Классификация исторических источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация исторических источников



Существует множество классификаций источников.

В отечественной науке выделяют: письменные источники, материальные источники, этнографические источники, фольклорные,

лингвистические (остатки древнейших языков в современном мире). Многие слова в русском языке «топор», «собака» - заимствованы от тюрков;

 

Ономастические, топонимические и т.д.

«Выделение лексического ядра»

 

Глоттохронология – гипотетический метод сравнительно-исторического языкознания для предположительного определения времени разделения родственных языков, основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остаётся примерно одинаковой.

 

кино, фотодокументы;

аудиоисточники (устные) – развитие получили с 50-х годов XX века.

 

Классификация по типу носителей:

- письменные

- устные

- материальные

- визуальные

 

В 90-е годы XX века – «визуальный» поворот

«Симпсоны»

Письменные источники – их много, и они очень разнообразны.

 

Нарративные (повествовательные) ­– летописи, хроники, мемуары, личная переписка, дневники, записные книжки, жития святых, автобиографии, научно-политические трактаты…

Законодательные – Русская Правда, Законы Хаммурапи.

 

Актовый материал – свидетельство о разводе, купля-продажа, договоры между компаниями.

 

Периодика – развитие различных событий в подробностях по дням недели – «Вестник Европы» Карамзина

 

Аннотированный указатель статей в СПб.

 

Художественная литература – повести, романы

(быт, обычаи, традиции)

 

«Война и мир» (не нужно по ней судить об Отечественной войне 1812 года, слишком однобоко)

 

Р. Киплинг – идеология колониальной политики через книги       формирование империалистического сознания.

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

 

I ЭТАП – исследователь старался максимально точно перевести язык источника на современный язык.

 

II ЭТАП – дается объяснениетому, что понял автор.

 

XIX в. – это пересказ источника.

 

II пол. XIX в. – рассуждение об источнике (через здравый смысл)

 

Историки поняли, что информацию, содержащуюся в нарративном источнике, не просто очистить от авторского смысла.

 

Нужно помнить, что между мышлениями людей разных эпох лежит культурно-историческая дистанция.

 

Историки стали обращать внимание на то, КАК автор источника воспринимал окружающий мир. (Раньше при чтении исторического источника обращалось внимание на событийную форму, а теперь – больше внимания на сознание автора источника.

 

В середине XX века Шлейермахер сформулировал принцип строгого разграничения герменевтики и критики источника.

Герменевтика – искусство правильно понимать и истолковывать текст, находить в нём скрытые смыслы.

 

Критика – искусство установления подлинности источника и достоверности получаемой информации.

 

1. Подлинность

2. Достоверность источника

3. Интерпретация

 

Выделение как неких этапов:

1.Эвристический поиск («открытие»)

2. Внешняя критика (проверка подлинности, достоверность сведений)

3. Этап интерпретации (установка целей и авторский замысел)

 

Возможна ложь, ошибки.

«Константинов дар» (VI в.) – подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестору I. грамота, написанная от имени Константина Великого, первого христианского римского императора (правил в 306—337 годах), и адресованная папе римскому Сильвестру (понтификат — 314—335 годы). В «Даре» Константин рассказывает, как он, еще будучи язычником, заболел проказой и исцелился лишь после того, как Сильвестр крестил его. В благодарность за это Константин даровал папе первенство среди всех христианских святителей, своего коня, любимый Латеранский дворец, город Рим, всю западную половину империи и корону. Сильвестр от короны отказался, и Константин удалился с нею из Рима в построенный им город Константинополь, откуда стал править Восточной Римской империей, оставив Западную Сильвестру.

Карта Винланда (XX в.) – карта мира неизвестного происхождения. Возможно, старейшая карта на которой изображена Америка – в виде большого острова Винланд к западу от Гренландии. Обнаружили поддельные чернила.

Задача интерпретации: установить значение, которые сам автор придавал источнику – насколько автор мог достоверно изложить информацию.

 

4. Внутренняя критика

(Расклад на составляющие, затем представление обобщенного материала).

 

Сложности:

- в языке источника

- в необходимости реконструировать происхождение источника

- в учитывании места происхождения источника, его традиции, функции, правил.

Любой текст требует контекста времени, места учреждения и т.д.

Использование максимально широкого круга источников:

- Прямые

- Косвенные

 

Чего нет в источнике – то и должно быть раскрыто.

 

«Невольные проговорки» свидетельства в источниках личного содержания.

 

Историк может дистанцироваться от того смысла, который вкладывали в документ современники, и ему будет важна не фактическая достоверностьсведений в документе, а детальная.

(Во Франции незамужние беременные женщины могли написать заявление на соблазнителя. Главное – нормы морали).

 

Классификация исторических фактов:

 

(теоретико-познавательная)

 

1. Экзистенциальные (философско-литературное направление мысли) (от «существовать»)

было / не было? (Куликовская битва была)

 

2. Темпоральные (временные)

Когда? В каких хронологических пределах? Раньше или позже?

 

Куликовская битва была после битвы на Калке, но до Грюнвальдской битвы.

 

Лакографические

Где? Куликовская битва была на Куликовом поле, которое расположено у впадения р. Непрядвы в Дон.

 

4. Квантитативные (количественные)

Сколько? На Куликовом поле участвовало от 200 до 300 тысяч человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.60.65 (0.012 с.)