Идеография в основе истории – наука о неповторимом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеография в основе истории – наука о неповторимом.



Д. Алигьери «Зачем нам знать всё больше и больше»?


Нужно ли «всеведение»?


С XVII века появляется узкая специализация.

Учёный должен уметь систематизировать. Наука строится из фактов.

Несистематизированные факты – не наука история.

 

Исторические факты не как конец XIX в., а как первая ступень исторического познания.

Без научного осмысления – немые факты.

 

Между фактами и их интерпретацией неразрывная связь, две равноправные стороны одного процесса.

 

Неокантианская школа: любой факт субъективен.

 

Историк должен использовать совокупность фактов.

 

Историк делает отбор фактов – черновая, трудная работа.

 

 

ЧТО ТАКОЕ «ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ»?

 

В XIX веке твёрдо установленные знания, извлечённые из исторического источника (события, процесс, явление).

 

Позитивисты – факт – нечто объективно существующее, которое нужно найти и зафиксировать.

 

На рубеже XIX-XX вв. – некая эвристическая (теоретическая) конструкция, как продукт теоретического сознания.

 

49 г. до н.э. – Цезарь перешёл Рубикон.

(исторический факт имеет и приписываемое значение) год + значение (субъективность)

 

XIX в. – «открыть» факт

XX в. – «создать» факт (+ значение)

 

Факты обнаруживаются или создаются?

+ Реконструируем прошлое + Конструируем прошлое

 

Научный факт – научное положение, которому придается значение истины.

 

научный факт НЕ РАВЕН исторический факт

 

Два подхода

Исторический факт – фрагмент действительности (реальности), объективные события или процесс, имевшие место в реальности. Исторический факт – отражение исторической действительности в сознании историка. Это особое знание о событии, достояние наука, массового сознания. Отражение в сознании факта, имевшем место в реальном мире.
ФАКТ– СОБЫТИЕ ФАКТ–ЗНАНИЕ
Исторический факт = объективное историческое событие Исторический факт не обязательно адекватен реальному положению вещей, хотя и не плод чистой фантазии.
«Факты всё равно будут существовать» Исторические факты существуют лишь благодаря сознанию историка.
Не зависимо от воли, сознания  
Факт – вещь вне сознания  
Метод критического анализа источника  

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Появление гуманистов:

– рационалистический метод

– секуляризация исторического сознания

 

История в XV-XVI вв. очень популярна.

Разумное изучение истории.

 

С XVI века появляется история «учёная». Ещё субъективна, но вырабатывается метод поиска документов и проверки их подлинности.

II пол. XVI века – история цивилизаций

 

Люди эпохи Возрождения и Реформации заново открыли для себя Античность.

Их описания греко-римского мира было основано на новой концепции прошлого.

 

В этот период время – уже не считает исходящим от Бога элементом.

 

Помимо теологов историки (Томас Мор – юрист).

 

Библейская интерпретация времени развенчивается.

 

История – процесс с разрывами и чередованиями.

 

С XVI века – интерес к истории буржуазии.

 

По циклической концепции истории трансформацией человечества, а также ход истории является циклическим продуктом.

 

Однако в конечном итоге всё определяется за счет конкретных действий людей.

 

Появление «историозированного» понятия. Причины ищут в человеческих поступках         причинно-следственная идея изучения истории

Жан Баден – историк эпохи Возрождения

 

«История должна интересоваться только фактами».

 

Факты носят человеческий характер, ничего божественного.

 

Ла Поплиньер – гуманист, новые принципы изучения истории Франции. История – наука синтезная. Критикует провиденциализм.

 

Макс Барг – с эпохи Возрождения собственно возникает историческое сознание.

 

В XVI в. появляется эрудистская история. Своеобразная разделение труда, т.е. кто-то собирает историческое знание, кто-то описывает.

 

Появление историков-антикваров (собирание и публикация источников).

 

В XVII в. история отделяется и уходит на задний план.
Влияние скептицизма.

Кризис историографии. «Поэтическая история» близка к литературе.

 

Источник Цицирон. «История Франции» Франсуа Куперен.


История популяризировалась как «служанка политика».

 

Распространение антикваров.

Жан Мабильон – основатель дипломатии. Монах-бенедиктианец.

 

Критика исторических документов.

 

Ришар Симон – внутренняя критика документов.

 

«Историк должен пропускать через историко-филологическое сито».

 

Жак Бенинь Боссюэ – представитель провиденциализма.

 

История как разновидность литературы.

 

 

ИСТОРИЗМ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ВЕК ТОРЖЕСТВА ИСТОРИИ

 

Философы занимаются историей, т.е. философский взгляд.

 

Появление «философии истории» (употребил Вольтер)             извлечение полезных истин из прошлого.


Диалектическое содержание в истории (Дидро)

 

«Историографическая революция» – повышается рационалистический подход к познанию мира.

 

Знание должно быть экспериментальным, в другом случае – мнение.

 

История – объясняющая, с философскими выводами.

«Специфика философии истории» (Иоганн Готлиб Фихте) 1809 г.

 

- История нужна философу для иллюстрации своих идей.

- Основной объект истории – настоящее

- Философ имеет полное право по своему усмотрению выбрать примеры из прошлого.

Развитие

Циклическое (Вико, Гибон) Линейное (Кондорсе)
«Мир прогрессировал от варварства до цивилизации» «Путь прогресса»
Движущие силы истории в человеческом сознании  

 

Вольтер – расширение круга тем/предметов для рассмотрения историей.

«Очерки о нравах»

«Век Людовика XIV»


Педагогическая ценность истории

Борьба с мракобесием

 

Не отказывается от теологической теории

«Первые сигналы атеизма»

 

 

 


История от истоков до настоящего момента

Всеобщая история


Работы не многотомные (Гегель)

 

Не вдаваться в детали – важнее глобальный охват истории

 

Из устанавливающей истории – в понимающую

 

Механизм (использование технических понятий в истории) – из-за технической революции.

 

Натуралистический взгляд

Идея прогресса (Иоганн Готфрид Гердер, Джамбаттиста Вико,Мари Жан Антуан Никола Кондорсе)

 

 


движение народа по пути прогресса

 

Расцвет парадигматической истории (сочинения Вольтера, Шарля Луи Монтескье)

История не самоценна.

Оформление истории как науки происходит в XIX веке.

Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

 

Историческое познание – форма отражения исторической действительности.

 

 

КАКУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЫГРАЛ НОС КЛЕОПАТРЫ. ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И СЛУЧАЙНОСТИ.

 

История не знает сослагательного наклонения. (Никаких «если бы ….»)

«Нереализованные исторические возможности» (альтернатива)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.202 (0.015 с.)