Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бухгалтерский учет движения товаров в организации розничной торговли
Предприятия обладают достаточной степенью свободы при осуществлении выбора форм учета, которые закрепляются в учетной политике, не смотря на регламентирование налогового и бухгалтерского учета в законодательстве Российской Федерации. Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете», учетная политика – это совокупность способов ведения предприятием бухучета, определяющийся организацией для организации бухгалтерского учета [6]. Торговая организация разрабатывает рабочий план счетов, используемый в своей деятельности, на основании плана бухгалтерских счетов. При необходимости предприятие добавляет субсчета или сокращает перечень тех, которые не используются. Субсчета используются для организации аналитического учета, с целью организации детальный аналитический учет, который будет удобным для работы. В рамках учетной политики осуществляется выбор формы бухучета в состав которых включаются формы регистрации первичных данных и заполнение учетных регистров. [19] Под учетным регистром понимается – форма обобщения учетных записей. Применяются регистры аналитического и синтетического учета. К основным формам бухгалтерского учета относят: - журнально-ордерная; - мемориально-ордерная; - автоматическая. В рамках журнально-ордерной формы учета используется линейно-позиционная запись и формирование накопительных регистров. Важным учетным регистром являются – журналы-ордера. В журналы ордера вносятся записи на основании накопительных ведомостей, а также при поступлении документов. Отдельный журнал-ордер отражает информацию по одному счету, хотя возможно использование для нескольких счетов, которые являются близкими по экономическому содержанию. Обороты по кредиту отражаются в журналах-ордерах, а по дебету в ведомостях. Журнал-ордер заполняется в течении календарного месяца, а затем итоговые обороты включаются в главную книгу, заполнение которой осуществляется на протяжении 1 года, что позволяет обобщить данные текущего учета [33]. Наиболее распространенными формами налогообложения торговых предприятий являются – единый налог на вмененный доход (ЕНВД) до 01.01.2020 и упрощенная система налогообложения (УСН). Данные формы отличаются для методологии ведения бухучета по составу учетных регистров.
Система проведения операций по бухучету в организациях розничной торговли регламентирована, структура которой представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Последовательность операций, направленных на отражение товаров в бухучете
Синтетический учет товаров ведется с использованием следующих счетов: 41, 42, 45, 90. В торговой организации основным счетом для отражения товаров и их движения является счет 41 «Товары». Счет используется с целью обобщения информации, характеризующей наличие и движения товаров, относящихся к товарам, и должны быть реализованы. На этом счете также учитывается тара, которая используется в деятельности торговой организации. К данному счету открываются субсчета [41]: - 41-1 «Товары на складах»; - 41-2 «Товары в розничной торговле»; - 41-3 «Тара под товаром и порожняя»; - 41-4 «Покупные изделия». Возможно использование и других субсчетов. Поступление товаров и тары отражается по дебету счета 41, а выбытие по кредиту, т.к. счет активный. Счет корреспондирует со счетами, представленными на рисунке 1.3. В учетной политике торгового предприятия закрепляется способ учета товаров: - по покупным ценам; - по фактической себестоимости; - по учетным ценам; - по продажным ценам. Предприятия розничной торговли чаще используют метод учета по фактической стоимости товара или по продажным ценам, предполагающим выделение торговой наценки.
Рисунок 1.3 – Корреспондирующие счета к счету 41 «Товары»
Покупные цены наиболее часто используются в деятельности организаций оптовой торговли. В розничной торговле используется метод учета по фактической стоимости или по продажным ценам, которые предполагают выделение торговой наценки. Последний метод не часто используется в реальной практической деятельности. Из стоимости фактического приобретения при поступлении товара должен быть выделен НДС, по ставке, которая установлена на данный вид товаров, после перечисления денежных средств продавцу НДС принимается к вычету. Для корректного учета наценок на приобретение по продажным ценам используется счет 42 «Торговая наценка», который используется только в кредитовой части корреспонденции счетов.
Счет 42 «Торговая наценка» используется для учета наценок при приобретении по продажным ценам. При выбытии товаров по разным причинам, суммы наценок сторнируются с кредита счета 42. Счет 42 корреспондирует со следующими счетами: - 41 «Товары»; - 44 «Расходы на продажу»; - 90 «Продажи»; - 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей». Аналитический учет по данному счету позволяет обеспечить отражение разницы в цене, среди товаров, реализуемых и отгруженных. При невозможности своевременного получения выручки от продажи товаров по различным причинам используется счет 45 «Товары отгруженные». Данный счет позволяет учитывать процесс перехода права собственности на реализуемые товары. Данный счет относится к активным, в связи с этим отражение товаров по нему совпадает с процессом отражения по счету 41. Корреспондирующие счета представлены на рисунке 1.4 [42]:
Рисунок 1.4 – Корреспондирующие счета к счету 45 «Товары отгруженные»
Торговля является основным видом деятельности магазинов, в связи с этим предприятия розничной торговли используют в своей деятельности счет 90 «Продажи». Данный счет позволяет отражать фактическую себестоимость реализуемых товаров, право собственности на которые переходит покупателю. У данного счета есть ряд субсчетов [41]: - 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Для отражения фактической себестоимости товаров используются следующие методы оценки: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений. В случае возникновения ситуации, которая требует снижения цены на товары по различным причинам, проводится уценка. Увеличение цены реализации уцененной продукции соответствует схемам отражения по стоимости приобретения в иных случаях применяется метод, ориентированный на продажные цены [9]. Издержки обращения, формирующиеся в процессе движения и реализации товаров в организациях розничной торговле отражают на счете 44 «Издержки обращения». На данный счет относят связанные с процессом реализации расходы и потери. Формируемая кредиторская задолженность розничного продавца перед поставщиками товаров отражается через счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Также в корреспонденциях счетов используются счета 19 «НДС по приобретенным ТМЦ», 68 «Расчеты с бюджетом», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» [5]. Принятие товаров на ответственное хранение отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», комиссионные товары отражаются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». Детализация показателей в денежном и натуральном выражении осуществляется посредством аналитического учета. Ведение аналитического учета в организациях розничной торговли осуществляется посредством и в соответствии с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.
Аналитический учет осуществляется в рамках хозяйствующих субъектов и материально-ответственных лиц по товарному ассортименту. Посредством аналитического учета осуществляется контроль за движением товаров. Данный вид учета позволяет выявить недостачи, определить рентабельность продаж. Аналитический учет осуществляется по ассортименту товаров, а также по каждому наименованию. Все операции в бухгалтерском учете подтверждаются первичными документами. Оформление документов напрямую затрагивает материальную сторону деятельности торговой организации. «Ответственность за оформление, достоверность и своевременную передачу документом для применения в бухгалтерском учете несут лица, подпись которых стоит на документе. Формы документов определяются торговой организацией в соответствии с системой учетной документации, которая в нормативном виде приводится в Альбоме форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании» [2, c.8]. Помарки, подчистки, нечитаемые исправления не допускаются в первичных документах. Исправления производятся зачеркиванием и внесением правильной надписи над зачеркиванием текстом. Исправления оговариваются в документе и подтверждаются подписями и печатью. В основном первичные документы составляются в двух экземплярах. В торговле выделяют следующие основные стадии в движение товаров: поступление товаров; продажа. Для документального отражения используются стандартные формы документов (ТОРГ), которые приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Перечень первичных документов для отражения учета движения товаров
Поступление товаров в организацию – это определенный процесс, включающий стандартный алгоритм действий всех участников процесса: представителя поставщика, покупателя, материально – ответственного лица, заведующего складом, бухгалтера, руководства организации, что отражено на рисунках 1.5 – 1.6.
Основанием для отражения операции по приобретению товаров являются договора купли - продажи. Товары поступают в организацию с сопроводительными документами - товарными накладными и счет - фактурами. Товарные накладные могут рассматриваться и как приходные, и как расходные документы. «Расходным документом накладная является для поставщика, который отпускает товар; приходным – для покупателя, т.е. для самой торговой организации. Для него она является основанием для операции оприходования товара» [25, c.109].
Рисунок 1.5 – Этапы приемки товаров по количеству
Рисунок 1.6 – Этапы приемки товаров по качеству Накладная выписывается поставщиком при отгрузке товаров, подписывается она двумя сторонами – материально-ответственных лиц поставщика и покупателя, которые соответственно сдают и принимают товар. Подписи подтверждают принятие товара в объявленном количестве, соответствующем ассортименте и по ценам, указанным в накладной. Фактические расхождения на момент приемки товаров по количеству и качеству могут быть предъявлены поставщику в форме претензий, однако, делать это необходимо до момента подписания накладной, так как она является документом, подтверждающим первоначальный осмотр товара. Одной из разновидностей накладных является товарно – транспортная накладная, к которой могут прилагаться дополнительные документы на товар, упаковочные листы, спецификации, о чем в самой накладной делается соответствующая отметка. Методические рекомендации позволяют оприходовать товар по счету и счет-фактуре. Счет-фактура (форма 868а) и счет (форма 868) заполняются при наличии большого количества товаров, они являются основаниями для оплаты товаров [41]. В случае, когда приемка товаров происходит на складе поставщика, необходима доверенность материально-ответственного лица, которая подтверждает его право на получение товаров. Без доверенности операция не считается выполненной должным образом оформленной. Первоначальная приемка товаров по количеству и качеству производится через внешний осмотр, результаты которого вносятся в товаросопроводительный документ [23]. Приемку товаров производят по «Акту о приемке товаров» (форма № ТОРГ-1), который составляют члены приемочной комиссии. В том случае, если выявляются количественные и качественные расхождения при приемке, которые не подтверждают правильность данных, указанных в товаросопроводительных документах, применяют «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2), составляемый в четырех экземплярах, а также «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров» (форма № ТОРГ-3), составляемый в пяти экземплярах. Эти акты могут служить основанием для выставления претензии. Также в актах не указываются данные по тем товарам, в которых не обнаружено расхождений [33].
После окончания приемки и составления соответствующих актов, все документы (акты и товаросопроводительные документы) передаются в бухгалтерию. В том случае, если в качестве товаросопроводительного документа идет только накладная и отсутствует счет или счет – фактура, товары принимаются согласно «Акта о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4), который отражает поступление товаров по фактическому наличию. Составляется два экземпляра акта, первый из которых передается в бухгалтерию, а второй - материально ответственному лицу. Внутреннее перемещение товаров (по структурным подразделениям или между материально - ответственными лицами) отражается посредством «Накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары» (форма № ТОРГ-13) [19]. Если возникает бой, порча, лом товаров, то они должны быть уценены или списаны на основании «Акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-15), составляемом в трех экземплярах. Первый передается в бухгалтерию, на его основании бухгалтер списывает товары; второй экземпляр остается в том структурном подразделении, в котором хранились товары; третий остается на руках в материально-ответственного лица. Периодическое проведение инвентаризации в торговых предприятиях позволяет выявить недостачи и излишки товаров, их большое количество и значимость делает инвентаризацию необходимой. Закон «О бухгалтерском учете» в ст.11 указывает, что активы, к которым относятся товары в торговых организациях, подлежат инвентаризации, которая позволяет сопоставить данные фактические с данными учетными. Расхождения отражаются в том отчетном периоде, в котором проводилась инвентаризация. «Инвентаризация проводится либо в сроки, установленные законодательно, либо планово или внепланово, в соответствии с графиком инвентаризаций в торговом предприятии. Так как инвентаризация товаров на складе торговой организации – это очень трудоемкий процесс, то проведение инвентаризации осуществляет инвентаризационная комиссия» [15]. На первом этапе издается приказ с указанием сведений об инвентаризационной комиссии, точный период проведения инвентаризации, причины и перечень товаров на складе, которые подлежат инвентаризации. В процессе подготовки определяется кто и за что отвечает, какие методы проверки будут использованы. В процессе проведения инвентаризации обеспечивается фактический пересчет товара, определяется соответствие фактических и учетных данных. «Особенностью фактического пересчета товаров в торговле является то, что применяется метод натуральной проверки, в котором помимо пересчета количества выполняется взвешивание и обмер товаров. Такая система проведения инвентаризации предполагает, что товар должен быть открыт (вскрытые упаковки), если же упаковка не повреждена, то возможна документальная проверка» [34, c.170]. Данные о фактическом количестве товара заносятся в инвентаризационные описи (форма ИНВ - 3), к которым прилагаются акты обмеров, отвесов и иные документы, которые могут подтвердить фактическое наличие количество товара. Движение товаров на момент проведения инвентаризации останавливается полностью, основанием для движения не может служить даже продажа этого товара. В условиях автоматизации учета процесс инвентаризации несколько облегчается, так как возможно использовать сканер. После окончания инвентаризации все оформленные и подписанные документы передаются в бухгалтерию. «Отражение результатов инвентаризации производится в сличительных ведомостях (форма ИНВ - 19), которые позволяют определить расхождения данных бухгалтерского учета и инвентаризационных описей. Ведомость составляется в двух экземплярах. Один хранится в бухгалтерии, второй передается материально-ответственному лицу» [17, c.111]. Если в процессе проведения инвентаризации обнаружена недостача или порча товаров, что требует их списания, то составляется «Акт о списании товаров» (форма № ТОРГ-16). Для уценки товаров вследствие морального устаревания, снижении спроса, понижении качества применяется «Акт об уценке товарно-материальных ценностей» (форма № МХ-15), составляемый в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – у материально-ответственного лица. Он же может прикладываться к товарной накладной, если товар решено продавать по более низким ценам или возвращать поставщику.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.033 с.) |