Методика анализа движения товаров в организации розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа движения товаров в организации розничной торговли



 

 

Важным элементом учета и анализа движения товаров в розничной торговле является обеспечение достаточного уровня контроля за своевременным и правильным оформлением, полнотой оприходования, списания отгруженных товаров, соблюдением порядка формирования продажных цен и формирования торговых надбавок, ведения расчетов с поставщиками и покупателями, своевременным погашением дебиторской задолженности, выполнением плана по товарообороту и выручке, выявление неликвидных позиций, изучение динамики движения ТМЦ, а также пути эффективности их использования.

Целью анализа является изучение тенденций развития предприятия розничной торговли и обоснование резервов роста продаж продукции на рынке. Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач анализа движения товаров:

- определение текущего состояния (т.е. оценка объема продаж за период);

- изучение динамики движения товаров;

- изучение структуры запасов товарно-материальных ценностей;

- проверка выполнения плана (прогноза) по показателям товарооборота розничного предприятия, удовлетворения спроса потребителей на отдельные товары и освоение долгосрочных нормативов по показаниям торговой деятельности, определение тенденций экономического и социального развития организаций розничной торговли;

- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;

- выявление путей, возможностей и резервов расчета товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

- разработка оптимальных стратегических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торговой деятельности организации;

- выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей;

- изучение экономической целесообразности распределения и использования прибыли.

Объем товарооборота продукции является важнейшим показателем для организаций розничной торговли. Анализ движения товаров необходимо начать с определения товарооборота в натуральном и стоимостном выражении в текущих ценах. Определяется степень выполнения плана продаж на текущий период, сумма перевыполнения или не выполнения и процент выполнения по следующим формуле (1.1):

 

,                                           (1.1)

 

где ∑П(Н) – сумма перевыполнения (невыполнения) плана товарооборота, руб.;     

Тф – фактический объем продаж, Тп – плановый объем товарооборота.

 

Для анализа выполнения плана по товарообороту рассчитывается процент выполнения плана товарооборота (формула (1.2)):

 

Т% = Тф / Тп ×100,                                         (1.2)

 

где Т% - процент выполнения плана товарооборота.

 

Следующим этапом анализа товарооборота является анализ его динамики. В процессе анализа динамики товарооборота рассчитываются абсолютный и относительный темпы роста и темп прироста.

Абсолютный темп роста – сумма увеличения (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым (формула (1.3)):

 

,                                           (1.3)

 

где Т1 – объем товарооборота в отчетном году, руб. Т0 – объем товарооборота в 

прошлом году, руб.

 

Относительный объем роста (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом по сравнению с прошлым годом (формула (1.4)):

%Р(У) = Т10×100,                                           (1.4)

 

Темп прироста (уменьшения) товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом (формула (1.5)):

 

Δ= Т10×100-100,                                             (1.5)

 

где Δ — темп прироста (уменьшения) объема товарооборота, %.

 

Затем необходимо оценить структуру розничного товарооборота торгового предприятия по отдельным товарным группам (в рублях и процентах). Анализ структуры ассортимента включает в себя проведение ABC и XYZ анализов.

ABC-анализ — это анализ ассортимента, объема продаж различным группам потребителей, товарных запасов путем деления их на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия:

А — наиболее ценные (обеспечивает 80 % продаж / прибыли, обычно составляет 15–20 % от ассортиментного ряда);

В — промежуточные (обеспечивает 15 % продаж / прибыли, обычно составляет 35–20 % от ассортиментного ряда);

С — наименее ценные (обеспечивает 5 % продаж / прибыли, обычно составляет 50–60 % ассортиментного ряда).

Алгоритм выполнения ABC-анализа:

Выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом);

Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.);

Группировка списка объектов по убыванию значимости параметра (вверху списка располагаются товары, приносящие, например, наибольшую долю оборота; внизу — приносящие наименьшую);

Распределение по категориям А, В и С.

Если АВС-анализ позволяет выявить товары, приносящие наибольшую прибыль, то XYZ-анализ дополняет его и позволяет анализировать стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента.

Распределение товаров на категории X,Y и Z определяется значением коэффициента вариации (v).

Согласно классическому подходу к категории X относятся товары с коэффициентом вариации от 0 до 10 % и высокой стабильность спроса, к категории Y — от 10 до 25 %, для которых характерны сильные колебания объема спроса, а к категории Z — товары с нерегулярным спросом и коэффициентом вариации более 25 % [10].

Границы групп могут быть установлены индивидуально каждым торговым предприятием. Коэффициент вариации — это величина, которая выражается в процентах и показывает отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Расчет коэффициента вариации (v) проводится по формуле (формула (1.6)):

 

  , (1.6)

 

Где xi - значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период; хср - — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа; n — число периодов, n — число периодов.

 

Алгоритм выполнения XYZ-анализа:

- выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — товарная группа, товарная единица и т. д.);

- определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год);

- определение коэффициентов вариации для анализируемых объектов;

- группировка списка объектов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;

- распределение по категориям X, Y, Z.

Для анализа изменений розничного товарооборота и движения товаров в рамках организации розничной торговли, можно применять и обще статистические методы:

1) анализ с использованием структурных средних:

- изучение модальных показателей товарооборота. Мода рассчитывается по (формуле (1.7)):

 

, (1.7)

 

где ХМо – нижняя граница модального интервала;

iMo – размер модального интервала;

fMo – частота модального интервала;

fMo-1 – частота интервала предшествующего модальному;

fMo+1 – частота интервала следующего за модальным.

 

- изучение медианных значений в динамике розничного товарооборота(формуле (1.8)):

 

, (1.8)

 

где ХМе– нижняя граница медианного интервала,

iМе – величина медианного интервала,

∑fi/2– полу-сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшес­твую­щего медианному.

 

2) индексный метод анализа:

- индивидуальный индекс товарооборота, рассчитывается по формуле (1.9):

 

iq = q1/q0,                                                                               (1.9)

 

где q1 – объём продаж организации в текущем периоде;

q0 - объём продаж организации в базовом периоде.

 

- агрегатный индекс физического объема товарооборота по методу Ласпейреса (формула (1.10)):

 

Iq = ∑q1p0 / ∑ q0p0,                                     (1.10)

 

где р1 – цена на продукцию организации в текущем периоде;

р0 – цена на продукцию организации в базовом периоде.

 

- агрегатный индекс физического объема товарооборота по методу Пааше (формула (1.10)):

 

Iq = ∑q1p1 / ∑ q0p1,                                     (1.10)

 

Для анализа также может быть применен метод индексов средних величин, для этого на основе данных об объеме продаж и ценах на продукцию рассчитываются индексы переменного, фиксированного составов и структурных сдвигов.

Анализ движения товаров позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж [28].

Данные, полученные в результате проведения анализа, позволят разработать комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению торговли, нормализации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения [36].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.023 с.)