Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики интонационных конструкций
О к о н ч а н и е т а б л. 6
Примечание. Русская грамматика. С. 107.
Интонация, являясь звуковым средством языка, в отличие от фонемы сама обладает определённым значением. Это значение иногда настолько самостоятельно, что может одинаковым с лекси- ко-грамматической точки зрения высказываниям придавать про- тивоположный смысл. Однако реализация интонации происходит тем же путём, что и других звуковых средств: изменение длительности, частоты основного тона, его интенсивности связано с общими навыками управления артикуляционными органами. Во фразе реализуется столько ИК, сколько в ней тактов. Ис- ключение составляет лишь ИК-5, поскольку имеет 2 центра. Некоторые особенности русской интонации универсальны: восходящий тон – свидетельство незавершённости, нисходящий – завершённости; угроза, злость характеризуются замедлением тем- па; просьбу и приказ передаёт одна и та же интонация.
Интонационные ошибки в речи теле- и радиожурнали- Стов Современные лингвисты с тревогой отмечают, что интона- ционные ошибки в устной публичной речи журналистов приобре- тают всё более массовый характер. В частности, выделяются сле- дующие нарушения в интонировании речи:
– мелодическое однообразие; – использование стандарта английской и англо-американс- кой речи, а именно повышения тона в конце повествовательных конструкций, как будто это незаконченное высказывание. Норма- тивно в данном случае понижение тона – оно свойственно рус- ской речи; – неверное деление фразы на смысловые отрезки, что нару- шает целостность восприятия; – повышение темпа и ритма, усиление звуковой редукции. Названные ошибки связаны в том числе и с низким профес- сионализмом журналистов, работающих в сфере устной публичной речи. Это обстоятельство ещё раз доказывает необходимость тео- ретического изучения сегодняшней темы и её дальнейшей прак- тической проработки.
Контрольные вопросы 1. Что такое интонация в узком и широком понимании? 2. Какую смысловую нагрузку несёт интонация в русской речи? 3. Докажите, что интонемы – единицы фонологической сис- темы современного русского языка.
Задания Задание 1. Прочитайте высказывания, верно их интонируя. Он вернулся. (ИК-1) А его товарищи? (ИК-4) Где нам за ними угнаться! (ИК-6) Когда он вернулся? (ИК-2) Он вернулся? (ИК-3) Когда они всё успели? (ИК-7) Как много они видели! (ИК-5) Задание 2. Придумайте контексты, которые оправдали бы употребление фразы Кто этого не знает с ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4.
Задание 3. Отметьте возможные варианты произношения отдельных звуков. Определите типы ИК. 1. – Что это такое? – Что это такое? (переспрос). Да я и сам не знаю. 2. Поедет она с нами или нет? 3. Смотрите прямо! 4. Будьте внимательнее. 5. В школу они пришли, когда уже в зале битком набился народ. 6. – Написали? 7. Откройте сборник уп- ражнений на восемьдесят пятой странице. 8.– Простите. Я не знал, что Вы уже пришли. 9. – Подойдите ко мне! Почему Вы опо- здали? 10. – Разве непонятно? – А что я должен понять? 11. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. 12. Я не знаю, что я должен понять. 13. Так мы и не узнали, как это делается. 14. Они разговаривали необыкновенно долго, как это делают озабоченные люди. 15. – Хорошо бы закончить все сегодня вечером, – сказал он немного помолчав. 16. Устную речь могут отличать от письмен- ной такие качества, как неподготовленность, спонтанность, не- посредственность общения. 17. Скажите, пожалуйста, где, когда и у кого можно записаться на экскурсию? 18. Любишь кататься – люби и саночки возить. 19. Не согласилась с нами, так поступай как знаешь.
Литература Брызгунова Е.А. ция». Русская грамматика. С. 96–122. Буланин Л.Л. С. 167–193. Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 101–127. Матусевич М.И. С. 222–241. Осипов Б.И.1 С. 22–37. Панов М.В. С. 168–172. Русский язык. Энциклопедия. С. 157–158. Раздел «Интона- Тема 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.007 с.) |