Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика анализа движения товаров в организации розничной торговли
Важным элементом учета и анализа движения товаров в розничной торговле является обеспечение достаточного уровня контроля за своевременным и правильным оформлением, полнотой оприходования, списания отгруженных товаров, соблюдением порядка формирования продажных цен и формирования торговых надбавок, ведения расчетов с поставщиками и покупателями, своевременным погашением дебиторской задолженности, выполнением плана по товарообороту и выручке, выявление неликвидных позиций, изучение динамики движения ТМЦ, а также пути эффективности их использования. Целью анализа является изучение тенденций развития предприятия розничной торговли и обоснование резервов роста продаж продукции на рынке. Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач анализа движения товаров: - определение текущего состояния (т.е. оценка объема продаж за период); - изучение динамики движения товаров; - изучение структуры запасов товарно-материальных ценностей; - проверка выполнения плана (прогноза) по показателям товарооборота розничного предприятия, удовлетворения спроса потребителей на отдельные товары и освоение долгосрочных нормативов по показаниям торговой деятельности, определение тенденций экономического и социального развития организаций розничной торговли; - изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; - выявление путей, возможностей и резервов расчета товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов; - разработка оптимальных стратегических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торговой деятельности организации; - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей; - изучение экономической целесообразности распределения и использования прибыли. Объем товарооборота продукции является важнейшим показателем для организаций розничной торговли. Анализ движения товаров необходимо начать с определения товарооборота в натуральном и стоимостном выражении в текущих ценах. Определяется степень выполнения плана продаж на текущий период, сумма перевыполнения или не выполнения и процент выполнения по следующим формуле (1.1):
, (1.1)
где ∑П(Н) – сумма перевыполнения (невыполнения) плана товарооборота, руб.; Тф – фактический объем продаж, Тп – плановый объем товарооборота.
Для анализа выполнения плана по товарообороту рассчитывается процент выполнения плана товарооборота (формула (1.2)):
Т% = Тф / Тп ×100, (1.2)
где Т% - процент выполнения плана товарооборота.
Следующим этапом анализа товарооборота является анализ его динамики. В процессе анализа динамики товарооборота рассчитываются абсолютный и относительный темпы роста и темп прироста. Абсолютный темп роста – сумма увеличения (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым (формула (1.3)):
, (1.3)
где Т1 – объем товарооборота в отчетном году, руб. Т0 – объем товарооборота в прошлом году, руб.
Относительный объем роста (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом по сравнению с прошлым годом (формула (1.4)): %Р(У) = Т1/Т0×100, (1.4)
Темп прироста (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом (формула (1.5)):
Δ= Т1/Т0×100-100, (1.5)
где Δ — темп прироста (уменьшения) объема товарооборота, %.
Затем необходимо оценить структуру розничного товарооборота торгового предприятия по отдельным товарным группам (в рублях и процентах). Анализ структуры ассортимента включает в себя проведение ABC и XYZ анализов. ABC-анализ — это анализ ассортимента, объема продаж различным группам потребителей, товарных запасов путем деления их на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия: А — наиболее ценные (обеспечивает 80 % продаж / прибыли, обычно составляет 15–20 % от ассортиментного ряда);
В — промежуточные (обеспечивает 15 % продаж / прибыли, обычно составляет 35–20 % от ассортиментного ряда); С — наименее ценные (обеспечивает 5 % продаж / прибыли, обычно составляет 50–60 % ассортиментного ряда). Алгоритм выполнения ABC-анализа: Выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом); Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.); Группировка списка объектов по убыванию значимости параметра (вверху списка располагаются товары, приносящие, например, наибольшую долю оборота; внизу — приносящие наименьшую); Распределение по категориям А, В и С. Если АВС-анализ позволяет выявить товары, приносящие наибольшую прибыль, то XYZ-анализ дополняет его и позволяет анализировать стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента. Распределение товаров на категории X,Y и Z определяется значением коэффициента вариации (v). Согласно классическому подходу к категории X относятся товары с коэффициентом вариации от 0 до 10 % и высокой стабильность спроса, к категории Y — от 10 до 25 %, для которых характерны сильные колебания объема спроса, а к категории Z — товары с нерегулярным спросом и коэффициентом вариации более 25 % [10]. Границы групп могут быть установлены индивидуально каждым торговым предприятием. Коэффициент вариации — это величина, которая выражается в процентах и показывает отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Расчет коэффициента вариации (v) проводится по формуле (формула (1.6)):
Где xi - значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период; хср - — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа; n — число периодов, n — число периодов.
Алгоритм выполнения XYZ-анализа: - выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — товарная группа, товарная единица и т. д.); - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год); - определение коэффициентов вариации для анализируемых объектов; - группировка списка объектов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации; - распределение по категориям X, Y, Z. Для анализа изменений розничного товарооборота и движения товаров в рамках организации розничной торговли, можно применять и обще статистические методы: 1) анализ с использованием структурных средних: - изучение модальных показателей товарооборота. Мода рассчитывается по (формуле (1.7)):
где ХМо – нижняя граница модального интервала; iMo – размер модального интервала; fMo – частота модального интервала; fMo-1 – частота интервала предшествующего модальному; fMo+1 – частота интервала следующего за модальным.
- изучение медианных значений в динамике розничного товарооборота(формуле (1.8)):
где ХМе– нижняя граница медианного интервала, iМе – величина медианного интервала, ∑fi/2– полу-сумма всех частот, fМе – частота медианного интервала, SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
2) индексный метод анализа: - индивидуальный индекс товарооборота, рассчитывается по формуле (1.9):
iq = q1/q0, (1.9)
где q1 – объём продаж организации в текущем периоде; q0 - объём продаж организации в базовом периоде.
- агрегатный индекс физического объема товарооборота по методу Ласпейреса (формула (1.10)):
Iq = ∑q1p0 / ∑ q0p0, (1.10)
где р1 – цена на продукцию организации в текущем периоде; р0 – цена на продукцию организации в базовом периоде.
- агрегатный индекс физического объема товарооборота по методу Пааше (формула (1.10)):
Iq = ∑q1p1 / ∑ q0p1, (1.10)
Для анализа также может быть применен метод индексов средних величин, для этого на основе данных об объеме продаж и ценах на продукцию рассчитываются индексы переменного, фиксированного составов и структурных сдвигов. Анализ движения товаров позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж [28]. Данные, полученные в результате проведения анализа, позволят разработать комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению торговли, нормализации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения [36].
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.023 с.) |