, юг, йотированный, счастье, рассыпать, июль- ский, подыскать, транскрипция, матч, грамматика, вскачь, чёр- ный, сегодня, шил. Литература Иванова В.Ф. Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 265–278. Осипов Б.И.2 С. 58–95. Гл. 2 «История орфографии».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Словари и справочная литература Лингвистический энциклопедический словарь [Электрон- ный ресурс] / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения: 07.02.2019). Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая российская эн- циклопедия: Дрофа, 1997. 703 с. Учебники и учебные пособия Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. 383 с. (или другое издание). Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 275 с. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Рус- ский язык, 1977. 281 с. (или другое издание). Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970. 276 с. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Выс- шая школа, 1991. 192 с. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский лите- ратурный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб- ное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 320 с. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. 184 с. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2005. 304 с.
Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. 288 с. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное посо- бие. М.: Флинта: Наука, 2003. 296 с. Осипов Б.И.1 Краткий курс русской фонетики. Из лекций по современному русскому языку: учебное пособие для студентов филол. фак. Омск: Ом. гос. ун-т, 1992. 95 с. Осипов Б.И.2 История русского письма: Графика. Орфогра- фия. Пунктуация: учебное пособие. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 124 с. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Выс- шая школа, 1979. 256 с. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Нау- ка, 1982. Т. 1. 783 с.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.014 с.) |