Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация исторических источников
Существует множество классификаций источников. В отечественной науке выделяют: письменные источники, материальные источники, этнографические источники, фольклорные, лингвистические (остатки древнейших языков в современном мире). Многие слова в русском языке «топор», «собака» - заимствованы от тюрков;
Ономастические, топонимические и т.д. «Выделение лексического ядра»
Глоттохронология – гипотетический метод сравнительно-исторического языкознания для предположительного определения времени разделения родственных языков, основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остаётся примерно одинаковой.
кино, фотодокументы; аудиоисточники (устные) – развитие получили с 50-х годов XX века.
Классификация по типу носителей: - письменные - устные - материальные - визуальные
В 90-е годы XX века – «визуальный» поворот «Симпсоны» Письменные источники – их много, и они очень разнообразны.
Нарративные (повествовательные) – летописи, хроники, мемуары, личная переписка, дневники, записные книжки, жития святых, автобиографии, научно-политические трактаты… Законодательные – Русская Правда, Законы Хаммурапи.
Актовый материал – свидетельство о разводе, купля-продажа, договоры между компаниями.
Периодика – развитие различных событий в подробностях по дням недели – «Вестник Европы» Карамзина
Аннотированный указатель статей в СПб.
Художественная литература – повести, романы (быт, обычаи, традиции)
«Война и мир» (не нужно по ней судить об Отечественной войне 1812 года, слишком однобоко)
Р. Киплинг – идеология колониальной политики через книги формирование империалистического сознания.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
I ЭТАП – исследователь старался максимально точно перевести язык источника на современный язык.
II ЭТАП – дается объяснениетому, что понял автор.
XIX в. – это пересказ источника.
II пол. XIX в. – рассуждение об источнике (через здравый смысл)
Историки поняли, что информацию, содержащуюся в нарративном источнике, не просто очистить от авторского смысла.
Нужно помнить, что между мышлениями людей разных эпох лежит культурно-историческая дистанция.
Историки стали обращать внимание на то, КАК автор источника воспринимал окружающий мир. (Раньше при чтении исторического источника обращалось внимание на событийную форму, а теперь – больше внимания на сознание автора источника.
В середине XX века Шлейермахер сформулировал принцип строгого разграничения герменевтики и критики источника. Герменевтика – искусство правильно понимать и истолковывать текст, находить в нём скрытые смыслы.
Критика – искусство установления подлинности источника и достоверности получаемой информации.
1. Подлинность 2. Достоверность источника 3. Интерпретация
Выделение как неких этапов: 1.Эвристический поиск («открытие») 2. Внешняя критика (проверка подлинности, достоверность сведений) 3. Этап интерпретации (установка целей и авторский замысел)
Возможна ложь, ошибки. «Константинов дар» (VI в.) – подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестору I. грамота, написанная от имени Константина Великого, первого христианского римского императора (правил в 306—337 годах), и адресованная папе римскому Сильвестру (понтификат — 314—335 годы). В «Даре» Константин рассказывает, как он, еще будучи язычником, заболел проказой и исцелился лишь после того, как Сильвестр крестил его. В благодарность за это Константин даровал папе первенство среди всех христианских святителей, своего коня, любимый Латеранский дворец, город Рим, всю западную половину империи и корону. Сильвестр от короны отказался, и Константин удалился с нею из Рима в построенный им город Константинополь, откуда стал править Восточной Римской империей, оставив Западную Сильвестру. Карта Винланда (XX в.) – карта мира неизвестного происхождения. Возможно, старейшая карта на которой изображена Америка – в виде большого острова Винланд к западу от Гренландии. Обнаружили поддельные чернила. Задача интерпретации: установить значение, которые сам автор придавал источнику – насколько автор мог достоверно изложить информацию.
4. Внутренняя критика
(Расклад на составляющие, затем представление обобщенного материала).
Сложности: - в языке источника - в необходимости реконструировать происхождение источника - в учитывании места происхождения источника, его традиции, функции, правил. Любой текст требует контекста времени, места учреждения и т.д. Использование максимально широкого круга источников: - Прямые - Косвенные
Чего нет в источнике – то и должно быть раскрыто.
«Невольные проговорки» свидетельства в источниках личного содержания.
Историк может дистанцироваться от того смысла, который вкладывали в документ современники, и ему будет важна не фактическая достоверностьсведений в документе, а детальная. (Во Франции незамужние беременные женщины могли написать заявление на соблазнителя. Главное – нормы морали).
Классификация исторических фактов:
(теоретико-познавательная)
1. Экзистенциальные (философско-литературное направление мысли) (от «существовать») было / не было? (Куликовская битва была)
2. Темпоральные (временные) Когда? В каких хронологических пределах? Раньше или позже?
Куликовская битва была после битвы на Калке, но до Грюнвальдской битвы.
Лакографические Где? Куликовская битва была на Куликовом поле, которое расположено у впадения р. Непрядвы в Дон.
4. Квантитативные (количественные) Сколько? На Куликовом поле участвовало от 200 до 300 тысяч человек.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.60.65 (0.012 с.) |